Заключение ДС (1091622), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Зелинского РАН (ИОХ РАН).Замечания: в таблице 6 величины a0 даны в размерности ммоль/г·мин·атм, а впредшествующем тексте – в ммоль/ г·атм, что, конечно, ошибочно.5 желательно было бы указать на грамм катализатора или на грамм железапосчитаны приведенные величины активности.3)Чернавский Петр Александрович, д.х.н., профессор, ведущий научныйсотрудник кафедры физической химии Химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.
Замечание: в тексте автореферата не представлен состав газообразных продуктовсинтезаФишера-Тропшавприсутствиинаноразмерныхжелезосодержащих каталитических дисперсий.4)Ростовщикова Татьяна Николаевна, д.х.н., ведущий научный сотрудниккафедры химической кинетики Химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Замечания:использование полимеров позволяет устранять один из серьезныхнедостатков железосодержащих катализаторов – их низкую стабильность.Однако в автореферате отсутствуют данные, позволяющие судить остабильности предлагаемых материалов;в автореферате на с. 18 отмечается хорошая корреляция результатовработы с данными других исследователей, однако такое сравнениеследовало бы провести детальнее;в автореферате содержатся отдельные ошибки и неточности, вчастности, в подписях к рис.
10–12 и в табл. 4 отсутствует расшифровкаобозначения П-2, а название рис. 13 звучит как «Влияние скорости…оттемпературы».5)Маркова Екатерина Борисовна, к.х.н., старший преподаватель кафедрыфизической и коллоидной химии РУДН. Замечание: представление результатов, которое позволило автору сделать вывод одискриминациидвухосновныхмеханизмовпревращенияСОвуглеводороды, сделано автором не лучшим образом. На с.
14, 19автореферата результат, опровергающий механизм 2, должен бы бытьпредставленкакрасхождениезависимостейскоростиотнелинейныхобратнойэкспериментальныхтемпературыслинейнымирасчетными, требующимися по уравнению Аррениуса.66)БорщВячеславНиколаевич,к.х.н.,заведующийлабораториейкаталитических процессов Института структурной макрокинетики и проблемматериаловедения РАН. Замечания: на спектрах РФА (рис.2) непонятна цифровая кодировка пиков отдельныхфаз; из рис. 5 и предположения на с. 15 следует, что связь металлическогоядра с полимером осуществляется посредством активных групп (–CN, –ОH).
Однако на с. 14 по результатам анализа ИК-спектров делаетсязаключение о том, что в процессе синтеза дисперсии катализатораактивныегруппыполимеровотщепляются,трансформируясьвсопряженную систему, с которой, собственно, и связываются атомыжелеза металлического ядра; имеется противоречие между рис. 1, на котором максимумы основныхпиков распределения частиц катализаторов по размерам лежат винтервале примерно 600–1300 нм, и табл. 2, в которой эти размеры напорядок меньше.7)ШмидтФедорКарлович,д.х.н.,профессор,профессоркафедрыфизической и коллоидной химии Иркутского государственного университета,заслуженный деятель науки и техники РФ, и Белых Людмила Борисовна, д.х.н.,профессор, профессор кафедры физической и коллоидной химии Иркутскогогосударственного университета.
Замечания: при рассмотрении факторов, влияющих на размер частиц, авторомотмечается, что «…по-видимому, более мелкие железосодержащиечастицы стабилизируются парафином, в то время как полимерныйкомпонент ответственен за стабилизацию более крупных частиц» (с. 13).С чем связана, по мнению автора, такая «сегрегация» стабилизаторов встабилизации крупных и мелких частиц: почему парафин ответственен застабилизацию мелких, а полимеры – крупных частиц? Какой типстабилизации, по мнению автора, реализуется при стабилизациипарафином? проводилось ли сравнение размеров частиц, определенных методомдинамического светорассеяния и рентгенофазового анализа?7 по мнению авторов отзыва, не вполне корректно использование терминананочастицы для агрегатов размерами 1000–2000 нм (с.
9, рис. 1).Во всех отзывах указано, что диссертационная работа соответствуеттребованиямп.9«Положенияоприсужденииученыхстепеней»,утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24сентября 2013 г. № 842, предъявляемым к кандидатским диссертациям, а ееавтор Аль Хазраджи Абдул Кадир Хуссейн Нима заслуживает присужденияученой степени кандидата химических наук по специальностям 02.00.04 –физическая химия и 02.00.13 – нефтехимия.Выбор официальных оппонентов и ведущей организации обосновываетсясовпадением их научных исследований с темой диссертационной работы,наличием публикаций в соответствующей сфере исследования и способностьюопределить научную и практическую ценность диссертации.Диссертационный совет отмечает, что на основании выполненныхсоискателем исследований:разработанынаноразмерныежелезополимерныекаталитическиесистемы для осуществления синтеза Фишера-Тропша в условиях трехфазнойсистемы газ-жидкость-твердое тело и установлена их активность приполучении жидких углеводородов из СО и Н2;предложеныметодысинтезананоразмерныхжелезополимерныхкатализаторов и условия проведения процесса в условиях сларри-реактора сцельюнаправленногополученияжидкихуглеводородовикислородсодержащих соединений;доказано, что природа полимера существенно влияет на характерстабилизации наночастиц железа, определяет их размер и реакционнуюспособность.
Предложены механизмы стабилизации наночастиц парафином иполимерами, содержащими активные функциональные группы, и объясняющиеособенности поведения индивидуальных полимеров, входящих в составкаталитических систем;8применительно к проблематике диссертации рационально использованкомплекс физико-химических методов исследования, реализованных насовременном аналитическом уровне;изложены результаты, необходимые для достижения основных целейдиссертационной работы, состоящих в разработке и исследовании свойствновых наноразмерных железополимерных катализаторов для трехфазногопроцесса Фишера-Тропша;Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:установленакаталитическаяактивностьнаноразмерныхжелезополимерных катализаторов в синтезах жидких углеводородов из СО иН2.
Осуществлен систематический скрининг полимерных компонентов,различающиеся между собой значениями температур плавления, молекулярномассовымраспределением,наличиемилиотсутствиемактивныхфункциональных групп (–OH, –CN, –NH, –Ph);раскрыта необходимость дополнительного исследования механизмастабилизации наноразмерных железополимерных катализаторов.
Установлено,что природа полимера существенно влияет на характер стабилизациинаночастиц железа, определяет их размер и реакционную способность всинтезах Фишера-Тропша. На основании полученных данных предложенымеханизмы стабилизации наночастиц парафином и полимерами, содержащимиактивные функциональные группы;изучены кинетические закономерности синтеза Фишера-Тропша вприсутствии полимерсодержащих наноструктурированных железосодержащихкатализаторов в интервале температур 220–320°C;предложенанепротиворечиваякинетическаямодельпроцесса,включающая стадии адсорбции СО и последующие превращения наповерхности катализатора;оценены кинетические и адсорбционные характеристики процесса;доказана функциональная связь между значениями наблюдаемой энергииактивации и природой полимера, базирующаяся на данных кинетических9исследований;зависимостьколичественногоикачественногосоставапродуктов реакции от размера наночастиц железа и природы полимерногостабилизатора;проведена оптимизация условий каталитического синтеза насыщенныхуглеводородов и олефинов в синтезах Фишера-Тропша с целью повышения ихвыхода, стабильности и длительности работы катализатора.Значение полученных соискателем результатов исследования дляпрактики подтверждается тем, что:разработаны методики получения наноразмерных железосодержащихкаталитических дисперсий, обладающих повышенной селективностью впроцессе получения жидких алифатических углеводородов в условияхтрехфазного синтеза Фишера-Тропша;определена перспективность применения полимерных добавок длястабилизации наноразмерных железосодержащих катализаторов и улучшенияих функциональных характеристик;созданы методологические подходы для проведения комплексногоэкспериментального исследования трехфазного синтеза Фишера-Тропша сприменением современных инструментальных и кинетических методовконтроля.Оценка достоверности результатов исследования выявила:для экспериментальныхработ:работа выполнена на высокомтеоретическом и экспериментальном уровне, достоверность результатов невызывает сомнений.
Обоснованность полученных результатов обусловленаприменением современных физико-химических методов исследования, аименно:газо-жидкостнаяхроматография,молекулярнаяспектроскопия,атомно-силовая микроскопия, рентгеновские и адсорбционные методы, а такжеиспользованиемунифицированныхметодикэкспериментаианализа.Результаты экспериментов получены на сертифицированном оборудовании,показана воспроизводимость результатов, что подтверждает их достоверность;теория построена на известных, проверяемых данных и фактах,согласуется с опубликованными данными по теме диссертации;10идея базируется на анализе передового опыта и на разработанныхтеориях в области химии каталитических синтезов на основе СО и водорода;установленокачественноесоответствиеавторскихрезультатовсрезультатами, представленными в независимых источниках по тематикам,посвященным каталитической химии оксосинтеза, когда такое соответствиеявляется обоснованным;использованы современные компьютеризированные методики сбора ианализа исходной информации, а именно: алгоритм поиска обзорных иэкспериментальных статей в электронных библиотеках и Интернет-ресурсах,пакеты программ для обработки результатов экспериментов.Личный вклад соискателя состоит в:непосредственном участии соискателя на всех этапах диссертационногоисследования – в планировании и постановке задач; в сборе литературныхданных;ввыполненииэкспериментальныхисследований,обработке,обобщении и обсуждении экспериментальных данных, подготовке публикаций.Диссертация охватывает основные вопросы поставленной научной задачи исоответствуеткритериюпоследовательногоцелостности,планачтоисследования,подтверждаетсяегоналичиемвзаимосвязанностьюсметодологической платформой, а также концептуальностью и взаимосвязьювыводов.