Личное свойство бога сына
Личное свойство бога сына
Личное свойство Бога Сына есть то, что Он, не рождая и не изводя от Себя другого Лица Божественного, Сам вечно и неизменно рождается от Бога Отца. Св. Писание на рожденность или сыновство, как на ипостасное отличие Его от Бога Отца, указывает уже самим наименованием Его — Сын. Если у Бога Отца, как учит Писание, есть равный Ему по Божеству и Единосущиый Сын, то сыновство или рожденность н есть отличительная черта Сына Божия по отношению к Отцу. Равенство же Его и единосущие с Отцом утверждает в мысли, что и самое Его рождение от Отца есть р о ж д е н и е п о Б о ж е с т в у, а не рождение в каком-либо несобственном, п е р е н о с н о м смысле. Впрочем, Писанне и прямее показывает, что Сын Божий имеет ипостасное бытие от Отца образом рождения, и именно по Божеству.
Так, оно называет Его Единородным Сыном Божиим (Ин. 1, 14, 18; 3, 16, 18; l Ин. 4, 9;' Гал. 4, 4) . Единородный собственно означает Того, Который только о дин р о д и л с я у Отца; таково собственное значение слова Единородный и на языке священном (Лк. 7, 12; 8,42; 9,38; Евр. 11, 17). Если же Бог Слово е с т ь Единородный сын Божий, следовательно, Сын Божий в особенном, собственном смысле, а не в переносном, ибо в переносном смысле многие называются сынами Божиими, то ясно, что Он рожден от Бога Отца по самому Его Божеству, а не усвоен только Им, как именуемые сынами Божинми в несобственном смысле, и рожден единственным образом, а не так, как напр., возрождаемые водою и Д у х о м (Ин. 3, 3-8) ч а д а Божии '(1, 12-13). И Сам Иисус Христос, воплотившийся Сын Божий, когда отличал Свое богосыновство от богосыновстаа других людей: Он никогда не говорил о Боге «наш Отец», а Мой Отец и Ваш О т е ц (напр., Ин. 20, 17; Мф. 5, 45 и мн. др.), за исключением лишь употребления названия н а ш О т е ц однажды — в молитве от имени людей и данной для людей (Мф. 6, 9).
Ап. Павел называет Его Сыном Божиим собственным (Рим. 8, ), в отличие от сынов Божиих, прославляемых по благодати (Рим. 8, 14-15). А если Он Сын Божий в собственном и строгом смысле, то, значит, и бытие от Отца Он имеет чрез рождение. Тот же Апостол называет Его перворожденным всея твари (Кол. 1, 15) ; этими словами показывается, что Он имеет и рождение от вечности и не есть тварь.
В других местах Писания о Сыне Божнем говорится, что Он Единородный Сын, Сый в лоне Отчи (Ин. 1,18), Сын Божий Истинный (1 Ин. 5,20).
Итак, ясно, что Сын Божий имеет бытие от Отца, и именно чрез рождение по Божеству, а не как-либо иначе; например, не через произведение из ничего, как твари, или не через исхождение, как Дух Святый.
Утверждая истину происхождения Сына от Отца через рождение, Откровение не объясняет, как понимать самое рождение в приложении к Существу Божию, существу духовному и безусловно простому. Причина понятна. Это недоступная для человеческого усвоения и уразумения тайна Божественной жизни. Самое слово «рождение», которым обозначает Откровение образ происхождения Сына — термин аналогичный, показывающий нам только то, что Сын непостижимым образом, хотя и отличным от «исхождення», имеет бытие от Отца и в Отце.
Так учит Откровение о личном свойстве Сына Божия. Церковные основные изложения этого учения в кратких, но точных вырежаения изложены в символах.