Богослужебная утварь
Тема: Богослужебная утварь
Я не буду ее перечислять. Посмотрите самостоятельно в “Настолько книге священнослужителя”, т. 4.
С точки зрения церковного права, есть 2 типа церковных сосудов: - священные, - церковные.
К священным сосудам относятся сосуды, непосредственно соприкасающиеся с “Святыми Дарами, и со Святым Миром: - потир - дискос - лжица - копие - звездица. Сосуды для хранения Святого Мира, тарелка для раздробления Святого Агнца - это священные сосуды. Священные сосуды, по церковному праву запрещается продавать, отдавать куда-то, переплавлять и запрещается касаться их лицам, не принадлежащим к клиру. Строго говоря - дозволяется их касаться только священнику, диакону и епископу. А также правильно рукоположенному иподиакону дозволяется касаться, хотя в разных епархиях - разная практика. Рукоположенных иподиаконов очень мало, а не рукоположенному иподиакону не позволяется. Священные сосуды - это евхаристические сосуды и для хранения Святого Мира; они помещаются на престоле.
Остальные сосуды считаются церковными. Они, в случае крайней нужды, могут быть отданы, переплавляться и т.д. И касаться их может мирянин. К таким сосудам (утвари) относятся: - кадило - рипиды - кропила - ... чаши - блюда, кувшины и т.д. (в “Настольной книге священнослужителя”, т. 4).
Есть ковши для теплоты. В святой потир после возгласа “Святая - Святым”, вливается теплота. Это специфическая черта Византийского обряда: ни в каком другом обряде, кроме Византийского, его нет. Вливание теплоты в чашу - это специфическая черта. Можно отдельно говорить об этом обряде. В прошлом году вы должны были его как-то разбирать. Он имеет очень сложную богословскую коннотацию. Он очень непростой. Он вводится в чин литургии уже в достаточно позднюю эпоху и в связи с определенным родом богословия. Эта теплота, она не вся вливается в чашу, от нее остается какая-то часть - именно этой теплотой Типикон предписывает запивать Святые Дары. Если делать строго по Типикону, в Типиконе есть глава о Причащении, и там говорится, что запивать надо именно этой теплотой. Эти ковшики употребляются для записки, поэтому они называются ковшики для теплоты. Домашнее задание: для самостоятельного чтения 22-25 главы Типикона.
Тема: Литургическое (Богослужебное) почитание святых икон и святых мощей
Вообще говоря, каждая чудотворная икона и мощи каждого святого по своей сути являются предметами уникальными: не может быть двух одинаковых мощей одного и того же святого. Поэтому регулярных чинопоследований, где бы подразумевалось обязательное использование икон или мощей, совсем немного, т.е. молиться перед мощами того или иного святого - это уникальное событие, поскольку мощи уникальны. И не так много последований, где мощи или иконы нужны обязательно, потому что не всегда можно требовать наличие мощей того или иного святого. Но все-таки есть несколько таких регулярных последований. В этих последованиях обязательно должны использоваться святые иконы. Собственно говоря, это особое последование, посвященное самой иконе. Это последование общественного богослужения - особый чин, посвященный прославлению самого догмата об иконопочитании - Молебное пение в Торжество Православия. В неделю Торжества Православия мы торжествуем победу над разными ересями, в первую очередь, над иконоборчеством. Поэтому икона - это центральный элемент всего чинопоследования - лобзания икон. Выносится икона Христа и Божией Матери и полагается в центре церкви и в ходе последования бывает их лобзание - демонстративное: мы не являемся иконоборцами. Лобзание это имеет выразительный характер. Кроме того, по Типикону, икона празднуемого святого выносится на Полиелей: во время пения Полиелея выносится из алтаря по Уставу икона празднуемого святого, в честь которого поется Полиелей. В нашей русской московской практике икона святого лежит на аналое с самого начала службы. Но целование все равно происходит после Полиелея. Вот какие последования в общественном богослужении включают в себя чествование икон: - последование в неделю Православия и - лобызание иконы на полиелее. Можно еще отметить, что иконы лобызаются также священником, во время входных молитв. Священник тоже лобызает иконы.
Теперь: Литургическое почитание святых (мощей) реликвий - святых мощей - Честнаго Креста Господня - Ризы Господней и других. Во-первых, мощи присутствуют в чине освящения храма: В освящаемый храм, когда престол уже будет помазан Святым Миром (уже освящен престол), на него влагают мощи святых мучеников (в чине освящения храма) - по Русскому Чину. Тем самым выражается идея, что Церковь зиждется на мощах мучеников. По греческому чину освящения храма наоборот: сначала влагают мощи, а потом освящают престол. Русский чин в этом плане древнее, оказывается. И в чине освящения антиминса, который является сокращением чина освящения храма, тоже влагаются в антиминс частицы мощей. Это первое. А второе - это то, что является яркой особенностью Византийского обряда - наличие 2-х чинов освящения воды: Великого и Малого. В других обрядах, как правило, присутствует только одно освящение воды. В Византийском обряде есть Великая вода, Великого освящения - Великая Агиасма, и вода малого освящения - просто святая вода. Великая Агиасма освящается: - на праздник Богоявления и - на всякий раз, когда совершается Таинство крещения (вода Таинства крещения также считается Великий Агиасмой). К Великой Агиасме у нас очень благоговейное отношение: ее можно выливать только в непопираемое место (ее нельзя вылить просто на землю); вкушают Великую Агиасму только натощак. С другой стороны, у нас есть вода Малого освящения, с молебна (как говорят). Ее уже можно вкушать в любое время, и не натощак; ее можно в пищу добавлять, так и делают благочестивые христиане. Она считается меньшей святыней, чем Великая Агиасма. [Если успеем, мы будем отдельно говорить о чинах освящения воды]. Здесь только отметим, что в то время, как чин Великого освящения воды является чином освящения воды по преимуществу, чин Малого освящения воды связан исторически с благочестивым обычаем освящать воду через погружение в нее святыни. В чине Великого освящения воды в Таинстве Крещения ничего не погружается в воду, кроме руки священника. А в чине Малого освящения воды существенную роль играет погружение святыни - Креста Господня - частицы Истинного Древа Креста Господня. 1 августа есть праздник “Происхождение Честных Древ”. Это праздник, когда частицы Древа Креста Господня износили их храма Святой Софии и ходили по Константинополю и округе и погружали в воду в разных источниках эту частицу Креста Господня, тем самым оживотворяя воду. Этот праздник в древности праздновался несколько дней: в конце июля и начале августа. Как раз в это время вода бывает вредной: из-за жары она портится. Чтобы она не портилась, так делали. Так возник чин Малого освящения воды: когда в воду погружают крест. Уже давно написаны особые молитвы в этот чин, и уже не обязательно в воду погружать частицу Креста Господня, а просто напрестольный крест. Тем не менее исторически чин связан именно с этим. А также был еще 2-й параллельный чин, сейчас он уже вышел из русской практики, - чин омовения мощей: когда в воду погружали не Крест Господень, а частицу мощей того или иного святого. Он, этот чин, сохраняется еще у греков в некотором измененном виде. Например, в Лавре святого Афанасия Афонского греки на праздник св. Афанасия (я там был в это время) освящали воду Крестом - Истинным Древом - и головой Афанасия Афонского. (Во всех Афонских монастырях есть частицы истинного Древа Господня). Таким образом, кроме чинов освящения храма и антиминса, можно выделить еще чины освящения воды: чин Малого освящения воды - Малый водосвятный молебен - и Чин омовения мощей, сейчас неупотребляемый, где мощи тоже имеют существенную роль: они погружаются в воду для ее освящения.
Всякое другое почитание икон и святых мощей - это уже дело личного благочестия: люди приходят, кланяются, прикладываются к мощам, иконам, но это уже в Уставе никак не указывается. Также, при желании, могут совершаться молебны перед иконами и мощами, но это уже сверх того, что приписано Уставом.