Популярные услуги

Главная » Лекции » Религиоведение » Догматическое богословие » Свойства существа божия как бытия всесовершеннейшего

Свойства существа божия как бытия всесовершеннейшего

2021-03-09СтудИзба

Свойства существа божия как бытия всесовершеннейшего

(онтологические)

В Откровении мысль о полноте истинного и совершеннейшего бытия в Боге особенно наглядно выражается в наименовании Бога именем Сый. Это Имя возвестил Моисею Сам Бог: Аз есмь Сый. И рече: тако речеши сыном Израилевым: Сый посла мя к вам»(Исх. 3. 14). «Сим именем, - объясняет св. Григорий Богослов, - именует Он (Бог) Сам Себя, беседуя с Моисеем на горе, потому он сосредоточивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится, ... есть как бы некоторое море Сущности, неопределимое и бесконечное, простирающееся за пределы всякого представления о времени и естестве. Подобным образом св. Иоанн Дамаскин говорит: «Из всех имен, усвояемых Богу, кажется, самое собственное есть – Сый». Потому что Бог в Себе Самом заключает целое бытие, как бы некоторое беспредельное и безграничное море Сущности».

Бог, как всесовершеннейший по Своему бытию, свободен от всех ограничений конечного бытия. Следовательно, Он есть Существо самобытное, ни от кого и ни от чего независимое по Своему бытию, независимое от случайных перемен или неизменяемое, независимое всех условий времени и пространства. Таким образом, главные свойства Существа Божия, как бытия всесовершеннейшеro, суть следующие: 1) самобытность, 2) неизменяемость, 3) вечность, иеизмеримость и вездеприсутствие. Слово «Сый», Сущий, прежде всего указывает на свойство самобытности Божией.

1) Самобытность. Самобытность есть такое свойство, которое означает, что Бог не происходит ни от чего другого и не зависит по своему бытию ни от какого другого существа; причину Своего бытия и условия Своего существования Он имеет только в Себе Самом. Для разума это свойство представляется столь необходимым в Боге, что без него мы и не можем мыслить Бога. Самобытность Бога необходимо предполагается и условностью конечного бытия. В мире все условно и преходяще; все вещи и существа составляющие мир, основание и причину своего бытия имеют не в себе самих, а в некоторой вне их находящейся причине; каждая уславливающая причина предполагает для себя новую причину, эта новая — дальнейшую, дальнейшая — опять новую и т. д. Это ряд условностей и причин не может простираться в бесконечность.  Разум приходит к необходимости признать первую причину всего существующегои причину единую, которая бы ни от кого не получала своего бытия, а имела бы его от себя самой. Без призиания ее существования все явления мира, наполняющие его существа и предметы, держались бы ни на чем, были бы беспричинны. Такою первою причиною, обуславливающею все существующе и имеющее существовать, может быть только Бог — Существо всемирное, имеющее независимое от мира бытие.

Св. Писание о самобытности Божией говорит соврешенно определенно. «Аз есмь Сый», — так Сам Бог определяет Свое бытие как бытие самобытное. Как бы пояснением этих слов Ветхого Завета в Новом Завете служат слова: «Аз есмь Алфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый, и Иже бе, и грядый Вседержитель» (Ап. 1.8). Особенно же сильно и ясно мысль о самобытности Божией высказывается в словах Спасителя: «Якоже бо Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе» (Ин. 5, 26). Как такое (т. е. самобытное) Существо — Бог изображается в Св. Писании дающим всем «живот и дыхание и вся» Деян (17, 25).

2) Неизменяемость. Неизменяемость в Боге есть такое свойство, по которому Он всегда пребывает постоянным в Своих силах, совершенствах и определениях. Это свойство нераздельно соединено в Боге с Его самобытностью, т. е. независимостью ни от каких других причин. В Боге поэтому немыслимы никакие случайные видоизменения в бытии, какие происходят в существах и предметах и условных.

Так и изображает Бога Откровение. Он Сам говорит о Себе «Аз Господь Бог ваш, и не изменягося» (Мал. 3, 6). Пo ап. Иакову «У Негоже (Отца светов) несть пременение или преложения стень (Иак. 1, 17). Эта мысль ясно выражается Псалмопевцем и Моисеем: «В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же Тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют» (Пс. 101, 26-28) . Божие бытие есть жизнь. Внутренняя неизменность Бога сохраняется потому, что все разнообразные внешние действия Божии не случайны, ничем посторонним не вызваны и всегда Им предвидены.

Св. Иоанн Дамаскин сущность бытия Божия выражает так: «Бог Отец, рождая из Собственной Сущности одинаковое с Собою по естеству, рождает внутри Своей Сущности, а не вне, рождает собою и вечно, нескончаемо и непрестанно, так что Сын всегда был и остается с Отцом и в Отце. Поэтому неизменяемость Божия николько не нарушается. Подобное рассуждение приложимо и по отношению к исхождению Святаго Духа. В Существе самобытном и вечном это рождение и изведение являются самобытными и вечными, а потому никак не могут отражаться на свойстве неизменяемости.

Рекомендуемые материалы

Учение о неизменяемости Божией изъясняет воплощение Бога Слова в Лице Иисуса Христа. Учение древних отцов о двух естествах Иисусе Христе при единстве Ипостаси разъясняет, что Божество в Иисусе Христе приняло в Свою Ипостась человечество,но не смешалось с ним в одно естество; поэтому Божество в Иисусе Христе осталось неизменным.

С неизменяемостью Божией связано творение мира. И отцами Церкви давался такой ответ: творение мира и мысль о мире существовали в уме Бога от вечности и притом мысль о мире, имеющем быть созданным во времени. «Разумна (ведомы) от века суть Богови вся дела Его» (Деян. 15, 18). Творение мира, следовательно, осуществление вечной и неизменной мысли Божией. С другой стороны творение мира не может отразиться на свойстве неизменяемости Существа Божия и потому, что оно (творение) есть внешний процесс Его деятельности. Бог не из Своего Собственного ства произвел мир, а создал его через внешнее творческое действие Своей воли, которое не могло произвести никакой перемены в Его Существе.

Промышление Божие о мире совершается по предопределению Божию. Бог от вечности предвидел весь ход мировых событий и от вечности предопределил все Свое промыслительное воздействие мировой порядок. Никаких непредвиденных обстоятельств, вынуждающих то или иное Божественное воздействие, в жизни нет. Божественная десница неизменяема, всегда та же и также могущественна.

3) Вечность. Так как Бог в Своем Существе неизменяем, то поэтому самому Он не зависит от времени; время, будучи формой только изменчивого бытия, в отношении к Богу не имеет того значения, какое имеет для нас. Таково именно и есть бытие неизменяемого Существа Божия. Оно всецело и всегда одинаково, в каждое предположенное мгновение оно есть то же, всегда равное Себе Самому, а потому для Бога нет ни начала, ни конца, ни прошедшего, ни будущего.

Вечность Божию и отцы Церкви научали понимать не как сумму каких-то промежутков времени, а как одно постоянно и неизменно пребывающее настоящее. Св. Григорий Богослов говорит: «Бог всегда был, есть и будет, или, лучше сказать, всегда есть, ибо слова: был и будет - означают деления нашего времени н свойственны естеству преходящему, а «Сый» пребывает всегда».

И  Св. Писание ставит вечность во внутренней зависимости от неизменяемости Божией. Псалмопевец, обращаясь к Богу, говорит: «В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руки Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся як риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты ж Тойжде еси, - и к этому он добавляет, - и лета Твоя не оскудеют» (Пс. 101,26-28).  Здесь ясная мысль о том, что лета Гослодни потому именно и не оскудевают, что Господь всегда пребывает Тем же, или неизменным, тогда как, наоборот, небо и земля, создание рук Его, изменчивы, преходящи, временны, имеют свой конец.

4 Базовая система ввода- вывода - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.

Такой именно смысл имеют выражения о Боге от Лица Самого Бога: «Аз Бог первый, и в грядущая Аз есмь» (Ис. 41, 4), «Аз есп первый и Аз есмь в век» (Ис. Х18, 12). «Аз есмь Алфа и Омега, начаток н конец,.. Аз есмь первый и последний» (Ап. 1, 8, 17)  Эту же мысль о вечности Божией выражают обращенные к Богу слова Псалмопевца: «Прежде даже горам не быти и создатись земли и вселенней и от века и до века Ты еси» (Пс. 89,-3). Как возвышен Бог над известными у нас мерами времени, Писание показывает в наглядной форме, говоря: «Тысяща лет пред очими Твоима, Господи, яко день вчерашннй» (Пс. 89, 5); или: «Еди день пред Господем яко тысяща лет, а тысяща лет яко день един» (2 Петр. 3, 8). Эту же мысль выражает Писание, когда Бога называет Царем веков (1 Тим. 1, 17), т. е. таким Существом, Которое господствует над временами и управляет ими, Само, конечно не подчиняясь им, а стоя выше их.

4) Неизмеримость и вездеприсутствие. Будучи независим условий времени, Бог вместе с этим независим и от условий пространства, потому что пространство составляет только другую форму конечного и изменчивого бытия. Подобно тому, как время не есть что-либо существующее независимо от вещей, а есть самые вещи с их преемственною изменчивостью, так и пространство есть что-либо существующее независимо от вещей, а есть эти самые вещи или предметы, только рассматриваемые не со сторон их продолжительности по бытию, а - протяжимости. Время определяет, что в них (предметах) бывает прежде и после, что составляет в них начало, средину и конец, а пространство показывает, что бывает вне или подле их и что составляет в них длину, ширину, высоту или глубину. Где же причина большей или меньшей протяженности вещей, образующей собою пространство? Она, эта причина - там же, где и причина их последовательной изменчивости, образующей собою время, а именно она находится в недостатке в них самобытности и во внутренней зависимости по бытию от внешних, ограничивающих и совне, условий.

Понятно отсюда, как нужно мыслить Бога по отношению к пространству. Как Существо самобытное и независимое ни в чем и ни от чего стороннего или внешнего, Он не может быть ничем ограничен, ни в чем не может быть заключен. Он - Существо, стоящее вне и выше всякой пространственности и измерения, Он - Существо необъятное, неограниченное и неизмеримое. Рассматриваемый же в отношении к миру, Он есть Существо вездесущее,т.е. Он пребывает везде, всегда и всецело. В мире как физическом, так нравственном, нет ни одного места, ни одного существа, всех существах нет никакого состояния или действия сил, где бы Бог не присутствовал.

Откровение ясно говорит о неизмеримости и вездеприсутствии Божием. В Ветхом Завете Сам Бог говорит о Себе: «Еда небои землю не Аз наполняю?» (Иер. 23, 24). «Небо престол Мой, земля же подножие ногу Моею: кий дом созиждете Ми, и кое покоища Моего?» (Ис. 66, 1). Давид исповедует вездесущее Божие, говоря: «Камо пойду от Духа Твоего, и от Лица Твоего камо бежу; Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад,тамо еси: Аще возму крыле мои рано, и вселюся в последних моря: И тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя» (Пс. 138, 7-10).

В Новом Завете мысль о вездеприсутетвии Божием предполается учением Спасителя, что поклонение Богу духом и истиною не может быть привязано к какому-нибудь определенному месту  и должно совершаться повсюду (Ин. 4.21-23). Апостол учит, что Бог недалеко от каждого из нас, «о Нем бо живём и движемся есмы» (Деян. 17, 28) и что Он «над всеми и чрез всех и во всех нас (Еф. 4, 6).

«Что Бог везде присутствует, - говорит свт. Иоанн Златоуст, -мы знаем, но каким образом - этого не разумеем». Потому что нам известно только присутствие чувственное и не дано разуметь свойства Существа духовного. Наш Катихизис учит: «Бог везде, но на небесах есть особенное присутствие Его, в вечной славе являемое блаженным духам, храмах есть особенное присутствие Его благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими, и являемое иногда в особенных знамениях» (1 чл.) . В души верующих Он снисходит и вселяется Своею Благодатию - чрез слово евагельское и таинства.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее