Популярные услуги

Главная » Лекции » Социология » Социология организаций » Национальные организационные культуры

Национальные организационные культуры

2021-03-09СтудИзба

3.Национальные организационные культуры

Слайд 10.17

Основные методы исследования национальных культур:

· сбор фактов посредством наблюдения с последующим их обобщением;

· анкетирование сотрудников и менеджеров многонацио­нальных корпораций, проводимое в национальных фи­лиалах, с последующим сравнением результатов.

____________________________

Лишь со второй половины 70-х гг. научные исследования приобретают более регулярный и системный характер. Осу­ществляется сбор и систематизация солидных объемов социоло­гической информации. Производится их математическая обра­ботка. При этом используются два основных метода исследования.

· сбор фактов посредством наблюдения с последующим их обобщением;

· анкетирование сотрудников и менеджеров многонацио­нальных корпораций, проводимое в национальных фи­лиалах, с последующим сравнением результатов.

Рекомендуемые материалы

На основе собранной и систематизированной информации в начале 80-х гг. предпринимаются первые попытки класси­фикации типов деловых и организационных культур, выделя­ются классификационные параметры или характеристики.

С известной степенью условности эти параметры можно объединить в четыре большие группы.

Модель Гирта Хофштеде.

Наиболее известное расследование национальных культур провел голландский ученый Гирт Хофштеде.

Слайд 10.18

Гирт Хофштеде:

Культура — это программное обеспечение ума.

Культура — это коллективное программирование ума.

______________________________________

Голландский исследователь проблематики кросскультурного менеджмента Г. Хофштеде на основе обработки результатов анкетирования 115 тыс. работников компании "Ай-би-эм" сначала в 40, а затем более чем в 60 странах мира об удовлетворенности их своим трудом, коллегами, руководством, о восприятии проблем, возникающих в ходе работы, о жизненных целях, верованиях и профессиональных предпочтениях. И выделил четыре важнейших параметра деловой культуры: соотношение индивидуализма и коллективизма; дис­танция власти; соотношение мужественности и женственнос­ти; отношение к неопределенности.

После посещения Китая Г. Хофштеде обнаружил, что четырехфакторная модель культуры, которая с высокой убедитель­ностью объясняла большинство поведенческих особенностей, присущих европейским и североамериканским странам, абсо­лютно недостаточна для понимания стран Востока. В результате дополнительных исследований, проведенных в Китае, Японии и странах Юго-Восточной Азии, четыре фактора культуры были дополнены еще одним, стоящим несколько особняком вос­точным фактором. Он был назван Г. Хофштеде фактором конфу­цианского динамизма и отразил соотношение долгосрочной и краткосрочной ориентации в деловой культуре разных стран. Высокая степень "конфуцианского динамизма" в национальной куль­туре означает работу и жизнь, ориентированные на будущее, бережливость и склонность к долгосрочным инвестициям (= капиталовложения в будущее), а также стремление к стабильности, предсказуемости (граничащей с фата­лизмом) и гармонии в обществе.

Важно отметить, что параметры деловой культуры Г. Хоф­штеде (как и параметры деловой культуры, выделенные другими исследователями) всегда относительны, а не абсолютны. Это дилеммы или предпочтения, где каждая национальная культура занимает свое место между экстремальными показателями.

Слайд 10.19

Параметры деловой культуры — это дилеммы или предпочтения, где каждая национальная культура занимает свое место на шкале между экстремальными показателями 0 и 100%.

____________________

Иными словами, в любой культуре будут, например, прояв­ления и индивидуализма, и коллективизма. Однако их соотно­шение различно. Если обозначить абсолютную приверженность индивидуализму как 100%, а абсолютное его отсутствие (абсо­лютный коллективизм) — как 0, то каждая национальная куль­тура по результатам социологических исследований может за­нять на шкале ценностей свое положение.

Другим важным замечанием является то, что культура — это всегда коллективный и социальный феномен. Культура не наследуется генетически, личность обучается культуре, позна­ет ее в процессе соприкосновения с социальной средой.

С этой точки зрения культуру следует отличать от того, что называют человеческой натурой, с одной стороны, и от того, что называют индивидуальными характеристиками лич­ности, — с другой.

Натура человека — это то, что делает человека человеком, составляет универсальный уровень ментального программирования. Используя компьютерные аналогии, можно сказать, что натура человека — это операционная система, которая определяет его физиологические и базовые психологические особенности. Сюда можно отнести способность человека чувствовать страх, злобу, грусть, радость, переживать влюбленность, желание жить и нежелание умирать, стремление жить вместе с другими людьми, самоидентификацию и желание быть самим собой и т.д.

Слайд 10.20

Натура человека — это своего рода операционная система, ко­торая определяет физиологические и базовые психологические особенности личности.

Индивидуальные характеристики личности — это своего рода уникальное программное обеспечение ума, присущее данному кон­кретному человеку и отличающее его от других.

_____________________________

Натура человека — это своего рода операционная система, ко­торая определяет физиологические и базовые психологические особенности личности.

Однако там, где заканчиваются чувства вообще, и начинается их конкретное проявление (как именно вы выражаете гнев, страх, радость и т.п.), там человеческая натура уступает место культуре. Дополняя человеческую натуру, культура демонстри­рует способность передаваться с высокой степенью целостно­сти от поколения к поколению, оставаясь в отличие от челове­ческой натуры отнюдь не наследуемой на генетическом уровне. Стремление доказать, что культура определяется не социаль­ным научением, а наследственными чертами человеческой натуры, на протяжении многих веков выступало мотивом для обоснования различных теорий расового превосходства.

Если с одной стороны культура опирается на человеческую натуру, то с другой — дополняется индивидуальными харак­теристиками личности человека. Под индивидуальными ха­рактеристиками личности подразумевается уникальное про­граммное обеспечение ума, присущее данному конкретному человеку и отличающее его от других.

Индивидуальные характеристики личности — это своего рода уникальное программное обеспечение ума, присущее данному кон­кретному человеку и отличающее его от других.

Индивидуальные характеристики личности формируются частично наследственно и частично социально. Это одновре­менно уникальный набор генетических особенностей, до­ставшихся от родителей, и уникальное программированиеличности, осуществленное под воздействием коллектива, со­циума (= культуры) и личного и неповторимого опыта31.

Иными словами, неповторимая личность каждого человека — это сплав наследственного и социального. Приобщение чело­века к культуре, так сказать, изучение им индивидуального учебного курса по коллективному программированию ума происходит с момента рождения и до конца жизни. При этом наиболее интенсивно процесс научения культуре окружаю­щего общества идет на трех основных этапах жизни человека, в рамках трех формализованных социальных институтов: семьи, школы, работы.

Именно в семье, школе и на работе характеристики различных культур проявляются наиболее рельефно.

Именно в семье, школе и на работе человек усваивает куль­туру того общества, в котором живет. Именно здесь происходит коллективное программирование ума. И поэтому именно в семье, школе и на работе особенности (факторы) отдельных национальных культур проявляются наиболее рельефно.

Следующим мы рассмотрим основные факторы культуры, выделенные Г. Хофштеде.

Слайд 10.21

Факторы культуры (по Хофштеде):

1) Индивидуализм/коллективизм.

2) Дистанция власти

3) Соотношение мужественности/женственности

4) Избегание неопределенности

5) Отношения между людьми

________________________________

КОЛЛЕКТИВИЗМ И ИНДИВИДУАЛИЗМ

В различных странах и национальных культурах в рамках семьи, школы и работы человек усваивает определенную систему ценностей. И всегда одной из составляющих этой системы выступает отношение к коллективному и индивиду­альному.

В одних обществах и культурах в системе ценностей, без­условно, превалируют коллективистские подходы и принци­пы, в других — акцент делается на индивидуальных чаяниях и стремлениях личности. Часто, характеризуя то или иное общество, говорят: "Это общество коллективистов" или: "Это общество индивидуалистов".

В нашей стране коллективизм на протяжении нескольких десятилетий советской истории идеализировался официаль­ной пропагандой и трактовался как безусловное благо и, напротив, любые проявления индивидуализма осуждались. А вот применительно к кросскультурному менеджменту кол­лективизм и индивидуализм абсолютно равны.

Слайд 10.22

Коллективизм - такая система ценностей, в ко­торой человек воспринимает себя, прежде всего как часть группы, а уже затем как отдельную личность.

Индивидуализм - такаяй системе ценностей личность выходит на первое место.

__________________________________

Под коллективизмом понимается такая система ценностей, в ко­торой человек воспринимает себя, прежде всего как часть группы, а уже затем как отдельную личность.

В индивидуалистской системе ценностей личность выходит на первое место.

Как не бывает плохих культур (культуры бывают разные), так не бывает плохих или негативных параметров культуры. Просто в разных культурах превалируют разные характе­ристики.

Что имеется в виду, когда говорят: "Эта деловая культура ориентирована на коллективистские ценности"? Или когда характеризуют культуру как индивидуалистическую? Возмож­но, отмечается важнейшая отличительная особенность в сис­теме ценностей разных культур: как воспринимает себя чело­век в данном обществе — прежде всего как его часть, а затем как личность или наоборот — прежде как личность, а уже затем как часть некоего социума.

Слайд 10.23

Некоторые характеристики стран с высокой степенью индивидуализма

1. Люди откровенно высказывают критические замечания своим коллегам.

2. Наем и продвижение по службе связаны только с досто­инствами данной личности.

3. Управление ориентировано на личность, а не на группу.

4. Каждый ориентируется на личный успех и карьеру.

5. Высокий уровень свободы печати.

________________________________________-

Общество отличает высокий жизненный уровень. Средний класс составляет солидную прослойку.

Некоторые характеристики стран с высокой степенью индивидуализма

1. Люди откровенно высказывают критические замечания своим коллегам.

2. Наем и продвижение по службе связаны только с досто­инствами данной личности.

3. Управление ориентировано на личность, а не на группу.

4. Каждый ориентируется на личный успех и карьеру.

5. Общество отличает высокий жизненный уровень. Средний класс составляет солидную прослойку.

6. Высокий уровень свободы печати.

В процессе воспитания и формирования личности нацио­нальные культуры, ориентированные на индивидуализм, де­лают акцент на самостоятельность и инициативность. Здесь, по удачному выражению братьев Стругацких (повесть "Парень из преисподней"), формируются "боевые единицы, которые действуют сами по себе".

В коллективистских культурах система ценностей прямо противоположная. Здесь человека с раннего детства приучают к мысли, что интересы коллектива всегда выше личных, что чувства и стремления индивидуума вторичны по сравнению с общественным благом. Подход, который в нашей стране наиболее емко выражался словами известной песни: "Раньше думай о Родине, а потом о себе".

Обычно в качестве примера национальной культуры с мак­симальной степенью коллективизма называют Японию. С мак­симальной степенью индивидуализма — США.

Акцент на индивидуализм обусловливает возникновение целого ряда специфических черт, которые четко прослежи­ваются в жизни соответствующих обществ. Так, странам с высокой степенью индивидуализма в деловой культуре присущ обычно высокий уровень развития демократии. Здесь критика не воспринимается как личная обида и обычно легко и открыто высказывается и т.п. В обществах с сильными коллективистскими корнями доминируют, как правило, про­тивоположные традиции и подходы.

Это любопытно!

Особенности российского коллективизма

По мнению большинства зарубежных исследователей, Россия (как и другие славянские страны СНГ) однозначно тяготеет к коллективизму. Это убеждение отчасти базируется на российской истории и восходит к хорошо известным за рубежом рассужде­ниям славянофилов о приверженности российских крестьян к общинному образу жизни и коллективистским ценностям, а от­части — на малорепрезентативных экспертных оценках, сделан­ных по результатам опросов руководителей советских заводов времен ранней перестройки.

Проведенные в последние годы исследования ученых Бай­кальского учебного комплекса дают, однако, несколько иной ре­зультат. Степень индивидуализма у россиян оказывается выше, чем принято считать. Причем в случае успеха в карьерном росте или бизнесе склонность к индивидуализму стремительно растет и вся слава за достигнутое приписывается себе самому. Что же касается коллективизма, то он рельефно проявляется в периоды неудач и экономических потрясений. В этом случае ответствен­ность делегируется другим (коллегам по работе, руководству ор­ганизации, государству).

Восточные общества обычно тяготеют к коллективистской культуре. В Европе к ним относят Испанию, Португалию, Грецию и, как это ни странно, Австрию. К индивидуалисти­ческой культуре — северные страны. Характерно, что степень индивидуализма населения, как правило, растет по мере роста средних доходов на душу населения.

Слайд 10.24

СЕМЬЯ

Коллективизм

Индивидуализм

• Воспитание в духе "мы".

• Воспитание в духе "я".

• Мнение семьи важнее личного.

• Уважение к личному мнению.

• Обязательства по отноше­нию к семье:

— гармония интересов,

— уважение к общей по­зиции,

— чувство стыда за про­ступки.

• Обязательства по отноше­нию к себе:

— собственные интересы,

 — самоактуализация,

— вина.

Доминирование индивидуализма или коллективизма в си­стеме ценностей данного общества находит отражение вособенностях воспитания и формирования личности в семье, школе и на работе. Так, например, в коллективистском обществе воспитание в семье обычно ведется в духе "мы". Постоянно подчеркивается приоритетность интересов семьи в сравнении с интересами каждого из ее членов. Напротив, индивидуалистская культура стремится развить личность каж­дого ее члена, сформировать собственное "я". С этой точки зрения мнение, отличное от позиции других членов семьи, не только не подавляется, но и поощряется.

Слайд 10.25

Учёба

Коллективизм

Индивидуализм

• Учиться надо в молодости.

• Постоянное обучение.

• Учат, "как" делать что-то.

• Учат, как учиться.

Небезынтересен различный подход в коллективистских и индивидуалистских обществах к процессу учебы. В социумах с преобладанием в системе ценностей коллективистских начал обычно считается, что интенсивно учиться надо в молодости. Знания, профессиональная зрелость и т.п. в таких обществах часто являются прерогативой возраста, что затрудняет карьер­ное продвижение молодежи. В рамках школы и обучения акцент делается на практическую сторону теоретических знаний, т.е. наиболее правильным и эффективным считается обучение, которое концентрируется на том, "как" или "каким образом" сделать что-то.

В индивидуалистских обществах обычным и распростра­ненным подходом к образованию является утверждение о необходимости учиться всю жизнь. При этом акцент в обуче­нии делается не на теорию и даже не на ее практическое использование, а на умение самостоятельно научиться тому, что требуется в настоящий момент.

Иными словами, школа учит человека не как что-то де­лать, а как научиться самому что-то делать. Подобный подход объясняется тем, что по мере нарастания объема знаний их усвоение становится невозможным и деструктивным. Скажем, профессиональные знания, полученные в вузе (как и практи­ка их применения), в значительной мере устаревают уже к моменту окончания этого вуза. С этой точки зрения един­ственным действительно полезным навыком (за исключением неких базовых заделов по профессии) становится умение самостоятельно учиться.

В качестве примера, иллюстрирующего разницу подходов и их плюсы и минусы, приведу спор, состоявшийся в Нью-Йорке между двумя мамами-россиянками. Обе мамы — жены дипломатических работников. Суть спора сводилась к попытке сопоставить глубину, фундаментальностьи ценность образования в традиционной российской и аме­риканской средней школе. Острота проблемы для спорящих определялась тем фактом, что их дети (примерно одного возраста) учились по разные стороны океана — в Москве и Нью-Йорке соответственно.

При этом мама российского школьника напирала на фун­даментальность знаний, изучаемых в "нашей" средней школе. "Ты посмотри, — говорила она своей приятельнице, — что они здесь дают по литературе? Ну, что русской литературы здесь не преподают, это понятно. Но они серьезно проходят одного Шекспира. Они не изучают творчество своих писате­лей. Это же оболванивание собственных детей. Вспомни! У нас в школе обязательно проходят Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Чехова и многих других... Это дает кругозор".

"И много ты помнишь из пройденного в нашей средней школе по литературе? — возражала подруга. — Разжевываем Онегина в шестом, ты вдумайся, в шестом (!) классе. И на всю жизнь отбиваем желание читать русских классиков! А здесь "издеваются" только над Шекспиром. На нем изучают лите­ратурные приемы, разбирают характеры. По его пьесам учат пониманию добра и зла.

А дальше, если будет склонность, сами прочтут другое. Ты же знаешь, что для тех, кто выбирает литературную специали­зацию, организуются занятия по другим произведениям. Включая, между прочим, Чехова и Достоевского".

Разговор и далее продолжался в этом духе, причем каждая из сторон находила все новые аргументы в поддержку своей позиции. Подведу черту под этим спором, используя кросс- культурное кредо: "Плохих культур не бывает. Бывают просто разные культуры". То же справедливо и в отношении важ­нейших характеристик, различающих культуры, — коллекти­визма и индивидуализма.

Слайд 10.26

Работа

Коллективизм

Индивидуализм

• Двойной стандарт — "мы" и "они", "истина кон­кретна".

· Этический стандарт и закон универсальны для всех.

· "Другие" — не наша забота.

· Другие" — ресурсы.

· Отношения выше цели.

· Цель выше личных отношений.

14 Основные подходы в определении структуры социальной сферы - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.

• Отношения босс —• работ­ник основаны на принци­пах морали.

· Отношения босс — работник базируются на рациональной основе.

Третья ступень горнила социализации, на которую лич­ность переходит после обработки в семье и школе, — это работа. Здесь коллективное программирование ума получает логическое завершение. На этой ступени в индивидуалисти­ческих обществах утверждается универсальность законов общества, обязательность для всех неких общих этических стандартов.

Здесь же выстраивается система рабочей мотивации и целеполагания. Во главу угла ставится достижение опреде­ленных целей, которым подчиняются личные отношения воманде, группе, коллективе. Исходя из этого отношения начальник — подчиненный имеют во многом ролевую окрас­ку, ограниченную стенами офиса. Они определяются дости­жением поставленных целей и ориентацией на конечный результат.

По-иному выстраиваются отношения и формируется пове­денческая рабочая этика в коллективных культурах. Здесь законы, правила и мораль в значительной степени изменяют­ся в зависимости от объекта применения. Они одни для "своих" — членов своего коллектива и могут быть сущест-венно другими для "чужаков" — тех, кто не входит в данный коллектив.

Отношения между "своими" придают определенную окрас­ку и отношениям начальник — подчиненный, и на решение задач, и на напористость в достижении конечного результата. Здесь появляется много эмоциональных моментов, ролевое и рациональное в известной мере подменяется своего рода моральными обязательствами. Согласно им начальник должен заботиться о подчиненном, который в свою очередь должен проявлять личную (необязательно функционально обуслов­ленную) лояльность по отношению к начальнику.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее