Архитектурная композиция
3. Архитектурная композиция
Архитектурная композиция обеспечивает единство формы и содержания сооружения. Рассматривая варианты планировки здания, изучают функциональные особенности процессов, которые будут в нем происходить; учитывают возможности МТБ строительства, виды имеющихся материалов и конструкций, вероятность применения той или иной конструктивной схемы. Учитывают также связь с окружающей средой, с соседней застройкой. Большое значение имеет требование экономичности. Оно предопределяет основные принципы архитектурной композиции.
Функциональным процессам, которые будут протекать в здании, подчиняют композицию внутреннего пространства. При этом планировочные элементы взаимоувязывают таким образом, чтобы они обеспечивали удобство пользования ими и сооружением в целом. Сочетание элементов определяет характер архитектурной композиции.
В основу планировочных решений закладывают обычно три композиционные схемы: ячейковую, зальную и смешанную.
Если необходимо сгруппировать систему равнозначных помещений-ячеек, то применяют ячейковые планировочные схемы. Существует три разновидности таких схем.
Анфиладная схема. Последовательно расположены проходные помещения. Здесь нет изолированных комнат. Все они являются проходными. Композиционная ось проходит через середину дверей. Двери располагают по оси симметрии, но могут быть смещены к одной из стен. При этом достигают некоторой изоляции помещений за счет удаления основного объема от прохода.
Коридорная схема. Проход отделен от помещений перегородками. Поэтому отдельные ячейки изолированы. Помещения располагают с одной или двух сторон коридора. При этом создаются симметричные или несимметричные композиции. Их применяют в планировке гостиниц, школ, больниц, а иногда и жилых зданий.
Секционные схемы. Используют в основном в жилых зданиях. При этом обеспечивается выход из изолированных ячеек-квартир на лестницу. Каждая секция имеет самостоятельную связь с внешней средой. Здание компонуют из одной или нескольких секций. Входные узлы являются композиционными осями зданий.
Выделение основного функционального элемента – большого зала – характерно зальным планировочным схемам.
Рекомендуемые материалы
Большой зал может быть единственным объемом или ядром здания, вокруг которого группируют вспомогательные помещения.
Применяют при проектировании выставочных павильонов, крытых рынков и т.п. сооружений, где функциональный процесс протекает в одном помещении, для театров, спортзалов и др. зрелищных сооружений.
Обратите внимание на лекцию "1 Планирование семьи".
Схемы, композиционно построенные на сочетании ячейковых и зальных планировочных схем, называют смешанными. В результате совмещения схем создают компактные линейные или свободные композиции.
Объемно-пространственные структуры гражданских зданий создают, группируя отдельные объемы. Существуют три композиции таких групп: единая, блокированная и павильонная.
Все ранее рассмотренные схемы являются примером единой композиции, т.к. все функциональные группы помещений расположены в одном объеме.
В блокированных системах каждая из групп родственных помещений расположена в отдельном блоке. Это удобно, когда необходима изоляция функциональных групп или отдельных помещений (зрительных залов). Используют в школах и детских садах. Характерная особенность блочного общественного здания – коридор, объединяющий все блоки. В жилых домах такого коридора нет.
В павильонных композициях обеспечивается еще большая изоляция групп помещений. Блоки-павильоны могут быть связаны между собой наземными или подземными галереями. Если павильоны между собой не связаны общим коридором, тогда каждый из них превращается в самостоятельный объем, связанный с соседним внутренним двором. Такой прием применяют в районах с жарким климатом.
Объемную композицию здания создают не только выявляя функциональную зависимость отдельных объемов, но и в рисунке и расстановке световых проемов, решении входов. Окна и двери – существенная часть интерьера. В то же время, разрезая или заменяя плоскости стен, они могут служить акцентами художественного образа.