Личные свойства бога отца
Личные свойства бога отца
Первое отличительное свойство Отца есть то, что Он «ни от кого есть сотворен, ни создан, ниже рожден» (симв. св. Афанасия), иначе — Его безнач альность или нерожденность, т. е. независимость по бытию от другого начала. Такая безначальность принадлежит только Ему одному, но не принадлежит другим Лицам Троицы. Сын и Дух, хотя так же безначальны , но не по отношению к происхождению, а только по отношению к времени; оба Они имеют Свое начало в Отце, только не во времени, следовательно, безначальны относительно и в известном смысле. В Откровении яснейшее положительное свидетельство о безусловной безначальности Отца в словах Спасителя: «Якоже бо Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе» (Ин. 5,26).
Богу Отцу, кроме безначальностн, принадлежат еще отчество по отношению к Сыну и изведение Духа Святаго.
Бог Отец называется Отцом по отношению к Сыну: «Никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Мф. 11, 27). Бога никтоже виде нигдеже Единородный Сын, Сый в лоне Отчи, Той исповеда (Ин. 1, 18) Да вси чтут Сына, якоже чтут Отца, пославшаго Его (Ин. 5, 23) Сый Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя (Пс. 2,7; Евр. 1, 5). Из чрева прежде денницы родин Тя (Пс. 109, 3)».
На свойство изведения Отцом Духа Святаго яснейшее указание в словах Спасителя: «Дух истины, Иже от Отца исходит» (И 15, 26).
Что касается того,как Отец рождает Сьна и изводит Святаго Духа и в чем р а з л и ч и е между рождением и изведнием, то это непостижимейшая для ограниченного разума тайна Божественной жизни. «Ты слышишь о рождении, — учит св. Григорий Богослов, — не допытывайся знать, каков образ рождения. Слышишь, что Дух исходит от Отца, не любопытствуй знать, как исходит».
Изображая Бога Отца единым безначальным Лицом в Троице, от Которого, как от вечной виновной причины, имеют личное бытие Сын и Дух Святой, Откровение тем показывает, что в Боге только одно начало Божества — Отец. У отцов Церкви такое отношение между Лицами Троицы называется е д и н о н а ч а л и е м Лиц Св. Троицы и ими усвоялось этому учению особенное значение. В единоначалии, т. е. в таком отношении между Лицами Троицы, что в Троице одно виновное начало Ипостасей — Отец, а Сын Дух как Ипостаси, имея бытие от Отца, находятся во всегдашней внутренней зависимости от Него, они видели объяснение того, каким образом сохраняется нерасторжимым при внешнем единстве (по природе) и полнейшее и совершеннейшее внутреннее единство между Лицами Божества.
«Учи единственно, — говорит св. Григорий Богослов, - ведать сие: Единицу в Троице и Троицу, в Единице поклоняемую, в Которой и раздельность, и единство непостижимы. Соблюдается же,по моему рассуждению, вера в единаго Бога, когда и Сына и Духа будем относить к единому Виновнику (но не слагать и не смешивать с Ним), — относить как по одному и тому же (назоу так) движению и хотению Божества, так и по тождеству Сущности ».