Популярные услуги

Главная » Лекции » Туризм » История туризма » Человек путешествующий в истории древней культуры

Человек путешествующий в истории древней культуры

2021-03-09СтудИзба

Тема 2.          «человек путешествующий» в истории древней культуры

Необходимость в перемещениях и путешествиях возникла у людей еще в глубокой древности, поскольку ознакомление с новыми территориями было жизненно необходимо.  Перемещения (миграции) первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО), могли носить следующий характер:

1. Внутриэтнические миграции, когда перемещения происходят внутри территории, занимаемой ЭСО

2. Этноэмиграция, участие в которой принимали участие отдельные группы ЭСО. Они выходили за пределы обитания своего коллектива и затем утрачивали с ним структурную связь

3. Миграции собственно ЭСО.  Это был наиболее часто встречающийся тип миграции в древности. Он, в свою очередь мог носить характер:

· переселения ЭСО (перемещения его на новую территорию)

· расселения ЭСО  (перемещения одной или нескольких групп первобытного коллектива на другую территорию без потери структурных связей с ЭСО)

· сегментации ЭСО (почти то же самое, что и расселение, но с одновременным созданием собственного ЭСО мигрантов. Сегментацию ЭСО можно характеризовать и как этническую парципацию. Иногда в результате этномиграционной сепарации мог распасться и сам ЭСО.

Когда в жизнь первобытных людей вошло рыболовство, они сумели не только освоить реки (как самые удобные пути), но и умудрялись выходить в открытое море на довольно утлых суденышках, охотясь на обитателей стихии. Непосредственно с передвижением было связано собирательство, которое должно было быть не только результативным, но и максимально безопасным, и здесь можно говорить о наличии определенных маршрутов. С передвижением древних людей были связаны «торговые» маршруты, военные походы, «брачные путешествия», путешествия на праздники или на похороны (на них могли совершаться торговые операции)  и др. К эпохе неолита относятся специальные встречные пункты – прообразы рынков, которые располагались на стыке проживания нескольких дружественных племен.  В доисторические времена древние люди, «путешествуя», в основном руководствовались внешней мотивацией, то есть объективными причинами, главной из которых было – выживание. Была и внутренняя мотивация – например традиция принятия гостей  и хождение (путешествие) в гости. К внутренней мотивации относится и стремление к  новизне, выражающееся в расширении круга средств, удовлетворяющих потребности путем ознакомления с новым и невиданным объектом, а также импульсивное стремление к экономическому общению. К древнейшим известным картам можно отнести те, которые выполнены на костях животных около 11 – 14 тыс. лет назад.

Рекомендуемые материалы

Мифы и легенды древних народов, повествующие о начале мироздания, рождении богов и появлении человека, наполнены образами странствующих персонажей.  Это может быть божество, или «культурный герой», или человек, отправившийся в дальний путь по мифологическому пространству с какой-либо целью. В мифологии можно встретить образы основателей городов и цивилизаций, «пришедших из-за моря», а также немало богов, покровительствующих путникам и  охраняющих пути-дороги (Осирис – передавший людям знание по ирригации, строительству и врачеванию; в Древней Греции - Прометей – давший людям огонь; Зевс – покровитель гостеприимства, Аполлон – хранитель дорог, мореходов и путешественников, Гера, Афина, помогающие путешествующим, а особенно – Гермес (Меркурий) – скорее всего Гермес был вхож в мир жизни и в мир смерти, он также нередко охранял героев во время странствий и был проводником душ умерших, также к нему обращались как к посреднику между богами и людьми и как к покровителю людей на путях жизни и смерти; палеоазиатский Ворон – бог плодородия и грозы, защитник установленных богами порядков; вавилонский Оаннес – обучил людей письменности, геометрии, помог освоить градостроительство и рассказал о законах общества; славянские берегини, которым  позже придавались злые черты - лешие: лесовик, лесунок, лешак, лисун, дикий мужик, Микола (Никола) Дуплянский, попутник, боровик, лукавый (согнутый и искривленный, как лук и внутренне,  что очень важно,  такой же), дед, дедок. Царство лешеголес, в котором он обитает на деревьях или в дуплах. Считается, что в лешего, с рогами, копытами, лапами, но все же напоминающего человека,  превратился “хозяин леса” -  медведь. Лешему, покровителю охоты, оставляли на пне первую добытую дичь. Считалось, что он может вывести из леса заплутавшего путника, но если его рассердить, то он может завести человека в чащу и там погубить. Покровителем путешественников в христианстве считается Святой Николай (Николай Угодник, Николай Мирликийский).   Поренута был богом западных славян, земли которых лежали по берегам Балтийского моря. Он был покровителем мореплавателей. Идол Поренута имел четыре лица, обращенных в разные стороны, которые  были необходимы ему для того, чтобы уследить за всеми четырьмя ветрами и охранить путешественников от неожиданных и свирепых штормов. Пятый лик этого бога изображался на его груди, причем глаза его всегда были устремлены вниз, чтобы уберечь своих “подопечныхот угроз подводного мира. В руках  Поренута держал  трезубец и свиток карт. Баба-Яга (Яга-Бура, Яга-Ягишна, Ежи-баба) изначально почиталась как  прародительница с качествами  очень древнего,  положительного божества славянского пантеона, как хранительница рода и традиций, детей и  лесного пространства. К “яге” близки такие слова как “яглый”, то есть “тучный”, “жаркий”, “плодородный”, и глагол “яглиться” – что значит  “спориться”, “удаваться”. Часто, в научных исследованиях,  “яга” соотносится с “яша”. “Яшей” в славянских песнях называли ящура (ящера) — некогда жившего на земле и затем исчезнувшего прародителя всего живого, но в силу своего “низменного” происхождения ему иногда приписывали черты злого духа. Поэтому, когда  в период христианизации всем языческим богам и божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей (берегиням) предавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намерения, то Яга как  языческая строгая прародительница была превращена в злобного демона. Однако, даже после христианизации в образе Бабы-Яги сохранились “положительные” черты характера, поскольку в сказках она часто помогает главному герою советом или делом – дает ему путеводный клубок, или своего кота, или еще какой-либо предмет, помогающий ему дойти до намеченной цели и, главное, вернуться  назад. В связи с этим, по мнению В. Я. Проппа, Баба-Яга – это языческая жрица, хранительница “библиотеки клубков”),  «культурные герои»-просветители и, кроме того, много повторяющихся сюжетов, посвященных описанию дальних странствий (славянские мифы и сказки, шумерский «Эпос о Гильгамеше», античная поэма Гомера «Одиссея», повествующая о путешествиях царя о. Итака, арабские сказки Шахерезады о Синдбаде-мореходе и пр.). С моделью пространства в славянской традиции связан распространенный в различных традициях мотив пути. Он известен не только всевозмож­ным мистическим учениям, описывающим путешествие-восхождение души через иерархию миров, населенных доброжелательными и враж­дебными существами, но и множеству традиционных культур, состав­ляя один из компонентов древнего знания. Согласно традиционным воззрениям, существуют три большие космические области, которые можно последовательно пройти, так как они соединены центральной осью. Эта ось проходит, разумеется, через некое “отверстие”, через “дыру”, посредством которой боги спуска­ются на землю, а мертвые — в подземный мир. Мир в представлении славян-язычников состоял, из трех частей: земли, неба и подземно-водной зоны.

Таким образом, вся человеческая жизнь представлялась долгим и трудным путешествием.

География странствий мифологических и реально существовавших героев была достаточно обширна. Греческий мир, например, активно осваивал близлежащие территории (Крит, Родос, Кипр, плавали до Италии, Египта и Колхиды, шумерские мореходы осваивали западное побережье Африки, финикийские мореходы бороздили Средиземноморье и переплывали Гибралтарский пролив, направляясь к Счастливым островам (Канарским, страна Канар), оплывали вокруг Африки  и т.п. Однако греки имели смутное представление о странах Европы и ничего не знали о Месопотамии. В восточных сказках упоминается множество вымышленных объектов, но реально существовавшие находились в Юго-Восточной Азии, на Аравийском полуострове, что свидетельствовало о том, что арабские путешественники хорошо знали этот регион.  

С возникновением первых цивилизаций заметно активизируется торговля, повышается интенсивность военных походов. В то же время получило начало  такое явление как дипломатия, а на Древнем Востоке стала развиваться наука.

Путешествия на Древнем Востоке явились составной частью образа жизни. Путешествующий воспринимался как отмеченный и оберегаемый Богом человек, он сам уподоблялся богам и светилам. Иными словами, в представлениях древних людей странствия носили богоугодный характер. На протяжении многих веков Библия служила практически единственным источником знаний по  истории древних культур. Так, библейские тексты рассказывают о древних народах, живших между реками Тигр и Евфрат (на Ближнем Востоке), где развивалась культура Междуречья (Месопотамии, Вавилонии). Однако, началось все с древнейшей  загадочной цивилизации шумеров – весьма пытливых путешественников. По преданию первые шумерские племена поселились  появились в Южной Месопотамии еще в  X – IX тыс. до н.э., придя сюда из-за моря. Поэтому своей родиной шумеры считали один из островов в Персидском заливе. Первое централизованное государство возникло в Месопотамии в  XXIV в. до  н.э. Его создал Саргон Великий – один из знаменитых завоевателей древности. Странствия служили шумерам средством расширения   представлений об ойкумене (обитаемой части земли) и путешественники привозили в храмы своих городов таблички с указанием расстояний и времени пути до других населенных пунктов. На основании этого ими была составлена карта с крупнейшими городами Месопотамии в виде семиконечной звезды. Отсюда ученые сделали вывод, что географические представления шумеров были сконцентрированы вокруг Евфрата, а Земля, с точки зрения шумеров, заключается между Морем Восхода (Персидский залив) и Морем Захода (Средиземное море) в соответствии с движением Солнца.  Интересно, что на шумерских печатях изображались животные, которые там никогда не водились, что позволяет сделать вывод об их географическом кругозоре. Физически выносливые люди предпочитали путешествовать пешком или ездить на ослах и наверняка в это время были известны носилки для переноски людей в сидячем положении.  Примерно около 3000 г. до н.э. стали появляться тяжелые повозки (фургоны) на четырех цельных колесах, которые впервые стали использовать шумеры в южной части Двуречья, а позднее стали крытыми.  В такие повозки запрягали ослов или волов. Позднее именно в Ассирии люди научились ездить верхом на лошадях. Около 2300 г. до н.э. на Ближнем Востоке стали использовать лошадей как упряжных животных, а позднее было изобретено новое средство передвижения в военных целях – легкая колесница, которая приобрела большую популярность в Китае, континентальной Греции и на о. Крит, Индии. На Ближнем Востоке был известен тип один упряжи – ярмо, подходящий не всем одомашненным животным. В нижнем течении рек Тигр и Евфрат использовались большие круглые лодки из сшитых кусков кожи, распяленных на каркасе из ивовых деревьев, что позволяло перевозить не только большие повозки, но и строительный камень. Первоначально путешествия были ограничены – вдоль берегов Тигра и Евфрата, в окрестностях долин, гор, равнин Сирии и Палестины, вдоль их побережий. Возможности путешествий чрезвычайно увеличились после 3000 г. до н.э., когда кораблестроители научились создавать  суда для относительно безопасного плавания по открытым водным пространствам. Однако на территории этих государств было не так много рек пригодных для плавания, и здесь для удобства передвижения использовали ослов или совершали пешие переходы. В  III тысячелетии до нашей эры в долинах Тигра  и Евфрата  возникли первые города (Вавилон (Бабл-Ину), Ниневия  и др.) с общественными зданиями внушительных размеров и оборонительными стенами. Новые формы общественной жизни требовали новых форм сообщения между жителями городов и государств. Гонцы стали переезжать с поручениями с места на место, а чиновники  - посещать подчиненные им области, купцы наведывались в торговые центры, а в торжественные дни массы народа (паломники) прибывали в святилища – развивался прототуризм.  Весьма старательно содержались главные сухопутные трассы (дороги), которые были немощеными, но на отдельных их участках помещались дорожные знаки, каждые 9,5 км. Находилась застава, которая обеспечивала путникам охрану и возможность общения с другой заставой при помощи сигнальных огней.  Раскопанные письменные источники того времени содержат определенное количество списков названий местностей вдоль определенной трассы и расстояния между ними. Позднее ассирийские цари  сформировали новый вид войск – саперов, которые прокладывали дороги и наводили переправы, позволяя ассирийскому войску преодолевать местности, считавшиеся непроходимыми. Например, при вавилонском царе Хаммурапи между Вавилоном и Ларсой существовала хорошая дорога. Вдоль дорог, ведущих через пустыню,  устраивались колодцы и небольшие укрепленные посты. Мосты в тот период были редкостью, их практически не было ни в Двуречье, ни в Египте ввиду наводнений. Повозки преодолевали водные преграды вброд, или их приходилось перевозить на паромах, причем повозки при этом нужно было разбирать на части, поскольку целиком их было трудно разместить на небольших лодках из тростника и ивовых прутьев.   Постоянные каменные мосты над реками возводились только там, где это было совершенно необходимо, так как была велика опасность наводнений, а повозки переносили вброд или на паромах.  

Постепенно развивались традиции гостеприимства. В Междуречье существовали правительственные и частные заезжие дворы (прототипы гостиниц). В правительственных заезжих дворах, скорее всего (месопотамские заезжие дворы не сохранились), путники могли освежиться и отдохнуть после дороги, найти ночлег и питание. В них подавали популярные  в Двуречье напитки – финиковое вино и ячменное пиво. Законы царя Хаммурапи  предусматривали потопление виновного в реке, если хозяин заезжего двора разводил вино или пиво водой. Предназначались такие дворы для приезжих знатного (чиновников) и незнатного (купцов) происхождения. Интересно отметить, что в частных домах гостеприимство особой роли не играло, поскольку обеспечение ночлега было их побочным делом. Главным заданием таких предприятий было обеспечение посетителей спиртными напитками и продажными женщинами. Владельцами таких домов были, как правило, женщины-сводницы. Вместе с тем, заезжие  дворы были частью  примитивной почтовой системы. Они способствовали быстрейшей отправке в путь гонцов, перевозивших официальные документы. Такие гонцы перевозили только официальную почту, а неофициальная почта следовала в древнем мире вместе с путником, следовавшим в нужном для пересылавшего ее направлении. Однако, путешествие по суше было очень опасным – царил разбой. Правительственные гонцы, чиновники со своими свитами, купцы – этих людей можно было видеть на сухопутных и водных трассах ежедневно – тем более, что в некоторых городах существовала организованная правительственная почта. Так, караваны и груженые товарами речные суда были настолько обыденными явлениями, что купцы переписывались по торговым вопросам.

Примерно в III тысячелетии до н.э.  в долине Нила возникли первые объединенные государства. Древние египтяне активно развивали навигацию по Нилу, поскольку речное судостроение было развито у них очень рано. Они плавали на лодках и плотах, сделанных из связок папируса. Около 2700 г. до н.э. в Египте уже пользовались довольно солидными по размерам деревянными речными судами.   Первое плавание по Средиземному морю в финикийский город Библ было по всей вероятности осуществлено при фараоне Снефру в  XXVII  в. до н.э. Позже древние египтяне плавали  в Сирию и Палестину, велась посредническая торговля с Индией и Китаем – мореплавание активизировало контакты между странами.  Целью путешествий др. египтян, помимо военных завоеваний, была торговля (золото, слоновая кость, благовония - мирру, сосна, Ливанский кедр, рабы). Необходимость создания глобальной торговой сети, объединяющей акватории Атлантического и Индийского океанов, проявилась в создании прообраза современного Суэцкого канала, у которого был иной маршрут.  Однако об экваториальной Африке египтяне практически ничего не знали, так как не совершали длительных путешествий на юг и в целом не были искусными мореходами.  В то же время, из центральной части страны близ г. Копта начинался сухопутный караванный путь, который вел к Красному морю, а оттуда в страну Пунт (современный Йемен или Сомали). На нем существовали оборудованные места для отдыха – привалы, где всегда были хранилища с питьевой водой. Можно предположить, что египтяне были искусными картографами, но ими в основном создавались символические карты Вселенной или путей в загробный мир. Примерно с 1500 г. до н.э. можно отметить признаки туризма как путешествия из любопытства  или для получения удовольствия – это явление появилось именно в Египте, а не в Двуречье, поскольку в долине Нила имелось достаточно камня, пригодного для строительства. Этот камень местные цари стали использовать для возведения своих великолепных гробниц и святынь. Египтяне, жившие в позднейшее время, подтверждали, что живут в музее под открытым небом.   По свидетельству Геродота, достопримечательности Мемфиса и Фив, бывших в разное время столицами государства, знаменитый лабиринт и Фаюмский оазис, величественные храмы и пирамиды в Ком-Обо и Абу-Симбеле, сфинкс уже в древности привлекали туристов. Также, Геродот подробно описывал  плавания по Нилу паломников в определенные города на празднества в честь божеств.  Когда в праздники толпы египтян прибывали в Бусирис или другой египетский город, они не имели удобных условий для питания и размещения. Паломники спали под открытым небом и питались «чем-нибудь». Правительственные же чиновники обеспечивались всем, что им было нужно.

В IV – II тыс. до н.э. на восточном побережье средиземного моря обитали семитские племена. В Ветхом Завете эта территория, включавшая Финикию, Палестину, Иорданию и Сирию называлась Библейским миром с крупными городами-государствами Библ, Сидон, Тир, Угарит. Государство Финикия было расположено в Восточном Средиземноморье, оно имело многочисленные торгово-экономические связи с Египтом и Месопотамией, испытывало на себе и их колоссальное культурное влияние, которое в свою очередь не могло носить одностороннего характера.  Финикийцы были одними из лучших мореходов древности и их называли «морскими извозчиками». Они не только строили большие, прочные, быстроходные корабли, но и совершенствовали их.  По побережью Средиземного и Черного морей насчитывались десятки их колоний (например, Карфаген (Новгород, Картхадашт), который в дальнейшем отделился от метрополии и стал самостоятельным и влиятельным государством, а также Триполи, Сирт, Утика – на северном побережье Африки). Именно финикийцами был открыт Гибралтарский пролив; они вели активную торговлю с жителями Касситеридов (Оловянных островов) – так тогда называли Британские острова, и совершили плавание вокруг Африки. По поручению царя Иудеи Соломона они совершили путешествие в страну Офир  (либо территория Арафа, расположенная на южном побережье Красного моря, либо город Абхира недалеко от устья Инда). В  VII в. до н.э. финикийцы совершили плавание вокруг Африки по заданию египетского фараона Нехо  II, который хотел иметь доказательства того, что Ливия, как тогда называли Африку, со всех сторон омывается морями (Геродот, описывая это путешествие, скептически говорит, что во время этого плавания солнце оказывалось у путешественников справой стороны – свидетельство смены полушарий, хотя это противоречило существовавшим тогда географическим представлениям). Со времен морских путешествий финикийцев у западных цивилизованных народов древности сложилось устойчивое и во многом верное представление о трех частях света  - Азии, Европе и Африке. Карфагеняне были достойными преемниками финикийцев. У античных авторов есть упоминание о том, что в  VI в. до н.э. под руководством Гамилькона было осуществлено плавание вдоль западного побережья Пиренейского полуострова до Британских островов и Ирландии. Это путешествие заняло около четырех месяцев (по одним данным), а по другим – три года. Первым путешественником из Карфагена считается вождь-полководец Ганнон. Им было написано свидетельство об экспедиции, получившее название «Морское кругосветное путешествие Ганнона» («Перипл»). Это путешествие организовало «золотую дорогу», то есть торговлю золотом с глубинными районами Западной Африки.  Интересно, что и сухопутные торговые пути внутри Финикии были достаточно обустроены: в частности  -  местами для отдыха (караван-сараями).  

К выдающимся мореплавателям и путешественникам древности можно отнести жителей острова Крит. Их морские суда были настолько совершенны, что в них имелись каюты не только для кормчих, но и для пассажиров, что дает возможность говорить о морском туризме. Критские корабли арендовали египтяне для перевозки финикийского леса. Очевидно, что жители Крита участвовали не только в военных или торговых экспедициях, поскольку аристократия имела свои корабли, которые курсировали из Кносса в Микены или даже к побережьям Финикии и Египта. В эти путешествия брали с собой и членов семей, особенно сыновей, для которых эти плавания были не только торговой и навигационной школой, но морским вояжем.

На о. Крит были обнаружены наиболее древние развалины заезжего (постоялого)  двора (около 1500 года до н.э.). Также на Крите в период расцвета минойской культуры  (2000 – 1500 гг. до н.э.), как и на Балканском полуострове в Греции в период расцвета микенской культуры  (1600 – 1200 гг. до н.э.), были лучшие дороги того времени. Например, была обнаружена дорога  (из порта на о. Крит  в его центр – столицу Кносс), которая была шириной 4 метра (двухполосная) и была вымощена при въезде в город.

Цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро (г. Хараппа  - на юге, а г. Мохенджо-Даро – на севере) была расположена на северо-западе полуострова Индостан. Представители ее были морскими путешественниками, ведшими торговлю с соседними странами. Представители данной цивилизации первыми освоили прибрежное судоходство по Аравийскому морю и Оманскому заливу на прочных одно- и двухмачтовых парусно-гребных кораблях. Считается, что именно они открыли Индийский океан. Вели торговлю пурпуром, слоновой костью, золотым песком. После падения Хараппы, с возникновением буддизма, происходит более тесное соприкосновение жителей Древней Индии с народами Средней Азии и Ирана. Не сохранилось каких-либо сведений о наличии  в городах данной цивилизации постоялых дворов.

Рекомендуем посмотреть лекцию "3.11. Указатель стека (Stack Pointer - (SP))".

Миграционные процессы в Китае были чрезвычайно активны еще в доцивилизационные времена, причем они носили не только сухопутный характер. Известны географические карты отдельных провинций Китая  - они использовались в основном в военно-административных или торговых целях. Китай называют страной «трех путей» - трех учений (трех духовных путей): конфуцианство, даосизм, буддизм. Великий китайский философ Конфуций провел более 13 лет в путешествиях как странствующий учитель, причем более всего он предпочитал перемещаться по морю. Для активизации внутренней торговли в стране стали создаваться уже с VII в. до н.э. подробные географические обзоры, самые известные книги по географии Китая – «Шаньхайцзин» и «Юйгун» («Юкинг»). Последний из них можно рассматривать как один из прообразов путеводителя – в нем подробно описываются не только природные условия отдельных местностей Китая (в то время их было 9), но и их хозяйство, транспорт. В «Юйгун» подробно описано путешествие, которое можно квалифицировать как речной туризм. Это был вояж, предпринятый по самой большой реке Янцзы до впадения ее в море и оттуда до устья главной реки Хуанхэ и Сы. В эпоху Чжаньго можно искать истоки паломнического и научного туризма. Именно с этой эпохи начинают снаряжаться многочисленные торговые экспедиции, направленные на поиски островов, на которых, по легенде, живут старцы-отшельники, владеющие секретом бессмертия и другими премудростями.

Знаменитый путешественник Китая – посол Чжан Цянь («китайский Геродот») – посетил земли, завоеванные Китаем, совершил путешествие по Янцзы и Хуанхэ, оставил много географических и этнографических сведений о тех странах, в которых побывал («Исторические записки» - первая сводная история Китая и окружающих его народов). В период правления династии Цинь Шихуанди в стране сформировался диктаторский режим на основе философии легизма. В царстве тотального террора вряд ли были возможны массовые передвижения, не согласованные с властными структурами. Но это не значит, что путешествий не было вообще. Так, в это время были проложены  отличные благоустроенные сухопутные дороги, пересекавшие всю Поднебесную, и выходящие за ее пределы.  Например, знаменитый Великий шелковый путь (названный так в конце  XIX века К. Рихтгофеном в его книге «Китай»), начинавшийся от Великой китайской стены – торговый путь, соединивший Китай со средиземноморьем. Также развивалась навигация («Волшебный канал» - 150 км., соединил север и юг Китая, положив начало 1500-километровому непрерывному навигационному пути по рекам; «Великий канал» - 1200 км., строящийся 1,5 тыс. лет и опоясывающий весь Восточный Китай), строились исполинские многопалубные суда. Это были корабли, предназначенные не только для речной навигации, но и для дальних морских  экспедиций военного и дипломатического характера. Кроме торговых и проулочных судов в Древнем Китае были и грозные военные корабли. Можно сказать, что к Средневековью у Китая был самый крупный военно-морской флот в мире.   Процветал «государственно-чиновничий» туризм (император в сопровождении свиты совершил по стране несколько инспекционных поездок). Продолжала развиваться картография (карты на шелке, трехмерные карты – механические рельефные). Известны географические карты отдельных провинций Китая, а также прилегающих к нему стран, сделанные в  X в. до н.э. Эти карты «тиражировались» ксилографическим способом и использовались в военно-административных и торговых целях.   Научная картография начинается с энциклопедиста  Чжан Хэна (II в. н.э.). Видимо он первый создал географическую сетку, а в  III в. н.э. в Китае уже существовали официальные стандарты по изготовлению карт.

Китайцам приписывают изобретение руля, компаса (синана). Ими же совершались путешествия на воздушных шарах.  Целями путешествий китайцев были не только военные и торговые походы, но и паломничество. Поэтому позднее Великий шелковый путь стали называть «Дорогой пилигримов».  Буддийские миссионеры китайского происхождения начали свое шествие по Индокитаю.

Создание Персидской империи Ахменидов, простирающейся от Средней Азии до Египта, привело к систематизации географических знаний – путешествия с самыми различными целями были характерной чертой этого государства. Основным товаром южных арабов были благовония, получаемые из сока деревьев (мирра, фимиам, ладан). Кроме того, оттуда привозились пряности, жемчуг, золото. Благовония доставлялись в страны ближнего Востока по «Дороге Благовоний», пересекавшей с юга на север весь аравийский полуостров. Персидский царь Ксеркс  в первой половине V в. до н.э. организовал морскую экспедицию, носившую научно-просветительский, военно-стратегический и торгово-экономический характер одновременно. По плану надо было обогнуть Африку, двигаясь с запада на восток, но сделать этого не удалось. Известна разведывательная экспедиция, совершенная во времена правления  Дария I, имеющая большое познавательное значение, поскольку именно при нем стала известна большая часть Азии и было выяснено, что Азия (кроме восточной ее части) окружена морем (плыли по Инду до Индийского океана, а затем на запад к северу Красного моря). Следует отметить, что представители династии Ахменидов явно стремились к реалистическому познанию окружающего мира. Персы, отдавая отчет в значении дорог, немало сделали для их прокладки на территориях, на которых дорог до этого не было. Именно персы придали решающее значение для торговли верблюжьим караванам через пустыню.

Еще одним  из наиболее странствующих народов являются евреи.

Таким образом, на Древнем Востоке явственно проступили черты многих видов туризма, а паломнический и научный даже были достаточно развиты. Активно развивалась традиция речных и морских путешествий.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее