Средневековая драма и ее основные жанры
Средневековая драма и ее основные жанры.
1. Развитие:
· популярна XIII ← рост городов, хотя зародилась раньше
· борьба церкви с языч. обрядами → антифоны (обмен репликами полухориями или священником и хором) → IX-X тропы (диалогические парафразы библейского текста) → + пантомимические действия (сценки) → свой театр – литургическая драма
· к XII драма секуляризируется →светские элементы – мистерии / миракли →комич. театр
2. литургическая драма:
· всё на лат, сюжеты из Св. Писания, текст напевный
· исполняется около алтаря, скромная бутафория, исполняют духовные лица
3. мистерии: XII-XIII
· на живом языке → свобода обращения с текстом → понапридумывали
Рекомендуемые материалы
· от алтаря →на паперть →на ул. перед церковью →на площадь, спец. помост, костюмы
англо-норманская «Игра об Адаме » (сер XII)
· XIII-XIV – мистерии организуют городские цехи → роскошь, показуха
· XV –расцвет, светскость →обрисовка характеров, псих. анализ, бытовой и комич. эффект.
· сюжеты, объёмы ↑, развивается постановочная часть
· сцена: симультанная (прямоугольник, несколько мест действия) или подвижная (на повозках)
4. циклические мистерии – поздние, >1450
«Мистерия Ветхого завета» - 50 тыс стихов, 40 отдельных пьес, 243 актера – неделями играли
123 во всех мистериях:
· интересно разработаны роли второстепенных персонажей, а образы Христа, богоматери и т.д. – шаблонно и бесцветно
· много комич. сцен, ех: клоунады дьяволов
· пышное и занимательное зрелище
5. миракли: XIII
· источники – предания о чудесах богоматери, святых
· сразу на площади и с бутафорией, вскоре религиозный элемент исчезает, вмешательство богоматери уходит на второй план
· «Игра о св. Николае» Жан Бодель, «Миракль о Теофиле» Рютбеф
6. комический театр XIV-XV
· источник: народное комедийное творчество – жонглёрское
· Адам де Ла Аль «Игра о Робене и Марион» - драматизация пасторали
· появляются профессиональные актеры
Лекция "2.2 Религия древнего Египта" также может быть Вам полезна.
· жанры: фарсы (источник – острокомич. интермедии в религиозных драмах, готовые типы) + сотú (небольшие, часто импровизированные, за шутовством скрыт полит. смысл)
· фастнахтшпили – масленичные фарсы: комич. инсценировки ряженых
7. моралите
· пьесы морализующего характера
· «аллегорические моралите» - «Роман о Розе» - персонажи, кроме главных, - аллегорические
· «истории» (только во Фр.) – «Бедная крестьянская девушка» - темы семейной и общественной жизни