Божество духа святаго
Божество духа святаго
Дух Святый, третья Ипостась в едином Боге, есть такой же Истинный Бог, как и Бог Отец, и Бог Сын. Так веровать в Духа Святаго научает нас Откровение, такое верование неизменно от самого начала было содержимо и преподаваемо Церковью.
1. Божество Духа Святаго в Его равенство с Отцом и Сыном Откровение показывает и тем, что усвояет Духу Святому имя Истинного Бога и свойства, действия Божии, и тем, что заповедует воздавать Ему такое же Божеское почитание, как Отцу и Сыну.
Дух Святой называется Богом. Ап. Петр говорил солгавшему Анании: «Почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому». И потом, показывая, кто есть Дух Святый, прибавляет: «Не человеком солгал еси, но Богу» (Деян. 5,3-4). Равным образом ап. Павел называет верующих то храмами Божними (1 Кор. З, 16, 17; 2 Кор. 6, 16) , то храмами Духа Святаго (1 Кор. 16); и сам объясняет такое наименование тем, что Дух Божий живет в них: «Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3, 16). Следовательно, Дух, по слову апостола, есть Бог. У пр. Исаин говорится, что Господь, седящий на престоле «высоце и превознесенне», послал его с проповедью к народу Израильскому (Ис. 6,.1, 8, 9), а апостол Павел говорившего с пророком называет Духом Святым (Деян. 28, 25-26).
Духу Святому приписываются и все Божеские св йства и действия.
Из свойств Божиих Ему, например, усвояются:
Всеведение. - Апостол говорит: «Дух бо вся испытует, и глубины Божия» (1 Кор. 2, 10). Дух обладает не только ведением всего, но даже ведением тайн Божиих, а это показывает, по объяснению того же апостола, что Дух Святый, не есть ум сотворенный, но Бог (Рим. 11, 34). То же свойство усвояется Ему и словами Спасителя к апостолам: «Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину..., и грядущая возвестит вам» (Ин. 16, 13).
Вездеприсутствие. - Это свойство Духа Святаго предполагается во всех тех свидетельствах Писании, в которых говорится, что Он обитает и действует в одно и то же время в душах верующих христиан, рассеянных по лицу земли .(Рим. 8, 9, 11, 14, 2 1 Кор. 3, 16; б, 19; 12, 7-13; Еф. 2, 22 я мн. др.).
Вам также может быть полезна лекция "Революция в Австрии и Венгрии, их результаты".
Всемогущество. - Проявление его Писание указывает преимущественно в самостоятельном, полновластном раздаянии Духом Святым чудесных или чрезвычайных дарований верующим. Перечислив эти дарования, апостол говорит «вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяв властию коемуждо, якоже хощет» (1 Кор. 12,7-11). Сам Иисус Христос говорит, что Он о духе Б жнем творил чудеса и изгонял бесов (Мф. 12, 28).
Из Божеских действий Святому Духу приписываются т в о р е н и е, напр., в словах Бытописателя: «Дух Божий ношашеся верху воды» (Быт. 1, 2), где под именем Духа должно разуметь третье Лицо Св. Троицы и промышление, особенно в царсте благодати. Так, Ему усвояется поставление пастырей Церкви (Деян. 20, 28), отпущение грехов (Ин. 20, 22-23), возрождение (Ин. 3,5; Тит. 3, 5), оправдание, освяш,еггие м вообще все действ благодати (t Кор. 6, 11). Он возбуждает к святости совершенной (1 Кор. 3, 16; 12, 8, 9), к молитве чистой, ходатайствуя «о нас» т.е. внушая нам молитвы воздыхании неизглаголанными» (Рим. 8, 26) А такие действия - действия Божественные. Ап. Петр еще свидетельствует, что «от Святаго Духа просвещаеми глаголаша святи Божий человецы» (2 Петр. 1,21), а св. Павел говорит, что всякое Писание Богодухновенно» (2 Тин. 3, 16).
Наконец, Писание изучает, что Духу Святому должно воздава почитание Божеское. В заповеди о крещении имя Духа Святаго стоит наравне с именем Бога Отца и Бога Сына, в мы равно чрез крещение обязываемся исповедовать как Бога Отца Сына Божия, так и Духа Святаго (Мф. 28, 19). Также и в апостольских приветствиях имя Духа Святаго поставляется вместе именем Отца и Сына (1 Петр. 1,2; 2 Кор. 13, 13) . Сверх это Сам Иисус Христос об иудеях, хуливших Духа Святаго, Которыми Он изгонял бесов, и называвших Его веельзевулом, сказал, что грех этот не отпустится ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 2 32).
II. Церковь, приняв от апостолов истину о Божестве Духа Святого, неизменно с самого начала и сама содержала и научала своих членов веровать и исповедовать, что Дух Святый есть Истинный Бог. В первые три века, когда внимание христиан сосредоточено было на личности Искупителя и совершенном Им деле спасения людей, когда даже и самые противники догмата о Св. Троице мало касались верования Церкви в Божество Духа Святаго, естественно, и Церковь преподавала это учение кратко. Но что она, действительно, содержала и преподавала этот догмат, свидетельствами служат прежде всего символы и другие ,вероизложения древней Церкви.
О том же свидетельствуют: совершение крещения чрез троекратное погружение во имя трех равночестных Божеских Лиц, древние формы малого славословия Отцу, Сыну и Св. Духу, вечерняя песнь, также возносившаяся всегда в честь Отца, Сына и Святаго Духа, исповедания мучеников, умиравших за веру в Триипостасного Бога.
Писания древних отцов и учителей Церкви также ясно говорят о вере древней Церкви в Божество Дуна Святаго.