Службы суточного круга
Лекция № 5. Тема: Службы суточного круга. Часослов
Это очень важная тема.
Каждый должен знать 9 служб суточного круга Православной Церкви:
- Вечерня (как творение мира началось с вечера)
- повечерие
- полунощница
- утреня
- 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы
- чин Изобразительных
Откуда взялась эта система суточного круга? Памятники христианской письменности первых 3-х и даже 4-х веков сообщают нам, что к III в. у христиан сформировался обычай молитвы в течение дня. Я изображаю день: вот вечер, вот утро. Рисунок.
Рекомендуемые материалы
Вечером и утром совершались службы собрания - вечерние и утренние службы. Кроме того, христиане обязаны были молиться, по крайней мере, еще 4 раза в день - лично: 3-й, 6-й, 9-й часы дня и среди полуночи.
Молитвы 3-го, 6-го, 9-го часов дня описаны уже в “Дидахи”: там говорится, что христианин должен в день читать Отче наш.
Символически эти часы связываются обычно с временами противными.
Утро, вечер - начало и конец дня - тоже посвящались Господу, а молитве среди ночи приписывалось особое мистическое значение. В Евангелии говорится: “бдите, ибо не знаете, когда Господь ваш приидет”. И эта молитва - молитва ожидания Господа: христиане не спят, встают среди ночи для того, чтобы как бы всегда быть готовыми к встрече с Господом. Ясно, что требуется сон. Но христиане встают среди ночи, чтобы символически показать свою готовность к пришествию Господа.
Необходимость молиться среди полуночи подчеркивает, например, Тертуллиан (III-й век) и другие церковные авторы III века. Свидетельство Тертуллиана - одно из наиболее древних о ночной молитве. Можно отметить, что вставать среди ночи христианам I-х веков было удобно: в больших городах, где стояли военные гарнизоны, среди ночи как раз менялась воинская стража. Смена воинской стражи в Римской империи сопровождалась биением в барабаны и др. громкими звуками, поэтому было достаточно естественно, что полгорода обычно просыпалось.
В IV веке в Египте появляется монашество. Египетское монашество жило в пустыне, и ему не требовалась зависимость от рутины будничной жизни, как в городе. Египетские монахи, по сообщению церковных монашеских писателей IV-V веков, имели такое правило молитвы: вечером они начинали службу и пели, сколько хватало сил - пели псалмы подряд - ничего особенного их служба не представляла, затем ложились спасть, а рано-рано утром опять вставали и пели службу до рассвета. От рассвета до вечера они занимались рукоделием. 2 службы - это египетская система IV века (монашество). А это городская система первых 4-х веков.
В V веке очень сильно расцветает практика городского монашества. И городское монашество объединило обе практики, тем самым, породив нашу систему служб суточного круга. Получается наша система служб суточного круга. Во-первых, поскольку монахи все ходят на службу, все службы индивидуальные стали обязательными - общими: 3-й, 6-й, 9-й часы, полунощница.
Теперь сам набор служб:
- Вечерня соответствует Вечерне
- после Вечерни бывает ужин, по распорядку монастырской жизни
- эта служба в начале ночи соответствует Повечерию
- полуночная служба превратилась в полунощницу
- Затем эта длинная служба до рассвета и служба городская на рассвете объединяются в одну продолжительную Утреню - Утреня объединяет: и бдение монашеское, и кафедральную Утреню - как бы из 2-х частей.
- далее 3-й, 6-й, 9-й часы.
Эта система является объединение 2-х систем: монашеской и старой кафедральной городской.
Здесь не хватает 2-х служб 1-го часа и изобразительных. Куда девалась служба 1-го часа? - Это загадка до сих пор для ученых. Одно из самых ранних упоминаний о 1-м часе принадлежит Иерониму Стридонскому, который пишет о причине введения 1-го часа: монахи, по Иерониму Стридонскому, пели свою Утреню, оканчивали ее и шли по своим кельям спать. А в это время в городе только собирались все в храме на Утреню. И чтобы не было такого безобразия, что монахи спят, когда миряне молятся, якобы, по Иерониму, была введена служба - 1-й час. Это спорно, но вот такая версия. На самом деле, действительно, 1-й час никогда не бывает отдельно от Утрени за исключением Царских часов.
Палестинский Часослов (службы суточного круга у нас по происхождению Палестинские) был рассчитан на монахов, которые живут каждый в своей келье, отдельно, - молятся отдельно друг от друга. Такие монахи причащались также отдельно по своим кельям Преждеосвященными Дарами. Имелась особая служба на Причащение. В постные дни такая служба читалась попозже, после 9-го часа. В непостные дни - пораньше, после 6-го часа, поскольку после этой службы была трапеза. Эта служба и есть Изобразительных. Итак, Изобразительные могут находиться как после 6-го, так и после 9-го часа.
В непостные дни Изобразительные бывают после 6-го часа. У нас в непостные дни, как правило, если совершается служба, то совершается литургия. А Изобразительные выливаются тогда в литургию. Поэтому в 3-й, 6-й час бывает литургия. И, наоборот, в дни, когда положен пост особый, - это будние дни Великого Поста. Литургии или вовсе не бывает, или бывает после Вечерни Преждеосвященная Литургия, тогда изобразительные читают после 9-го часа. Так, изобразительные меняют свое положение в зависимости от того, день постный или нет. Но если в непостный день у нас все-таки нет литургии (например, священник говорит), то мы читаем тогда изобразительные после 6-го часа.
Вот наш круг суточных служб. Он восходит к Палестинскому часослову, и наш часослов является, по сути, не очень сильной переработкой этого древнего Палестинского часослова.
В Часослове содержатся следующие богослужения суточного круга:
- последование Полунощницы (т.е. хотя Суточный круг начинается с вечерни, а в часослове 1-я служба - полунощница). Полунощница в часослове 3-х видов: - будничная- субботняя- воскресная. Потом идут последования:
- утрени
- 1-го часа
- 3-го часа
- 6-го часа
- изобразительных. Далее
- чин о панагии - это монастырский чин обеденной трапезы. Затем
- 9-й час
- вечерня. Затем
- молитвы в трапезе - это не что иное, как чин ужина. Домашнее задание: на ужине обратите внимание, молитвы совсем не такие, какие включены в чин обеда. Посмотреть в часослове чин ужина. В чине обеда: перед едой “Отче наш”, после еды “Благодарим Тя, Христе Боже Наш”. А в чине ужина совсем другие молитвы - посмотрите, какие. И, наконец, часослов содержит
- чин повечерия - в двух вариантах - Великое повечерие и - Малое повечерие. Далее идут разные ценные Приложения:
- 17-я кафизма
- Отпустительны разные
- Последование общего молебна
- Тропари по Непорочнах
- Тропари на молебнах и
- Анонимное наставление, как вести себя православному христианину в храме Божием (написано недавно неизвестным автором; в старом часослове его не было, в дореволюционном; какой-то неизвестный литургист его составил).
Вечерня бывает 3-х видов:
- Великая
- Малая
- Вседневная (или Будничная) (Великопостная Вечерня имеет тип Вседневной).
Утреня бывает тоже 3-х видов:
- Праздничная (соответствует Великой Вечерне)
- Вседневная (соответствует Вседневной Вечерне)
- Славословная или Утреня с праздничным окончанием (не имеет соответствия).
Часы:
- обычные (или 3-хпсалмные)
- Царские
- Великопостные
- Пасхальные.
Еще раз я выпишу суточный круг: Рисунок.
- Вечерня совершается до заката, по Уставу
- на закате Ужин
- Повечерие - после Вечери, т.е. после ужина
- Полунощница
- Утреня - оканчивается (не начинается, как люди думают) на рассвете; начинается она глубоко ночью; на Афоне утреню начинают: в будние дни - в 3-4 ч утра (по нашему счету времени), в праздники - в 2-3 ч утра.
Вечерня на Афоне начинается в 3-4 ч дня (по нашему времени), оканчивается - в полседьмого, часов в 7 или 8 уже ложатся спать. Встать можно спокойно в 2-3 ч утра.
- 1-й час.
Изменения в структуре суточного круга. Еще можно отметить: хотя службы изначально совершаются в разное время дня (каждая служба - в свое время дня), более поздние Уставы в целях сокращения службы, предписывают их объединять в такие последования: несколько служб петь подряд.
Объединяют:
- 9-й час и вечерню [повечерие отдельно идет]
- полунощницу, утреню, 1-й час
- 3-й с 6-м часом.
Суточный круг начинается с вечерни.
9-й час относится еще к прошлому дню: на нем тропарь и кондак еще прошлого дня. Смыкается старый круг и новый круг. А в постные дни, когда изобразительные после 9-го часа, тогда по- другому они объединяются: тогда 9-й час присоединяется к 6-му часу, а потом изобразительные читаются.
Так объединяются службы. Получается: 3 богослужебных собрания:
- вечернее
- утреннее
- дневное.
Но в московской церковной практике получается 2 богослужебных собрания. В большинстве храмов служат:
- вечерню; повечерие с полунощницей пропускают; и сразу
- утреню.
А утром:
- 3-й, 6-й час и
- литургию.
Изменение в структуре служб суточного круга при совершении Всенощной.
Мы выяснили: Вечерня бывает до заката. Вся идея Всенощной заключается в том, чтобы не спать всю ночь, поэтому называется Бдение (нет сна). Бдение по Уставу начинается после заката, после ужина.
Включает в себя Бдение:
- вечерню
- утреню
- 1-й час.
Из суточного круга при этом опускаются службы: - полунощница - повечерие. Оказываются не у дел. Вечерня переносится на время после ужина, причем она растягивается (удлиняется) и утреня тоже удлиняется для Всенощной.
Поскольку ночь в разное время года имеет разную длину, то между Вечерней и Утреней вставляется своеобразный буфер - промежуток, который может быть короче или длиннее: в это время читаются куски из Апостольских посланий, Писаний, Деяний, даже могут читаться части Апокалипсиса (Если вас спросят, когда по Уставу за богослужением читается Апокалипсис, - он может читаться как раз в этом месте - между Вечерней и Утреней). Это на воскресном бдении. На бдении к памяти каких-то праздников или святых, здесь уже не Апостольские послания, писания читаются, а соответственно, жития или какие-то поучения, но уже не из Апостола. Этот промежуток после вечерни называется Великим Чтением на Уставе. Перед шестопсалмием между Вечерней и утреней положено Великое Чтение. В современной московской практике такое Великое Чтение сохранилось 1 раз в году - на Пасху, когда мы читаем. На Пасху: по Уставу совершается вечером вечерняя литургия (она бывает на самом деле утром, а по Уставу - вечером). После нее начинается чтение Деяний апостолов. А после чтения начинается Пасхальная Полунощница. На Пасху читают Деяния перед службой - это как раз Великое чтение. И по Уставу, когда Всенощная, бывает такое чтение, чтобы урегулировать длину бдения: когда короче ночь, короче чтение, когда нет, длиннее чтение.
Итак, состав бдения:
- вечерня
- Великое чтение
- утреня
- 1-й час.
Дальше уже, как обычно:
Люди также интересуются этой лекцией: Типы лидеров.
- 3-й
- 6-й
- литургия.
Какая часть дня остается без службы в этом случае? Вечер. Когда нет бдения, вечерня - до заката. А бдение начинается после заката, по Уставу (Мы говорим сейчас об Уставном бдении). Получается, что вечером у нас нет никакой службы - перед закатом. Поэтому, при бдении вводится еще одна (служба) вечерня - малая вечерня. Таким образом, малая вечерня - вопреки многим, кто думает, что Малая вечерня - будничная служба, - бывает только в самые большие праздники, когда есть бдение. Она дополняет суточный круг до его полной схемы. После малой вечерни бывает ужин. То есть малая вечерня бывает как бы в комплекте с Великой: никогда не бывает отдельно сама по себе, если есть малая вечерня, то обязательно будет потом великая. Но в Москве, когда мы служим бдение не ночью, а вечером, тогда малая вечерня оказывается не нужна: у нас и так вечером служба - бдение. Малая вечерня никогда в Москве не служится, только в престольные праздники, и то не во всех храмах.
На Афоне Уставное бдение служат. Там в разные праздники - разное Уставное бдение. Самый большой праздник был праздник 1000 лет Афанасия Афонского. В лавре св. Афанасия Афонского. Она начали Малую вечерню (примерно в 5 ч вечера), в 6 ч окончили. Потом был ужин. Примерно в 7 ч вечера они начала всенощное бдение, которое закончилось в 7 ч утра, водосвятный молебен потом служился до 8 утра и с 8 до 10 до 1030 совершался уже архиерейский… Вся служба без перерыва длилась примерно 16 часов (с 7 ч вечера до 11 ч утра), включая литургию.
Итак, мы видим, что две службы (повечерие и полунощница) ушли, зато добавилась еще одна (малая вечерня). При бдении на одну службу суточного круга меньше: две убавилось, одна добавилась. Это очень важная тема.