Краткая история составления устава
Краткая история составления устава.
В первые века христианства не было строго определенного и твердо установившегося порядка совершения богослужения. Почти каждая область имела в своих церквах особый устав церковных служб, хотя в главном расположении и последовательности везде одинаковый, но в частностях немного отличавшийся от других уставов. Однако Церковь постоянно и повсюду принимала меры к полному объединению богослужебных последований. Плодом такого стремления был Церковный Устав, в первый раз начертанный св. Саввою Освященным.
По словам Симеона Солунского, Савва Освященный, начальник Лавры его имени в Палестине, изложил Церковный Устав, приняв его от прп. Ефимия Великого (IV в.) и Феоктиста - друга его. Они приняли Устав от своих предшественников и от исповедника Харитона (III в.), основавшего три обители в Палестине. Прп. Савва Освященный пред своею блаженною кончиною (552 г.) изложил этот Устав письменно и передал его братии. Вследствие постоянных сношений палестинских обителей и пастырей с Иерусалимом на богослужебный Устав св. Саввы оказывали влияния обычаи Иерусалимской Патриархии и обряды храма Воскресения, отчего палестинский Устав имел название "Иерусалимского".
Подлинный Устав св. Саввы был утрачен при нашествии сарацин на Палестину, но св. Софроний, патриарх Иерусалимский (VII в.), живший долгое время в Лавре Саввы Освященного, восстановил и, дополнив Устав Иерусалимский, ввел его в подведомых ему монастырях и приходских церквах, причем правила Устава о пище и вообще о питании монашеском были изменены соответственно условиям мирской жизни.
Впоследствии Устав св. Саввы Освященного был обогащен некоторыми необходимыми и важными дополнениями. В VIII веке Устав Иерусалимский был дополнен трудами св. Иоанна Дамаскина и прп. Космы Маюмского. В IX веке иером. Марк, настоятель Лавры св. Саввы, впоследствии епископ Идрунтский, присовокупил к Уставу изъяснения, как отправлять богослужение при совпадении, "встрече", двух или. трех праздников в один день, и как согласовать праздничные богослужения с воскресными и великопостными. Эти изъяснения называются "Марковы главы" и "Храмовые главы".
Кроме Устава Иерусалимского на развитие и образование богослужебных и дисциплинарных порядков имел влияние другой Устав - Студийский. Своим происхождением этот Устав обязан прп. Феодору Студиту (826 г.), настоятелю Студийского монастыря, основанного в г. Константинополе. После смерти прп. Феодора его Устав был записан неизвестным лицом вначале кратко, а потом, на основании предания, полно изложил этот устав патриарх Константинопольский Алексий (XI в.) для основанной им обители в г. Константинополе. Студийский Устав был принят в Константинопольском Патриархате и в некоторых областях Малой Азии. Из Константинополя он перешел на Афон, в Южную Италию и был принят в монастырях русских со времени прп. Феодосия Печерского (около 1070 г.).
Устав Студийский отличается от других уставов монастырских и в том числе Иерусалимского, главным образом, правилами монашеской жизни, а не богослужебным Уставом, потому что богослужебный чин вселенской Церкви уже установился, а Федор Студит, восполнил своими песнопениями Триоди.
Особенности отличающие Студийский Устав от Иерусалимского, состоят в следующем:
1. во весь год по Студийскому Уставу не полагалось всенощного бдения, а в обычное время отправлялись вечерня, повечерие, полунощница и утреня;
Рекомендуемые материалы
2. на "Господи воззвах" число стихир было меньше, чем в Иерусалимском Уставе;
3. Великое славословие на утрене всегда читалось, а пелось оно только два раза в год, а именно: на утрене Великой субботы и на утрене Пасхи;
4. по Студийскому уставу Литургию Преждеосвященных Даров полагалось совершать в среду и пяток сырной седмицы и в Великую пятницу, тогда как по Иерусалимскому Уставу в эти дни не полагается никакой литургии, исключение составляют только великие праздники.
Обратите внимание на лекцию "Анатомия билиарной системы".
Служба по Студийскому Уставу была короче и не так торжественна, как по Уставу Иерусалимскому, но богослужебные порядки этих двух Уставов постоянно оказывали влияние друг на друга. Впоследствии Устав Иерусалимский получил более широкое распространение, чем Устав Студийский.
В Русской Церкви Студийский Устав был введен прп. Феодосием Печерским около 1070 г. в Киево-Печерской Лавре, откуда он распространился и в другие монастыри. Полагают, что Студийский Устав употреблялся в Русской Церкви ранее прп. Феодосия, но он не отличался полнотою, именно в нем не доставало правил монашеской жизни, а прп. Феодосий получил из Константинополя через Ефрема-скопца полный Устав, который и введен был прп. Феодосием в употребление. Устав Студийский применялся на Руси в богослужебной практике до конца XIV в., т.е. до того времена, когда Устав Иерусалимский начал оказывать на Студийский Устав все большее влияние.
В XV веке Иерусалимский Устав благодаря своей торжественности занял господствующее положение и распространился по всем Церквам и монастырям в Греции, землях южнославянских и на Руси. Замена студийских богослужебных обычаев Иерусалимскими не была актом административным. В случае недоумения по богослужебным вопросам на Востоке и, в частности, в Константинополе, стали обращаться к Иерусалимскому Уставу, и, таким образом, Иерусалимский Устав получил господство, а богослужебные книги Студийские были приведены в согласие с требованиями Иерусалимского Устава.
Первое печатное издание Типикона в России было в 1610 году при патриархе Гермогене. Но это издание было исправлено патриархом Филаретом. Из последующих изданий Устава важнейшее значение имеет Устав, изданный в 1682 г. при патриархе Иоакиме.
Следующее Издание Типикона было в 1695 г. при патриархе Адриане. В таком виде печатается Типикон без изменений и до настоящего времени.
Последнее издание Типикона было осуществлено в 1954 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия. В нем опущена Пасхалия, вместо которой имеется приложение: тропари и кондаки новопрославленным Русским святым.