Назначение человека
Назначение человека
Превосходство человека над всем земным указывает на особое его назначение, отличное от назначений прочих земных созданий. Это назначение состоит в том, чтобы чрез раскрытие и образование сил и способностей, чрез деятельное стремление к Первообразу достигать возможной меры богоподобия и приближения к Богу, и в общении с Ним - вечного блаженства.
Таким образом, последняя цель человека - в Боге, в общении, живом союзе с Ним. Это естественное следствие того, что человек создан по образу Божию.
Без живого и личного общения с Богом ничто не может успокоить дух человека, все - суета и томление духа (Еккл.1,14,17 ; 4,4 ; 6,16 ; и др.) .
"В Боге - жизнь, - учит св. Василий Великий. - Отчуждение от Бога есть несноснейшее даже будущих геенских мучений, это самое тяжкое для человека как для глаза лишение света и для животного отнятие жизни ".
Покой человека - только в Боге. Поэтому в Писании указывается: "Взыщите Господа,.. взыщите Лица его выну" (Пс.104,4) . Псалмопевец свидетельствует: "Мне же прилеплятися Богови благо есть" (Пс. 72,28)
По свидетельству Откровения, все дело Искупления, ради которого воплотился Сын Божий, состояло в чтобы разрушить преграду, отделяющую человека от Бога, восстановить человека в прежнее состояние и направить его к предназначенной ему блаженной цели - к миру и общению с Богом.
Отходя на крестный подвиг, Христос взывал в молитве к Отцу Своему: "Да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии "все верующие в нас едино будут" (Ин.17,21,24) . Апостол Павел учит, что Сын Божий, окончив дело Искупления, приведет воскрешенных в вечное и блаженное общение с Богом, от которого человек уклонился грехом:"Егда же покорит Ему всяческая, тогда и Сам Сын покорится Покоршему Ему всяческая, да будет Бог всяческая во всех" (1 Кор.15, 28) .
Рекомендуемые материалы
Но так как человек существо разумно - свободное, то это величайшее благо общения с Богом дается ему при его произволении на их принятие. Это значит, что человек должен идти к Богу путем сознательного свободного совершенствования своих духовных сил. Человек должен направить свою волю к приобретению этого дара, т.е. он должен уже в этой жизни искать Бога, стремиться к возможно полному отображению совершенств Божиих в своей природе, подготовлять ее к принятию Божественной благодати.
Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - Неудачи личного характера.
На богоуподобление, как цель человеческой жизни, ясно указывает Откровение. Господь Спаситель говорит: "Будите убо вы совершены, якоже Отец ваш небесный совершен есть"(Мф.5,48). В Ветхом Завете Господь говорит людям: "Святи будите, яко Аз свят есмь" (Лен. 19,2 ; 11,44). Апостол учит: "Прославите убо Бога в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия"(1 Кор.6,20), т.е. призывает к совершенству для того, чтобы сохранить Божественный дар – душу, которая должна отойти к Богу. Указывая на уподобление Богу, Откровение учит, что для достижения такой цели назначена не какая-нибудь определенная мера времени, а целая вечность. Нравственное преуспеяние и усовершенствование здесь в земной жизни только начинается, продолжается же оно всю вечность (Мф.25,46 ; Ин.16,22 ; Ап.22,5 и др.).
По мере совершенствования человек делается способным к общению и единению с Богом: Как грех удаляет Бога от человека, так святость и чистота приближают человека к нему. В отношении к грешным Сам Бог говорит: "Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть" (Быт.б;3), а чистым сердцем Он обещает, что они Бога узрят Любящему Бога и соблюдающему слово Его Спаситель дает обетование: " К нему приидема и обитель у него сотворима" (Ин.14,23) . По словам ап. Иоанна: "Прибывая в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает" (Ин.4,16).
Бог есть бесконечный и неисчерпаемый источник всякого блага, следовательно, уподобление Ему приближение и к Нему в нравственном совершенствовании не может не сопровождаться ощущением высочайшего блаженства.
Отсюда следует, что достигая цели - общения с Богом, человек получает как следствие - и блаженство от этого общения. Это состояние блаженства людьми истинно-нравственной и духовной жизни ощущается еще в земной жизни. Но в полной мере это блаженство откроется в будущей жизни, с откровением во всей славе Царства Божия, когда верующие узрят Бога "лицем к лицу" (1 Кор.13,12), явится в дому Божием как наследники Его и сонаследники Единородно Сына Его (Рим.8,16-17) , и "будет Бог всяческая во всех" (1 Кор.15, 28) . Это будущее блаженство не может быть воспринято во всей мере человеческой мыслию, "ихжее око не видя, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его" (1 Кор.2,9) .
Таково учение Откровения о назначении человека. Такое назначение указано было первому человеку, оно же осталось назначением и падшего человека. Только пути к достижению указанной цели различны. До грехопадения путь к достижению ее был через райскую жизнь, светлую, радостную и не преграждаемою физическою смертию.
Падший человек достигает этой цели путем земного странствования, посредством борьбы с грехом и усвоения спасительных плодов Искупления.