Популярные услуги

Социология культуры

2021-03-09СтудИзба

Тема  11. Социология культуры. Социальный контроль

Общие понятия, элементы культуры

Понятие не определено, так же как «этнос». Абстрактные определения:

Культура – все, созданное человеком (материальное и духовное)

Культура – характеристика человека как общественного существа (мера человеческого в человеке).

Культура – система исторически развивающихся  надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях.

Необходимость аксиологического подхода наряду с гносеологическим (война – тоже человеческое, общественное).

Культура (лат. возделывание почвы, ее обработка) – специфическая, генетически не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей (1) между собой и со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни (2) для поддержания и развития определенных структур деятельности и общения (3)

1 – что такое, 2 – откуда происходит, 3 – зачем нужна. Деятельностный подход. Его достоинства: четко выделен источник производства ценностей (деятельность), относительная автономность (нет ссылок на другие понятия).  Недостаток: нет конкретизации ценностей (контркультура тоже имеет свою деятельность) – имеются только абстрактные понятия прогресса и творчества.

Интересно, что Т.Парсонс четко разделяет, «разводит» понятия «социальное» и «культурное». Если первое у него связано с непосредственными социальными реалиями, то второе имеет скорее вторичный, «отражательный» характер. К сфере культуры относятся представления людей о социальной жизни.

Атрибуты культуры:

Рекомендуемые материалы

1. Поступательное развитие: развитие разумности – цивилизованность – французские просветители; развитие духовности – мораль, эстетика, религия – немцы

2. Локальные очаги ценностей – Риккерт, Кассирер, Сорокин, Тойнби, Шпенглер, Данилевский.

3. Информационный аспект – паттерны поведения, история. 3 уровня программ поведения:

a. реликтовая (бессознательно) – обычай не заниматься сексом перед охотой рассчитан на групповой брак – чтобы не ревновали во время охоты,

b. актуальная – для поддержания настоящих социальных связей

c. телеологическая – адресованные на будущее (политические программы, идеалы)

Культурные универсалии – мировоззренческие (разум) – пространство, материя, отношение, количество … и социальные - долг, совесть, надежда …

Предмет социологии культуры

Предметом социологии культуры является сама культура как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений. Культура порождается материальными потребностями людей, их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и другими запросами, практическими интересами различных социальных общностей, групп и индивидов.

Задачи социологии культуры:

– изучение культурной деятельности и культурного уровня социальных групп и общностей

– изучение потребностей и ин­тересов субъекта в сфере культуры;

– изучение ценностных ориентаций и культурного творчества субъекта;

– изучение особенностей функционирования социо­культурных институтов;

– плани­рование и прогнозирование развития культуры, ее социальных институтов и учреждений.

Социология культуры активно изучает тенденции культурного развития общества. Она выявляет воздействие научно-технического прогресса на культурные процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние средств массовой информации на социализацию личности, на общественные настроения. Социология культуры изучает все виды преобразовательной деятельности человека, социальных общностей и общества в целом, а также результаты этой деятельности.

Социология культуры фиксирует изменения национальных, духовных, семейных, бытовых отношений, вызванные распространением образования, динамикой численности учреждений культуры и т.д.

Основные элементы и понятия культуры

Знания, убеждения. Убеждение определенное духовное состояние, свойство, для которого характерна генетическая нерас­члененность интеллектуально-рационального, чувственно-эмоцио­нального и волевого компонентов. Это чувственное переживание знания как личностно-значимого, достоверного, наполненное током, энергией воли. Убеждения связаны с природными объектами и со­циальными.

Ценности — определяю­щий элемент культуры, ее ядро. Культура — способ, метод именного ценностного освоения действительности и явлений природы. Чтобы опре­делить, оценить, что полезно, значимо, а что нет, то есть выявить ценности человека, важно определить мерки, критерии, по которым оценивается ценностная сущность личности. Вот эти-то критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре. Ценности это своеобразный социальный механизм, выявляющий, систематизирую­щий, упорядочивающий, который воспроизводит, сохраняет, защищает, раз­вивает и передает все полезное в обществе.

Социологический подход к ценностным явлениям состоит в рас­смотрении их как стандартов, образцов, эталонов социаль­ного поведения. Ценность выражает существенное отношение, где определяется значимость объекта для целей субъекта в качест­венных и в количественных показателях. Для того чтобы то или иное явление действительности стало ценностью, оно должно обла­дать определенными свойствами, способными быть полезными для человека. В таком смысле ценность объективна. Ценность объек­тивна и в том смысле, что сам отбор и использование нужных свойств определяется интересами и потребностями людей. И, пожа­луй, неправильно отождествлять ценность с оцениваемым предме­том. Ценность есть значение предмета для человека. Вне отношения к человеку категория ценности лишена смысла. В таком понятии ценность субъективна.

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Сущностная структура включает три компонента - рациональный, эмоциональный и волевой. Рациональный (познавательный, интеллектуальный) компонент - это знания людей о событиях, явлениях, фактах, являющихся объектом общественного внимания.

Преобладает при соблюдении следующих условий: 1) Люди получили достаточно информации по данному вопросу, ибо нельзя обсуждать вопрос, ничего не зная, либо зная очень мало, так что практически валидный вопрос здесь - это вопрос о корректности и количестве информации, необходимой для формирования мнения; 2) Готовность отвечать на вопросы без эмоций; 3) Если детальный анализ ответов на взаимосвязанные вопросы выявляет некоторую связь в ответах.

Эмоциональный - настроения, чувства, образующиеся по поводу объекта общественного мнения. Преобладание эмоциональной составляющей делает общественное мнение более доступным для психологического давления. Результатом взаимодействия этих двух компонентов (относящихся к духовной части феномена) является социальная оценка. Но общественное мнение - не только оценка, но и практическая деятельность по удовлетворению потребностей и интересов. Поэтому третьей составляющей будет волевой компонент, т.е. определенные действия субъектов общественного мнения. 

Внутренняя структура – зарождение – формирование – функционирование – спад - отмирание (динамическая).

Общественное мнение имеет свои каналы выражения: — поведение во время выборов (всех уровней); — участие в законодательной деятельности через референдумы, плебисциты, сходы, собрания и т.п.

По субъекту - носителю культуры выделяются общество в целом, нация, класс, другие социальные группы (демогра­фические,  территориальные и пр.) или  отдельная личность. Отношения между этими блоками культуры далеко не всегда складываются гармонично.

По функциональной роли культуру можно подразделить на общую (актуальную), необходимую каждому члену того или иного общества, и специальную, необходимую людям той или иной профессии.

По происхождению (генезису) выделяют народную культу­ру, возникающую в определенной мере стихийно и не имею­щую конкретного «персонифицированного» автора (например, фольклор), и «ученую» культуру, создаваемую интеллигенци­ей, профессионалами; в ней всегда можно четко установить авторство.

По видам культуры принято выделять материальную куль­туру (например, культуру производства материальных благ, культуру быта и пр.) и духовную культуру (достижения в об­ласти науки, искусства, а также нравственная, художественная, педагогическая культуры и т. д.), соответствен­но двум основным видам производства — материального и духовно­го.

Выделяют культуру материальную (паровая машина, книга, храм, дом, орудие труда, костюм и т.д.), т.е. физические объекты, созданные человеческими руками и представляющие известную ценность для группы или общества (артефакты); и нематериальную или духовную (нормы, законы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, идеи, язык и т.д.), элементы которой существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением. Символическая сторона материальных предметов, как, например, тип ткачества и вышивки, форма и цвет священных предметов, помогают понять природу человеческого поведения и мышления. Артефакты, создаваемые обществом, могут рассматриваться так же как слова в языке народа или же составные элементы системы коммуникаций. Поэтому грань между материальной и духовной культурой носит довольно условный характер.

Культурный комплекс - совокупность культурных групп или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных (мода, - текстильная и легкая промышленности, манекенщицы и портные, средства кассовой информации и т.п.). Культурный "ареал" географический район, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах (славянская культура включает русскую, украинскую, болгарскую, белорусскую и некоторые др. субкультуры). Культурные универсалии - это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Американский социолог Джордж Мердок выделил более 60 таких универсалий: возрастная градация, календарь, приготовление пищи, искусство, разделение труда, этика, семья и т.д. К элементам нематериальной культуры следует отнести язык, ценности, привычки, манеры, этикет, обычаи, традиции, обряды, церемонии, ритуалы.

Функции и особенности культуры

1. Образовательную и воспитательную.

2. Интегративную и дезинтегративную (усвоение культуры сплачивает людей и в то же время противопоставляет группам с другой культурой).

3. Регулирующую (нормы и обычаи формируют и регулируют поведение человека).

4. другая классификация

5. человекотворческая   (гуманистическая), т.е.   развитие творческого   потенциала  человека   во   всех   формах   его жизнедеятельности, социализирующая.

6. интегративная (Э. Дюркгейм) освоение культуры создает у людей чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии и т. д.

7. природопреобразующая.

8. защитно-адаптивная приспособление к природным условиям, меняющейся среде, попытка выработать универсальное поведение

9. информационная   трансляция   социального опыта, выделяют три подфункции: инфор­мационно-коммуникативную, информационно-накопительную и информационно-трансляционную.

10. коммуникативная   адекватность взаимопонимания;

11. гносеологическая (познавательная).

12. аксиологическая (ценностно-ориентационная), т. е. культура задает опреде­ленную систему  координат,  своеобразную  «карту жиз­ненных ценностей». Главная задача этой функции связана с потребностью общества поддержать жизнеспособность, ста­бильность, устойчивость, общественное равновесие.

13. нормативно-регулирующая  (управленческая), контроль за поведением человека.

Соц. роль культуры проявляется в 3 аспектах:

1. Культура служит основой и решающим фактором превращения индивида в личность, его социализации.

2. Обеспечивая единство ценностей, идеалов всех членов общества, соответствующая культура служит его важнейшей сплачивающей силой, во многом определяющая стабильность всей общественной системы.

3. Культура – важнейшая основа и фактор организации, регулирования и модернизации общественной жизни. Особенно велика соц. роль культуры проявляется в переходные эпохи развития общества (Россия).

Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры.

– Зависимость типа культуры от природных и искусствен­ных условий жизни общества и ее обратное влияние на их изменение.

– Преемственность в развитии культуры. Она может быть временной   (вертикальной)   и   пространственной   (горизонтальной), позитивной (продолжение той или иной культурной традиции) и негативной (отрицание прежне­го культурного опыта).

– Неравномерность развития культуры, которая выражает­ся в двух аспектах: а) расцвет и упадок культуры не сов­падают с эпохами расцвета и упадка в других сферах об­щественной жизни, например, в экономике; б) сами ви­ды  культуры  развиваются  неравномерно.  Так,  сегодня, при более или менее приличном уровне развития худо­жественной культуры мы говорим об отсутствии поли­тической   культуры   или   катастрофическом   состоянии экологической.

– Особая роль личности, человеческой  индивидуальности в культурном процессе. Можно выделить три качественных скачка:

1. появление письменности, позволившее сохранять многие произведения культуры и обмениваться ими;

2. изобретение книгопечатания, благодаря которому резко увеличился объем распространения культурной продукции;

3. современные достижения науки и техники (телевидение, видео- и звукозапись, голография, новые материалы в архитек­туре и пр.).

Природа культуры

Два подхода – антропологический (набор стереотипов) и аксиологический.

Антропологический. Каждая исторически конкретная обществ, форма мо­жет характеризоваться специфич. набором и иерархией Ц., система к-рых выступает в качестве наиболее высо­кого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социально признанного (данным об­ществом и социальной группой), на основе к-рых раз­вёртываются более конкретные и специализиров. сис­темы нормативного контроля, соответствующие об­ществ. институты и сами целенаправленные действия людей — как индивидуальные, так и коллективные.

Аксиологический. Основной вопрос аксиологии – источник ценности в бытии. К месту и методам нахождения этого источника различают следующие подходы:

натуралистический психологизм (А. Мейнонг, Р. Б. Перри. Дж. Дьюи и К. И. Льюи­с), источник ценностей - в биопсихологических потребностях человека, сами ценности могут быть эмпирически фиксированы как специфические факты наблюдаемой реальности. Следовательно – есть стандартный набор ценностей, они довольно стабильны - эволюционируют вместе с психикой, являются частью предметной реальности.

трансцендентализм (Виндельбанд, Риккерт), ценность — это идеальное бытие, бытие нормы, соотносящееся не с эмпирическим, а с «чистым», трансцендентальным, или «нормативным», сознанием. Будучи идеальными предметами, ценности не зависят от чело­веческих потребностей и желаний, но т.к. ценность присутствует в реальной жизни, возникает проблема соотношения ценностей с реальностью, которая решается либо через субъективность эмпирического сознания, либо через признание чи­стого спиритуализма, постулирующего сверхчеловеческий «логос» - персонал. онтологизм.

персоналистический онтологизм, (Шелер). Реальность ценностного мира, гарантирована «вневременной аксиологической серией в боге», несовершенным отображением к-рой служит структура человеч. личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, к-рая и образует онтологич. основу личности.

культурно-исторический релятивизм, (Дильтей), аксиологический плюрализм – нет общих ценностей. (Шпенглер, Тойнби, Сорокин, М. Вебер)

социо­логизм Выход – в школе структурно-функциональ­ного анализа (Парсонс и др.) понятие ценности приоб­рело обобщённо методология, смысл как средство выяв­ления социальных связей и функционирования соци­альных институтов: социальная система любого масшта­ба предполагает существование неких разделяемых всеми общих ценностей.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis — гражданский, го­сударственный), 1) синоним культуры. В марксистской лит-ре употребляется также для обозначения матери­альной культуры. 2) Уровень, ступень обществ, раз­вития, материальной и духовной культуры (антич. Ц.). 3) Ступень обществ, развития, следующая за вар­варством (Л. Морган, Ф. Энгельс). 4) Совокупность организационных средств (программ деятельности), посредством которых люди стремятся достичь тех общественных целей, которые заданы существующими универсалиями культуры.

Понятие «Ц.» появилось в 18 в. в тесной связи с поня­тием «культура». Франц. философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости (во фр. языке нет разведения между словами «К» и «Ц»).

В концепции Шпенглера Ц,— это определ. заключит. стадия развития любой культуры; её осн. признаки: раз­витие индустрии и техники, деградация иск-ва и лит-ры, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы». При таком понимании Ц. как эпоха упадка противопостав­ляется целостности и органичности культуры.

По Ч.У. Моррису 6 цивилизаций (образов жизни):

– дионсийского типа – подчинение собственным инстинктам

– буддийского типа – отречение от потребностей ради покоя

– христианская - самоочищение во имя духовных ценностей

– исламская – растворение личности в процедурах «газавата»

– прометеевская – покорение и реорганизация окружающей среды посредством науки и техники

– ?

Социокультурный процесс (культурная динамика).

Социокультурный процесс, - функционирование культуры как социального явления, представляет собой две основные противоречивые тенденции: способность к сохранению, устойчивости, преемственности и способность к развитию, модернизации, изменениям.

Культура распространяется от одной страны к другой тремя путями:

1) целенаправленным заимствованием;

2) диффузией (стихийным проникновением);

3) независимыми открытиями, сделанными одновременно в разных странах.

Можно привести примеры диффузий. Зонтик к нам пришел из Юго-Восточной Азии, тарелка изобретена в Китае, ложка - в Древнем Риме, вилка - в средневековой Италии. Рис, лимоны и апельсины вышли из Индии, горох и морковь - из Средней Азии, а кофе впервые возделывали в Эфиопии. Сливочное масло впервые изготовили в Древнем Египте, а майонез - во Франции.

Селективность культуры - избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую. Она может быть целенаправленной, сознательной, когда члены общества считают, что новые элементы отрицательно или даже разрушающее воздействуют на культуру, или стихийной. Культурная трансмиссия - процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через научение. Культурная аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количестве новых элементов, чем отбрасывается старых. АККУЛЬТУРАЦИЯ  1) Адаптация индивидов или групп к какой-либо культуре. 2) Взаимное влияние сильно отличающихся и (обычно) соседствующих культур. 3) Изменение культуры одного народа - более слабого в политическом и экономическом отношениях - под воздействием другого, более сильного.

ПЕРЕЖИТКИ, культурные реликты, остаточные явления в культуре, считающиеся перенесёнными в силу привычки из той стадии развития культуры, которой они были свойственны, в более позднюю.

Массовая культура

Научно-техническая   революция   стимулировала   широкое распространение массовой культуры. Теория массового общества исходит из того, что в XX в. классовая поляризация исчезает и главенствующую роль в историческом процессе начинает играть «масса». Понятие «масса» имеет не только количественные характеристики (большинство общества), но и качественные: обезличенность, преобладание чувства, утрата интеллекта и личной ответствен­ности за свои решения и поступки. Согласно Тарду и Лебону, общество делится на массу (или толпу), не понимающую сути происходящего, публику, которая кое-что понимает, и элиту, имеющую доступ к высшим культурным ценностям. Отсюда «массовым» называют такое общество, в котором человек стано­вится безликим элементом социальной машины, «винтиком», по­догнанным под ее потребности. А массовой культурой называют то, что противостоит подлинной культуре.

Суть массовой культуры состоит в том, что она создается для целей потребления. Главная ее функция развлекательно-компенсаторная. Это культура, лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе социального заказа. Она является массовой по объему, т. е. охвату аудитории, и по време­ни, т. е. производится постоянно, изо дня в день. В массовой культуре получает гипертрофированное выражение одна из сторон культуры – адаптивная, причем в облегченном, поверхностном варианте. Черты массовой культуры:

1. примитивность характеристики отно­шений между людьми, низведение социальных, классовых конфликтов к сюжетно занимат. столкно­вениям «хороших» и «плохих» людей, чья цель — до­стижение личного счастья любой ценой;

2. развлекатель­ность, забавность, сентиментальность, смакование насилия и секса;

3. ориен­тированность на подсознание, инстинкты — жажда об­ладания, чувство собственности, нац. и расовые пред­рассудки, культ успеха, культ сильной личности и вместе с тем культ посредственности, условность, при­митивная символика.

6 Вопросов Александра Минкина http://psylib.org.ua/books/_kolis01.htm

1. Люди веками жили без ТВ и были не глупее нас. Всего 50 лет назад планета жила без ТВ, но совершались открытия, сочинялись песни, ставились рекорды.
Тогда были счастливые, были несчастные. И сейчас есть счастливые и несчастные, умные и глупые, добрые и злые. Неужели телевизор кого-то сделал счастливым, добрым, умным? Но даже если найдутся те, кто скажет, что ТВ дарит им счастье, – стоит ли обращать внимание. Есть, увы, множество людей, которым счастье дарит героин. Это же не причина внедрять его в широкую продажу, "идя навстречу пожеланиям масс".

2. Зачем "Поле чудес"? Зачем "О, счастливчик!"? (Специально говорю о самых рейтинговых. Специально не говорю о самых отвратительных.) Они пожирают времени больше, чем все советские очереди. И пожирают жестче. Ибо в очередях некоторые все же что-то читали.

3. Зачем "вещать" круглые сутки? Ведь большинству каналов сказать совершенно нечего. Не хватает денег – ограничьте себя тремя часами. Зачем вываливать в эфир откровенный мусор, лишь бы не умолкать?

4. Зачем десять, двадцать, тридцать каналов? Мы что, должны поверить, будто 31-й или 41-й канал создается, чтобы осчастливить людей? Ужели он даст нечто, чего не дают имеющиеся тридцать? Нет, легче поверить, что еще одна группа людей решила заработать. Или кому-то понадобился еще один предвыборный инструмент.

5. Если бы ТВ вдруг заявило, что погибнет без рекламы наркотиков и проституции – разумные люди, наверное, сказали бы: пусть погибнет.

6. Разве мы забыли, как ТВ и прочая пресса были забиты хопрами, телемаркетами и прочими МММ? Ежеминутно показывали Леню Голубкова вместо того, чтобы ежедневно говорить простодушному народу: "МММ", "Хопер" и пр. – это обман, грабеж".

Субкультура и контркультура

Если подлинная и массовая культуры различаются по сво­им целям и ценностям, то по отношению к господствующей культуре выделяются суб- и контркультуры – культуры раз­личных социальных групп: возрастных, профессиональных, территориальных, поселенческих и т. д. Иначе их еще называ­ют частичными культурами. Любая субкультура имеет свои ценности, несколько отличные от общепринятых, особые правила и образцы поведения, стиль одежды, манеру общения. Кроме того, субкультура варьируется в зависимости от харак­тера декларируемых ценностей и стилей жизни, величины группы, разделяющей эти ценности, возрастных особенностей членов группы, а также их готовности к активным действиям по защите своих интересов и образа жизни (так называемая скрытая и открытая агрессивность).

Субкультура, которая находится в состоянии открытого конфликта, явной конфронтации по отношению к господ­ствующей культуре, называется контркультурой (Т. Роззак).

Постмодерн

Основными категориями, описывающими реальность постмодерна, являются плюрализм, децентрация, неопределённость, фрагментарность, изменчивость, контекстуальность. Мы уже видели подход постмодерна на практике в разборе вопроса об этносоциологии (см. стр. 31 данного конспекта).

Постмодернистская культура характеризуется особым отношением к игре как специфической человеческой деятельности, ведь именно свобода "языковых игр", по мнению Лиотара, является основой постмодернистского мировоззрения. Технологии постиндустриального общества позволяют расширить вхождение игрового начала в деятельность человека. В постиндустриальном обществе неожиданно воплощаются идеи Герберта Маркузе о том, что на смену "принципу производительности" должен прийти "принцип удовольствия". По его мнению, человеку необходимо вырваться из пределов материального производства – царства отчужденного труда и погрузиться в мир игры и фантазии. Труд должен стать средством самовыражения и реализации индивидуальных способностей, и, как полагал Маркузе, это возможно при превращении его в игру, в разновидность отдохновения. По мнению В. Красильщикова, леворадикальные идеи Маркузе находят воплощение в… персональном компьютере. Компьютер открывает реальную возможность сделать труд своеобразной "игрой" и вывести человека из-под контроля технобюрократии. Характерно то, что первый персональный компьютер, собранный в 1976 году инженерами Джобсом и Возняком, был создан именно для игры. (О постиндустриальном обществе см. на 16 стр. данного конспекта)

Социолингвистика (социология языка)

Одно из определений предмета социолингвистики следующее: социолингвистика – это изучение языка и его отношение к обществу, социология языка, в свою очередь, это изучение общества, его отношения к языку. Из этого определения видно, что если у социолингвистики задачей является пролить свет на некоторые факты, глядя на общество, то у социологии языка задача обратная – узнать нечто новое об обществе, воспользовавшись языковыми данными. Разница здесь скорее в акцентах, чем в предмете изучения.

Существует пять логических возможностей ответа на вопрос о том, как соотносятся между собой язык и общественная структура.

1. эти области вовсе не связаны.

2. эти области каким-то образом взаимно определяют друг друга.

3. Можно поставить одну из них во главу угла, и сказать, что общество определяет и общественные структуры, и определяет язык.

4. Либо, наоборот, языковые структуры определяют общество.

5. обе эти области определяются, или детерминируются, какой-то третьей, внешней по отношению к ним силой.

2 причины возникновения социолингвистики. Социолингвистика существует примерно с того момента, когда ученые, работавшие в области наук об обществе, прежде всего лингвисты, столкнулись с непримиримым противоречием между постулатами лингвистики и реальностью. Один из постулатов современной лингвистики: структурно все языки, и все говорящие в равной степени владеют языком. Из этого следует, в частности, что не существует мало развитых, слабо развитых и плохо развитых языков – все языки структурно равны. Тем не менее, в реальности мы знаем, что языки не равны ни по статусу, ни по функции, и говорящие на них не равны: кто-то говорит лучше, кто-то говорит хуже, кто-то говорит на нескольких языках, кто-то и одного толком не знает. Вот столкновение этих двух противоречащих друг другу постулатов, казалось бы полярных постулатов, и породило социолингвистику.

Ну и вторая причина, откуда взялась социолингвистка в мире, она выросла как ответ на общественную потребность, то, что называется социальный заказ. В послевоенные годы (после Второй мировой войны) начался бурный процесс деколонизации, стали возникать многочисленные новые государства, перед которыми немедленно встал вопрос о том, какой язык сделать государственным, как примирить различные этнические или племенные языки друг с другом, как проводить создание письменного языка, как стандартизовывать этот язык. То есть перед ними встали прикладные социолингвистические вопросы.

Направления развития социолингвистики

Первая область – это изучение социальных диалектов. В любом языке существуют специальные средства, которые характеризуют социальные признаки говорящего, слушающего, а также признаки отношений между ними. Речь собеседника способна очень многое сказать слушающему о том, кто перед ним; как говорят англичане: «открыть рот обозначает разоблачить себя», произнести перед незнакомцем фразу, значит рассказать ему очень многое о своем происхождении, уровне образования, социальном и экономическом статусе, отношении к собеседникам, психологическим характеристикам и так далее.

Вторая область – это то, что принято называть «мужское и женское в языке», или «гендерной лингвистикой». Известно, что стили мужской и женской речи различаются. Женщины могут говорить быстрее или медленнее, больше или меньше, образнее или проще, чем мужчины. Женщины могут глотать окончания, а мужчины – нет или наоборот. Женщины могут говорить с особой интонацией или, наоборот, мужчины могут иметь определенные интонационные признаки речи.

Для сравнения, аналогичные исследования на американском варианте английского языка показали, что все: и мужчины, и женщины – в один голос утверждают, что женщины говорят больше мужчин, однако реальные исследования дают прямо обратный результат: по количеству мужчины говорят больше.

Третья тема – так называемая этнография коммуникаций. Эта область занимается нормами, регулирующими правила употребления речи: громкость речи, тембр, очередность реплик в диалоге, дистанция между говорящими, паузы между высказываниями и так далее. Эти характеристики речи изучаются в разных культурах и у разных народов.

Как сказал мне один мой знакомый иностранец: «Странный вы народ, русские. У нас, когда разговаривают, то один говорит, а другие слушают, соглашаются, не соглашаются, возражают. А у вас – один говорит, а другие ждут своей очереди».

Социальный контроль и девиантное поведение

Социальный контроль по отношению к обществу выполняет:

– охранительную функцию;

– стабилизирующую функцию.

Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и включает такие понятия, как социальные нормы, санкции, власть.

Социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Социальные предписания - запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).

Социальные нормы - суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом, который и определяет два основных типа норм.

Первый тип - это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (компании друзей, семье, рабочих бригадах, молодежных тусовках, спортивных командах).

Э. Мэйо: не держись со «своими» официально; не говори начальству то, что может навредить членам группы; не общайся с начальством чаще, чем со «своими»; не изготовляй изделий больше, чем твои товарищи.

Второй тип - это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодежи, как есть и общенациональные традиции и нравы.

Нормы – формальные и неформальные – довольно близко к предыдущей классификации. Другая классификация -   по степени санкций. В основе – значимость охраняемой ценности.

Обязанности свидетельствуют о том, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям. Права говорят о том, что человек может позволить себе или допустить в отношении других людей. Права неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

Обычаи - это правила, которые соблюдаются по привычке. Традиции же соблюдаются в силу общественного принуждения.

2 пары санкций: формальные и неформальные, позитивные и негативные.

Если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем. В процессе социализации нормы усваиваются настолько глубоко, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Совесть - проявление внутреннего контроля.

Социальный контроль - самый эффективный инструмент, при помощи которого мощные институты общества организуют жизнедеятельность простых граждан. Методы социального контроля отличаются огромным разнообразием, они зависят от ситуации, целей и характера конкретной группы, где употребляются. Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.

Контроль - понятие более узкое, чем управление. Начальник цеха может сам осуществлять контроль, а может поручить его мастеру. Контроль может быть объединен с управлением, но может осуществляться помимо него.

Девиантное поведение

Социологии девиантного поведения за рубежом положила начало книга Э. Дюркгейма «Самоубийство: Социологический этюд» (1897) и созданная им концепция аномии, которая легла в основание современных работ по девиации. В ХХ в. выделилось три основных направления разработки проблематики девиантного поведения. Первое направление изучения отклонений заложили труды теоретиков социологии М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса и др. Второе направление - исследование проблемы, осуществляемое на стыке социологии и смежных дисциплин, прежде всего права, разрабатывали М. Хальбвакс, У. Томас, Ф. Знанецкий. К этому направлению можно отнести труды в области теории конфликта Л. Козера, Р. Дарендорфа, а также психоанализа и социальной этологии. Третье направление - это и есть собственно социология девиантного поведения как относительно самостоятельная специальная (частная) социологическая теория. Она зародилась в недрах структурного функционализма Т. Парсонса, Р. Мертона.

Выделяют девиантное поведение (отклоняющееся) и делинквентное – противозаконное. Девиантное поведение не обязательно имеет негативный характер – духовные лидеры, гении и т.п. – тоже девианты (они не такие как все). Впрочем, в низших слоях общества их поведение осуждаемо, т.е. имеет негативную оценку. Тем не менее, девиантность – это не оценочная переменная, она характеризует лишь положение человека относительно среднего математического. Отсюда можно говорить о трех формах личности: модальная личность (встречается чаще всех), номинальная (которая отвечает общественным идеалам) и реальная (настоящее положение личности).

Характерная черта девиантного поведения - культурный релятивизм. Это означает, что социальная норма, принятая либо обществом, либо законодательством, - явление сугубо относительное. Один и тот же поступок может считаться в одном обществе положительным, в другом - рассматриваться как социальная патология. (Убийство в мирное и военное время. Этикет дворянского сословия требовал обращения по имени-отчеству, норма обращения, в низших слоях (Колька или Никитка и т.п.), считалось у первого девиацией.)

Когда Р. Мертон писал о конформизме и девиантности, он указывал два вида последней: заблуждение (aberrant behavior) и нонконформизм. Заблуждающийся знает и принимает норму, но ради выгоды способен их нарушать. Напротив, нонконформист считает общественные нормы несправедливыми и открыто попирает их, призывая других к изменению существующего строя. Это социальный реформатор, намного опередивший свое время. Подобную форму девиации, с точки зрения долговременной перспективы, следует назвать конструктивной. А вот заблуждение как форму девиации надо признать деструктивной (еще материал об этом на стр. 50).

Социологи выявили следующую тенденцию: человек тем больше усваивает образцы делинквентного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст. Делинквентное поведение среди подростков встречается чаще, чем среди других возрастных групп, по ряду причин. Самая главная - социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать острые ощущения, в недостаточной способности прогнозировать последствия своих действий, гипертрофированном стремлении быть независимым. Члены банд совершают правонарушения, особенно связанные с насилием, каких никогда не совершили бы в одиночку. Уличные банды обладают почти абсолютным влиянием на поведение подростков, в том числе и не входящих в состав банды.

Стремление добиться успеха, выделиться иногда превращается для подростков в дорожку, которая ведет от девиантного поведения к делинквентному. Раньше социологи были уверены, что молодежная преступность - побочный продукт бедности. Выходцы из низов имеют меньше возможностей получить образование и работу, они больше не удовлетворены жизнью в целом. Однако недавние исследования показали, что молодежная преступность равномерно распределяется по всем общественным слоям. Правда, юные правонарушители из среднего класса реже подвергаются аресту и бывают осуждены, чем их сверстники, представители низших классов. Детей из состоятельных семей часто отпускают, сделав им предупреждение, тогда как молодых людей из бедных семей арестовывают и наказывают.

Анализ полученных данных позволил охарактеризовать явление профессиональной преступности следующим образом.

1. Совершение преступлений является одним из основных или основным способом добычи средств к существованию (об этом заявили 78% респондентов).

2. Совершение преступлений преступниками-профессионалами включает в себя предварительную подготовку, обучение, владение профессиональными навыками (около 80%).

3. У профессиональных преступников имеются специальные, заранее подготовленные и опробованные приспособления, облегчающие совершение противоправных деяний (75%).

4. Профессиональным преступникам знакомы специальные приемы и способы совершения преступлений (91%).

5. Профессиональный преступник выбирает преступную карьеру в качестве жизненной цели.

6. Среди представителей профессиональной преступности существует четкая иерархическая внутриклановая градация (87%).

7. У профессиональных преступников есть свойственный им преступный сленг, жаргон (95%).

8. Представители профессионального криминалитета объединяются по профессиональному, корпоративному признаку (82%).

9. Профессиональной преступности свойственны традиции, обычаи, преступный фольклор и другие элементы преступной субкультуры (71%).

10. Профессиональные преступники способны передавать навыки, способы и приемы совершения противоправных деяний начинающим преступникам, готовить криминальную смену (50%).

11. Наличие строго определенных моделей посткриминального поведения (92% имеют хорошо налаженные каналы сбыта краденого, отработанные пути отхода с места совершения преступлений и т.п.).

12. Чувство престижа, гордости своей криминальной профессией и иные подобные компенсаторные явления психологии профессиональных преступников (45%).

В конце ХХ в. в России сформировалась глубоко законспирированная связь преступных организаций с коррумпированными должностными лицами в структурах власти и управления правоохранительных и контролирующих органов.

Организованная преступность в хозяйственной сфере проявляется в поставках незаконных товаров и услуг (оружие, алкоголь, наркотики, секс-бизнес и др.), контрабандном ввозе и вывозе высокодоходных товаров, металлов, энергоресурсов, сырья и т.д. Российская организованная преступность захватила транснациональные сферы криминального бизнеса, вышла на международный уровень. В США и Западной Европе «русская мафия» давно уже стала головной болью для парламентов.

Специалисты отмечают несколько тенденций, характеризующих мировую преступность:

- профессионализацию преступности;

- интенсификацию преступности;

- структурные изменения, связанные с ростом организованной преступности;

- интеллектуализацию преступности: вытеснение «уголовного» типа из сферы корыстной преступности и замена его типом «интеллектуального», «предприимчивого» преступника, широком распространении новых, ранее неизвестных форм и методов преступной деятельности и т.д.;

- усиление корыстной направленности преступности (в основном в России);

- увеличение изощренности, вооруженности и технической оснащенности преступности;

- возрастание доли тяжких преступлений, сопровождающихся насилием и уничтожением материальных ценностей;

Рекомендация для Вас - 3 Актуальные проблемы социальной поддержки инвалидов.

- коррумпированность, сращение органов власти и криминальных структур;

- рост безнаказанности преступников (прежде всего в России);

- увеличение выживаемости и самозащищенности преступного мира;

- интенсивное расширение криминогенной социальной базы за счет увеличения маргинального слоя люмпенизированных групп населения (безработных, бездомных и других категорий людей, находящихся по жизненному уровню за чертой бедности), особенно среди молодежи (специфика России);

- криминализация содержания СМИ;

- превращение криминального поведения в обыденный атрибут повседневной жизни.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее