О законах бытия
1.0. О законах бытия
Даже беглый взгляд на историю человечества выявляет главную и неоспоримую закономерность его развития, прослеживаемую сквозь все тысячелетия существования человека как биологического вида.
Эта главная и неоспоримая закономерность развития человечества заключается в том, что человечество всегда развивалось от простого к сложному, как на уровне человеческого организма, так и на уровне человеческого социума.
Нам представляется, что впервые и в полном масштабе эту закономерность выделил и применил в качестве закона развития бытия человечества русский писатель и философ Михаил Веллер, который сформулировал – Закон всемирной структуризации.
Согласно Михаилу Веллеру Закон всемирной структуризации выражается в том, что: «Любые изменения любых материальных структур в конечном итоге ведут к усложнению этих структур или вовлечению их в более общие, и более сложные структуры» [1].
Суть существования Вселенной - это энергоэволюция, осуществляемая путем изменения ее структуры
Сущность человека во Вселенной - являться структуризатором. упорядочивающим началом и устроителем как собственного бытия, так и своей Планеты и Вселенной, если, конечно он будет на это способен.
Основой механизма структуризации собственного бытия, Планеты и Вселенной, является - «механизм человеческого хотения».
Переделывание Вселенной, Планеты и собственного бытия является для человека следствием его желания добиться для себя славы или реализовать другие свои личные или групповые предпочтения, которые являются их целями»[2].
Рекомендуемые материалы
Мы считаем, что применительно к человеческому социуму, этот закон имеет вид Закона усложнения организации человеческого бытия.
Справедливость этих утверждений очевидна, так как даже школьный курс истории построен в виде процесса изучающего развитие человеческого социума от его первобытного состояния в направлении современной цивилизации.
Прямое проявление этого закона мы можем наблюдать на примере процесса изменения и расширения базы самоидентификации человека.
Процесс самоидентификации человека исторически шел и продолжает идти, от вполне конкретного осознания человеком себя в качестве: собственной личности, члена своей семьи, рода, этноса и нации (государства); до осознания человеком себя в качестве представителя все более широких уровней социальных общностей.
Таким широкими социальными общностями в плане самоидентификации человека являются, например – осознание себя частью социума своего континента - например, европеец или африканец; на уровне всего человечества - раса (белый человек и так далее); соотнося и себя с уровнем отдельной цивилизации, то есть, определяя себя по принадлежности к мировым религиям и культурам (например, к Православию, к Западу и так далее); и даже общностям планетарного космического масштаба, таким как – представитель Человечества и планеты Земля.
Кроме того, всегда имеет место быть всякого рода и уровня местные, временные корпоративные и другого рода социальные сущности, способные являться самостоятельной областью самоидентификации людей.
Эти выводы и обобщения не являются открытием, о них в той или иной форме говорили многие выдающиеся философы и историки, назовем только А. Тойнби[3] и С. Хантингтона[4].
Новым моментом здесь является только то, эта очевидность применяется для иллюстрации Закона усложнения организации бытия человечества.
Наверное, наша, определенная Творцом жизнь, устроена так, что все социальные структуры исторически изменяются в направлении позитивного усложнения мира.
Это значит, что структуры, образующиеся в ходе развития и усложнения социума, которые объективно ведут мир к стабильности и создают предпосылки его развития (например - многополярность, суверенизация, национально-государственные образования и так далее, и дающие возможность позитивного развития человечества) - закрепляются в его бытии, исторической практике и в истории человечества.
В то же время, те социальные сущности, которые периодически появляйся и выполняют в человечестве функции ради их «спонтанной временной актуальности», но ведут к «упрощению» социального бытия исторически «гаснут», несмотря на всю их несомненную и им современную значимость.
Именно так, на наш взгляд, прошла и осталась в истории человечества память и «мирская слава» древних культур, могучих империй, великих завоевателей и союзов, которые собою «усложняли мир» и оставили в истории свой неизгладимый позитивный след.
Наверное своей строчки в истории человечества ждут и «упрощающие», то есть практически ведущие в исторический тупик, современные социальные сущности, ваяющие сегодня «однополярный мир», «гегемонию США, НАТО» и так далее.
Это значит, что факторы «усложнения» и факторы «упрощения» социального бытия человечества периодически проявляются в своей полноте и с разной силой противостоят и борются друг с другом, притом, что тенденция «усложнения» в конечном счете всегда побеждает, в чем мы и видим проявление Закона.
Анализ развития новейших тенденций развития человечества, например таких как «диффузия этносов и рас» выявляет, что уже довольно скоро нас ждут еще более значимые изменения в состоянии человеческого социума, а очередная «эпоха перемен», в которую очевидно вступает наша цивилизация, будет отнюдь не менее сложной и трудной чем все то, что человечество в своей истории уже испытало.
Важная реплика
Нам подставляется важным привести пример интересной мысли и подходов к конструированию будущего наших соотечественников Сергея Переслегина и Николая Ютанова[5]..
«Будущее есть совокупность проектов, и конструирование здесь понимается как построение в стране условий для реализации тех вариантов будущего, которые считаются успешными с точки зрения хотя бы одного из граждан страны.
Целью такого конструирования является не создание очередной «программы выхода из кризиса», не поиск спасающей политической и/или экономической комбинации, не выбор меньшего из двух или нескольких зол, но построение плацдарма, Космодрома для тех кораблей мечты, которым пока в нашей озирающейся на Америку реальности некуда приземляться.
Отказ от принципа «хрупкости мира» не избавляет человека от ответственности за свои поступки, но позволяет перейти к фактическому управлению Текущей Реальностью.
Принцип «устойчивости мира» можно сформулировать в достаточно практичной и позитивной форме: Вселенная дружественна к любому человеку Земли.
Такая форма-слоган допускает противоречивые толкования и интерпретации, но позволяет осознать, что человек сам хозяин своего мироздания. Всякое случившееся событие, вне зависимости от того, оценивается ли оно субъективно как «хорошее» или «плохое», есть стимул к развитию, к осознанию своей сущности, к выполнению собственных созидательных задач в этой Вселенной.
Заметим, что это убеждение представляет собой краеугольный камень любой религии, в том числе — христианской. Заметим также, что вместе с тем оно не противоречит позитивистской философии, не исключая крайних ее форм.
Другими словами, мы считаем, что каждый человек сам, совершенно свободно и абсолютно самостоятельно выбирает: будет ли он богатым и здоровым, или же — бедным и больным, и этот внутренний выбор не имеет корней в окружающей человека Реальности.
Точно так же каждый способен сознательно творить историю, создавая новые сущности и тем преобразовывая мир от Настоящего к Будущему, «от существующего к возникающему». В этой связи можно предложить лозунг:
От каждого по Чуду Света, каждому по индивидуальной ответственности за то, что натворил».
«В настоящее время развитые страны, население которых удовлетворено собой и довольно своей жизнью, тяготеют к концепции «мертвого будущего», к остановке реального исторического процесса.
Речь здесь идет об очень простых вещах. Настоящее, как система, стремится продлить себя «из вечности в вечность» и щедро платит за это, предоставляя своим адептам необходимые финансовые, информационные, духовные ресурсы. Будущее стремится к статусу Текущей Реальности и тоже готово платить за это. Пытаясь остановить развитие, США и западноевропейские страны накапливают огромную потенциальную энергию «отсроченных изменений». Эту энергию могут использовать в своих целях другие страны и, прежде всего, Китай и Россия. Когда-то, именно таким способом третьеразрядные Северо-Американские Соединенные Штаты превратились в мировую державу.
Представьте себе на минутку, что некоторые открытия будущего уже сделаны, но из благородного беспокойства за спокойствие граждан энной страны запрещены. Люди, способные работать на перспективу в энной стране, имеются, но по недоразумению все заключены в тюрьму. И, наконец, куда двигаться уже понятно, но генеральный курс энским Президентом еще не одобрен.
Ну и как такое остановить? При информационной-то связности стран! Не на Западе, так в России, в Африке или в Индонезии все эти ответы на вопросы: «куда развиваться?», «как действовать?» и «кто это начнет?» найдут свой дом, — там и будет построено живое будущее. В рамках старой метафоры о траве, пробивающейся сквозь асфальт, можно сказать, что асфальт при этом иногда разрушается, но от этого никто не умирает.
Итак, хотелось бы использовать потенциальную энергию Будущего (накопленную прежде всего в «остановившихся» «развитых» странах), преобразовать ее из информационной формы в финансовые потоки и производственную деятельность и тем самым создать плацдарм, через который Будущее проникнет в Настоящее.
Мы рассматриваем «конструирование Будущего» как последовательное осуществление ряда проектов - от региональных до национальных и международных, каждый из которых привносит ту или иную инновацию, но ни в коем случае ничего не зачеркивает в «мире существующем».
В настоящее время развитые страны, население которых удовлетворено собой и довольно своей жизнью, тяготеют к концепции «мертвого будущего», к остановке реального исторического процесса.
Речь здесь идет об очень простых вещах. Настоящее, как система, стремится продлить себя «из вечности в вечность» и щедро платит за это, предоставляя своим адептам необходимые финансовые, информационные, духовные ресурсы. Будущее стремится к статусу Текущей Реальности и тоже готово платить за это. Пытаясь остановить развитие, США и западноевропейские страны накапливают огромную потенциальную энергию «отсроченных изменений». Эту энергию могут использовать в своих целях другие страны и, прежде всего, Китай и Россия. Когда-то, именно таким способом третьеразрядные Северо-Американские Соединенные Штаты превратились в мировую державу. У России есть реальный шанс использовать в интересах «живого будущего» ресурсы развитых стран »[6].
Таким образом
Если вся история развития человечества есть путь усложнения его бытия, то нам представляется очевидным, что основным механизмом этого наступления, фиксации и закрепления этого усложнения являются войны, являющиеся частью бытия человечества, основными вехами и событиями его истории, определяющими состояния и судьбы человечества в целом и отдельных субъектов его социума.
Мы убеждены, что именно этим обстоятельством определена как высочайшая, если не сказать - решающая, роль войн в истории человечества, так и их практическая перманентность.
В нашем мире действует множество различных законов развития социума, в том числе и такие, которые мы обозначили как базовые законы «конкуренции» и «кооперации», действия и взаимодействия которых и приводят к усложнению организации человеческого бытия.
Информация в лекции "27 Мировоззренческие основы художественной культуры" поможет Вам.
[1] Веллер М. Перпендикуляр. М.: ООО «Издательство АСТ», 2008. стр. 146-157
[2] Там же
[3] Тойнби А. Дж. Постижение истории пер. с англ. / Сост. Огурцов А. П..4 вступ. Ст.Уколовой В. И.; Закл. ст. Рашковского Е. Б. – М.: Прогресс. 1996.
[4] Хантингтон С. Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности / С. Хантингтон; Пер. с англ. А. Башкирова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004
[5] С. Переслегин, Н. Ютанов. Декларация прав будущего в настоящем
[6] С. Переслегин, Н. Ютанов. Декларация прав будущего в настоящем