Популярные услуги

Главная » Лекции » Психология » История психологии » Психологические воззрения в первобытном обществе

Психологические воззрения в первобытном обществе

2021-03-09СтудИзба

Лекция 2 (13.09.10)

Психологические воззрения в первобытном обществе

Первобытное общество – начальная эпоха в истории человечества. Это время, когда люди жили общинами, совместно трудились и распределяли то, что производилось. Находились в непосредственной зависимости друг от друга. Община несла символическую материнскую нагрузку (матриархат). Потом стал появляться патриархат (появились лидеры). Мужские и женские роли. Материнское начало – стабилизирующее, дающее поддержку, а мужское – видоизменяющее.

Психологические идеи. Первобытный человек себя поначалу не выделял из той среды, в которой жил. Он как бы находился в особом симбиозе со средой, был частью природы. Но в процессе развития первобытного общества возникли первые представители общины, которые пытались выйти за пределы коллективного общинного сознания. Как правило, такие люди изгонялись сразу же. Поскольку они не возвращались, складывалось впечатление, что они погибали. Но они выживали. Это привело к тому, что сознание первобытного человека стало  развиваться. Раньше было только «мы» (аналогия с новорожденным ребенком). Массовое сознание начинает дифференцироваться: «мы» и «не мы», «чужие» (те, кого мы изгнали). Появились полярности, амбивалентность. На этом этапе стали появляться первые представления о сотворении мира.

Третий этап, когда стала очеловечиваться среда «не мы». Появились взаимодействия между общинами. Началось развитие «я». Появились стабильные имена (раньше были подобия прозвищ). На этом же этапе стал развиваться патриархат. Появились фигуры и иерархия, отцы родов.

В первобытном обществе психологические воззрения, попытки понять, что такое мир, возникали в период патриархата, когда возник интерес в личности. С разделением труда появились касты, например, жрецы, а также люди, занимающиеся лечением. Это идеальное время с позиции психосоматики. Лечили все через измененное состояние сознания. У них оно все время было измененным, другого они не знали.

В чем заключалась «примитивная ментальность»? В нашей системе, близкой к европейской, до середины 20 в. принято было называть первобытные народы примитивными либо отсталыми. Но это неправильно. Благодаря исследованиям французской социологической школы, открыли, что мышление присутствует, но находится в другой логике. Паралогическое мышление. Это логика конкретная и описательная. Это сознание интуитивное и эмоционально насыщенное. Исследования начала 20 века: первобытные общества решали задачи на мышление, но справлялись другими способами. Больше опора на интуицию. То есть первобытные народы не примитивные.

Эпоха Возрождения много дала для психологии. Они вспомнили и первобытный этап в том числе. Он нам очень важен. Активно велась работа помощи, которую мы сейчас называем психологической.

Особенности паралогического мышления.

Рекомендуемые материалы

Основная черта – антропоморфизм. Человек целиком проецировал себя окружающий мир, воспринимал мир через себя. Доброе утро, хмурый день. Миру придавались человеческие черты.

Гилолзоизм – от греч. слов «материя» и «жизнь». Весь мир наделялся живым. Считался живым. Мир живой, и дышит. Камень, дерево, овраг… Все живые. С ними можно взаимодействовать.

Анимизм – связан с гилозоизмом. Одушевление, одухотворение природы и мира. Все имеет душу. Весь мир, в котором жил первобытный человек, был собеседником человека, он мог договариваться с природой, с животным и растительным миром.

Особенности философского рационального мировоззрения и причины возникновения научных идей о психике

1. Общественные предпосылки: разделение труда, начало рабовладения и т. д. С изменением общественного строя начинает меняться авторитет традиций. Они отходят на второй план, на первый план выходит разум.

2. Человек ищет основу мира, пытается найти эту субстанцию. Что лежит в основе мира, из чего мир создан и на что он дифференцируется?

3. Демифологизация и деантропроморфизация окружающего мира. С природы снимается душа и живое начало. Оно как бы уходит на второй план.

4. Возникает задача не только описать, но и объяснить те явления, которые возникают в жизни человека.

5. На смену вере и образно-ассоциативным процессам как главным инструментам мифологического познания приходит стремление дать логическое обоснование и доказательство выдвигаемых положений.

По мнению Ясперса, попытки теоретически обосновать жизнь души начался в 8 веке до н. э. Человек встал на путь развития, который Ясперс назвал «осевым временем». Человек стал ориентироваться в пространстве, выделять себя во времени (прошлое, настоящее, будущее), осевые границы. Человек стал структурировать свое поведение, рефлексировать, ставить цели. Пытался и описать, и объяснить, что такое время, пространство, причина и т. д. Стал пытаться осознавать свою жизнь и жизнь окружающих людей.

Психологические воззрения на Древнем Востоке

Восточная система общества, как укореняющая и стабилизирующая. Две культуры: Древний Китай и Древняя Индия.

Мы ближе к Европе, но и с Азией тоже сильно связаны.

Китай

Страна древняя, развивалась своим уникальным путем. Во 2 тысячелетии до н. э. возникает рабовладельческий уклад хозяйства. В Китае присутствовали различные правящие династии. В основном мировоззрение можно было назвать религиозно-мифологическим. В эпоху Шан-Инь – зооморфность богов и духов. Многие из божеств имели сходство с животными и птицами. Основателем жизни был герой Шан-ди. Он был предком племени Инь.

Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков. Влияние умерших на жизнь живых имело большое значение. Самые древние способы описания мира можно свести к следующим идеям: вселенная представляла собой хаос, и в нем родилось два духа – Инь (влажное, женское) и Янь (твердое, мужское). Это две полярности. Эти духи занялись упорядочиванием мира. Все психологические и философские идеи «прыгают» вокруг этих двух энергий.

Мифологическая форма мышления существовала долго. Даже появление новой политической системы и развитие производства не привело к исчезновению мифов. Философы обращались к мифам, чтобы описать поведение людей. Миф является частью китайской истории.

Расцвет китайской философии – 6-3 век до н. э. Золотой век китайской философии. Конфуций, Лао-дзы и Мо-дзы. Китайская культура была долго закрыта от европейцев.

Китайский язык во многом определяет мировоззрение и отношение к жизни и явлениям. В китайском языке нет понятия «личность». Есть понятие «Ло» – «Я» или «хозяин». Китайское мировоззрение таково, что внешне сознание человека направлено во вне (общинный стиль), китайцы многое делают сообща. Но свой внутренний мир оберегается и охраняется. С позиций нейропсихологии китайский язык – язык правополушарный, образный, эмоциональный. Называются не только отдельные предметы образно, но и восприятие мира не последовательно-логическое, а гештальтоподобное, образное.

Например, иероглиф «мама» состоит из двух иероглифов: женщина и лошадь. Приветствие «нихао» (хорошо) состоит из двух иероглифов: женщина и ребенок. Два иероглифа: «рождаться» и «дерево» похожи между собой. Через язык мы можем увидеть, что значения и смыслы во многом не похожи на наши представления о значениях и смыслах. В китайском языке есть четыре тона, дающие разные значения.

В современном Китае в культуре идеи фэн-шуй и нумерологии. Они связаны друг с другом. Фэн-шуй – это образ жизни, там идет жесткая работа с цифрами. В основе представлений о жизни лежит представление о пяти стихиях: почвы, огня, воды, дерева и металла (воздух расщепляется на дерево и металл). Это древние идеи, но в культуре присутствуют до сих пор. Они работают. Если мы говорим о менталитете современного китайца, он вряд ли будет «выворачивать душу» перед Вами, скорее он уйдет во внутренний мир, при этом вести себя будет конформистски, подчиняясь требованиям.

Две системы поиска смысла. Европейская – внешнее преодоление, и смысл придет. Восточная культура помогает понять и принять смыл, погружаясь в свой внутренний мир. Китайцы живут в двух мирах – внутреннем и внешнем (жестко структурированном). Поэтому иногда кажется, что китайцы как роботы, но это не так.

Представление о базовых стихиях, Инь и Янь доминирует в Китае. Поэтому понятия «жизнь» – «смерть» не являются травматичными. Китайцы спокойно идут на смерть. Жизнь и смерть они понимают как некоторую задачу, в отличие от нас, которые часто чем-то недовольны, что-то стремятся преодолеть и побороть.

Китайцы жили по законам нумерологии. Мужское число – 8, а женское – 7. Например, в 8 месяцев появляются у мальчика зубы, в 8 лет зубы у мальчика меняются. В 16 лет (8х2) мальчик может начинать семейную жизнь. А в 64 г. (8х8) мужчина уже не должен зачинать детей и стремиться к сексуальным желаниям. У него период мудрости. В 7 месяцев у девочки – зубы, в 7 лет меняются, в 14 лет можно выходить замуж, до 49 лет можно рожать.

Школы. Конфуций (551-479 гг. до н. э.).

Конфуций – его отец был обедневшим аристократом. Отец Конфуция долго и счастливо жил со своей женой, но детей у них не было. В Китае допускалась вторая жена в таком случае. Но отец Конфуция не был к этому готов.

Итак, отец Конфуция женится на молодой женщине, она беременеет, но в процессе беременности заболевает и умирает. Плод погибает тоже. Отец Конфуция воспринимает это как знак, и больше не женится. После смерти любимой жены, после 70 лет, отец Конфуция женится на молодой девушке. Она забеременела, а отец Конфуция умер. Ей было видение, что она должна рожать ребенка одна в пещере. Ребенок родился гидроцефальным (огромная голова с вмятиной). Конфуций отмечался огромным приплюснутым черепом. Родственники мужа не приняли маму и ребенка.

Мать Конфуция была вынуждена находится в услужении, ребенок был предоставлен самому себе. Он играл в основном в игры, имитирующие похороны. В 8 лет его забрал родственник по линии отца и начал учить. Конфуций получил хорошее образование.

Идеология конфуцианства в целом разделяла традиционные представления о небе и небесной судьбе, в частности изложенные в «Ши цзии». Однако в условиях широко распространившихся сомнений о небе в 6 в. до н. э. конфуцианцы и их главный представитель Конфуций, делали упор не на проповедь величия неба, а на страх перед небом, перед его карающей силой и неотвратимостью небесной судьбы.

Конфуций говорил, что «все первоначально предопределено судьбой и тут ничего нельзя ни убавить, ни прибавить». Что «благородный муж должен испытывать страх перед небесной судьбой» и подчеркивал, что «кто не признает судьбы, тот не может считаться благородным мужем».

Почитал небо как грозного, всеединого и сверхъестественного повелителя, обладающего при этом известными антропоморфическими свойствами. Небо Конфуция определяет для каждого человека его место в обществе, награждает, наказывает.

Наряду с доминирующими религиозными взглядом небо у Конфуция уже содержались элементы толкования неба как синонима природы в целом.

Конфуций считал, что чем выше человек по происхождению, тем больше у него обязанностей и он должен заботиться о более низших по происхождению. Если человек бедный, он обязан заботиться о детях и жене, а если он хозяин провинции, должен заботиться обо всех ее жителях.

Мо-цзы

Мо-цзы, живший после Конфукци в 5 в. до н. э. тоже считал важной идею веры в небо, но в отличие от Конфукция, который считал небо грозным, Мо-цзы говорил о том, что небо всех любит. Отношения с небом должны быть взаимовыгодны. Отвергал судьбу, говорил, что небо не имеет права определять все. Отвергая судьбу тем не менее считал, что есть некий общий закон. Маоисты выделили понятие «дао» или «закон».

Большинство представителей китайских школ, говоря о пяти стихиях, первоначалах, делали выводы о динамике мира. Например, дерево порождает огонь, огонь – землю, земля – металл, металл – воду, а вода опять порождает землю. Это взаимопорождение.

Взаимопреодоление – это когда одно сопротивляется другому. Вода преодолевает огонь, огонь – металл, металл – дерево, дерево – землю, земля – воду.

Вместе с этой лекцией читают "Патофизиология системы кровообращения".

Ряд важный материалистических положений в 6-3 в. до н. э.:

  1. Объяснение мира как вечного становления вещей. То есть в мире все становится и изменяется.
  2. Признание движения неотъемлемым свойством объективно существующего мира вещей. То есть мир вещей реален, и движение – его важнейшее свойство.
  3. Нахождение источника движения в пределах самого мира в виде постоянного взаимостолкновения двух противоположных и взаимосвязанных естественных сил.
  4. Объяснение смены многообразных явлений как причинной закономерности, подчиненной вечному движению противоречивых и взаимосвязанных субстанционных сил.

Китай открыли европейцы в Средневековье, но он продолжал быть закрытым. В 20 веке его пытались познать европейцы, но китайский менталитет сильно отличается от европейского. Это еще раз подтверждает, что язык формирует сознание. В Китае есть свои психологи, некоторые учились и у нас. Но им ближе сам образ жизни – психологизированный и мифиологизированный. Им проще жить по фэн-шую. У нас фэн-шуй тоже работает…

Индийская философия

Она представляет собой совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов. Идеи перерождения души.

Самая древняя школа – брахманизм. Брахманы – каста мудрецов и жрецов. Они определяли, что есть заданная судьба, благодаря которой люди живут в определенных жестких правилах. Представление о кастовости. Четыре касты: Первая – брахманы (сердце и голова). Это аристократы, жрецы. Вторая каста – воины, третья – ремесленники, мастера. Четвертая – неприкасаемые, каста людей, обреченных нищенствовать. Таких было большинство. Они не могли даже посмотреть на брахмана.

К четырем кастам относили чаще всего мужчин, женщины жили в той касте, в которой они родились, но к ним чаще относились как к неприкасаемым. Были некие семейные правила. Новорожденную девочку могли уже сосватать, фактически выдать замуж. Девочка воспитывалась в семье до полового созревания. А ее жених, например, умирает. И она официально считается вдовой в 6-8 лет. В лучшем случае она становилась приживалкой у родственников умершего мужа.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5168
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее