Сущность освящения человека
Сущность освящения человека.
Чтобы определить понятие освящения с нужной точностью, необходимо вспомнить нижеследующие места Св. Писания. Ап.Павел, изображая то, сравнительно с прежним, новое оправданное состояние, в котором после обращения поставлены были коринфяне говорит им, между прочим, следующее: « и сими», то есть повинны и, подобно нехристианам, во всевозможных преступлениях, "убо нецыи бесте, но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся име Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (1 Кор.6,11). Из приведенных слов совершенно ясно, что апостол соединенное с омытием (в крещении) и совершаемое во имя Иисуса Христа Духом Божиим освящением и оправдание верующих полагал с одной стороны, в их освобождении от их прежних грехов, а с другой - во вновь приобретенной ими праведности и святости, и подобно тому, как под освобождением от грехов понимал здесь не внешнее только их прощение или невменение, а действительное и внутреннее очищение, так и под противоставляемую им прежней порочной жизни верующих праведностию и святостию разумел, конечно, не мнимую только и со вне объявленную, а действительную их праведность и святость.
В послании к Галлатам ап. Павел освящение человека, получаемое чрез крещение, называет облечением во Христа, выразившись так: "Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал.3,27). Но здесь же он совершенно ясно показывает, что под облечением во Христа нужно разуметь не какое-либо только внешнее соприкосновение к верующему Христа, прикрывающего его Своею благостию, а чисто внутреннее отображение Христа в его обновленной душе, или что тоже, воспроизведение новой жизни во Христе в его собственной жизни. Апостол в предыдущем же стихе к верующим, крестившимся во Христа, говорит: "Вси бо вы сыны Божии есте верую о Христе Иисусе" (Гал.3,26), а в следующей главе обращается к ним с такой речью: "Чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас" (Гал.4,19). Эту же мысль повторяет и вполне раскрывает ап. Павел в посланий к Римлянам, где, говоря о тех, которые крестились во Христа, так объясняет сущность и значение воспринятого ими крещения, что чрез него они погреблись Христу и умерли для греха с тем, чтобы впредь не работать ему, а вместо этого ходить в обновленной жизни и жить для Бога во Христе Иисусе Господе нашем (Рим. 6,3-11).
Психодрама - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.
Но еще прямее и определеннее свою мысль об освящении выражает апостол в послании к Титу, где он, изображая искупительные действия Спасителя нашего, говорит, что Он "не одел праведных, ихже сотворимом мы, но по Своей Его большой милости спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго (банею возрождения и обновления Св. Духом) , Егожее излия на нас обильно Иисусом Христом, Спасителем нашим, да оправдившися Благодатию Его наследницы будем по упованию жизни вечныя" (Тит.3,5-7).
Здесь, как нетрудно видеть, спасение человека, соединенное с его оправданием, прямо и положительно поставляется только во внутреннем и благодатном Возрождении и обновлении; это благодатное возрождение и обновление делает человека по самому внутреннему его состоянию, правым пред Богом, а потому имеющим основу упования на наследие жизни вечной.
Подобный же смысл заключают в себе и те места Св. Писания, в которых возрожденный и оправданный во Христе называется то новою тварью (Гал.6,15; 2 Кор.5,17), то членом Тела Христова от Плоти Его и от Костей Его (Еф.5,30) , то человеком духовным (Гал.6,1) , притом таким человеком, который постоянно и постепенно внутренне возрастает и преуспевает пока не придет в зрелость мужа и в меру полного возраста Христова (Еф.4,13).
Итак, освящение человека, как оно изображается в Откровении, не есть только одно чисто внешнее прощение человеку, или невменение прежних его грехов, а есть действительное и внутреннее их очищение и исцеление. Не есть также одно чисто внешнее оправдание или прикрытие праведностью Христовой порочной души оправдываемого, а есть, напротив внутреннее благодатное его возрождение его к новой во Христе жизни, а также возрастание и преспеяние в этой жизни, делающее ее по самому существу правою пред Богом. В таком смысле понимали благодатное освящение человека и все древние отцы и учителя Церкви, что совершенно ясно уже из того одного, что они обыкновенно его и связанное с ним состояния называли то духовным омытием или очищением и исцелением от всех греховных скверн и недугов (Григорий Богослов, Златоуст), то духовным возрождением или воссозданием для новой во Христе жизни (Григорий Богослов) , то восстановление в душе человека помраченного образа Божия (Варнава, Василий Великий) или воображением в ней Христа (Кирилл Александрийский) , то просвещением и просветлением души, в силу чего она освобождает от всякой тьмы, как бы вся становится светом и видящим глазам (Макарий Великий), то, наконец, особенным благодатным одухотворением, в силу которого человек из душевного становится духовным (Ириней Леонтийский) , возводя восстановленный образ Божий в состояние богоподобия.
Как же совершается это великое дело освящения человека, дело его внутреннего возрождения и преобразования для новой жизни во Христе? Главным и преимущественным деятелем, как можно видеть уже из понятия о благости Божией и конечности человека, является здесь обильно изливаемая на верующих Св.Духом, в силу искупительного действия Христова, его Благодать. Но это возрождение в то же время, как ясно учит тоже Откровение, совершается не иначе, как только при соответственном участии со стороны человека, а именно при его участии посредством своей веры. Так, Сам Спаситель веру почитал необходимым условием как вообще для принятия Благодати Духа Святаго, так и в частности для принятия благодати крещения, когда учил: "Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы" (что сказал о Духе, Которого имели принять верующие, в Него) (Ин.7,38,39), и "иже веру имеет и крестится, спасен будет: а иже не имеет веры осужден будет" (Мк.16,16) . И ап. Павел как спасающую человека благодать, так и самое спасение везде поставляет в условную зависимость от веры; он учит, например, что мы "благодатию спасени чрез веру" (Еф.2,8), или: "мыслим убо верою оправдатися человеку" (Рим.3,28), "правда же Божия верою Иисус Христовою (чрез веру в Иисуса Христа, во всех и на всех верующих" (Рим.3,22), "оправдишися убо верою мир имамы" (РИМ.5,1) , "праведный же от веры жив удет11 им.1,17) и т.п. Освящение человека поэтому есть дело совместного и согласного действия двух начал - Божеского и человеческого - спасающей Благодати и воспринимающей спасение веры, вследствие чего является в христианине новая жизнь во Христе, представляющая собою нечто аналогичное жизнию Самого Иисуса Христа как Богочеловека.
Поэтому, чтобы иметь более полное и определенное представление об освящении, нам необходимо подробнее сказать: во-первых, о Благодати, как главном и деятельном начале в освящении человека; и во-вторых, о вере, как начале более подчиненном в том же великом деле.