Популярные услуги

Богатство и бедность

2021-03-09СтудИзба

Тема 6. Богатство и бедность. Оценка качества жизни

Литература

Хащенко В. А. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ // ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2004, том 25, № 5, с. 32-49.

Часть 1. Социально-психологические аспекты проблемы бедности и богатства

1. Определение понятий «богатство» и «бедность»

1.1. Определение понятий «бедности»

Для того, чтобы лучше  разобраться в социально-психологических аспектах проблемы бедности и богатства, стоит уточнить, что именно мы имеем в виду под этими понятиями.

Бедность – характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ (Социологический энциклопедический словарь, …).

Бедность – неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни (Давыдова Н.М., 2003).

Рекомендуемые материалы

Бедность – это состояние, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения. (Словарь гендерных терминов, …).

Бедность – это когда деньги идут на физиологическое выживание  - еду, лекарства, социальные платежи, когда все, чем человек живет и питается самого низкого качества – только чтобы ноги не протянуть, - таков ответ одного из респондентов, участвовавшего в социологическом исследовании (Тихонова Н.Е., 2003).

Из данных определений можно сделать вывод, что бедность трактуется по-разному:

- как низкий уровень доходов и расходов,

- как отсутствие необходимых ресурсов

- как невозможность поддержания желаемых жизненных стандартов.

Теоретико-методологические подходы к изучению и измерению бедности, а, соответственно, и источники расхождения в оценках ее масштабов, исходят из трех основных концепций:

1.абсолютной, основанной на формальном соответствии доходов уста­новленному минимуму средств существования;

2.субъективной, базирующейся на оценках собственного положения самими людьми;

3.относительной, предполагающей, что при различии стандартов потребления в разных сообществах установление единого минимального "порога бедности" по меньшей мере проблематично и зависит от сред­него уровня жизни конкретной страны (Давыдова Н.М., 2003).

В последнее годы исследователи все чаще рассматривают проблему бедности с позиции относительного подхода, предложенного П. Таунзендом (Давыдова Н.М., 2003) Его смыслу достаточно полно отвечает метод выделения бедных по принципу медианы. В рамках этого метода бедными признаются те, чей доход составляет определенную долю «срединного» дохода в данной стране в данный период времени. При этом черта бедности всегда находится на одном и том же расстоянии от медианы, статистически характеризующей достигнутый в обществе средний жизненный стандарт.

Кроме  того, в последнее время социологи начинают приходить к выводу, что в исследованиях бедности необходим анализ депривации, лишений и ограничений в социальной жизни, которые в действительности испытывает и от которых страдает определенная доля населения (И.М. Давыдова, 2003).

На наш взгляд, наиболее точное и полное определение бедности дает депривационный подход, впервые предложенный П. Таунзендом. Этот подход учитывает не только объективные факторы бедности, но и субъективные.

Причем, стоит отметить, что в понятие «бедность», в этом подходе  включает в себя четыре ступени:

IV степень депривации - ступень нищеты, когда ресурсов не хватает на нормаль­ное питание (в семье недоедают, практически не едят свежее мясо, рыбу), семья эко­номит на предметах гигиены, не обновляет одежду для детей по мере их роста, отка­зывает им в покупке фруктов, соков, не имеет таких предметов длительного пользо­вания, как телевизор и холодильник (все вышеперечисленное связывали с бедностью, но меньшей мере 90% опрошенных, причем с крайней ее степенью - порядка 50%);

III степень депривации - ступень острой нуждаемости (бедности), когда лишения продолжают концентрироваться на качестве питания (ограничения в лакомствах, шо­коладе, конфетах для детей, свежих овощах и фруктах для взрослых), нехватке одеж­ды и обуви (взрослые члены семьи вынуждены отказываться от их обновления): семье трудно поддерживать жилье в порядке, иметь в достаточном количестве простую по­вседневную мебель, организовать в случае необходимости соответствующий ритуаль­ный обряд (похороны, поминки), приобрести жизненно важные лекарства и медицин­ские приборы; ограничиваются возможности приглашения гостей и выхода в гости (все вышеперечисленное связывали с бедностью от 80 до 90% опрошенных, с крайней ее степенью - 30-40%);

II степень депривации - ступень стесненности (малообеспеченности). Когда не хва­тает средств на любимые в семье деликатесы, подарки для близких, газеты, журналы, книги; снижается качество досуга взрослых и детей; семья не может позволить себе приобрести стиральную машину, посетить далеко живущих родственников: отказыва­ется от платных услуг, в первую очередь, необходимых медицинских (все  вышеперечисленное связывали с бедностью от 60 до 80% опрошенных, с крайней ее степенью -20-30%);

I степень депривации - ступень, характеризующая близкие к средним жизненные стандарты и не означающая существенных отклонений от общепринятого» россий­ском сообществе образа жизни. Семьи, благосостояние которых находится на этой ступени, нуждаются в улучшении жилищных условий (не обеспечены социальной нор­мой жилья), экономят на приобретении современных дорогих предметов длительного пользования, платных образовательных, рекреационных услугах, семейном отдыхе и развлечениях (псе вышеперечисленное связывали с бедностью менее 60% опрошен­ных, с крайней ее степенью — 10-20%) (Давыдова Н.М., 2003).

1.2. Определение понятия «богатство»

Богатство – совокупность предметов, служащих для удовлетворения человеческих потребностей и находящихся в обладании лица, группы или народа; в частности, имущество значительное по сравнению с потребностями индивида (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, …).

Богатство –  запасы денег или чистые накопления или запасы реальных или финансовых активов, имеющихся к данному моменту времени. Богатство может быть представлено банковскими счетами, акциями, имуществом, бизнесом и всем тем, что приносит его владельцу доход или может быть продано (Глоссарий.ру: словари по общественным наукам).

Если спросить человека, как он понимает слово «богатство», то выяснится, что для абсолютного большинства значение этого слова совпадет с определением, данным в толковом словаре «Webster»: богатый – человек, в изобилии владеющий материальными благами. (Стэнли, Т. Дж., Данко, У.Д., 2005)

Итак, богатство понимается и как крупные запасы финансовых средств, и как значительное превышение возможностей над потребностями, и как изобилие материальных благ.

Однако, большинство людей, ведущих образ жизни с высоким уровнем потребления, на самом деле почти не владеют большими материальными средствами. Они не имеют отношения к частному бизнесу, нефтяным или газовым концессиям. И наоборот, те, кого мы определяем как состоятельных людей, предпочитают обладать приносящим доход имуществом и ценными бумами, а не демонстрировать шикарный образ жизни и высокий уровень потребления. (Стэнли Т., 2005)

Весьма проблематично определить четкую границу, после которой можно считать человека богатым, так как в определении богатства большую роль играют субъективные представления о богатстве человеком.

Одним из способов, который помогает нам определить, можно ли считать человека богатым, основывается на анализе величины финансового состояния – «не следует судить по одежде, необходимо смотреть вглубь».

В данной работе я использую способ определения богатства как Т. Стэнли и У. Данко, а именно, начиная с состояния в один миллион долларов и выше. Потому что такой капитал можно приобрести самостоятельно, без наследства. Достижение подобной  цели вполне возможно для многих. (Стэнли Т., 2005).

Итак, под бедностью чаще всего понимают низкий уровень доходов и расходов, как отсутствие необходимых ресурсов, как невозможность поддержания желаемых жизненных стандартов. Под богатством же понимают наличие крупных запасов финансовых средств, значительное превышение возможностей над потребностями и изобилие материальных благ.

1.3. Деньги как символ богатства и бедности

Не всегда деньги являлись символом богатства/бедности. Часто богатство символизировалось, к примеру, с властью. Это можно увидеть при рассмотрении истории восточных стран, СССР,  где именно власть является главным символом богатства. Однако, на сегодняшний день именно деньги являются одним из главных символов богатства/бедности. Деньги не мера, не показатель, а именно символ богатства или бедности, потому что нет численных определений богатства или бедности.

Кроме того, деньги обладают и другой символической нагрузкой:  воплощают в себе любовь, безопасность, власть.

Символ - элемент согласованного набора материальных предметов, используемых для представления знаков.)

Символ, греч. 1) у древних греков первоначально под словом С. разумелся всякий вещественный знак, имевший условное тайное значение для определенной группы лиц, например, для поклонников Кибелы, Митры. С. назыв. знаки отличия корпораций государственных, общественных или религиозных. В первые века христианства, в эпоху возникновения многих ересей, тайных религиозных сообществ, С. назыв. знаки, по которым единомышленники узнавали друг друга (знак рыбы у первых христианских общин), а позже краткое изложение основ тайного учения.

2) Вещественный знак, предмет, словесный или пластический образ, заменяющий общее понятие: лев - С. силы, лисица - С. хитрости, роза - С. любви, фиалка - С. невинности, река - С. времени, движения, орел - С. государства, меч - С. военной власти, снег - С. чистоты, белый цвет - С. радости, черный - С. печали, зеленый - С. надежды, голубой - С. любви, красный - С. свободы и пр. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)

Следовательно, деньги как символ богатства/бедности являются предметом символом или образом, заменяющий общее понятие «богатства/бедности».

Следовательно, богатство/бедность продуцируют сильные эмоции, а, с другой стороны, эти понятия имеют яркую эмоциональную окраску и соответствующее эмоционально насыщенное поведение.

Людям, которых тревожит собственное финансовое положение, могут быть знакомы и такие чувства, как страх зависимости или зависть. Психотерапевты (Фенихель, Мэттьюз, Ференци), полагают, что монетарные представления/убеждения и монетарное поведение не являются  обособленными психическими явлениями, а является интегральной характеристикой человека как целого. Следовательно, богатство/бедность и символизирующие их деньги также являются интегральной характеристикой человека, взаимосвязаны с его ценностями, интересами, кругом общения, образом жизни.

2. Восприятие богатства и бедности

2.1. Богатство и бедность в общественном сознании

Чаще всего богатство и бедность воспринимается в общественном сознании как проявление высокой/низкой низкой покупательной способности. В нашем представлении богатый – это человек в дорогом костюме, на очень престижном автомобиле, у которого шикарный дом и так далее.

Роскошная жизнь слишком активно рекламируется в газетах и по телевидению, именно поэтому молодежь часто вырастает в убеждении, что «тот, кто имеет большое состояние, тратит много денег», или «если твоя внешность не кричит о том, что у тебя солидный капитал, значит, его у тебя нет». Однако, большинство из тех, кто самостоятельно смог создать свое богатство, очень много и напряженно работают, они достаточно скупы, и рассказ о них не обещает сенсации. Чаще всего, богатые ведут достаточно скромный образ жизни, они не ездят на дорогих автомобилях, питаются в кафе, а не дорогих ресторанах. Финансовая состоятельность редко бывает следствием выигрыша в лотерее, удачи в спорте, выигрыша в лотерее, но именно подобные невероятные случаи становятся сенсацией. (Стэнли Т.,2005)

Если спросить человека о том, как он представляет себе бедного человека, то он ответит примерно следующее: неопрятный, грязный, с опущенными глазами и так далее. Возможен и другой вариант представления бедного – часто в обществе доминирует негативный стереотип бедного как профессионала, который реально не нуждается в деньгах и тесно связан с криминальной сферой. Так же распространенно мнение, что бедные сами виновным в своем плохом материальном положении. (Дьяконов И.Ю.,2003)

Такое мнение о бедных было так же, как в случае с богатыми, часто связано со средствами массовой информации.

Следовательно, в общественном сознании бытует мнение, что богатство и бедность имеют выраженные внешние признаки (дорогая одежда/старая, неопрятная одежда); богатство связано с удачей (выигрыш в лотерее), а бедность - это результат каких-либо пороков человека.

2.2. Экономическая  идентичность богатых и бедных

Под личностной идентичностью понимают набор индивидуальных характеристик, которые делают человека одновременно подобным самому себе и отличным от других.

Социальная идентичность охватывает ту часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе, а также ценностного и эмоционального значения, придаваемого такому членству. (Хащенко В.А., 2004)

Ведущая роль в процессе формирования экономический идентичности принадлежит факторам материального характера. Очевидно, что материальные блага играют важную роль в повседневной жизни, в способах восприятия и оценки человеком самого себя и других людей. В материальных благах заключены не только их очевидные функциональные или коммерческие назначения, они формируют сложную систему социальных символов, несущих информацию об их владельцах. Например, собственность символизирует не только личностные качества индивида, но и группы, к которой он принадлежит, его общее социально-экономическое положение. Люди не только выражают свои личностные и социальные качества посредством материальных благ, но также делают выводы об идентичности других людей на основе их собственности (Хащенко В.А, 2004).

Экономическая идентичность так же связана с культурными и нравственными традициями. Она основывается на сложившихся в менталитете данного народа представлениях о богатстве и бедности, закрепленных в обыденном сознании, пословицах, поговорках и анекдотах. Эти представления чаще всего нравственно окрашены ("с трудов праведных не построишь палат каменных"). Поэтому экономическая идентичность всегда предполагает и нравственный аспект переживания своей принадлежности группе собственников (необязательно осознаваемый личностью), который тесно связан с проявлениями чувства социальной справедливости. Аффективный компонент экономической идентичности включает переживание своего членства с точки зрения отношения к нему других людей, с позиций нравственных норм и влияет на построение системы социальных отношений с окружающими: я - "бедный", зато честный и поэтому заслуживаю поддержки окружающих, я - "богатый", значит благополучный и должен делится с окружающими. (Хащенко В.А, 2004)

Исследование, проведенное И.Ю Дьяконовым. и М.Л. Бутовской показывает, что по большей мере бедные (особенно люди находящие в состоянии крайней бедноты - нищенства) склонны защищать собственную самооценку путем отказа от идентификации со стигматизированной группой бедных, особенно в начале процесса переживания своего бедного состояния. По мере усугубления своего материального состояния и длительности пребывания в состоянии бедноты, люди, находящиеся на нижней социальной ступени начинают считать себя менее счастливыми, менее удачливыми, менее оптимистичными, более замкнутыми, более одинокими и более грязными (физически), менее тревожными и более плохими людьми. Стоит отметить, что бедные имеют более низкую аутосимпатию. Симпатия человека к Я позволяет ему сохранять высокий уровень самоуважения. По-видимому, у бедных людей, по той или иной причине ослабевает чувство аутосимпатии, в связи с чем актуальная тяжелая ситуация бедных сказывается на ух самоуважении (Дьяконов И.Ю., 2003).

Следовательно, бедные имеют низкий уровень самоуважения, ощущают себя более замкнутыми и одинокими и менее счастливыми.

Чаще всего богатые люди не считают себя таковыми. Об этом говорит  проведенной преддипломное исследование А.В Барановой: подавляющее число довольно обеспеченных людей относит себя к категории людей со средним достатком. Известно, что по мере роста благосостояния человека изменяются субъективные стандарты оценки его имущественного статуса. При этом их рост значительно опережает объективные изменения: чем выше объективное экономическое положение индивида, тем выше стандарт имущественных требований (так называемая "точка отсчета"), на основе которого он оценивает свой экономический статус. (Хащенко В.А, 2004)

Что касается самоощущение богатых, то, если взглянуть на данные таблицы №3 (см. приложение), то можно убедиться в том, что для богатых характерна более высокая самооценка и более полная самореализация.(Тихонова Н.Е., 2003)

Следовательно, довольно часто богатые люди не ощущают себя таковыми, одновременно с этим, богатые имеют более высокую самооценку.

3. Благополучие  богатых и бедных

3.1. Психическое благополучие

Действительно ли обеспеченность приводит к улучшению душевного здоровья, а бедность сводит с ума, и если да, то, как это связано с образом жизни или условиями жизни богатых и бедных людей? Проводившееся в Абердине (США) исследование показало, что 20,5% страдающих психозами пациентов принадлежали к беднейшему классу, хотя в составе всего населения этот класс составлял только 9%. Другой способ исследования этой проблемы состоит в том, чтобы проводить выборочные обследования состояния психического здоровья населения. В своей работе, посвященной исследованию связи здоровья с образом жизни, Блэкстер оценивала душевное здоровье взрослых жителей Великобритании и обнаружила, что оно связано с доходом. Можно заметить, что у более бедных людей состояние душевного здоровья было намного хуже, чем у более богатых, но для категории очень богатых эта закономерность менялась на противоположную, что, по мнению исследователей, было обусловлено чрезмерным потреблением алкоголя представителями этой группы. (Угланова Е.А., 2003).

Эту же гипотезу так же подтверждают проведенные в США исследования, которые показали, что у более бедных состояние психического здоровья хуже. Кесслер повторно проанализировал данные 8 национальных опросов, проводившихся между 1967 и 1976 годами и охвативших в целом 16.000 респондентов, и смог оценить раздельное влияние различных аспектов социального статуса. Он обнаружил, что для многих людей доход, особенно заработанный доход, был самым мощным предиктором хорошего душевного здоровья. (Фернам А., 2005).

Следовательно, состояние психического здоровья бедных хуже, чем у богатых.

Каково возможное объяснение обнаруженных эффектов дохода? Наблюдаемый эффект могут давать несколько процессов:

1. Возможно, происходит нисходящее перемещение людей с психическими нарушениями или имеет место неспособность к восходящему перемещению, и это наиболее важно в случае шизофрении; другими словами, социальный статус и уровень дохода являются последствиями психического нарушения.

2. Представители рабочего класса, то есть более бедные люди, сообщают о большем количестве стрессов, обусловленных безработицей, неприятностями с законом, плохими условиями жизни, нехваткой денег, пьянством мужей или наличием в семье нескольких маленьких детей. Было установлено, что стрессы играют важную роль в депрессии, и в данном случае нехватка денег может частично служить объяснением.

З. Представители низшего социального класса более уязвимы к стрессам, отчасти из-за пассивных и неэффективных стилей совладающего поведения, которые, в свою очередь, обусловлены приобретенным опытом неспособности контролировать события.

4. Более богатые люди могут позволить себе воспользоваться услугами частного психотерапевта.

Как и общее здоровье, душевное здоровье у богатых людей явно лучше, чем у бедных. В большинстве случаев это объясняется обилием сильных стрессов в жизни бедных, в отличие от богатых. (Фернам, А., 2005)

Особо стоит отметить проблему алкоголизма: бедные в меньшей степени опасаются превращения в алкоголика кого-либо из близких. Однако это не значит, что в их семьях алкоголизм был распространен менее широко - просто остальные проблемы их жизни были настолько остры, что перекрывали по значимости даже эту тяжелую проблему, которая для многих стала каждодневной реальностью. Во всяком случае, именно так, по мнению Н.Е. Тихоновой (Тихонова Н.Е.,2003), можно интерпретировать тот факт, что хотя конфликты в своих семьях по причине пьянства и наркомании отметили 14% бедных и 10% высокообеспеченных, но среди причин собственной неустроенности эту позицию выбрали соответственно 5% бедных и 9% богатых, то есть люди из высокообеспеченных семей, где кто-либо злоупотребляет алкоголем, практически стопроцентно включает эту проблему в число основных проблем своей жизни, а из бедных семей делали это примерно в трети случаев. Следовательно, несмотря на то, что с алкоголизмом сталкиваются и богатые, и бедные, для бедных это не является особо острой проблемой, так как в их жизни имеются другие, более сложные проблемы.

3.2. Образование, как фактор  благополучия для богатых/бедных

Среди исследователей широко распространено мнение, что образование является важным фактором счастья для людей с низким уровнем благосостояния. Люди же, имеющие очень высокий доход, как правило, не склонны рассматривать уровень образования как фактор счастья и благополучия. Те, чье материальное положение неблагополучно, полагают, что «хорошее образование и профессиональные возможности выпускников колледжа в какой-то степени освобождает от чисто материальных забот, переносят акцент на ценности, связанные с межличностными отношениями и способствуют личностному развитию» (Аргайл М, 1990)

Однако, интересен тот факт, что представление о бедности и переживания своего опыта пребывания в этом состоянии у людей с хорошим образованием, видимо, в силу того, что раньше эти люди принадлежали к более благополучным слоям общества, ощущалось более болезненно. Несомненно, важную роль для остроты переживания собственной бедности играло у них и более жесткое представление о критериях бедности в связи с более развитой структурой потребностей (посещение театров, желание читать периодическую литературу и т.д.). Среди основных признаков, отличающих бедных от богатых, респонденты, принадлежащие к низкому социальному классу, но имеющие хорошее образование в 5 раз чаще, чем другие бедные респонденты называли невозможность проведения досуга и отпуска, в 6 раз чаще – невозможность для своих детей добиться в жизни того же, что и большинство их сверстников. Так, проведенный в России опрос среди бедных с различным уровнем образования показал, для того, чтобы жить нормально, малоимущим с хорошим образованием надо иметь не менее 2000 рублей среднемесячного душевого дохода. Бедные, с более низким уровнем образования называли меньшую сумму. (Тихонова Н.Е., 2003) Следовательно, хорошее образование расширяет потребностную сферу бедных, и тем самым усугубляет ощущение переживания своей бедности человеком. 

Большинство богатых имеет достаточно хорошее образование. Так, к примеру, в США только один из пяти человек среди представителей высших слоев не окончил колледжа. Многие из богатых имеют ученые степени: 18% - степень магистра, 8% - дипломированного юриста, 6% - степень доктора философии. (Стэнли Т., 2005)

Несмотря на то, что богатые редко указывали на то, что образование является одним из факторов счастья, большинство из них считают, что образование чрезвычайно важно как для них самих, так и для их детей и внуков, поэтому они вкладывают значительные средства в обучение. Именно поэтому богатые наследники обучаются в привилегированных учебных заведениях, где преподают лучшие педагоги. Среди детей богатых людей особой популярностью пользуются профессии, связанные с финансами и правом. Это объясняется тем, что для каждого богатого семейства юрист и финансист является близким доверенным лицом, а кому можно доверять больше, чем своим детям? (Стэнли Т., 2005)

Таким образом, образование является мощным предикатом ощущения счастья как для бедных, так и для богатых. Однако, бедные чаще всего рассматривают образование как средство личностного роста, а богатые как залог хорошего финансового будущего.

4. Модели поведения бедных и богатых

Богатый человек может вести себя подчеркнуто скромно, а иногда подчеркнуто демонстрировать свою принадлежность к экономической элите. В свою очередь бедные могут не показывать своего бедственного положения и, напротив, утрировать свое положение, выставляя его напоказ. (Хащенко В.А, 2004, Тихонова Н.Е., 2003) Причины различия моделей поведения внутри социальных групп вероятнее всего связаны с «причиной» бедности и богатства. 

И все же, несмотря на различия поведения внутри этих социальных групп, можно выделить характерные черты поведения бедных и богатых.

Так, в ходе исследования Т. Стэнли и У. Данко выявили семь общих черт, которыми обладают большинство людей, самостоятельно скопивших значительные состояния:

1. Они живут намного скромнее, чем позволяют средства.

2. Они эффективно распределяют время, энергию и деньги так, чтобы увеличить свое состояние.

3. Финансовая самостоятельность для них важнее, чем демонстрация высокого социального статуса.

4. Родители не оказывали им материальную помощь.

5. Их взрослые дети финансово самостоятельны.

6. Они следят за рыночной конъюнктурой.

7. Они правильно выбрали профессию. (Стэнли Т., 2005)

Для большинства богатых характерна сосредоточенность на проблеме денег. В ответах на вопросы о том, какую роль играют деньги в их жизни, они обычно отвечали: «я твердо уверен, что деньги могут решить все мои проблемы», «все мои мысли  заняты финансовыми вопросами», «сначала деньги, потом удовольствия»  и тому подобное. Для богатых также характерна тенденция рассматривать деньги как инструмент повышения собственного веса в глазах окружающих («Я часто покупаю совсем ненужные мне вещи только потому, что они в настоящий момент являются престижными», «Я иногда проявляю щедрость, чтобы купить дружбу тех людей, кому хочу понравится»).(Аргайл М., 1990) Следовательно, богатые сосредоточенны на деньгах и рассматривают их в качестве инструмента повышения  собственного веса в глазах окружающих.

Большая часть людей, которым удалось стать настоящими миллионерами, верят в себя и собственные силы. Они не тратят время на рассуждения о финансовом положении своих родителей. Они не считают, что богатым нужно родиться. Люди скромного происхождения, которые напротив, полагают, что миллионером может стать только выходец из богатой семьи, обречены остаться малообеспеченными. Для подтверждения данной мысли можно привести примеры из проведенного исследования американских миллионеров:

· Только 19% из них получали средства или хоть сколько-нибудь значительные доходы из семейных сбережений либо по наследству

· Более половины никогда в своей жизни не получили в наследство ни доллара

· Почти в половине случаев родители или другие родственники не помогали покрыть даже расходов на университетское образование. (Стэнли Т., 2005)

Следовательно, богатые уверены в себе и деятельны.

При анкетировании американских миллионеров, проведенном Т. Стэнли (Стэнли Т., 2005), был задан вопрос: «Имеете ли вы четкие цели на сегодняшний день, неделю, месяц, год? Осознаете ли свои жизненные приоритеты в целом?» Большинство миллионеров ответили, что ставят перед собой конкретные цели. На каждые 100 миллионеров, ответивших на этот вопрос отрицательно, приходится 180 человек, чей ответ был положительным. Отрицательный ответ дали многие пожилые и вышедшие на пенсию миллионеры, которые уже достигли своих основных целей. Другой вопрос в данном анкетировании: «Много ли вы времени уделяете планированию своей финансовой деятельности?» Каждые 100 миллионеров ответили на этот вопрос отрицательно, но каждые 192 – положительно. Действительно, среднестатистический миллионер тратит намного больше времени на изучение ситуации на рынке и принятие решений относительно капиталовложений, а так же на управление текущими инвестициями. (Стэнли Т., 2005)

Значит, для богатых характерно наличие целей и четкое планирование своих финансовых действий.

Люди, самостоятельно добившиеся успеха в жизни, начинают свой бизнес и становятся богатыми без финансовой поддержки семьи. В качестве примера можно привести Генри Форда, изобретателей фотоаппарата «Поларойд», Билла Гейтца – все они мультимиллионеры. Одним из факторов их успешности является интеллект, но он действует косвенно, через получение хорошего образования. Следовательно, многие богатые люди получили очень хорошее образование.

Как показывает люнгитюдное исследование Кассиди и Линна, хорошим предиктором социальной мобильности является не только интеллект, но и мотивация, прежде всего мотивация достижения.

Фернам и Роуз (Фернам А., 2005) высказали предположение, что существует мотив делать деньги, который они назвали «этикой богатства». Они сконструировали шкалу, которая, как выяснилось, имеете структуру из трех факторов – финансовой независимости, статуса богатства (унаследованные деньги дают более высокий статус) и удовлетворенности богатством (благодаря возможности избегать проблем или вообще не иметь их). Некоторые из пунктов шкалы касаются потребности делать деньги ради денег; такая потребность может входить в качестве составной части в структуру мотивации очень богатых людей.

Было установлено, что предприниматели, образующие группу богатых людей, добившихся успеха в большинстве случаев собственными силами, обладают высокой мотивацией достижений и разделяют нормы трудовой этики. Кроме того, оказалось, что они обладают определенными личностными особенностями. Как показало изучение индивидуальных случаев, эти люди часто являются нонконформистами, строптивыми, не доверяют авторитету, не желают работать с другими и нередко оказываются выходцами из семей, в которых их недостаточно ценили или из маргинальных групп меньшинств, что может быть источником мощного стремления добиться успеха и сформировать новую идентичность. (Фернам А., 2005) По-видимому, эти люди должны иметь высокие показатели по фактору финансовой независимости шкалы «этики богатства».

Главным мотивом обогащения является желание присоединиться или остаться в высоко престижной группе, но есть люди, которые стремятся к деньгам как к конечной цели. Здесь будет уместен пример о водителе автобуса, умершего в 1972 году, оставив после себя более 62.000 фунтов (что являлось в те времена довольно крупной суммой); он не имел детей, не брал отпуск и покупал все только самое необходимое. (Фернам А., 2005)

Суммируя полученные данные,  можно сказать, что чаще всего богатые имеют перед собой четкие цели, они много и усердно работают и весьма бережливы.

Модель же поведения бедных очень часто зависит от причин  нисходящей  мобильности. Факторный анализ статистических наблюдений, проведенный А.М. Старковым,  позволил выделить 5 глобальных факторов нисходящей социальной мобильности.

Первый из них - фактор политического детерминизма, в соответствии с которым нисходящая мобильность рассматривается как результат политики экономических реформ, как последствие войны и распада ряда государств

Второй фактор — криминальность — объясняет социальную мобильность через связь с криминалитетом, через преступное поведение: воровство, вымогательство, насилие, грабежи.

Третий фактор — личное невезение в жизни — связывает социальное дно с болезнями, инвалидностью, личностными трагедиями.

Четвертый фактор — собственная вина, склонности к порокам, объясняющие нисходящую социальную мобильность через пьянство, наркоманию, токсикоманию, проституцию.

Пятый фактор — социальная изолированность, которая базируется на отказе подчиняться социальным нормам, беспризор­ность, оторванность от общества, потери связей с семьей, близкими. (Старков А.М., 1999)

Наконец, Гольдберг и Льюис пытаются определить, какие психологические факторы часто приводят к серьезным денежным проблемам. Они перечисляют десять таких факторов:

1) ошибка игрока: расчет на большой выигрыш после проигрыша;

2) жадность: союзник манипуляторов и мошенников;

3) страх: мешает разумному риску;

4) зависть: отвлекает внимание, может стать причиной упущенных возможностей и пустой траты психической энергии;

5) гнев: может подрывать деловые отношения и срывать переговоры;

б) я-концепция: убежденность людей в том, что они не способны стать богатыми;

7) довольство: человек довольствуется тем, что ему преподнесла судьба;

8) честность: готовность пожертвовать некоторыми принципами ради выгоды;

9) сострадание: эмоциональная мягкость, отзывчивость и заботливость, которые могут привести к неверным экономическим решениям;

10) сентиментальное отношение: привязанность к имуществу и верность традициям, которые заставляют людей не настолько ценить богатство, чтобы стремиться разбогатеть.(Фернам А.,2005)

Причины нисходящей мобильности имеют двоякий характер:

- внешние (потеря работы, неблагоприятные перемены в жизни, криминальная среда, вынужденное переселение),

- внутренние (людские пороки, неспособность к адаптации в новых условиях жизни, личные качества характера, беспризорное детство, плохая наследственность, недостаток образования, отсутствие родных и близких).

В обществе доминирует снисходительная установка на проблему бедности. Оправданием бедности служит массовое распространенное мнение, что труд не является источником жизненного успеха. (Фернам А.,2005)

Итак,

Понятия богатство и бедность трактуются по - разному: богатство понимается и как крупные запасы финансовых средств, и как значительное превышение возможностей над потребностями, и как изобилие материальных благ, в свою очередь под бедностью понимается и низкий уровень доходов/расходов, и отсутствие необходимых ресурсов, и невозможность поддержания желаемых жизненных стандартов.

На  сегодняшний день деньги являются одним из главных символов богатства/бедности. Самый простой и понятный смысл денег: наличие больших денег – это символ богатства, а отсутствие денег – символ бедности.  Деньги не мера, не показатель, а именно символ богатства или бедности, потому что нет  численных определений богатства или бедности. Кроме того, деньги обладают и другой символической нагрузкой:  воплощают в себе любовь, безопасность, власть.

Проведенные исследования показывают, что психическое состояние богатых намного лучше, чем психическое состояние бедных. Одним из факторов психического благополучия как для богатых, так и для бедных является образование. Однако, бедные чаще всего рассматривают образование как средство личностного роста, а богатые как залог хорошего финансового будущего.

Стоит различать богатство/бедность как некоторое социальное явление и собственно как состояние, самоощущение человека. В  общественном сознании богатство и бедность воспринимается как проявление высокой/низкой покупательной способности. Причем, бедный (в массовом сознании) – это грязный, часто связанный с криминалом человек, а богатый – это человек в дорогом костюме, на очень престижном автомобиле, у которого шикарный дом и так далее. Довольно часто богатые/бедные не ощущают себя таковыми. Но их самоощущение заметно отличаются: бедные ощущают себя более замкнутыми и одинокими и менее счастливыми, обладают более низкой самооценкой, для богатых же характерна более высокая самооценка и более полная самореализация.

Богатые и бедные обладают различными моделями поведения, которые часто зависят от путей, приведших их в эти состояния. Для большинства богатых характерно наличие четких целей, хорошего образования, уверенность в себе, они много и усердно работают и весьма бережливы. Для бедных же характерна модель поведения, которая «привела» их на социальное дно.

Основные опасения, испытываемые бедными женщинами из бедных городских семей (Тихонова Н.Е., 2003)

Бедные

Достаток выше среднего

1. Потеря здоровья

55,9

57,3

2.Отсутствие средств к существованию

49,2

44,2

3. Теракты и войны

30,8

30,6

4. превращение ребенка в наркомана

30

30,3

5. отсутствие перспектив для детей

30,6

28

6.остаться без работы

29,7

25,7

7. невозможность дать детям хорошее образование

32,4

24,9

8.рост жилищно-коммунальных тарифов

34,5

24,5

9.неясность перспектив на будущее

26,1

21,8

10.одиночество

18,6

18,6

11. ожесточенность в отношениях между людьми

15,3

16,1

12. преступность

16,2

15

13.невозможность получить необходимую медицинскую помощь

17,1

13,9

14.измена любимого человека

11,7

13,5

15. алкоголизм

6,3

11,3

16. не суметь создать или сохранить семью

11,1

11,1

17.старость

6

9,2

18. насилие со стороны кого-то из близких

3,6

3,2

19. нет особых опасений

3,3

4,7

БОГАТЫЕ - СОБСТВЕННОЕ Я (Аргайл М.,1990)

ОЧЕНЬ БОГАТЫЕ

КОНТР. ГРУППА

Время пребывания в хор. настроении в %

77

62

Удовлетворенность жизнью

4,77

3,7

Положительное эмоциональное состояние

15,35

13,97

Отрицательное эмоциональное состояние

4,92

7,65

САМООЦЕНКА

0,66

0,46

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

0,71

0,55

 (Адрес в Интернет: http://www.satio.by/publications/psysoc/106_print.html   ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ)

Причины генерирующие бедность различны.

Их можно разбить на несколько групп:

1. Психологические (качества человека, его способности, умения и т. д.)

2. Социальные (положение в обществе, семейное положение)

3. Экономические (политика государства)

4. Ситуационные (успех, неудача)

Психологические теории бедности предоставляют разноречивый материал, однако авторы отдельных публикаций и обзоров выделяют все же некоторые «константы» психологического портрета людей, которые демонстрируют объективную или субъективную переживаемую бедность (человек воспринимает себя как бедного).

Рассмотрим эти устойчивые характеристики бедных:

1. Временная константа: у бедных выражена текущая ориентация и кратковременные виды на будущее, т.е. временная ориентация не представлена как способность личности откладывать удовлетворение своих желаний (отложить текущие менее ценные цели во имя достижения более поздних, но более важных).

2. Пространственная константа: с бедностью чаще сочетается внешний локус контроля, т. е. человек считает, что события его жизни управляются случаем, удачей, более сильными личностями или силами, неподвластными его пониманию, а не обусловлены собственным поведением.

3. Энергетическая константа: слабо выражено стремление к успеху, нет преобладания мотива достижения над мотивом избегания неудач (люди больше боятся поражений, разочарований, чем желают успеха).

4. Информационная константа: обладание наиболее полной информацией в определенной области, в нашем случае информацией в области действительных причин бедности и богатства, повышает уверенность в себе и, соответственно самооценку. Слабая информированность приводит к снижению самооценки (так же к снижению чувства собственного достоинства, уверенности в себе). [Дейнеко О. Экономическая психология. — М., 2002, с.112-113]

Локус контроля и экономические стратегии поведения

Выделяется четыре типа стратегий поведения в зависимости от различного сравнительного уровня развития внешней и внутренней причинности:

· «Рационализм» как примерно равное сочетание интернальных и экстернальных предпочтений в деятельности,

· «Авантюризм» как явное предпочтение интернальных предпочтений с заметной девальвацией субъектом значимости внешних факторов, влияющих на результаты деятельности,

· «Фатализм» как преобладание экстернальных предпочтений в ущерб внутренне причинным установкам и действиям,

· «Инфантилизм» как снижение активности в целом по причине мотивационного вакуума, развивающегося в условиях снижения как внутренней, так и внешней причинности.

Внутренний локус контроля

Так, студенты предвыпускных курсов университета информатики и радиоэлектроники демонстрируют признаки стратегии «фаталиста». Для них характерна ориентация на внешнюю среду как в оценке причин бедности и богатства, так по результатам стандартной методики. Это может быть обусловлено востребованностью приобретаемых ими профессий. Таким образом, студенты предвыпускных курсов университета информатики и радиоэлектроники делают ставку на запросы внешней среды. Их успех или неудача в профессиональном плане могут зависеть от колебаний на рынке труда.

Студентов предвыпускных курсов экономического университета можно охарактеризовать как «рационалистов», т.к. по всем индикаторам они занимают средние позиции.

Примечательно, что это единственная из всех экспериментальных группа, которая получает профессиональное экономическое образование, что делает их своего рода экспертами в вопросах причин бедности и богатства. Можно предположить, что в силу получаемого экономического образования и специфики своей будущей профессиональной деятельности важные события своей жизни они оценивают и как результат воздействия сил извне и как результат собственных усилий. Иными словами, результат рациональной оценки.

Студенты-психологи предвыпускных курсов педагогического университета демонстрируют склонность к «авантюристским» типам поведения, что проявляется в сравнительно более высоких показателях интернальности по методике Роттера, более интернальном восприятии причин бедности и богатства. Они считают, что сами добились всего хорошего, что происходит в их жизни. Студентам-психологам присуща склонность обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Можно предположить, что причиной этому является тот факт, что они более чем остальные испытуемые информированы в области личностных ресурсов. Их отличительная черта — направленность вовнутрь. Можно предположить, что они в будущем будут проявлять склонность переоценивать свой вклад в события, происходящие в их жизни. Возможно, это повлияет на их большую склонность к риску.

Исследование материального благосостояния населения города Новосибирска было проведено Т.Ю.Богомоловой, В.С.Тапилиной и А.Р.Михеевой в январе 1991 г., т. е. фактически на «выходе» страны в рыночную экономику и поэтому может рассматриваться как точка отсчета при анализе дальнейших изменений в этой области.

Одним из направлений этого исследования было исследование восприятия причин богатства респондентами. Респондентам был задан вопрос: Что обеспечивает в анализируемый период наибольшие возможности для достижения благополучия? По мнению респондентов, это, во-первых, высокие заработки, большие доходы (62%); во-вторых, место работ, обеспечивающее возможность приобретения товаров и услуг (46%); в третьих, связи, знакомства с нужными людьми (44%); в-четвертых, высокое служебное положение, большая должность (36%).

1. В распределении ответов респондентов на этот вопрос проявилось и «черная мета» того времени. Ни добросовестный труд на своем рабочем месте (6% ответивших), ни особые заслуги перед обществом, знания, награды (2%), ни высшее образование (0,3%) не считаются и не являются каналами, обеспечивающими наибольшие возможности для достижения материального благосостояния. В качестве одного из магистральных путей к благосостоянию (22%) респонденты отметили «Высокое социальное положение родителей», 12% — «происхождение из зажиточной семьи». Исследование так же показало, что наряду с собственными усилиями респондента в достижении высоких материальных статусов значим и вклад социального происхождения. На инициативность, умение добиваться своего уповают 14% респондентов. Наибольшая доля социальных оптимистов среди студентов (46%), работников кооперативов и малых предприятий (26%). [Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С., Михеева А.Р. Социальная структура: неравенство в материальном благосостоянии — Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН. — 1992, с. 76-78]

Таблица 1.
Мнения опрошенных о наибольших возможностях достижения материального благосостояния, %

Возможности достижения материального благосостояния

Доля в группе отметивших данную позицию

сфера занятости

у
п
р
а
в
л
е
н
и
е

п
р
о
и
з
в
о
д
с
т
в
о

т
о
р
г
о
в
л
я

а
р
м
и
я

н
а
у
к
а

с
о
ц
и
а
л
ь
н
о
е

о
б
с
л
у
ж
и
в
а
н
и
е

в
н
е

г
о
с
п
р
е
д
п
р
и
я
т
и
й

с
т
у
д
е
н
т
ы

п
е
н
с
и
о
н
е
р
ы

в
с
е
г
о

Высокие заработки

59

63

62

57

61

65

64

54

61

62

Высокое служебное положение

36

33

32

35

32

38

58

54

39

35

Возможность приобретения дефицитных благ и услуг по месту работы

42

45

46

44

57

49

62

64

32

46

Добросовестный труд

4

6

13

2

10

4

05

2

6

Происхождение из зажиточной семьи

10

11

17

2

7

11

6

24

17

12

Высокое социальное положение родителей

29

22

23

22

20

22

41

26

20

20

Cвязи знакомых с нужными людьми

41

47

40

60

43

39

56

72

32

44

Особые заслуги перед обществом, звания, награды

2

2

6

03

2

03

02

Высшее образование

00

00

01

00

00

Выгодная женитьба, замужество

16

17

15

12

6

21

48

22

7

14

Инициативность

20

11

18

22

20

10

26

44

10

14

Всего

1

51

6

1

10

14

1

5

11

100

Материалы, полученные в ходе социологических исследований, показали, что спектр представлений о причинах бедности чрезвычайно разнообразен и ни одна из объяснительных переменных не может претендовать на роль главной, поддерживаемой большинством городского и сельского населения. Больше других этому критерию отвечают среди городского населения низкий профессионально-должностной статус (52%), а у сельского населения — лень, отсутствие стремления, старания изменить жизнь к лучшему (44%).

Представления о роли и месте отдельных причин бедности в их иерархии у городских и сельских респондентов существенно различаются.

Наиболее согласованными являются представления городского и сельского населения о роли пьянства (второе место и в городе и в селе), наличие способностей, деловых качеств, активности и пр. (пятое место и в городе и в селе), а также происхождение из бедной семьи (седьмое и восьмое место соответственно). А самыми разноречивыми являются оценки усердия, желания и собственного вклада человека (шестое место в городе и первое в селе) и наличия большого числа нетрудоспособных членов семьи (третье и девятое место соответственно).

К числу наиболее распространенных объяснений происхождения богатства у городских жителей относятся, прежде всего, высокая должность, большой властный пост; затем наличие способностей и ряда других важных качеств (врожденных и приобретенных); и в третьих, социальное происхождение обеспечившее благоприятные стартовые условия и возможности.

Сельские жители объясняют происхождение богатства в первую очередь тем, что государство больше заботится о богатых, чем о бедных; во вторых, также как и городские жители, наличием определенных способностей и деловых качеств; и в третьих, усердием, упорным трудом и большим желанием достичь этой цели.

Таблица 1

Структура представлений городских и сельских жителей о причинах бедности и богатства, Новосибирская область, 1996 г. (за 100% принято общее количество высказываний)

Группа причин

Городские жители

Сельские жители

бедность

богатство

бедность

богатство

индивидуальные

51

62

54

49

семейные

19

24

8

6

социально-экономические

12

12

24

37

ситуационные

18

2

14

8

итого

100

100

100

100

В приведенных данных обращает на себя внимание наличие довольно крупных групп, придерживающихся противоположных точек зрения на происхождение бедности и богатства, и по всей вероятности, по разному представляющих как способы достижения богатства, так и возможные пути преодоления бедности: одни — через собственные усилия, старания, другие — с помощью остальных членов общества.

2. Чем выше в семье оценивают свое материальное положение, тем чаще там считается источником богатства человеческий капитал; чем хуже материальное положение, тем больше богатство рассматривается как результат несправедливой системой распределения, закрытости каналов или ограниченности шансов продвижения наверх, невнимания общества к социальным проблемам низших слоев [Тапилина В. С. Восприятие причин бедности и богатства // Экономика ХХI века. — 2000. — 19, с. 32-39].

Еще одно исследование восприятия причин бедности было проведено О. Дейнеко весной 2002 года в Санкт-Петербурге на представителях студенческой молодежи 17-18 лет. Исследование показало относительную терпимость к бедности молодых людей.

Большинство испытуемых считает, что деление на бедных и богатых в обществе — это социальная норма. В то же время испытуемые разделяют позицию, согласно которой люди сами виноваты в том, что они бедны (но с большим разбросом мнений). А наибольшую степень согласия и единодушия вызвало утверждение об ответственности за бедность государственной политики (показатель степени согласия с утверждением м=5,4 при s=1,7 по 7-бальной шкале ответов).

Любопытно, что чем больше неприятие бедности и отрицание нормативности сильного экономического расслоения населения, тем больше претензий к государственной политике. (Фактор личной ответственности за свое материальное благополучие или бедность подтвержден статистически значимой отрицательной корреляцией между фаталистической позицией и позицией личной ответственности за бедность).[Интернет]

Так исследуя окончания предложения «Причины богатства я вижу в…» были получены следующие результаты:

То, что богатство зависит от самого человека, считают 47% студентов университета информатики и радиоэлектроники, 48% студентов экономистов и 67% студентов психологов.

На то, что богатство является результатом воздействия внешних обстоятельств, указывают 47% студентов университета информатики и радиоэлектроники, 45% студентов экономического университета и 31% студентов-психологов педагогического университета.

Что касается восприятия причин испытуемых материального положения своей семьи, то оно отличается от восприятия причин бедности и богатства в общем. Если большее количество студентов всех трех вузов указывало на зависимость бедности и богатства от самих людей, то, анализируя окончания предложения «Материальное положение моей семьи зависит от…», мы можем наблюдать противоположную картину. Студенты склонны оценивать причины материального положения своей семьи, как результат действий извне.

Проанализировав результаты исследования собственного материального положения у студентов предвыпускных курсов университета информатики и радиоэлектроники, мы наблюдаем следующую картину: 75% испытуемых указывают на внешние причины их материального положения, 23% считают, что за собственное материальное положение ответственны они сами

Результаты исследования студентов-психологов, также показали преобладание у них экстернального восприятия причин собственного материального положения (55%). Интернальное восприятие характерно для 39% испытуемых, и по ответам 6% испытуемых нельзя определенно сказать, каким типом восприятия причин собственного материального положения они обладают (Например: «Как у многих» (2MP)). Среди указываемых причин можно выделить: работа, заработная плата (22%), семья (18%), учеба (12%), лень (12%) и др.

Среди студентов педагогического университета 50% считают, что их материальное положение зависит от внешних причин, 46% — от внутренних и 4% испытуемых ответили неопределенно (например: «Многого» (33FP)) Среди объяснительных переменных наиболее часто встречающимися являются: от самого себя (30%), семья (10%), успех (10%), желание (8%),работа, заработная плата (6%).

Результаты исследования причин, мешающих улучшить материальное положение студентов-психологов, схожи с результатами исследования студентов экономического университета. Мнения студентов разделились на две большие, фактически равные группы. Однако, следует заметить, что интернальность восприятия все-таки преобладает над экстернальностью. Так, 49% испытуемых считают, что улучшить их материальное положение им мешают их собственные качества. 43% склонны утверждать, что улучшить их собственное материальное положение им мешают внешние факторы. 8% считают, что им ничего не мешает. Среди объяснительных переменных наиболее частовстречаемыми являются: лень (23%), учеба (19%), отсутствие свободного времени (13%), нежелание (6%).

5. Выводы

В приведенных данных обращает на себя внимание наличие довольно крупных групп, придерживающихся противоположных точек зрения на происхождение бедности и богатства, и по всей вероятности, по разному представляющих как способы достижения богатства, так возможные пути преодоления бедности: одни — через собственные усилия, старания, другие — с помощью остальных членов общества. Характер ответов свидетельствует так же о том, что среди студентов предвыпускных курсов университета информатики и радиоэлектроники выше доля людей, полагающих, что в бедности повинно только общество, его устройство, порядки, законы, политика, а также социальный статус семьи и низкооплачиваемая работа. Среди студентов экономического университета, мнения о природе бедности и богатства разделились фактически поровну. Студенты-экономисты считают, что бедность и богатство это результат и усилий самого человека, и внешних обстоятельств. Среди студентов психологов, наибольшее количество испытуемых полагают, что бедность и богатство зависят от самих людей, их качеств, усилий и желаний. Эти данные подтверждают выдвинутое нами предположение о влиянии профессиональной деятельности на восприятие причин бедности и богатства.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА У НИЩИХ  И.Ю. ДЬЯКОНОВ, М.А БУТОВСКАЯ

Психологические особенности нищих

Нищенство сопряжено со значительными изменениями во всех сферах психической жизни человека. В эмоциональной сфере нищих преобладают депрессивные переживания, выражены суицидальные намерения. В группе нищих выявлено неосознанное отвержение Я и негативная коннотация сознательного Я-образа. Ценностная сфера нищих существенно обеднена, однако для них остается значимой принадлежность к семье. Практика нищенства является сильным стрессогенным фактором для психики человека, и нищим, как правило, не удается выработать эффективные меха­низмы адаптации к данной проблемной ситуации.

Нищие считают себя менее счастливыми, менее удачливыми, менее оптимистичными, более замкнутыми, более одинокими и более грязными (физически), менее тревожными и более плохими людьми. Отмечая у себя качество «спокойный», нищие поясняли, что им все равно, что их ничего особенно не беспокоит и не тревожит, другими словами, они говорили о своем безразличии к актуальным жизненным трудностям, что можно расценивать, как мощный симптом эмоционального неблагополучия. По-видимому, у людей, просящих милостыню, по той или иной причине ослабевает чувство аутосимпатии, в связи с чем актуальная тяжелая ситуация сказывается на их самоуважении.

Стыд является важным социальным регулятором поведения человека, и людям решившимся на выполнение отвергаемой в обществе практики, по – видимому, не в меньшей степени присуще переживание стыда. Полученные данные свидетельствуют о снижении толерантности к чувству стыда . Стыд настолько прочно вошел в спектр эмоциональных состояний,  переживаемых нищим, что воспринимается им как естественное наполнение эмоциональной жизни. В этом смысле переживание стыда обладает для нищего некой ценностью. В то же время, известно, что хроническое переживание стыда оказывает разрушающее влияние на личность человека. Психоаналитик Л. Вурмсер пишет, что человек, испытывающий стыд, стремится закрыть глаза и не видеть окружающий его мир. Это связано с сохраняющимися у него инфантильным представлением: «если не вижу я, значит, не видят меня». Естественной реакцией на осознание несоответствия ожиданиям сверх – Я является агрессия, направленная на  сверх  -Я. По словам Л. Вурмсера, чувство стыда заставляет человека наказывать себя не только за то, что  он такой, какой он есть, сколько за то, что он вообще есть, существует. основываясь на этом тезисе можно заключить, что именно хронический стыд является центральным переживанием нищего и становится причиной неосознанного отвержения Я.

Оказалось, что это верно только для десяти понятий; три понятия в группе нищих сливались с Я реже, чем у обычных испытуемых («будущее», «церковь» и «деньги»).

Скрытое ранжирование понятий в группе нищих и обычных людей

категории

Группа

Различие

t-тест различий

контрольная

нищие

Я

Стыд

Ложь

Надежда

Семья

Нищий

Будущее

Милостыня

Гнев

Слезы

Церковь

Деньги

Голод

Пенсия

2,42

6,52

6,03

2,61

3,68

5,68

3,74

5,48

6,10

5,58

3,77

4,03

6,48

3,90

3,51

5,02

5,56

2,87

3,51

5,90

3,69

4,62

6,00

6,85

3,67

4,20

5,57

3,54

<

>

>

<

>

<

>

>

>

<

>

<

>

>

2,27

3,11

0,92

0,63

0,35

0,46

0,11

1,66

0,21

0,74

0,20

0,30

1,94

0,69

Человек, просящий милостыню, теряет нормативные и ценностные ориентиры;  происходит изоляция Я от каких бы то ни было ценностных образований. Единственной группой для нищего, членство в которой остается полноценным, оказывается семья. По этой причине ее значимость относительно других ценностных образований возрастает. Данное обстоятельство следует учитывать при построении программ реабилитации нищих. По – видимому, отношения с семьей остаются сохранными и могут быть использованы как ресурс для реабилитации и реинтеграции нищего в общество.

Нищие чаще отмечали, что их жизнь со временем становится все тяжелее. Испытуемые из контрольной группы скорее были склонны воспринимать свою жизнь, как стабильную, а 28%  отметили улучшения, которые произошли за последний год.

Это свидетельствует, в первую очередь, о субъективном чувстве бесперспективности жизни, которое доминирует в переживаниях нищего. Анализ отчетов о сновидениях позволил выявить образы, преобладающие  у представителей ЭГ и КГ. Анализировались ответы только тех респондентов, которые вспомнили, что им снилось в последнее время. Оказалось, что нищие достоверно чаще видят в снах негативные образы. Так, 77% из них отметили, что, как правило, видят во сне тревожные либо агрессивные образы и сюжеты; в КГ таковых было только 35%.   

Частота соотнесения с другими понятиями 

Категории

Группа

Различие

t-тест

различий

Контрольная

нищие

Стыд

Ложь

Надежда

Семья

Нищий

Будущее

Милостыня

Гнев

Слезы

Церковь

Деньги

Голод

Пенсия

0,96

0,96

0,93

0,87

0,83

0,80

0,90

0,93

0,96

0,90

0,80

0,93

0,90

0,91

0,88

0,70

0,80

0,78

0,82

0,83

0,90

0,88

0,92

0,85

0,88

0,85

>

>

>

>

>

<

>

>

>

<

<

>

>

0.90

1.32

2.59

0.80

0.58

0.15

0.86

0.54

1.32

0.24

0.43

0.44

0.49

Отвечая на вопросы о переживании апатии, о сновидениях и о главной мечте, респонденты спонтанно переходили к рассуждениям о собственной смерти. Важно отметить, что респонденты, занимающиеся нищенством, самостоятельно затрагивали данную тему достоверно чаще, чем испытуемые из КГ. Среди опрошенных в группе нищих 45% сами заговорили о своей смерти, а 25% прямо сказали, что мечтают умереть. В КГ только 16% спонтанно затронули тему смерти, а желание умереть как можно скорей высказали 13% опрошенных. Таким образом, можно говорить об актуальности суицидальных намерений  в группе нищих. По мнению М.П.Гусаковой, суицидальное поведение человека является не реакцией на актуальную кризисную ситуацию, а следствием отказа от жизненного замысла, который у него существовал и конструировал его жизненный путь. Такой отказ сопровождается обеднением ценностной сферы, так как жизненный замысел определяется именно ценностями личности. Обнаруженное нами обеднение ценностной сферы нищего, скорее всего, говорит именно о подобном отказе от жизненного замысла, т.е. о потере слысложизненных ориентаций.

обнаружилась достоверная связь между спонтанным высказыванием о смерти и ответом  на вопросы о самом счастливом событии в жизни.  Оказалось, что чаще мысли о смерти  высказывают люди, которые считают, что у них в жизни не было ни одного счастливого события. Кроме того, респонденты, не видящие в своем прошлом ничего хорошего, чаще говорят об отсутствии планов на будущее и о желании умереть.

Таким образом, в группе нищих обнаруживается  обобщенный негативный эмоциональный фон, определяющий отношение человека к своему прошлому, настоящему и будущему. Подобная склонность к распространению негативного аффекта на все сферы жизни характерна для людей, страдающих депрессией. В своем исследовании депрессивных больных А.Бек выделил когнитивную триаду, охватывающую негативные чувства, относящиеся к модальностям актуальной и перспективной оценки Я: низкая самооценка качеств, обладающих высокой субъективной значимостью; чувство ущербности в каких-либо сферах психического функционирования и использование каузально-атрибутивного стиля, который характеризуется самообвинениями, приписываем себе ответственности за неудачи, несоответствие стандартам и высоким идеалам Я; утрата надежды, негативные ожидания и бесперспективная оценка будущего.

Обнаруженные в группе нищих тенденции к переживанию отчаяния, бесперспективности позволяют предположить, что идентичность этих людей развивается по негативному сценарию, который был описан Э.Эриксоном. подобное негативное влияние стигматизации на идентичность человека выявила социолог Е.Р.Ярская-Смирнова в исследовании семей инвалидов. Она обнаружила, что для человека, приобретающего стигму во взрослом возрасте, характерен эффект неузнавания себя. Такой человек говорит: «Я стал чужаком для самого себя больше, чем для кого бы то ни было». Таким образом, у стигматизированного человека нарушается чувство самотождественности, которое определяется именно стабильной индентичностью.

Информация в лекции "Когда вам лгут" поможет Вам.

Данные свидетельствуют о существовании общего синдрома маргинальности, включающего в себя симптоматические проявления в когнитивной (негативные коннатации образа Я), эмоциональной (депрессивные переживания) и ценностной сферах (изоляция Я от базовых ценностей).

Итак,

1. Нищенство приводит к существенным негативным изменениям в эмоционально – ценностной сфере пожилых людей, просящих милостыню.

2. В спектре эмоциональных переживаний нищих преобладают чувства беспомощности, отчаяния, обреченности и самообвинения. Можно говорить о наличии у нищих депрессивного эмоционального статуса.

3. Ценностная система нищих находится в кризисном состоянии и характеризуется  обедненностью. Значимой ценностью для них остается семья.

4. Практика прошения милостыни сопряжена со стигматизацией со стороны окружающих, что приводит к нарушению стабильной идентичности человека.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5155
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее