Популярные услуги

Социология религии

2021-03-09СтудИзба

Глава 13 социология религии

 

Схема 13.1. Определение религии


Глава 13. Социология религии


177


Религия — один из древнейших социальных институтов. Она появи­лась раньше науки, семьи, государства, институтов социальной защиты. Первые религиозные системы возникали из необходимости объяснять непознанные, поражающие воображение и вызывающие страх явле­ния природы. В дальнейшем, в процессе становления научных знаний, функция объяснения непознанного все более переходит к ним, а за религией закрепляются такие социальные функции, как консолида­ция общества, укрепление власти и системы управления, усиление социального контроля, обеспечение социальной защиты, социальной поддержки и психологической разгрузки.

Разделяющий подход. Представители этого подхода исходят из прин­ципиальных различий системы верований и социума. Для них рели­гия изначально трансцендентна (т. е. потустороння), несоциальна и агностична, а общество «посюсторонце» и вполне познаваемо. Социальны лишь некоторые составляющие религии — религиозные организации, учреждения, общины. Сторонники такого подхода дают и соответствующие определения религии. Например, протестантский теолог и социолог Р. Отто (1869-1937) считал, что религия — это пе­реживание святого, а ее предметом следует считать нумиозное, т. е. ис­ходящую от божества волю, власть, силу, вызывающую у человека благочестивый страх и трепет и в то же время очарование и одушев­ление.

Соединяющий подход. Его представители не выстраивают между религией и обществом непреодолимого барьера, а считают вполне нор­мальным изучение религии вкупе с другими социальными структура­ми. Например, немецкий теолог, культуролог и социолог Э. Трельч (1865-1923) ставил вопрос о влиянии на религию экономических, по­литических, семейных и других социальных отношений.

Рекомендуемые материалы

Социологический подход. Его представители делают акцент на со­циальных отношениях, связывающих системы верований и человече­ские сообщества, на социальных функциях, выполняемых религиями в тех или иных обществах, на месте, роли и социальном статусе церкви в социуме, ее отношениях с другими социальными институтами, в пер­вую очередь с государством. Современный американский социолог Г. Ленски определил религию как «систему верований о сущности сил, которые управляют в конечном счете судьбой человека, и связан­ных с ними ритуалов, исполняемых членами определенной группы». Как видим, у Ленски религия понимается как один из факторов воз­действия на человека наряду с другими социальными факторами.


178


Глава 13. Социология религии


Схема 13.2. Структура религии


Глава 13, Социология религии


179


1. Группы верующих — это общины католиков, протестантов, иуда-истов, православных, мусульман, буддистов и др., а также секты (пятидесятников, трясунов, хлыстов и др.).

2. Священные понятия, таинства — явления, связанные со сверхъ­естественными силами (чудеса, запреты, заветы, причастие).

3. Вероисповедание — совокупность верований, которые объясняют устройство мира, человеческую натуру, окружающую природу, сверхъестественные силы.

4. Ритуалы — совокупность определенных действий, образцов по­ведения по отношению к священным и сверхъестественным си­лам.

5. Представления о праведном образе жизни — система мораль­ных принципов, норм жизни, регулирующих поведение людей. Например, десять заповедей христианства, нормы шариата в ис­ламе.


180


Глава 13. Социология религии


Схема 13.3. Два уровня религии


Глава 13. Социология религии


181


Ценностно-нормативный уровень религии.

Сложная совокупность верований, символов, ценностей, моральных заповедей содержится в священных текстах. Эти священные тексты являются для верующих источником знаний о мире, природе, космо­се, человеке и обществе. Знания тесно переплетаются с художествен­но-образным или фантастическим изображением земной и небесной жизни. Религиозные идеи оказывают сильное воздействие на чувства и эмоции верующих, формируя у них особое, религиозное восприятие мира. Религиозные верования и знания являются особыми ценност­ными системами, основывающимися не столько на разуме, сколько на вере, на особом религиозном чувстве. Кроме того, они включают в себя традиционные моральные ценности и нормы человеческой цивилиза­ции. Поэтому религия, как правило, способствует интеграции и стаби­лизации общества.

Поведенческий уровень религии. Религиозное поведение резко отличается от поведения в других сфе­рах человеческой деятельности, в первую очередь преобладанием эмо-ционально-аффектных переживаний. Поэтому религиозное действие относится к типу аффективного, нелогичного, иррационального соци­ального действия, в значительной мере связанного с бессознательной сферой человеческой психики. Центральное место в религиозной дея­тельности принадлежит отправлению культа, содержание которого определяется религиозными нормами и ценностями.



 



182


Глава 13. Социология религии


Схема 13.4. Исторические формы религии


Глава 13. Социология религии


183


Фетишизм. Фетиш (лат. — волшебный) — предмет, поразивший воображение верующих (необычный камень, зуб животного, ювелир­ное изделие), наделяемый мистическими, сверхъестественными свой­ствами, как то: исцеление, защита от врагов, помощь на охоте. С фе­тишем людей связывают не только религиозные, но и практические, повседневные отношения: за помощь фетиш благодарят, за неудачу — наказывают или заменяют другим.

Тотемизм — это вера в существование родственной связи между группой людей (род, племя) и определенным растением или живот­ным. Термин «тотем» пришел из языка индейцев оджибве и означает «род его». Тотемами индейцы считали те виды растений и животных, которые давали им возможность существовать и выживать в сложных условиях. На начальном этапе развития тотемизма священные расте­ния или животные употреблялись в пищу. Затем в тотемизм привно­сились элементы социальных, кровно-родственных отношений — чле­ны рода (племени) верили, что их предки имели некоторые черты тотема. Усиление культа предков привело к запрету (табу) на упо­требление в пищу тотема, за исключением особых ритуалов.

Магия — это совокупность представлений и обрядов, в основе кото­рых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явле­ния с помощью определенных действий. Магические представления возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда реше­ние проблем зависит не столько от него, сколько от других факторов. Это заставляет его полагаться на помощь таинственных сил.

Анимизм — это вера в существование душ и духов. Отсюда вытека­ет вера в переселение душ, одухотворение явлений природы.

Теизм — это вера в богов или в единого бога. Такие боги мыслятся похожими на человека (антропоморфными) и наделяются собственны­ми именами. Иерархия богов обычно соответствует организации чело­веческого общества. Вера во многих богов называется политеизмом и возникает ранее монотеизма — веры в одного бога. Монотеизм в че­ловеческом обществе возник в процессе формирования иудаизма (ру­беж I—II тысячелетия до н. э.) и трех так называемых мировых рели­гий: буддизма (VI и V вв. до н. э), христианства (I в. н. э.) и ислама (VII в).

Социологи и антропологи до сих пор не имеют единого мнения об исторических сроках возникновения и существования определенных религиозных форм. Доказанной можно считать тенденцию развития форм религии от политеизма к монотеизму и от антропоморфных об­разов бога (богов) к абстрактному представлению о нем. По крайней мере все современные мировые и крупнейшие региональные и нацио­нальные религии монотеистичны.


184


Глава 13, Социология религии


Схема 13.5. Классификация религий


Глава 13. Социология религии


185


По распространенности религии могут быть подразделены на: всемирные (мировые), региональные и национальные религии (схе­ма 13.5). В настоящее время существуют три мировые религии: хрис­тианство, которое имеет в своем составе три основные ветви (католи­цизм, православие, протестантизм), ислам, состоящий из двух течений (суннизм и шиизм), и буддизм: тантризм (индийский буддизм), лама­изм (тибетский буддизм), чань-буддизм (китайский буддизм), дзен-буддизм (японский). Под региональными понимаются религии, рас­пространенные в нескольких, обычно соседних, странах. Например, индуизм имеет место в Индии и Непале, конфуцианство — в Китае, Корее, Японии, даосизм — в Китае и Японии. Можно выделить еще диаспорические религии, под которыми следует понимать систему ве­рований, свойственную диаспоре, т. е. распыленному по миру этносу, не утерявшему своей идентичности и исторической памяти. К диаспо-рическим религиям можно отнести, например, иудейскую, христианско-григорианскую (армянская церковь) и некоторые другие. К националь­ным религиям относятся те, которые являются принадлежностью одной нации и, как правило, замыкаются в национальных границах.

По географическому признаку выделяют религии Запада, в кото­рые включают все религии древних обществ — Египта, Месопотамии, Греции, Рима, славян, а также иудаизм, христианство и ислам. К рели­гиям Востока относят иранские, индийские, китайские (дальневос­точные) верования. К периферийным относят религии африканские, сибирские, индейские (американских индейцев) и религии тихооке­анских племен.


186


Глава 13, Социология религии


Религии

Численность верующих

Страны наибольшего распространения

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

1

Буддизм

Около 700 млн

Вьетнам, Кампучия, Лаос, Таиланд, Шри-Ланка. Индия, Китай, Япония. Россия (Бурятия, Калмыкия, Тува)

2

Христианство в том числе:

Более 1 млрд

*

Католики

Более 600 млн

Испания, Португалия, Франция, Польша, Хорватия и другие евро­пейские страны. США, латино­американские, африканские и азиатские страны

Православные

Более 200 млн

Греция, Болгария, Румыния, Россия, Украина, Белоруссия, Кипр, Молдавия и др.

Протестанты

Более 350 млн

Великобритания, Германия, Голландия. Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, США

3

Ислам

в том числе:

Около 800 млн

Страны арабского Востока, Иран, Пакистан, Северная Африка, Турция, Азербайджан, страны Средней Азии. Босния и Герцего­вина, Россия (Северный Кавказ, Татарстан, Башкортостан)

Сунниты

Около 90%

Шииты

Около 10%

РЕГИОНАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ

1

Индуизм

Менее 700 млн

Индия, Непал

2

Джайнизм

Индия(Бихар)

3

Сикхизм

Около 14 млн

Индия(Пенджаб)

4

Парсизм

Около 130 тыс.

Индия, Иран

5

Конфуцианство

Китай, Корея, Япония

6

Даосизм

Китай

7

Синтоизм

Более 80 млн

Япония

8

Иудаизм

Около 20 млн

Израиль

Схема 13.6. Мировые и национальные религии


Глава 13. Социология религии


187


Критерий

Церковь

Деноминация

Секта

Культ

Источник членства

Все или большинство членов общества

Набор путем об­ращения в веру детей членов общин, иногда новых людей

Братство пре­данных верую­щих; обращение в веру на основе убеждения

Братство пре­данных верую­щих; обращение в результате эмоционального кризиса

Отноше­ние к госу­дарству и другим религиям

Тесно связана с государством и нерелигиоз­ными организа­циями

В нормальных отношениях с государством, но не входит в его структуру и слабее связь с нерелигиоз­ными организа­циями

Выступает против других религий, а также государственных и светских органов власти

Отрицание дру­гих религий, а также государ­ственных и свет­ских органов власти

Тип руко­водства

Профессиональ­ные священники, работающие полный рабочий день

Профессиональ­ные священники

Непрофессио­нальные лиде­ры, имеющие слабую подго­товку

Харизматиче­ские лидеры

Тип веро­учения

Формальная теология

Терпимость к различным точкам зрения и спорам

Упор на чистоту учения и возврат к изначальным принципам

Новые принци­пы; откровение и проникновение в духовную сущность

Вовлечен­ность рядовых членов

Сведена до ми­нимума или сов­сем не требует­ся для рядовых членов

Незначительная вовлеченность, разрешается иметь и другие обязанности

Необходимо глубокое чувство преданности

Необходима

полная

преданность

Тип рели­гиозного действия

Наличие ритуа­лов, литургии

Наличие ритуа­лов, слабая эмоциональная выразительность

Глобальная эмо­циональность поощряется непроизвольное религиозное выражение

Глубокая эмо­циональность

Пример

Римский католи­цизм. Англикан­ская церковь. Русская право­славная церковь

Методизм. Кон-грегационизм

Свидетели Иеговы. Христианская наука

Аум Сенрикё (Япония), Цер­ковь единения (мунниты). Белое братство(Украи­на, Россия)

Схема 13.7. Типы религиозных организаций


188


Глава 13. Социология религии


Под церковью в этом случае понимают религиозную организацию, имеющую достаточно большое количество членов во многих социальных слоях или большинстве общества, прочные, длительные и разветвлен­ные связи с данным обществом.

Деноминация — типично американское явление, ибо она поставле­на в условия конкуренции с церквями, другими деноминациями за прихожан. Деноминации выросли из небольших религиозных общин, например сект, и сумели распространить свое влияние в обществе, но еще не достигли ни численности, ни влияния церквей.

Если деноминация спокойно уживается в обществе, растет за счет новых членов и расширяет свое влияние, то секта — это такая религи­озная организация, которая отвергает некоторые (но не все) основы вероучения церкви, борется с ней, замыкается в своих проблемах. Для нее характерна небольшая численность, но истовая преданность чле­нов.

Культ — тоже небольшое религиозное объединение, для которого характерны закрытость от общества, противостояние господствующей церкви, тоталитарность внутренней жизни, специфичность ритуалов и безудержное увлечение ими. Наиболее опасные — это так называе­мые тоталитарные культы (секты), которые требуют полной предан­ности членов, устанавливают общность имущества, запрет выхода из организации, обязательность выполнения любого, даже самого абсурд­ного, требования его главы.


Глава 13. Социология религии


189


Схема 13.8. Типы верующих


i


190


Глава 13. Социология религии


Теологически убежденный верующий обладает религиозными зна­ниями, умеет доказывать и защищать свои религиозные принципы.

Эмоциональный верующий проявляет свои религиозные чувства, но не всегда может их рационально объяснить.

Обрядовый верующий склонен к совершению религиозных обря­дов, но действительных религиозных чувств почти не испытывает.

Мнимый верующий пытается убедить окружающих в своей вере, которой фактически нет.

Мнимый атеист не участвует в обрядах, но в глубине души сохраня­ет веру в сверхъестественные силы, в чудеса и т. д.


Глава 13. Социология религии


191


Схема 13.9. Функции религии


192


Глава 13. Социология религии


Интегративная функция. Позволяет сплачивать людей в единое общество, стабилизировать его и поддерживать определенный соци­альный порядок.

Регулятивная функция. Заключается в том, что религия укрепляет и усиливает действие принятых в обществе норм поведения, осуще­ствляет социальный контроль, как формальный (через церковные орга­низации), так и неформальный (через самих верующих как носителей моральных норм). Эта функция осуществляется также через механиз­мы и средства социализации.

Психотерапевтическая функция. Заключается в том, что религи­озные действия, богослужения, обряды, ритуалы оказывают успокои­тельное, утешительное влияние на верующих, придают им моральную стойкость, уверенность, предохраняют от стрессов и самоубийств.

Коммуникативная функция. Общение для верующих развертыва­ется в двух планах: во-первых, связь с Богом, небожителями (высший вид общения), во-вторых, общение друг с другом (второстепенное об­щение). В результате общения возникает сложный комплекс религи­озных чувств: радости, умиления, восторга, восхищения, подчинения, послушания, надежды на позитивное решение проблем, который со­здает положительную установку, формирует мотивацию к дальнейше­му религиозному общению и посещению церкви.

Культуротранслирующая функция. Позволяет сохранять и пере­давать культурные ценности и нормы, культурные и научные пред­ставления о мире и человеке, исторические традиции, памятные даты, имеющие как социетальный, так и общечеловеческий характер.

Таким образом, несмотря на свой почтенный возраст, религия в со­временном обществе продолжает оставаться вполне функциональным социальным институтом и играет важную интегрирующую, регулятив­ную, коммуникативную, психотерапевтическую, культуротранслиру-ющую роль.


Глава 13. Социология религии


193


Схема 13.10. Перспективы религии


194


Глава 13. Социология религии


Секуляризация — это процесс вытеснения религиозной картины мира научно-рациональным его объяснением, это процесс снижения влияния религии на жизнь общества и деятельность людей, это меро­приятия по отделению государства, других социальных институтов от церкви, по сокращению зоны контроля церкви в обществе.

Модернизация проявляет себя в храмовой архитектуре, религиоз­ной живописи, скульптуре и литературе, изменении богослужений, в проведении в церквях светских мероприятий (разумеется, способ­ствующих нравственному росту людей и расширению круга прихожан), более активном участи церкви в светской жизни общества, поощре­нии церковью развития музыки, искусства, спорта, заботе о воспитании, досуге прихожан.

Стремление к экуменизму — тяга ко все более глубокому межкон­фессиональному взаимопониманию и сотрудничеству. Наибольшую активность в этом проявляют протестантские церкви, которые выдви­нули предложение о полном объединении всех христианских церквей и в 1948 г. создали для этого специальный орган — Всемирный совет церквей. В настоящее время Папа Римский и католическая церковь активно поддерживают идею сотрудничества со всеми христиански­ми церквями, включая Русскую православную.

Плюрализация религии — появление множества конкурирующих со «старыми» церквями новых деноминаций и культов, дающих воз­можность каждому члену общества сделать свой выбор.

Появление нового религиозного сознания, основанного на личной вере и опыте, а главное, на личном выборе.

Обретение религией новой социальной формы, содержащей опре­деленные наборы религиозных и светских ценностей, норм и образцов поведения, причем каждый человек волен выбирать подходящую ему религиозную систему.

Религия в России

Религия в России пережила в XX в. тяжелые времена. Из фактически государственного института императорской России церковь при боль­шевиках — воинствующих атеистах превратилась в одну из самых го­нимых и унижаемых организаций. После ухода коммунистов от власти в современной России начался религиозный ренессанс: восстанавли­ваются старые и строятся новые храмы, растут религиозные общины, увеличивается общее количество верующих. Повышается интерес к религиозным ценностям и нормам, обрядам, истории религий. Не­смотря на то что по Конституции Российская Федерация является


Глава 13. Социология религии


Лекция "13 Учет гидродинамических явлений в технике" также может быть Вам полезна.

195


светским государством, объективно усиливается влияние религиоз­ных идей на духовную жизнь общества и духовенства — на государ­ственную политику.

В то же время следует напомнить, что Государственной думой при­нят Закон «О свободе совести и религиозных организациях» (1990 г.), в соответствии с которым каждый гражданин имеет право исповедо­вать любую религию или быть атеистом.

В современной России явно доминирует православная религия и как организация, представляющая ее — Русская православная цер­ковь, на которую ориентировано примерно 85% россиян (разумеется, из этого числа следует исключить атеистов). Учитывая этот факт, Рождество по православному календарю (7 января) объявлено в Рос­сии национальным праздником. Другие христианские конфессии (ка­толическое, протестантские), а также иудаизм имеют незначительное влияние, главным образом в Москве, Петербурге, крупных городах, в Поволжье (в местах компактного проживания этнических немцев).

Ислам в России исповедуют примерно 15-20 млн человек (10-12% населения), проживающих главным образом в Поволжье (Татарстан, Башкортостан) и на Северном Кавказе (Чечня, Ингушетия, Кабарди­но-Балкария, Карачаево-Черкесия, Дагестан). Существуют мусульман­ские общины в Москве, Петербурге, крупных городах.

Третья мировая религия — буддизм — распространена в Алтайском крае, республиках Бурятия и Калмыкия. В некоторых крупных горо­дах действуют буддийские храмы.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее