Необходимость свободного усвоения даров искупления
УЧЕНИЕ О БОГЕ ОСВЯТИТЕЛЕ
Раздел 1: О благодати.
Необходимость свободного усвоения даров Искупления.
Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, Своим воплощением, жизнью, учением, страданием, смертию, сошествием во ад, Воскресением, вознесением и прославлением по человечеству от Бога Отца даровал все потребное для спасения людей, - стал Искупителем всего человечества, Освободителем от греха, осуждения и смерти. В воплощении земной жизни не только восстановил прародительское общение с Богам, но даровал начало более тесного единения; в учении Он возвестил людям тайный путь спасения; принятием на Себя грехов мира, страданием и смертию Он стал жертвой, за грехи и даровал всем прощение, очищение и мир с Богом; сошествием во ад и Воскресением Он разрушил тяготевшую над удалившимся от Бога человечеством власть диавола и смерти и открыл в Себе начаток и источник новой жизни с Богом и в Боге; вознесением на небо при неразлучном соединении с человеческим естеством Он; как Сын Божий по Существу, даровал возможность каждому человеку стать чадом Божиим по усыновлению, открыв всем спасающимся вход в Царство Небесное.
Люди также интересуются этой лекцией: 8. Операционный метод математического описания.
Можно сказать, что действованием в Искуплении Своей Божественной Ипостаси Он осуществил все то, что нужно для спасения со стороны Бога и соучастием в Своем Лице человеческого естества открыл возможность восприятия даров Искупления для человечества.
Искупление, совершенное Господом Иисусом Христом, не делает "само собою" спасенными всех людей, нельзя предположить это потому, что в таком случае было бы проявлено нравственное безразличие со стороны Высочайшей Правды - Богам. Нельзя допустить это и потому, что в духовной жизни не действует закон необходимости и все происходит в проявлении свободы.
Поэтому оправданным и спасенным можно сделаться не иначе, как только под условием свободного принятия и действительного усвоения тех спасительных плодов Искупления, какие были приобретены и сосредоточены в Лице Искупителя. Хотя Иисусом Христом, как Духовным Врачом, приготовлен был неистощимый запас врачебных средств для уврачевания греховных недугов, но, чтобы получить такое врачевание, каждому необходимо было самому воспринять эти врачебные средства и надлежащим образом воспользоваться ими. Хотя во Христе, как Главе новозаветного человечества, духовно-благодатные живоносные силы были заключены в таком преизбытке, что они в состоянии были дать и сохранить новую во Христе жизнь всем людям всех времен, но чтобы на самом деле проникнуться и жить этою жизнию, каждому в отдельности необходимо было самому посредством веры внутренно привиться духовно-благодатному Телу Христову и стать Его живым и всегдашним членом. Хотя, наконец, Иисус Христос, как ставший Владыкою всего, всем даровал возможность быть чадами Божиими и наследниками Его царствия, но чтобы на самом деле каждый в отдельности мог воспользоваться этим, требуется, чтобы каждый, при участии своей веры, на самом деле духовна возродился и стал по духу чадом Божиим: только тогда он сможет сделаться истинным сонаследником Христовым.
Иными словами, чтобы воспользоваться благами Искупления, какие даются Христом и сосредоточены в Его Лице, люди должны сделаться "Христовыми" (1Кор.3,23; Рим.8,9). Спасительные действия Его вменяются не всякому, а только тем, которые имеют со Христом духовные средства, мыслят и действуют в духе Христа, подражая Ему в своей жизни (Рим.6,5- 11;8,17; Гал.4, 19) , находятся с Ним - Новым Адамом – в таком же неразрывном союзе (по духу), в каком каждый состоит (по плоти) с первым Адамом (Рим. 5,15-19), или в таком же единении, какое находится между лозою и ее ветвями (Ин.15,4-5), между главою и членами тела (1 Кор.12,12-27). Таковым, то есть делающимся Христовыми вменяется Искупление Христово: они очищаются от греха, примиряются с Богом, становятся сынами Божиими по благодати и наследниками Христу.
Но, спрашивается, - мог ли и может ли сам человек надлежаще воспользоваться всеми плодами совершенного Иисусом Христом Искупления? Может ли падший человек своими силами совлечься ветхого человека и облечься в нового, "обновляемаго в разуме образу Создавшего его" (Кол.3,10; Ев.4,22-24), из состояния греховности перейти в состояние оправдания, привиться ко Христу и соделаться членом Его Тела? Безусловно, нет. Спасение исходит только от Бога. Как не мог человек сам собою приготовить для себя искупительные средства, также не мог и не может сам собою употребить в свое спасение приготовленные для этого нашим Искупителем средства, как не может, по слову ап. Павла, сам собою даже только назвать Господа Иисуса: "Никтоже может реши Господа Иисуса, точию Духом Святым" (1 Кор.12,3). Разумеется. назвать с истинною и живою герою. Потому-то Христос Спаситель не ограничил Своего домостроительства о спасении людей одним уготовлением для них Своих искупительных средств, а распростер и распростирает его и на самое применение их к каждому из людей в отдельности, хотя это великое дело усвоения людям Своего Искупления, обыкновенно носящие, наименование освящения, Он совершил и совершает преимущественно чрез исходатайствованного Им у Отца Св. Духа, Который был Им ниспослан апостолам, пребывает с Его последователями во век. Для этой же цели Он создал на земле и Свою Церковь, положив в ней все необходимые к освящению людей средства.
Переходя, поэтому, к учению об освящении человека, нам следует сперва сказать о сущности самого освящения и производящих его причинах или деятелях, а затем о Церкви, как посреднице в деле освящения, и находящихся в ней освящающих средствах.