Популярные услуги

Главная » Лекции » Психология » Лекции по Психодиагностике » Методики психодиагностики способностей

Методики психодиагностики способностей

2021-03-09СтудИзба

Тема 7. Методики психодиагностики способностей

ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

           Серия методик по диагностике способностей личности:

1. Методика исследования интересов школьников  (анкета интересов)

2. Методика исследования детской креативности

3. Методика исследования структуры сигнальных систем

           Алгоритм изучения каждой методики. Общая характеристика методики. Основной принцип данной методики. Назначение методики. Факторы методики: их общая характеристика и анализ. Универсальность основных факторов и анализ их параллелей в других диагностических инструментариях.

Рекомендуемые материалы

           Процедура диагностики. Условия тестирования. Организационные детали проведения методики. Принципы трактовки результатов методики. Результаты тестирования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

           7.1. Методика исследования интересов («Карта интересов»)

          

           Методика используется в целях профориентации и при приёме на работу. Может применяться для обследования, как подростков, так и взрослых. Хорошие результаты получаются при использовании данной методики в целях профориентации лиц, меняющих профессию. Время обследования испытуемого не ограничено, но следует предупреждать о необходимости работать в течение 40 – 50 минут.

           Испытуемым зачитывается инструкция о том, что надо ответить на вопросы анкеты о том, что им нравится / нравится или не нравится.

           Обработка результатов сводится к подсчёту в каждом столбце бланка для ответов количества знаков «+» или «−», а далее из первой суммы вычитается вторая. Таким образом, получается 24 цифры со знаками «+» или «−», которые соответствуют 24 видам деятельности. Выбираются 2 – 3 вида деятельности, которые набрали более количество знаков «+».

           Возможен упрощённый вариант методики, где испытуемые ставят только знак «+», а виды деятельности, которые не нравятся, пропускают, оставляя пустую клетку в бланке для ответов. В этом случае подсчитывается только количество знаков «+» по столбцам.

           Рекомендуется применять методику для испытуемых в возрасте до 35 лет. Возможно применять опросник, как индивидуально, так и в группе. Достоверные результаты получаются и в том случае, когда экспериментатор зачитывает вопросы группе испытуемых, хотя в этом случае искусственно ограничивается время.

           7.2. Методика исследования детской креативности

          

           Креативность определяется как черта личности испытуемого,  его способность к творчеству как к процессу, в результате которого он создаёт что-либо, не существовавшее прежде, оригинальное.

           Методика предназначена для детей 7 – 9 лет. Она состоит из 8 субтестов: «Использование предметов», «Заключение», «Выражение», «Словесная ассоциация», «Составление изображения», «Эскизы», «Спрятанная форма», «Задачи со спичками».

           Испытуемым зачитывается инструкция. Даётся контрольное время для выполнения субтеста. Оцениваются задания по показателям: беглость мысли; гибкость мысли; оригинальность мысли.

Показатели творческого воображения: беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени; гибкость мысли – способность быстро, без внутренних усилий переключаться с одной мысли на другую и видеть, что информация, полученная в одном контексте, пригодна для использования в другом, т.е. это оптимальное развитие навыка к переносу, транспозиции; оригинальность – способ генерации идей, отличающихся от общепринятых, оригинальность проявляется в парадоксальных решениях, обнаружении в проблеме отношений, а также в потребности находить для выражения полученных результатов неординарную форму. Грановская Р.М. и Березная И.Я. выделяют еще два показателя творческого воображения: любознательность – сохраняющаяся у взрослого человека детская способность удивляться, поддерживающаяся чувствительность к новым проблемам; мужество – способность принимать решения в ситуации неопределенности, способность не испугаться собственных выводов и довести их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.

           Обработка результатов. Дети, получившие высокие результаты креативности, должны и в дальнейшем быть объектом пристального внимания психолога и педагогов. По отношению к ним необходима как внутренняя, так и внешняя дифференциация обучения. Зная их возможности, педагоги и родители смогут предлагать им индивидуальные творческие задания, задания повышенной трудности, дозировать учебную нагрузку так, чтобы сохранить и развить у этих детей положительную мотивацию учения.

           7.3. Методика исследования структуры сигнальных систем

          

           Методика используется для выявления индивидуальных особенностей функционирования сигнальных систем, как ребёнка, так и взрослого. К первой сигнальной системе относятся образы и «образные языки»: язык музыки, живописи, танца, жеста и т.д. Ко второй сигнальной системе – «речевые языки»: слово, фраза.

           Испытуемому предлагается отвечать «да» или «нет» на вопросы теста.

           Обработка результатов. Необходимо подсчитать количество плюсов. В результате получатся следующие группы результатов: «метафоризация», «образность представлений», «символизация», «вербализация», «абстрагирование», «рефлексивность», «ручные навыки».

           Перечень вопросов

1. Чтобы понять что-либо, ты часто обращаешься к представлениям?

2. У тебя есть тяга к рисованию?

3. Понятен ли тебе язык знаков, формул, графиков?

4. Доставляет ли тебе удовольствие пересказывать увиденное друзьям?

5. Стараешься ли ты скорее обобщить имеющуюся информацию, уйти от конкретики к обобщённым, абстрактным формам?

6. Много ли времени занимает у тебя обычно переосмысливание того, что ты видел, слышал?

7. Проще ли тебе понять что-либо, потрогав предмет, повертев его в руках, собрав или разобрав его?

8. Стараешься ли ты обогатить свою речь метафорическими выражениями?

9. Являются ли рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство твоими любимыми занятиями?

10. При объяснении чего-либо ты часто прибегаешь к языку знаков, символов, чертежей?

11. Ты обладаешь литературными способностями?

12. Нравится ли тебе абстрактная живопись?

13. Ты легко находишь смысл в абстрактных изображениях?

14. Удавалось ли тебе своими руками собрать или отремонтировать какое-нибудь техническое устройство?

15. Ты согласен, что речь без эпитетов, метафор, образных выражений суха и неинтересна?

16. Читая книгу. Ты живо представляешь себе происходящее, как будто ты являешься непосредственным участником событий?

17. У тебя хорошая память на знаки, символы, цифры?

18. Тебя считают хорошим рассказчиком?

19. Ты легко составляешь для себя какую-нибудь абракадабру, чтобы заменить большое словесное выражение?

20. Ты ловишь себя на мысли, что каждый символ, знак в художественном произведении несёт в себе большой смысл?

21. Тебя часто тянет к рукоделию, ручной работе, поделкам?

22. Радует ли тебя удачно употреблённая метафора, иносказание или притча в речи говорящего?

23. Ты стремишься собрать у себя коллекцию репродукций живописи, книги по искусству?

24. Ты свободно владеешь языком знаков, формул?

25. Ты пишешь стихи?

26. Твои знакомые говорят тебе, что ты слишком часто прибегаешь к абстрациям?

27. Случается, что ты смотришь один и тот же фильм несколько раз, переосмысливая его по-новому?

28. Называют ли тебя «мастер – золотые руки»?

29. Ты любишь поэзию за оригинальность высказываний, интересные ассоциации?

30. Язык наглядных образов тебе более понятен, чем язык знаков и формл?

31. Ты стараешься использовать при письме аббревиатуры, сокращения слов до начальных букв?

32. Нравится ли тебе выступать перед аудиторией?

33. Твоя деятельность связана со знаковыми системами, машинными языками и т.д?

34. Ложась спать, ты часто перебираешь в памяти прошедший день, стремясь привести в порядок впечатления?

35. Работа с техникой доставляет тебе удовольствие?

36. Ты стараешься чаще обращаться к художественным произведениям в поисках нужных тебе образов, метафор, метких выражений. Забавных высказываний?

37. Ты обладаешь богатым воображением, яркой и буйной фантазией?

38. Тебе легко даются языки программирования на ЭВМ?

39. Ты владеешь иностранными языками?

40. Тебя иногда подмывает ввернуть в разговоре фрвзу позаковыристей и понепонятней?

41. Ты стремишься тщательно обдумывать свои поступки, рассчитывая свои шаги заранее?

42. Обладаешь ли ты способностью к техническому  изобретательству?

43. Нравится ли тебе придумывать образные метафоры?

44. Часто ли можно застать тебя за рисованием?

45. Чтобы упростить объяснение, ты часто используешь графики, формулы?

46. Много ли времени ты уделяешь стихосложению?

47. Для запоминания чего-либо ты часто используешь абстрактные знаки, изображения, понятные только тебе?

48. Твои друзья и знакомые считают тебя глубокомысленным человеком?

49. Много ли тебе приходится заниматься ручной работой, требующей терпения и аккуратности?

50. Ты хорошо владеешь языком метафор, оригинальных образов?

51. Часто ли тебе снятся яркие, интересные сны, полные захватывающих событий?

52. Тебе не составляет труда придумать свою систему знаков. Хотя бы для собственного употребления?

53. Доставляет ли тебе удовольствие рассказывать о чём-либо так, что слова льются из твоих уст?

54. Часто ли ты мспользуешь в речи абстрактные понятия?

55. Удаётся ли тебе найти в тех или иных событиях свой, весьма неординарный смысл?

56. Легче ли тебе делать что-либо руками, чем решать теоретические задачи?

           Обработка результатов

           Подсчитайте количество плюсов

1. Сумма «плюсов» (ответов «да» на вопросы: 1, 8, 15, 22, 29, 36, 43, 50) – «меафоризация» − способность замечать метафоры в речи, стихах, художественных произведениях, использование метафор в речи, умение самому придумать метафорические выражения – признак творческой одарённости. Максимальная выраженность – 8 баллов, низкие значения 2-3 балла.

2. Сумма «плюсов» (ответов «да» на вопросы: 2, 9, 16, 23, 30, 37, 44, 51) – «образность представлений» − способность к яркому образномупредставлению, фантазии, образному мышлению, стремление выразить эти образы в рисунках, художественные способности.

3. Сумма «плюсов» (ответов «да» на вопросы: 3, 10, 17, 24, 31, 38, 45, 52) – «символизация» −  способность к обозначению тех или иных явлений знаками, оперирование формулами, графиками, языковые способности.

4. Сумма «плюсов» (ответов «да» на вопросы: 4, 11, 18, 25, 32, 39, 46, 53) – «вербализация» −  лёгкость речи, способность рассказчика, умение без напряжения передавать словами сведения о тех или иных событиях.

5. Сумма «плюсов» (ответов «да» на вопросы: 5, 12, 19, 26, 33, 40, 47, 54) – «абстрагирование» −  способность успешно обобщать конкретное, выходить в область абстракции, умение опираться на абстрактные слова, образы в процессе мышления.

6. Сумма «плюсов» (ответов «да» на вопросы: 6, 13, 20, 27, 34, 41, 48, 55) – «рефлексивность» − способность долго удерживать одну и ту же информацию в памяти, каждый раз переосмысливая её по-новому, высокая степень рефлексии, тщательного продумывания своих действий.

7. Сумма «плюсов» (ответов «да» на вопросы: 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56) – «ручные навыки» − способность мастерить, ремонтировать, осуществлять тонкие ручные манипуляции с предметами, технические навыки.

Метафора, 1. Вид тропа – скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому (напр. чаша бытия), а также вообще образное сравнение в разных видах искусств (спец.). 2. В лингвистике: переносное употребление слова, образование такого значения (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. С. 353).

Образ, 1. В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. 2. Вид, облик.3. Живое, наглядное представление о ком-нибудь, чём-нибудь. 4. В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления.. 5. В художественном произведении: тип, характер. 6. Порядок, направление чего-нибудь, способ (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. С. 435).

Образ – форма отражения объекта, явления в сознании, субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, строящаяся в соответствии с пространственно-временными и причинно-следственными закономерностями и зависящая от системы значений, которыми оперирует субъект. На чувственной ступени познания основой возникновения образа являются ощущение, восприятие, представление; на уровне логического мышления – понятие, суждение, умозаключение. Возникающий в сознании образ зависит от всех психических явлений – воли, эмоций, установок, мотивов и т.д. (Н.И. Конюхов. С. 88).

Представления – психический познавательный процесс воссоздания образов предметов, событий на основе припоминания или же продуктивного воображения (Н.И. Конюхов. С. 105).

Символ (греч. – знак, опознавательная примета) – образ, взятый в аспекте своей знаковости и что он есть знак, наделённый всей            органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа.

Предметный образ и глубинный смысл выступают в структуре символа как два полюса, немыслимые один без другого, но и разведённые между собой и порождающие символ. Смысловая структура символа многослойна и рассчитана на активную работу воспринимающего (Филос. энцикл. словарь).

           Вербальный (от лат. verbalisсловесный, устный) – (в психологии) – термин для обозначения информации, выраженной знаковой, а именно словесной, языковой системой (в отличие от невербальной информации, например, образной) (Н.И. Конюхов. С. 15).     

           Абстракция, 1. Мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения существенных признаков. 2. Отвлечённое понятие, теоретическое обобщение опыта (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. С. 15 – 16).

Рефлексия (от позднелат. «обращение назад») – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека (Филос. энцикл. словарь).

С психологических позиций рефлексия – внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действия и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Вопросы: «для чего? что? как» Рефлексия направлена на осмысление своих собственных действия, их целей, содержания, результата, причин и следствий (М.Т. Громкова).

Литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази. Ч. 1-2. М.: Педагогика, 1982.

2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / Андрей Владимирович Брушлинский. − М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 392 с. 

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. − СПб.: Питер Ком., 1999. 528 с.

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / Владимир Николаевич Дружинин. − СПб.: Питер, 2000. 368 с.

Люди также интересуются этой лекцией: Использование текстового редактора MS Word при разработке рекламной продукции.

5. Забродин Ю.М. Психодиагностика / Забродин Ю.М., Пахальян В.Э.; под общ. ред. Ю.М. Забродина. – М.: Эксмо, 2010. – 448 с. – (Новейший справочник психолога).

6. Общая психодиагностика // Под ред. А.А. Бодалёва и В.В. Столина. − СПб.: Речь, 2003. 440 с.

7. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. − М.: Просвещение,1990. 142 с.

8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Даниил Яковлевич Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 640 с.

9. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров / Даниил Яковлевич Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.

10. Трофимова Н.М., Поленякина Е.В., Трофимова Н.Б. Общая психология: Практикум. – СПб.: Питер, 2005. – 320 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5160
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее