Предыстория и социально-философские истоки социологической науки
РАЗДЕЛ I
ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ
ТЕМА 1
Предыстория и социально-философские истоки социологической науки
1.1. Зарождение социального мышления и его развитие в Древнем мире
Процесс зарождения и развития социального мышления неотделим от антропо-социогенеза. Первоначальной формой существования социального знания было первобытное сознание, для которого характерны: 1) синкретичность (нерасчленён-ность) – древние люди не отделяли себя от природы, не противопоставляли индивида первобытному коллективу, расценивали себя как неотъемлемую частицу и природы, и общества; 2) образно-эмоциональное восприятие природной и социальной реальности; 3) мифологичность.
В VII – VI вв. до н.э., в связи с началом использования железа для изготовления орудий труда, появлением прибавочного продукта, социально-классовым расслоением общества, разделением умственного и физического труда, духовная деятельность прев-ращается в самостоятельную сферу общественной жизни. Среди многообразия видов и форм духовного производства особое место занимает социально-философское творче-ство. В силу существующих в то время общественных отношений социально-философ-ская мысль развивалась в религиозной форме.
Одна из самых древних религий мира – брахманизм – возникла в Индии в начале I тыс. до н.э. В брахманизме с религиозно-философских позиций обосновывается касто-вый строй. Основное требование брахманизма – соблюдать и уважать принцип кастово-сти, и в особенности высокое положение касты брахманов. На основе брахманизма сло-жилось множество религиозных течений, в том числе одна из мировых религий – буд-дизм (VI – V вв. до н.э.). Характерным для буддизма является непротивление злу, рав-нодушие к жизни, уход от жизни в себя, самовоспитание, самосовершенствование, отказ от земных благ, жертвенность.
Рекомендуемые материалы
В IV – III вв. до н.э. в Китае появилось религиозно-философское учение – дао-сизм. Его центральное понятие «дао» – путь, по которому движется мир. Для человека главное следовать дао и не пытаться изменить мир. Даосские жрецы проповедовали идеи нравственного самоусовершенствования личности. Наряду с религиозно-филосо-фскими учениями, исповедовавшими социальную пассивность человека, в Древнем Китае появилось учение, в центре которого был человек социального действия. Это учение получило название конфуцианство – по имени величайшего китайского мысли-теля Конфуция (551 – 479 гг. до н.э.). Главной в конфуцианстве, как и в других филосо-фско-религиозных системах Древнего Востока, выступает мысль о божественном прои-схождении власти и общественного порядка. Человек должен подчиняться установлен-ному свыше социальному порядку. Конфуций отождествлял общество с государством. Государство, по его мнению, это одна большая семья, отношения в которой должны ре-гулироваться моральными нормами. Основное, необходимое для руководителя качест-во, - человеколюбие. От простолюдинов Конфуций требовал покорности государю и указывал только одно средство воздействия на монарха – увещевание.
1.2. Роль Платона и Аристотеля в истории социологии
Значительный вклад в исследование социальной сферы общественной жизни внесла античная философия, особенно такие древнегреческие философы как Платон и Аристотель. Платон (428/427 – 345/347 гг. до н.э.) считал, что люди нуждаются в совместной жизни для удовлетворения потребностей. Такое совместное поселение называется государством. Платон выделил следующие формы государства:
1. Монархия — правление одного хорошего человека; тирания — искажённая форма монархии.
2. Аристократия — правление нескольких хороших людей; олигархия — искажённая форма аристократии.
3. Демократия — правление многих, правление всего народа. Демократия, по Платону, сама по себе искажённая форма правления, так как многие всегда образуют толпу.
Идеальной формой государства Платон считал аристократическую республику спартанского образца. В идеальном государстве, описанном Платоном в работе «Государство» вследствие естественного неравенства людей имеются следующие сословия:
К первому относятся те, у кого преобладает разумное начало, развито чувство справедливости, стремление к праву. Их Платон называл мудрецами, философами. Они должны быть правителями в идеальном государстве. Платон утверждал: «Несчастия человечества прекратятся не ранее, нежели властители будут философствовать или философы властвовать, то есть не раньше, чем соединятся в одних руках философия и политическая власть».
Ко второму сословию относятся те, кто отличается храбростью, мужеством, чувством долга. Это воины и чиновники, которые призваны обеспечивать внешнюю и внутреннюю безопасность государства.
Третье сословие образуют люди, призванные заниматься физическим трудом и обеспечивать материальное благополучие общества. К третьему сословию относятся крестьяне и ремесленники.
Таким образом, социальное расслоение общества Платон объяснял не экономическими причинами, а особенностями души каждого человека.
Платон полагал, что частная собственность и семья противоречат общественным интересам, а поэтому в проекте идеального государства он отрицает частную собственность, высказывается за общность жён и за государственное воспитание детей.
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – ученик Платона, исходил из понимания человека как «общественного животного». Формами общественной жизни он считал семью, селение, государство. Государство Аристотель поставил выше отдельного человека, семьи, рода. В целом древнегреческие мыслители отстаивали идею превосходства государства (общества) перед личностью. Вслед за Платоном Аристотель провёл классификацию форм управления государством. Однако в отличие от Платона Аристотель считал, что идеальное государство в земных условиях не возможно создать по причине слабости человеческого рода и несовершенства человеческой природы.
1.3. Обществоведческие концепции в период средневековья и в эпоху Возрождения
Для социально-политической мысли эпохи Средневековья характерна значитель-ная зависимость её от религиозного мировоззрения. Основы теологической идеологии и политики разработаны Аврелием Августином ( Августин Блаженный (354 – 430)) и Фомой Аквинским (1226 – 1274). Их основные идеи: 1. Обоснование верховенства це-ркви над гражданским обществом и светской властью. 2. Мировой порядок установлен богом, государственная власть происходит от бога. 3. Проповедь смирения, терпения, беспрекословного подчинения власти. 4. Идея социального равенства: люди равны пе-ред богом – равны и на Земле. 5. Права на жизнь, собственность – естественны, так как богом даны человеку.
В эпоху Возрождения (Ренессанса – ХV в.) происходит освобождение социаль-но-философской науки от теологии и религиозных догматов. На арену социально-поли-тической жизни выходит новый класс общества – буржуазия, которая создаёт свою со-циально-политическую концепцию. Одним из первых буржуазных социальных мысли-телей и политических идеологов был выходец из Флоренции Никколо Макиавелли (1469 – 1527). В произведениях «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Госу-дарь» он высказал следующие мысли:
· в основе деятельности людей лежит эгоизм и материальный интерес;
· государство должно быть светским;
· высшая цель политики – благополучие и могущество государства. Для достижения этой цели пригодны всякие, в том числе и самые аморальные средства, т.е. цель оп-равдывает средства;
· государь, который хочет сохранить сильное государство должен проводить полити-ку кнута и пряника.
В эпоху Возрождения появляются первые социалистические утопии. В работах первых социалистов-утопистов Томаса Мора (1478 - 1535), Томмазо Кампанелла (1568 – 1639), Джерарда Уинстенли (1609 - ?) выделяются черты справедливого социалистического общества. В основе жизни этого общества лежит общая собственность, отсутствие не-равенства, эксплуатации. Все общественные отношения регулируются государством. Существует жёсткая регламентация и унификация всех сторон общественной и личной жизни граждан.
1.4. Обществоведение в эпоху Нового времени
Переход от средневековья к буржуазным, капиталистическим порядкам ознаме-новался формированием институтов гражданского общества и осмыслением с новых позиций феномена общества. Английские философы Томас Гоббс (1588 – 1679) и Джон Локк (1632 – 1704) создали учение об общественном договоре, в котором по-новому трактовали сущностные черты общества. В то же время они активно использовали идею предшественников об обществе как аналоге государства. В связи с этим догосу-дарственный период истории человечества (естественное состояние людей) Гоббс хара-ктеризовал как «войну всех против всех» в условиях абсолютного равенства и неогра-ниченной свободы. Чтобы выйти из такого состояния люди заключили «общественный договор», передав часть своих прав государству. Результатом общественного договора является переход человека в искусственное состояние гражданства, превращение в со-циальное существо, образование общества и государства. Главная цель государства со-стоит в защите общества; государство призвано не заменить общество, а управлять им, государство – инструмент общества, помогающий ему организовать нормальную жи-знь. При этом государственная власть не должна концентрироваться в одних руках, ли-бо в одном государственном органе. Так, Локк выдвинул идею разделения законода-тельной и исполнительной власти.
ХVIII в. вошёл в историю как век Разума и Просвещения. Для просветительской идеологии характерны два главных лозунга – наука и прогресс. Наибольшее развитие идеи Просвещения получили во Франции. Одним из первых французских просветите-лей был Шарль Луи де Монтескье (1689 – 1755). Свои основные общественно-полити-ческие идеи Монтескье изложил в труде «О духе законов». Он рассматривал общество и государство как результат общественного договора. Определяющим фактором общес-твенной жизни Монтескье считал природно-географические условия, от которых зави-сят законы и формы правления. Видным и деятельным представителем французского Просвещения был Вольтер (Франсуа Мари Аруэ (1694 – 1778)). Наиболее важным в де-ятельности Вольтера была его борьба против церкви, религиозного мракобесия и фана-тизма. Основным принципом идеального справедливого общества, по мнению Вольте-ра, является равенство людей. Но он понимал равенство, как равенство политическое, т.е. равенство людей перед законом. Корни социальной несправедливости и зла он ви-дел в невежестве, поэтому Вольтер пренебрежительно относился к низам. Монтескье и Вольтер представляли либеральное направление французского Просвещения. Радикаль-но-демократическое умонастроение в просветительской теории ХVIII в. выразил Жан Жак Руссо (1712 – 1778). Он доказывал необходимость установления имущественного и социального равенства. Главную причину человеческих страданий Руссо усматривал в противоречии между возможностями и потребностями, между долгом и склонностя-ми, между человеком и гражданином. Выход из этого противоречия Руссо видит в бо-рьбе человека против собственных слабостей и недостатков, в победе человека над сво-ими страстями и чувствами. В отличие от либеральных просветителей Руссо выдвинул принцип суверенитета народной власти. Он рекомендовал ввести в государстве систему постоянно действующего плебисцита, т.е. Руссо был сторонником непосредственной, крайней демократии.
В конце ХVIII – начале ХIХ вв. французские философы Анри Сен-Симон (1760 – 1825), Шарль Фурье (1772 – 1837) и английский социалист-утопист Роберт Оуэн (1771 – 1850), продолжая дело социалистов-утопистов ХVI в., создали свою модель справед-ливого социалистического общества, для которого характерны:
· общественная собственность на средства производства;
· коллективизм, плановость ведения хозяйства;
· принцип: «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям»;
· социальное равенство, социальная справедливость;
· равноправие женщины и мужчины;
· передача земли крестьянам.
А.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн критиковали современный им капиталистический строй, показывая, что общество, основанное на частной собственности и эксплуатации, не может обеспечить ни свободы, ни равенства, ни братства людей. Установление соци-алистического общества они считали исторически неизбежным.
Ряд важных и глубоких социально-политических идей выдвинули представители немецкой классической философии И.Кант, Г.В.Ф.Гегель, Л.Фейербах. Социально-по-литические взгляды Иммануила Канта (1724 – 1804) складывались под влиянием идей французских просветителей, особенно под влиянием Ж.- Ж.Руссо. Кант развил идею Руссо о верховной власти народа (о народном суверенитете). Но он утверждал, что су-веренитет народа практически нельзя осуществить, и народ должен подчиняться суще-ствующей верховной власти, которая вправе обладать неограниченными полномочия-ми. Кант высказывался за равенство всех граждан перед законом. Идеальное состояние общества, по Канту, - мир между отдельными гражданами и государствами. Но в реаль-ности между людьми происходит постоянная борьба. Её причина в том, что человек од-новременно существо социальное и эгоистичное. Согласно Канту, без этого антагониз-ма не было бы возможно социальное развитие. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) утверждал, что основой общественного развития является развёртывание абсо-лютной идеи, которая порождает природу, человека, общество. История человечества изображается Гегелем как прогресс в осознании свободы: осознавая, что такое свобода, человек действительно становится свободным. Под свободой Гегель понимал свободу духа, мысли, т.е. интеллектуальную свободу личности. Исходя из этого, всю мировую историю Гегель разделил на три основные эпохи: восточную, античную, христианскую. В восточном мире человек ещё не осознал, что такое свобода, поэтому там все рабы. В основе рабства, по Гегелю, лежит рабское сознание, т.е. бытие человека выводится из его сознания. В античном мире некоторые осознали, что такое свобода – они и являют-ся свободными в отличие от тех, которые не осознали и поэтому – рабы. В христианс-ком обществе, в том числе и в германском, все осознают сущность свободы и поэтому здесь все свободны. Гарантией свободы, по мнению Гегеля, выступает частная собст-венность. Гегель отстаивает мысль о том, что общество – нечто более широкое, чем го-сударство, что есть сферы общественной жизни, непосредственно не регулируемые го-сударством. Он разрабатывает понятие «гражданское общество», под которым пони-мал, прежде всего, сферу материальной, экономической жизни и деятельности людей. Антропологическую концепцию в социальной философии разработал Людвиг Фейер-бах (1804 – 1872). Главное в ней признание того, что люди от природы равны, а, следо-вательно, возможно уничтожение социального неравенства. Социально однородного, справедливого общества можно достичь при условии внутреннего совершенства всех людей и всеобщей любви людей друг к другу. Именно в любви Фейербах видит решаю-щую силу общественного прогресса.
1.5. Развитие социально-политической науки в XIX веке
В ХIХ в. в социально-политической теории оформляется несколько направлений:
1. Либерализм, главными идеологами которого были французский мыслитель, писа-тель и публицист Бенжамен Анри Констан (1767 – 1830) и английский философ Иеремия Бентам (1748 – 1832). Основная идея либерализма – идея всеобщего мира и всеобщего единства. Смысл существования общества состоит в обеспечении безо-пасного существования личности, охране её прав и свобод. Таким образом, с пози-ции либерализма, не человек существует для общества, а общество для человека.
2. Консерватизм, идеологически оформившийся в конце ХVIII в. как реакция на поли-тическую мысль эпохи Просвещения и события Великой французской буржуазной революции. У истоков консерватизма стояли англичане Эдмунд Бёрк и Уильям Вор-дсворт, французы Жозеф де Местр и Луи де Бональд, австрийский канцлер Меттер-них. Центральными в социальной философии консерватизма являются идеи орга-нической предрасположенности общества к авторитарной верховной власти, подчи-нения личности обществу и государству, иерархического строения государства, эли-тарного характера социального управления, обеспечения единства нации только с помощью государства.
3. Коммунизм, идейно-теоретическим основанием которого является марксизм. Осно-вные положения марксизма были сформулированы в середине ХIХ в. Карлом Марк-сом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895). Маркс и Энгельс с мате-риалистических позиций подходили к анализу общественной жизни. Согласно мар-ксизму, общественное бытие, прежде всего, трудовая, производительная деятель-ность людей определяет общественное сознание. Маркс и Энгельс пришли к выводу о том, что на смену капитализму должна прийти новая социально-экономическая формация - коммунистическая. Коммунизм – это общество, лишённое социально-классовых различий и противоречий, это общество справедливое, в котором господ-ствует принцип: «От каждого по способностям – каждому по потребностям». Путь к этому обществу лежит через социалистическую революцию. Социализм, по мысли основоположников марксизма, это переходный этап от капитализма к коммунизму. В конце ХIХ – начале ХХ вв. в марксизме выделяются два течения: революционное и реформистское. Революционное течение находит выражение у В.И.Ленина, а так-же в работах теоретиков западной марксистской мысли: Розы Люксембург, Антонио Грамши, Дьёрдя Лукача и др. Реформистское течение берёт начало в работах неме-цкого социал-демократа Эдуарда Бернштейна (1850 – 1932) и в дальнейшем полу-чило теоретическое развитие в трудах Карла Каутского, Отто Бауэра, Льва Мартова, Георгия Валентиновича Плеханова. В настоящее время оно представляет самостоя-тельное идейно-политическое течение – социал-демократизм.
4. Социал-демократизм, идейно-политическое ядро которого составляет доктрина де-мократического социализма, базирующаяся на ценностях свободы, равенства, спра-ведливости и социальной солидарности. В отличие от либерализма социал-демокра-тизм проповедует установление справедливого социального равенства. В отличие от коммунистов социал-демократы выступали и выступают за медленную, постепен-ную трансформацию капитализма в социализм. Они - противники разрушительных революционных потрясений, противники отказа от демократии в пользу диктатуры пролетариата.
5. Антидемократизм, наиболее ярко проявившийся в социально-политической докт-рине немецкого философа Фридриха Ницше (1844 – 1900). Центральным тезисом всей теории Ницше является тезис о том, что человек, по своей природе, иррациона-льное существо, живущее исключительно инстинктами. На этом основании Ницше отвергает идею социального равенства людей и выдвигает идею природного фата-льного неравенства. Он утверждал, что изначально существует и всегда будет суще-ствовать раса господ и раса рабов. Поэтому нужно отказаться от всякой морали, проповедующей равенство и братство. В обществе должна господствовать мораль господ, полагающая, что сильному позволено всё. Ницше требовал восстановления рабства и иерархического устройства общества, воспитания новой касты господ с аристократической моралью. Ведущая роль в установлении этого социального по-рядка отводилась войнам, поэтому не случайно социально-политическая философия Ницше стала теоретическим фундаментом фашистской идеологии.
1.6. Предшественники социологической науки в России
Особенностью развития социально-политической мысли в России было относи-тельно длительное существование её в художественной форме: в преданиях, повестях, нравоучениях, стихотворениях и религии. Большую роль в зарождении и развитии рус-ской социально-политической науки сыграл русский энциклопедист ХVII в. Юрий Кри-жанич (1616 – 1683). В трактате «Беседы о правлении» он сформулировал программу разумного управления державой. Её смысл сводится к объективному анализу страны, народа, природных ресурсов, традиций и умелому их использованию. Наилучшей формой правления Крижанич считал самодержавие, но самодержавие умеренное.
Выдающимся социальным мыслителем России первой половины ХVIII в. был Василий Никитич Татищев (1686 – 1750). Татищев ратовал за просвещённый абсолю-тизм, настаивал на распространении наук и просвещения, которые способствовали эко-номическому и культурному процветанию государства. Значительный вклад в решение этой проблемы внёс Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802). Руководствуясь теорией естественного права, по которой все люди от природы равны, Радищев верил в создание справедливого общества. В этом обществе жизнь должна строиться на прин-ципах общественного договора, на разумном законодательстве, народовластии и иму-щественном равенстве. А.Н.Радищев стоял у истоков революционно-демократических традиций в России.
Демократическая тенденция находит своё продолжение и развитие в декабрист-ском движении. Декабристы (наиболее известными теоретиками среди декабристов бы-ли Павел Иванович Пестель (1793 – 1826) и Никита Михайлович Муравьёв (1796 – 1843)) – сторонники теории естественного права и общественного договора. Рабство и крепостничество, по их мнению, представляют собой результат насильственного нару-шения естественного права и общественного договора, поэтому они должны быть уничтожены.
Вопрос об отношении к крепостному праву и крепостничеству был центральным вопросом общественно-политической жизни России ХIХ в. Русские консерваторы (С.С.Уваров, Н.М.Карамзин, М.П.Погодин, К.П.Победоносцев и др.) своим лозунгом сделали принцип, сформулированный в 30-х гг. ХIХ в. С.С.Уваровым: «Православие, Самодержавие, Народность». Исходя из него, наилучшей формой государственной власти в России объявлялось самодержавие, доказывалась самобытность исторического пути русского народа, которому присущи смирение и преданность самодержавию.
Наряду с официальной, консервативной идеологией с 40-х гг. ХIХ в. в русской общественной мысли существовала идеология умеренно-помещичьего либерализма, выразителями которой были славянофилы – Александр Степанович Хомяков (1804 – 1860); Константин Сергеевич Аксаков (1817 – 1860); Юрий Фёдорович Самарин (1819 – 1876). Славянофилы критиковали отдельные стороны феодально-крепостнической сис-темы России, выступали за освобождение крестьян от крепостной зависимости путём реформ «сверху». Они считали самодержавие наилучшей формой правления для Рос-сии, идеализировали допетровскую Русь, призывали вернуться к патриархальным допетровским временам.
В 40 - 60-х гг. ХIХ в. в России формируется идеология буржуазного либерализ-ма, наиболее видными выразителями которой были Константин Дмитриевич Кавелин (1818 – 1885) и Борис Николаевич Чичерин (1828 – 1904). Либералы критиковали фе-одально-крепостнический строй за отсутствие демократических и политических сво-бод, идеализировали западные порядки, видели свой идеал в западном парламентариз-ме и демократии. Поэтому их называли западниками.
В идейной борьбе 30 – 40-х гг. ХIХ в. самостоятельную позицию занимали дво-рянские просветители: Пётр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856), Николай Владимирович Станкевич (1813 – 1840), Тимофей Николаевич Грановский (1813 – 1855). Они призы-вали к просвещению и гуманизму, к нравственному совершенствованию личности, к демократическим реформам.
В 30 – 40- гг. ХIХ в. в России распространяется революционно-демократическая идеология, связанная с именами Виссариона Григорьевича Белинского (1811- 1848), Николая Александровича Добролюбова (1836 – 1861), Александра Николаевича Герце-на (1812- 1870), Николая Платоновича Огарёва (1813 – 1877), Николая Гавриловича Чернышевского (1828 – 1889), Дмитрия Ивановича Писарева (1840 – 1868). Они были наиболее последовательными критиками самодержавия и крепостничества, проповедо-вали идеи крестьянского утопического социализма. По их мнению, социализм должен вырасти непосредственно после революции из крестьянских общин и рабочих артелей.
Во второй половине ХIХ в. революционно-демократическая традиция была про-должена народниками. Народничество – идеология и движение разночинной интел-лигенции. Идеологами народничества были П.Н.Ткачёв, П.Л.Лавров, М.А.Бакунин. Пётр Никитич Ткачёв (1844 – 1886) возглавлял заговорщическое направление в народ-ничестве. Народ, - утверждал Ткачёв, - в силу своей отсталости, инертности, забитости не способен к самостоятельным, революционным действиям, поэтому революция дол-жна свершиться партией революционного меньшинства. Пётр Лаврович Лавров (1823 – 1900) возглавлял пропагандистское направление в народничестве. Целью русской ин-теллигенции Лавров считал пропаганду социалистических идей в народной среде, пре-жде всего, в крестьянстве. Михаил Александрович Бакунин (1814 – 1876) был идеоло-гом народников-анархистов. По его мнению, народ давно готов к бунтам и восстаниям, поэтому задача революционеров – не пропаганда социалистических идей, а организа-ция всенародного бунта, направленного на уничтожение государства.
Другой путь к справедливому солидарному обществу предлагали русские писа-тели-гуманисты Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой. Фёдор Михайлович Достоевский (1821 – 1881) исходил из концепции религиозно-нравственного совершенствования че-ловека. Он считал, что общественное зло порождается не столько социально-экономи-ческими причинами, сколько двойственной природой человека, в котором сосущест-вуют добро и зло. Ключ к решению социально-политических проблем он искал в пре-одолении злого, тёмного начала добрым и светлым. Основным вопросом, мучившим Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910), был вопрос о том, как разорвать замкнутый круг социального насилия. Толстой пришёл к мысли о необходимости придерживаться принципа христианской религии – принципа ненасилия: непротивление злу насилием. Единственный путь прогрессивного преобразования общества, по Толстому, - мораль-ное самоусовершенствование.
Во второй половине ХIХ в. в российской социально-философской мысли существует антидемократическая, консервативная тенденция, которую представлял русский писатель, философ и публицист Константин Николаевич Леонтьев (1831 – 1891). Леонтьев, так же как Ф.Ницше, выступал против демократической идеи равенства. Он считал, что сильная власть, мощное государство, неравенство и борьба между людьми создают в обществе атмосферу, в которой совершаются великие дела, вырастают великие личности. Леонтьев – защитник морали сильных и ярких личностей, морали героической.
В конце ХIХ в. в России распространяется марксизм. Первым русским марксис-том был Георгий Валентинович Плеханов (1856 – 1918). В 1917 г. Плеханов решитель-но разошёлся с Лениным во взглядах на перспективы социалистической революции в России. Он предостерегал большевиков от преждевременных, неподготовленных ком-мунистических экспериментов. Владимир Ильич Ульянов-Ленин (1870 – 1924) выска-зал мысль о том, что социалистическая революция произойдёт, скорее всего, в той стра-не, где объективные социально-экономические предпосылки революции (уровень раз-вития производительных сил, численность рабочего класса) являются менее зрелыми по сравнению с другими государствами. При этом особое значение приобретает поли-тическая власть. Завоевав её, пролетариат может использовать силу государства для преобразования экономики и в целом общества на социалистических началах. Ядром диктатуры пролетариата должна стать, по мысли Ленина, коммунистическая партия. Один лидер, одна партия, одна идеология, господство одной (государственной) формы собственности – эти ленинские теоретические положения стали нормой жизни совет-ского общества.
Тесты по теме 1 (раздел 1)
I. Найдите соответствие (составьте пары) положений, отмеченных цифрами, и понятий (терминов), имеющих буквенные обозначения
а) антропосоциогенез; б) синкретичность; в) брахманизм; г) буддизм; д) даосизм; е) конфуцианство; ж) народный суверенитет; з) либерализм; и) консерватизм; к) коммунизм; л) социал-демократизм; м) антидемократизм; н) просвещённый абсолютизм; о) славянофилы; п) западники; р) дворянское просветительство; с) народничество.
1. Идейно-теоретическое учение об обществе, лишённом социально-классовых разли-чий и противоречий, о справедливом обществе, в котором господствует принцип: «От каждого по способностям – каждому по потребностям».
2. Идеология и движение русской разночинной интеллигенции.
3. Нерасчленённость, существование в целостности, в единстве.
4. Социально-политическое учение, ядро которого составляет доктрина демократичес-кого социализма.
5. Процесс становления и развития человека и общества.
6. Общественное течение, выступавшее с критикой самодержавно-крепостнического строя России, призывавшее к просвещению и гуманизму, к нравственному совер-шенствованию личности, к демократическим реформам.
7. Выразители идеологии умеренно-помещичьего либерализма, отстаивавшие идею самобытности русского народа и призывавшие к реставрации патриархальных, до-петровских порядков.
8. Религия раннего индуизма, оправдывающая кастовый строй.
9. Течение общественно-политической мысли, выступающее против любой морали, которая проповедует равенство и братство.
10. Учение, призывающее следовать объективным законам природы, жить естествен-ной жизнью.
11. Краеугольным камнем этого направления общественно-политической мысли явля-ется идея всеобщего мира и всеобщего единства.
12. Идеализировали западные порядки, видели свой идеал в западном парламентаризме и демократии.
13. Священное учение, проповедовавшее смирение, терпение, покорность, бездействие, уход в свой внутренний мир и его совершенствование.
14. Выступает за сохранение традиционного уклада социально-политической жизни.
15. Принцип функционирования непосредственной демократии, предполагающий все-народное решение серьёзных вопросов общественно-политической жизни.
16. Философия морали, облечённая в религиозную форму и утверждавшая, что все со-циальные отношения должны регулироваться нравственными принципами.
17. Политика уничтожения «сверху» и преобразования наиболее устаревших институ-тов феодального общества.
II. Вставьте по смыслу слова в текст:
1) Определяющим фактором общественной жизни Ш.Л.Монтескье считал ...-... ... .
2) Корни социальной несправедливости и зла ... видел в невежестве, поэтому он презрительно относился к низам и говорил: «Когда чернь начинает рассуждать, то всё погибло».
3) Ж.-Ж.Руссо представлял ...-... направление во французском Просвещении.
4) Согласно И.Канту, никакое социальное развитие, никакой социальный прогресс не возможен без ... .
5) Под свободой ... понимал свободу духа, мысли, интеллектуальную свободу личности.
III. Выберите верные ответы:
1. Модель идеального государства создал: а) Будда; б) Конфуций; в) Платон; г) Арис-тотель.
2. Конфуций считал, что социальные отношения должны регулироваться: а) природ-ными силами; б) правовыми нормами; в) государственной властью; г) морально-нравственными принципами.
3. Патриархально-семейная теория государства была создана: а) Буддой; б) Конфуци-ем; в) Платоном; г) Аристотелем.
4. Идеи Платона и первых социалистов-утопистов об идеальном обществе сходны: а) верно; б) неверно.
5. По мнению Платона, править в обществе должны те, кто: а) является мудрецами, философами; б) отличается храбростью, мужеством; в) занимается физическим трудом.
6. Древнегреческие мыслители отстаивали идею: а) превосходства личных интересов над общественными; б) первенства государства перед личностью; в) божественного происхождения государства и власти; г) управления обществом со стороны государства.
7. «Человек – общественное животное», - утверждал: а) Будда; б) Конфуций; в) Пла-тон; г) Аристотель.
8. Высказывание: «Несчастия человечества прекратятся не ранее, нежели властители будут философствовать или философы властвовать, т.е. не раньше, чем соединятся в одних руках философия и политическая власть», - принадлежит: а) Аристотелю; б) Платону; в) Будде; г) Конфуцию.
9. Какие из перечисленных ниже форм правления Аристотель считал плохими: а) мо-нархия; б) тирания; в) олигархия; г) аристократия; д) крайняя демократия.
10. Социально-политическая наука развивалась под влиянием теологической идеоло-гии: а) в эпоху Возрождения; б) в эпоху Средневековья; в) в Древней Греции; г) в Новое время.
11. Первым буржуазным идеологом является: а) А.Блаженный; б) Н.Макиавелли; в) Ф.Аквинский; г) Н.Кузанский.
12. Первыми социалистами-утопистами были: а) Т.Мор; б) А.Блаженный; в) Н.Маки-авелли; г) Т.Кампанелла; д) Ф.Аквинский; е) Дж.Уинстенли.
13. Т.Гоббс и Дж.Локк создали теорию возникновения государства: а) патриархально-семейную; б) договорную; в) теологическую; г) социально-экономическую.
14. Идею разделения властей впервые сформулировал: а) Аристотель; б) Дж.Локк; в) Н.Макиавелли; г) Вольтер.
15. Ш.Л.Монтескье считал, что жизнь общества прежде всего определяется факторами: а) природно-географическими; б) духовно-психологическими; в) социально-экономическими; г) политическими.
16. «Когда чернь начинает рассуждать, то всё погибло», - утверждал: а) Монтескье; б) Вольтер; в) Фурье; г) Руссо.
17. Принцип суверенитета народной власти выдвинул Гоббс: а) верно; б) неверно.
18. Радикально-демократическое направление французского Просвещения ХVIII в. пре-дставлял: а) Вольтер; б) Монтескье; в) Руссо; г) Дидро.
19. Социалистами-утопистами ХVIII – начала ХIХ в. были: а) А.Сен-Симон; б) Т.Кам-панелла; в) Т.Мор; г) Ш.Фурье; д) Ж.-Ж.Руссо.
20. Г.В.Ф.Гегель под свободой человека понимал свободу духа: а) верно; б) неверно.
21. Главная идея либерализма – идея: а) первенства государства перед личностью; б) разделения властей; в) божественного происхождения государства и власти; г) все-общего мира и всеобщего единства.
22. Выберите характерные черты консервативной идеологии: а) сохранение традицион-ного уклада общественно-политической жизни; б) подчинение личности обществу и государству; в) превосходство личных интересов над общественными; г) лозунг: «Свобода, равенство, братство».
23. Наиболее видным представителем антидемократической идеологии второй полови-ны ХIХ в. был Ф.Ницше: а) верно; б) неверно.
24. С точки зрения материалистов, решающим фактором общественного прогресса выс-тупает духовное, умственное развитие человека: а) верно; б) неверно.
Обратите внимание на лекцию "5.12 Дальнейший упадок и попытки реформ".
25. Для демократического социализма характерно: а) отсутствие частной собственнос-ти; б) смешанная экономика; в) огосударствление экономики; г) политический плюрализм.
26. Юрий Крижанич наилучшей формой правления считал: а) монархию; б) тиранию; в) аристократию; г) демократию.
27. У истоков революционно-демократических традиций в России стоял Г.В.Плеханов: а) верно; б) неверно.
28. Русские консерваторы выступали под лозунгом: «Православие, самодержавие, народность»: а) верно; б) неверно.
29. Гуманистическое направление русской общественной мысли второй половины ХIХ в. представляли: а) Достоевский и Толстой; б) Кавелин и Чичерин; в) Ленин и Троц-кий; г) Герцен и Огарёв.
30. Пропагандистское направление в народничестве возглавлял: а) П.Н.Ткачёв; б) П.Л.Лавров; в) Г.В.Плеханов; г) М.А.Бакунин.