КвКр(Лекции) (1085243), страница 3
Текст из файла (страница 3)
С одной стороны, квантовая схема распределения открытых ключей, которая была описана в предыдущем параграфе, теоретически очень хороша, но с другой — совершенно непрактична с точки зрения нынешней технологии. В частности, в ней были проигнорированы среди прочих следующие две проблемы:
1) Намного проще иметь дело с пучками (или импульсами) фотонов, чем с одиночными фотонами.
2) Даже если никакого нарушения в квантовом канале не произошло, и даже тогда, когда Боб правильно угадывает выбранный Алисой базис, нужно ожидать, что некоторые из фотонов по пути будут переполяризованы, или что в результате ошибок в измеряющем приборе Боб может неправильно их интерпретировать.
Тем не менее, на практике обе эти трудности могут быть успешно решены.
Всякий раз когда в идеальном протоколе § 3 должны посылаться одиночные фотоны, первая проблема решается с помощью посылки очень слабых световых импульсов. Если использовать лазер, то легко выработать такой импульс, в котором число фотонов как случайная величина удовлетворяет распределению Пуассона при известных математическом ожидании и дисперсии , значительно меньших 1. Кроме того, использование поляризаторов, удвоителей импульсов и фильтров позволяет производить световые импульсы заранее определенной поляризации, а в промежуток времени от одного такого импульса до другого (поскольку в конструкции этих приборов нет никаких движущихся частей) можно очень быстро переключаться на нужную поляризацию.
Проблема с световыми импульсами (которые заменяют одиночные фотоны) заключается в том, что каждый раз, когда за время одного и того же импульса выпускается более одного фотона, Ева получает возможность (по крайней мере в принципе) измерить один из этих фотонов в случайно выбранном базисе. Такое нарушение может быть необнаруживаемо при условии, что Ева будет очень осторожной и позволит другим фотонам того же самого импульса дойти до Боба неискаженными. Основная идея значительного уменьшения этой угрозы заключается в том, чтобы использовать действительно очень слабые импульсы. Если, например, ожидаемое число фотонов в каждом импульсе равно =10-3, то можно считать, что мультифотонный импульс будет вырабатываться приблизительно только один раз на каждые 2106 импульсов.
Действительно, вероятность появления мультифотонного импульса будет равна
P(2)=1- (P(=0)+P(=1))=1- -
=
так что среднее значение Nмф количества импульсов до появления мультифотонного импульса составит величину
Nмф=(P(2))-1=2106.
Ясно также, что при таком среднем значении фотонов в каждом импульсе =10-3 много будет пустых импульсов, не содержащих ни одного фотона. Вероятность появления непустого импульса равна
Следовательно, P(1)/P(2)99,95% непустых импульсов должны содержать одиночный фотон. Только обладая очень большими ресурсами, Ева могла бы выявить те редкие случаи, когда передается более одного фотона и проверить соответствующий бит с вероятностью 1/2, измеряя один из фотонов в случайно выбранном базисе, но это привело бы лишь к тому, что Ева смогла бы узнать примерно 0,025% той битовой строки, которой Алиса обменивается с Бобом.
Вторая проблема, которая связана с наивной реализацией квантовой передачи и описана в § 3, состоит в том, что некоторые биты могут быть получены неправильно даже при отсутствии перехвата, из-за недостатков в аппаратуре. (Отметим, что вероятность ошибки из-за воздействия шумов в квантовом канале для практически реализуемых квантовых каналов не превышает нескольких процентов [10].) Алиса и Боб никогда бы не смогли обменяться случайной битовой строкой, если бы не начинали делать это заново каждый раз, когда обнаруживают даже одиночную ошибку в квантовой передаче. Следовательно, для того чтобы обнаружить и исправить приемлемое число различий между исходной случайной строкой Алисы и строкой, полученной Бобом, необходим протокол в открытом канале.
Рассмотренный в [4] алгоритм вычеркивания ошибок из битовых строк Алисы и Боба заключается в разбиении последовательностей и на одинаковые по длине блоки (в каждой из последовательностей) и обмене по открытому каналу четностями (суммой бит по mod2) этих блоков. Если четности какого-либо блока совпали, то последовательности внутри блоков считаются совпадающими, при этом для исключения какой-либо информативности открытого обмена последний бит блока отбрасывается. При несовпадении четностей последний бит блока также отбрасывается, блок разбивается на две части и происходит дальнейший поиск ошибки и ее исправление. Процедура повторяется несколько раз, каждый раз с перемешиванием последовательностей по некоторой известной перестановке и новым разбиением на блоки.
При наличии большого количества ошибок, число которых значительно превосходит значение в несколько процентов от объема общей для Алисы и Боба битовой строки, Алиса и Боб отказываются от использования полученной ими битовой строки в качестве секретного ключа.
§ 5. Приложение
-
Классические и квантовые вероятности.
а) Классические вероятности.
Здесь мы дадим некоторую трактовку классических вероятностей, перекидывая "мостик" к квантовым вероятностям.
Обозначим через
дискретную вероятностную схему.
Пусть (i)=i-случайная величина, заданная на (1, 2, ... , m).
Мы будем интересоваться вероятностью того, что случайная величина примет значение i из некоторого подмножества
Введем в рассмотрение вектор-столбец =
, диагональную матрицу (оператор)
Собственные вектора оператора L есть единичные вектора =
с собственными значениями
.
Введем в рассмотрение операторы (c одной единицей на диагонали) вида
Тогда нетрудно видеть, что вероятность
Пусть
={i1, i2, ... , ik}- подмножество индексов {1, 2, ... , m},
()= - проектор на соответствующее подпространство.
б) Квантовые вероятности [11].
В гильбертовом векторном пространстве H размерности m над полем комплексных чисел рассмотрим вектор ,
и назовем его состоянием квантовой системы.
Пусть B - положительно определенный эрмитов оператор, - его собственные вектора с собственными значениями
, множество (i1, i2,…, ik)=(
)
Введем в рассмотрение проекционные операторы (i)=
.
Пусть ={i1, i2, ... , ik}- подмножество индексов {1, 2, ... , m},
()= - проектор на соответствующее подпространство.
Введем в рассмотрение вероятности
Совокупность операторов (), получающихся при отображении (), называется вероятностно-операторной мерой.
Оператор называется оператором плотности состояния
.
Будем говорить, что прибор, применяющий такую вероятностно-операторную меру к квантовому состоянию , измеряет оператор B.
в) Поляризованные фотоны как квантовые состояния.
Рассматривается гильбертово пространство H размерности 2. Здесь мы имеем m=2 и, соответственно, 2 исхода с номерами 1 и 2.
Любое состояние в таком гильбертовом пространстве может быть представлено в виде вектора =(cos, sin), где отвечает углу поляризации фотона.
Рассмотрим вектор = (cos, sin) и определим оператор (проектор)
. Этот оператор имеет собственный вектор
с собственным значением 1 и любой вектор
, ортогональный к вектору
, является собственным с собственным значением 0. Тогда
=cos2cos2 + 2 coscos sinsin + sin2sin2 = cos2(-).
Аналогично
Р(0) = sin2(-).
Так определенное квантовое измерение соответствует регистрации поляризованного фотона в прямом и перпендикулярном луче двоякопреломляющей призмы с углом оптической оси .
-
Вероятность ошибки при атаке на квантовый канал.
а) Атака с использованием алгоритма приема поляризованных фотонов Боба.
Здесь мы предположим, что Ева применяет для определения поляризации фотона тот же самый алгоритм, что и Боб, каждый раз производя измерения и отправляя к Бобу новый фотон, поляризуя его в соответствии с результатами измерений. Очевидно, что после согласования базисов Алисой и Бобом и вычеркивании номеров тактов с "пустыми" импульсами, на оставшейся части битовой последовательности вероятность совпадения базисов у Алисы (Боба) и Евы будет равна ½. Тогда, на этой части битовой последовательности, где совпали базисы у всех 3-х участников, значения бит Алисы, Боба и Евы будут совпадать.
Там, где базисы Евы не совпали с базисами Алисы и Боба, Ева принимает значения бит случайно, равновероятно и независимо от битовой строки Алисы. В этом случае можно считать, что она отправляет к Бобу случайную и равновероятную последовательность { } поляризованных фотонов, выбирая конкретную поляризацию из множества {0°, 45°, 90°, 135°}.