Этап творческой разработки
Лекция № 6
Этап творческой разработки
Этап творческой разработки – длительная стадия собственно проектирования – начинается с анализа, развития и углубления творческих предложений эскиза. Разработке проекта способствует профессиональное логическое мышление, внутреннее обдумывание на основе субъективного творческого опыта[1]. В эскизе много неопределенного, и уже один переход на укрупненный масштаб требует детализации, уточнений и привлечения дополнительной научной и технической информации.
Студенты, эскизы которых утверждены с замечаниями, должны внести принципиальные улучшения в решения. Чтобы избежать потери времени, организуется «фронтальная» работа со всеми студентами группы: предлагается расчертить габариты проекций в необходимых масштабах и продумать расположение материалов на досках. В первой стадии расчерчивания проекта на подрамниках эскиз рассматривается как относительно устойчивое решение, к которому приходится часто возвращаться («а как было в эскизе?»). Переход в большие масштабы обусловливает дальнейшее варьирование эскизного замысла в границах принятых решений.
Переход от эскиза к проекту – творческая работа над углублением замысла. Цель этапа – добиться внутренней согласованности взаимосвязанных областей решения в процессе разработки проектной модели объекта. Творческая разработка – по преимуществу интеллектуальная деятельность, в которой идеи и цель творчества реализуются по законам мышления и правилам логики под контролем интуиции. Системный подход требует привлечения данных из области строительной климатологии, экономики и конструкций. Чем разнообразнее вспомогательный материал, тем большей будет информационная емкость проектного решения.
Метод последовательных уступок и приближений. Творческая разработка ведется на более высоком структурном уровне по сравнению с предыдущими этапами, так как охватывает все подсистемы объекта независимо от того, какая из них оказалась определяющей для общего замысла. Здесь применяется комплексная оценка состояния объекта. На этом этапе проектирование призвано служить развитию принятого композиционного замысла. Перед студентом стоят задачи: предусмотреть связи объекта с внешней средой, упорядочить взаимодействия главных и второстепенных функций, внутреннюю и внешнюю пространственную структуру объекта, увязать конструктивный замысел с архитектурно-пластической формой, привести к модульному единообразию размерности конструкций, обеспечить комфортные условия светового режима, благоприятную видимость, акустику и микроклимат, проверить экономическую целесообразность принимаемых решений. Варианты, которые могли бы явиться частными решениями названных задач, должны быть согласованы между собой путем компромисса – методом «последовательных уступок и приближений», благодаря которому видно, ценой какой «уступки» в одном критерии достигается выигрыш в другом.
Проектирование должно привести к композиционному обобщению — функциональной, зрительной и эстетической целостности, органическому синтезу формы, конструкции и материала. Композиционный замысел раскрывается в художественной выразительности объекта, в закономерностях построения внешнего облика, в гармонизации форм и пропорций.
Рекомендуемые материалы
6.1. Просмотр проекта в карандаше
и графическое исполнение
При расчерчивании проекта на досках необходимо добиться уравновешенности неоднородных по форме и масштабам проекций: планов, ситуаций, разрезов, фасадов с учетом роли каждого элемента экспозиции. На завершающем периоде учебного архитектурного проектирования проводятся в установленный срок проверка состояния проекта в карандаше и просмотр эскиза графического исполнения.
Графическое исполнение – средство изобразительного выражения замысла – композиционной и пространственной идеи произведения – имеет эмоционально-художественное значение. Графические средства должны соответствовать теме проекта и художественному замыслу; раскрывать содержательный смысл каждой проекции; способствовать наилучшему восприятию проекта, акцентируя внимание зрителя на наиболее информативно важной проекции (главным на листе может быть фасад, разрез или аксонометрия); быть технически совершенными.
На младших курсах, как правило, планы и разрезы тонко вычерчиваются, сечения стен заливаются черной тушью, фасады отмываются разведенной тушью. На старших курсах техника исполнения фасадов и разрезов разнообразна – чертежи исполняются в черно-белой графике, в штриховой манере пером, в цвете гуашью, темперой и пр. Однако в исполнении фасада преобладает «классическая» отмывка разведенкой тушью. При любой графике необходимо проявить художественный вкус. Педагог предостерегает студентов от манерности и применения аэрографа, растушевки типографской краской, аппликацией, от злоупотребления цветом. Манера исполнения перспектив, аксонометрий и рисунков свободная. В связи с внедрением в учебный процесс компьютерной технологии возникает возможность получить изометрии и перспективные изображения с разных точек; зрения с помощью графопостроителя. Применение машинной графики имеет большое будущее – это новый стиль исполнения архитектурного чертежа.
Проектирование сопровождается выполнением рабочих и чистовых макетов. Техника свободная.
На чертежах эскизного проекта, как правило, наносятся разбивочные оси с обозначением шагов и пролетов, размерами привязок к осям несущих опор, цепочки наружных и внутренних размеров, проставляются площади помещений; на разрезах наносятся размеры и отметки. Чертежи сопровождаются экспликациями состава помещений, показателями, необходимыми подписями (см. проекты архитектурных школ Прибалтики).
При завершении проекта нужна полная сосредоточенность студента, что достигается организацией дней сплошного проектирования, когда единовременно заканчиваются проекты всеми студентами курса. Совместная работа мастерской в течение трех дней сплошного проектирования имеет большой воспитательный смысл: достигается непосредственный контакт педагога-архитектора с учеником, что составляет основу подлинного обучения и воспитания.
6.2. Фрагментарная детализация проекта
Студент-архитектор не может ограничить свои профессиональные умения только рамками эскизного проектирования.
Эскизный проект дает принципиальное решение проектной модели. С целью углубления комплексной инженерно-технической разработки проекта предусматривается по отдельным темам базовое проектирование.
Этим закрепляются навыки студентов в техническом и техникорабочем проектировании. Планом проектирования предусматривается еще одно направление развития проектного решения – выполнение интерьера главных помещений и фрагментарная детализация фасадов и разрезов.
Проектируя на III курсе интерьер жилой квартиры, студент работает над знакомой ему и сомасштабной с человеком средой. В клубе построение интерьера исходит из пространственного замысла и задач раскрытия внутреннего пространства на природу. Перспективы, развертки стен, фрагменты, детали и элементы оборудования решаются в единстве. Выбор материалов, назначение фактур приближают студента к пониманию осуществления интерьера в. натуре. При проектировании интерьера крупного зрелищного здания на V курсе внимание уделяется выражению целостности пространственной и конструктивной структур, моделированию художественной формы с учетом акустических требований, ритмометрическому построению, световой и цветовой среде, делающих пространство интерьера насыщенным и архитектурно-выразительным. Эстетическое формообразование пространства связывается с идейно-художественным раскрытием содержания программы.
Бесплатная лекция: "4 Ультразвуковые, вихревые и массовые расходомеры" также доступна.
К заданиям, уточняющим эскизные проекты, относится фрагментарное архитектурно-конструктивное деталирование. Конструирование архитектурных фрагментов и деталей определяется принципиальным решением. Многосторонность разработки проекта повышает его информативную содержательность и направленность на строительство. Стадия фрагментарной
детализации – естественное завершение процесса проектного моделирования.
6.3. Заключительный этап
Учебное проектирование заканчивается под ведением итогов. Выставка, осмотр проектов руководителями и их оценка, а также обсуждение проектов студентами группы и курса играют большую познавательную и воспитательную роль. Разбор проектов – средство обучить студентов профессиональному анализу. В обсуждении проектов осуществляется система взаимодействия произведения и его восприятия. Только после курсового проблемного семинара можно считать цикл учебного проектирования законченным.
[1] Здесь происходит процесс «переформулирования» проблемы в соответствии с новым этапом ее решения. Новая «формулировка»- обобщенное выражение предшествующего анализа и в то же время – отправной этап хода мысли.