Личное свойство бога духа святаго
Личное свойство бога духа святаго
Личное свойство Бога Духа Святаго есть то, что Дух Святой исходит от Отца. Через вечное исхождение Святой Дух как Ипостась имеет бытие.
УЧЕНИЕ ОТКРОВЕНИЯ. В Откровении учение о вечном исхождении Святаго Духа от Отца и одного Отца выражено хотя в одном, но весьма ясном и определенном месте. В последней беседе Своей с учениками Спаситель сказал: «Егда же приидет Утешитель Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит Той свидетельствует о Мне» (Ин. 15, 26). Выражением: «Иже от Отца исходит» - обозначается вечное исхождение Святаго Духа, виною которого представляется один Отец.
Вечное и ипостасное исхождение Духа Святаго от одного Отца можно видеть:
1) И з образа выражения открываемой Спаснтелем истины. Уже самое различие по ф о р м а м в р е м е н и глаголов п о с л ю и и с х о д и т ясно дает видеть, что словами Спасителя указываются различные состояния Духа.
2) Из внутреннего течения мыслей. Рассматриваемые слова сказаны Спасителем пред разлукою Его с учениками, когда Он хотел утешить их ниспосланием Параклита. Достоинсво этого Утешителя - Параклита показывается столь великим и безмерным, что даже Сын Божий и для временного посольства, Сам Собою и не от Себя имел послать Его ученикам, а от Отца, Которого обещал у м о л и т ь об этом. Между тем и удалявши от них Наставник был Лицо Божественное, Которого они исповедали Сыном Божиим, от Бога и с ш е д ш и м (Мф. 16, 16; 16,`30). Естественно, что такая речь должна бы вызвать вопрос - почему же Он Сам не ниспосылает Утешителя Духа, почему Ему нужно умолить еще для этого Отца. Ответом на это и служат дальнейшие слова: Иже о т О т ц а исходит; ими, следовательно, предполагается, что от Него Самого Он не исходит.
3) Наконец, если бы в приведенных словах Спасителя заключалась мысль об исхожденин Святаго Духа не от одного Отца, но Отца и Сына, то Он сказал бы о Святом Духе: И ж е о т Нас исходит или от Отца и Меня исходит. Итак, по прямому смыслу слов Спасителя, Дух Святой имеет ипостасное бытие от одного Отца, и именно образом исхождения Сыну принадлежит только участие в посланничестве Отцом Духа Святаго, то есть в том, что относится к внешней деятельности Божией, а вся внешняя деятельность обща у единосушной и нераздельной Троицы.
УЧЕНИЕ ДРЕВНЕЦЕРКОВНОЕ. Таково было постоянное учение о личном свойстве Святаго Духа и древней Церкви. Основываясь на словах Спасителя и руководствуясь еще голосом апостольского предания, она с самого начала учила не иначе исповедовать исхождение Святаго Духа, как от одного Отца. Свидетельствами такого же верования служат:
"19 Подготовка вооруженного восстания в Петрограде" - тут тоже много полезного для Вас.
1. Д р е в н и е с и м в о л ы, в которых только излагается догмат личном свойстве Святого Духа.
2. Древние Соборы, - все до одного Вселенские, а вслед за ними и все почти поместные, каким только приходилось касаться этого догмата. На втором Вселенской Соборе Церковь исповедала в самом символе веры исхождение от Отца «со Отцем и Сыном споклоняема и сславима», т. е. единосущного Им обоим Духа Святаго, а на первом Соборе, без сомнения, всесторонне обсуждали вопрос, от Кого исходит Дух Святый, прежде чем внести в символ решение его. На следовавших Вселенских Соборах Никео-цареградский символ всегда читался так, как читается доселе в Православной Церкви. На них не возникало и мысли о дополнении чем-либо учения символа о Св. Троице, и в частности - никто ни наодном из этих Соборов не выражал мысли, что общецерковное верование об исхожденин Святаго Духа в символе изложено не полно и требует каких-либо дополнительных пояснений. Напротив, отцы Соборов выражали убеждение, что символ «в совершенстве учит об Отце, Сыне и Святи Духе» . Согласно с учением Вселенских Соборов исповедуема была вера в исхождение Святаго Духа и на Соборах поместных не только на восточных, ни и на западных.
3. П и с а н и я древних отцов и учителей Церкви. Исповедание представителяии Церкви в символах и на Соборах догмата об исхождении Святаго Духа от Отца без допущения мысли о каком-либо посредническом или виновническом участии Сына в иведении Святаго Духа показывает, что таково же должно быть их учение об догмате и в их собственных писаниях.
По словам св. Василия Великого, «корень и источник Святого Духа есть Отец». Бог остается единым, говорит Григорий Богослов. Св. Григорий Нисский разъясняет, что во Св.Троице от одного и того же Лица Отца рождается Сын и исходит Дух Святой. Посему мы утверждаем, что собственно есть одна причина происшедших от Него - Бог, т. к. Он и существует вместе с Ними».В других местах древние учители утверждали, что свойства Лиц Св. Троицы - своиства несообщимые, почему принадлежащее Отцу свойство быть началом других лиц уже не принадлежит ни Сыну, ни Духу Святому. «Сыну принадлежит, говорит, например, св. Григорий Богослов, все, что имеет Отец, кроме виновности. Очевидно; такими выражениями так же прямо утверждается то положение, что дух Святой не исходит от Сына, исходя от Отца. Кирилл Александрийский писал: «Решительно терпеть не можем, чтобы кто-нибудь потрясал веру или символ веры, изданный некогда святыми отцами Никейскими. И решительно не позволим ни себе, ни кому-нибудь другому изменять хоть одно слово, там поставленное, ни пропасть хоть одному слову, помня слова сказавшего: «Не прелагай предел вечных, яже положиша отцы твои» (Притч. 22, 28). Ибо не сами они говорили, а Сам Дух Бога Отца (Мф. 10, 20), Который и исходит от Него ».
Тот же св. Кирилл Алексаидрийский писал: «Веруем и в Духа Святаго; истинного, владычественного, благого, Утешителя, от Отца исходящего, нерожденного, ибо один Единородный, и несотвореного, ибо нигде в Св. Писанин не находим, чтобы Дух причислялся к твари, напротив, поставляется наравне с Отцом и Сыном. Мы знаем, что Он исходит от Отца, но не доискиваемся, как исходит, держась в тех пределах, которые положили богословы и блаженные мужи".
Св. Иоанн Дамаскин, согласно с древнейшими учителями, настойчиво внушает признавать во Святой Троице строго е д и н о н а л и ч и е. Он прямо утверждает, что Дух Святой не исходит Сына: «Сына мы не называем ни виновником, ни Отцом, но говрим, что Он от Отца и есть Сын Отца; говорим также, что Д у х С в я т о й о т О т ц а, и именуем Его Духом Отца».