Популярные услуги

Творчество М. Цветаевой

2021-03-09СтудИзба

Творчество М. Цветаевой (ранний период)

План

1.  Начало поэтической деятельности. Сборник «Вечерний альбом» как прообраз будущих тем лирики.

2.  Московская тема в творчестве Цветаевой.

3.  Публикация сборников «Волшебный фонарь» и «Из двух книг».

4.  Стихотворные посвящения в лирике поэта.

  1.  Начало поэтической деятельности. Сборник «Вечерний альбом» как прообраз будущих тем лирики.

Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного дара. Такой яркой и вместе с тем трагической была судьба Марины Цветаевой, одной из ярких звёзд поэзии серебряного века. Всё в её личности и в поэзии (для неё это нерасторжимое единство) резко выходило за рамки традиционных представлений, господствующих литературных вкусов. В этом была и сила, и самобытность её поэтического слова. Со страстной убеждённостью она утверждала провозглашённый ею ещё в ранней юности жизненный принцип: быть только самой собой, ни в чём не зависеть ни от времени, ни от среды, и именно этот принцип обернулся в дальнейшем неразрешимыми противоречиями в трагической личной судьбе.

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Большое влияние оказала на неё мать: «Мать поила нас из вскрытой жилы Лирики…После такой матери мне оставалось только одно – стать поэтом». Когда Мария Александровна умерла, Марине было 14 лет. Одиночество развило в её характере необратимые свойства, усугубило трагический склад её натуры. Отец, Иван Владимирович, был погружён в свои бесчисленные обязанности (директор Румянцевского музея, известного ныне как Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Пройдут годы, прежде чем Марина Цветаева поймёт, что всей своей человеческой сущностью она обязана в равной степени и отцу и матери. Безоглядная, фанатичная поглощённость главными делами жизни, каким станет для неё Поэзия, неженская воля к труду – всё это она получила в наследство от отца.

Маленькая Марина была очень развитым ребёнком: играла на пианино, знала немецкий и французский языки, прочитала огромное количество книг. Её жизнью, с детства и до кончины правило воображение, возросшее на книгах.

Рекомендуемые материалы

Писать начинает рано. Учась в последнем классе гимназии, выпускает первую книгу «Вечерний альбом» (1910). Здесь мы найдём много строк, предвещающих будущего большого поэта. Например, стихотворение «Молитва», которое можно рассматривать как её первый литературный манифест, где она говорит: «Я жажду сразу всех дорог». Эта мысль будет развиваться и в 1921 году выльется в поэтическую формулу «Одна из всех – за всех – противу всех!» М.И. Цветаевой были свойственны повороты в привязанностях, подчас взаимоисключающих пристрастиях, чувствах, образах. В результате она, действительно, в своих стихах успела сказать почти «за всех». Но, с другой стороны, это следствие противоречивости натуры М.И. Цветаевой, настойчивого стремления поэта совместить в себе несовместимое. И именно в этих бесконечных конфликтах в душе и творчестве М.И. Цветаевой заключается её трагизм – и как поэта, и как человека.

Атмосфера родного дома, его «рыцарский дух», «жизнь на высокий лад» во многом определили свойства натуры М.И. Цветаевой. Понятие «дом» означало для нее особый уклад жизни. Ее лирическая героиня воспринимает дом как живое существо, преданное и понимающее. Именно об этом говорится в стихотворении «Наша зала», вошедшем в сборник «Вечерний альбом». «Зала» – действующее лицо цветаевской лирики. Если в стихотворении «В зале» это хранительница детских тайн, свидетельница «сражений», то теперь зала – наперсница, любящая и ласковая советчица героини, уже повзрослевшей, уже изведавшей первые сомнения и разочарования. Автор сравнивает ее с заботливой няней:

Мне тихонько шепнула вечерняя зала

Укоряющим тоном, как няня любовно:

- Почему ты по дому скитаешься, словно

Только утром приехав с вокзала?

Большая часть стихотворения – монолог залы, в нем – тревога за судьбу героини: «Я слежу за тобою внимательным взглядом,/ Облегчи свою душу рассказом нескорым!»

Стихотворение «Прости» волшебному дому», также вошедшее в книгу «Волшебный фонарь», было написано М.И. Цветаевой в пору прощания с родительским домом. Близость разлуки предельно обостряет чувства, делая милее каждую деталь, каждую примету в облике родного дома:

Темный узор на портьере,

С медными ручками двери…

В эти минуты последние

Все полюбилось, как встарь.

Дом бережно хранит в себе все: и секреты детства, и отважные мечты («жажда великих путей»), и сонм отроческих надежд, неясных, но пленительных, сверкающих, как «светлые замки из инея»:

Возгласы эти и песенки,

Чуть раздавался звонок!

…………

И через залу по лесенке

Стук убегающих ног.

М.И. Цветаева запечатлевает здесь музыку юности, когда пение звучит в лад долгожданному звонку, когда в любую минуту счастье кажется близким и так стремителен бег навстречу грядущему…

«Прости» в названии этого стихотворения означает не только прощание, но и благодарность дому за все его «небывалые весны» и «дивные зимы». Дому героиня обязана яркостью, незабываемостью первых жизненных впечатлений.

2. Московская тема в творчестве Цветаевой.

Пророческим оказалось цветаевское стихотворение 1913 года «Ты, чьи сны еще непробудны…». Героиня предчувствует, что судьба любимого дома будет трагической. (Дом в Трехпрудном переулке, в котором родилась поэтесса, действительно не уцелел в годы революции.) Она предвидит не просто гибель конкретного дома, но и всего того мира красоты, гармонии, духовности, который он собой олицетворял:

Будет скоро тот мир погублен,

Погляди на него тайком,

Пока тополь еще не срублен

И не продан еще наш дом.

Отголосок грядущих потрясений звучит в этих словах.

Так московская тема появляется уже в ранних стихах М.И. Цветаевой. Москва в ее первых сборниках – воплощение гармонии. Прозрачными акварельными красками рисует М.И. Цветаева лирический образ города.

В стихотворении «Домики старой Москвы» город предстает как символ минувшего.

Облик Москвы в ранней цветаевской поэзии светел. Город присутствует и в снах героини, и в ее мечтах. Гармония их взаимоотношений еще ничем не нарушена. Но меняется жизнь, меняется и восприятие города. Путешествие в Петроград зимой 1915/16 года позволило М.И. Цветаевой ощутить себя именно московским поэтом. Кратковременная разлука с родным городом заставила взглянуть на него новыми глазами, как бы со стороны, что послужило импульсом для создания одного из самых известных цветаевских циклов – «Стихи о Москве».

Ощущая Москву частицей своей души, героиня готова вручить ее, как и свое сердце, тому, кто достоин такого дара. Как наследство завещает она Москву дочери (первое стихотворение цикла) и как дар дружбы – собрату по ремеслу (второе стихотворение цикла): «Из рук моих – нерукотворный град / Прими мой странный, мой прекрасный брат».

В своих стихах М.И. Цветаева всегда экономно, прицельно использует цвет. В «Стихах о Москве» определяющий цвет – красный, он дан в сочетании с золотым и синим. Красный цвет в народной традиции неразрывно связан с красотой, любовью, жизнью сердца. И М.И. Цветаева сознательно следует этой традиции, используя для передачи различных нюансов все оттенки этого цвета. У нее «красный», «червонный», «багряный» означают «прекрасный», «драгоценный», «дорогой»: «Червонные возблещут купола», «с багряных облаков», «во червонный день Иоанна родилась Богослова», «Иверское сердце, червонное горит».

Московская тема в творчестве М.И. Цветаевой всегда связана с темой пути, путешествия, открытия. «С кремлевского холма» героине видна вся земля. Москва дает ощущение пространства, распахивает перед ней дали:

Москва! – Какой огромный

Странноприимный дом!

Всяк на Руси – бездомный.

Мы все к тебе придем.

Общение с городом, поклонение его святыням врачует душу. Любящее сердце Москвы открыто всем обиженным, заблудшим, заплутавшимся, страждущим.

В «Вечернем альбоме» можно найти не один прообраз будущих заветных тем М.И. Цветаевой. В стихотворении «Мука`» и «Му`ка» звучат драматические ноты, из них впоследствии вырастает трагический голос М.И. Цветаевой. В заглавии она демонстрирует смысловое созвучие (мука` и му`ка), а через несколько лет выведет знаменитую формулу - афоризм: «Стихи – созвучие смыслов».

В лучших стихотворениях первой книги М.И. Цветаевой уже угадываются интонации главного конфликта её поэзии: конфликта между «землёй» и «небом», между страстью и идеальной любовью, между сиюминутным и вечным и – шире – конфликт быта и бытия.

В мае 1911 года М.И. Цветаева познакомится с Сергеем Эфроном, 27 января 1912 года они обвенчались. Незадолго до этого она подписывает к печати сборник – «Вечерний альбом». В 1912 году рождается дочь Аля – Ариадна Эфрон. В одном из стихотворений, посвящённых дочери, она восклицает:

Аля! Маленькая тень

На огромном горизонте,

Тщетно говорю: «Не троньте…»

Ариадна Сергеевна Эфрон проведёт 15 лет в сталинских лагерях и ссылках. Она оставит богатое эпистолярное наследие, показывающее одарённость, незаурядность её личности.

3. Публикация сборников «Волшебный фонарь» и «Из двух книг».

Вскоре после первого цветаевского сборника стихов были опубликованы две другие её книги – «Волшебный фонарь» (1912) и «Из двух книг» (1913). В них обозначились основные темы всего творчества Цветаевой: любовь, Россия, поэзия.

В «Волшебном фонаре» Марины Цветаевой мы видим зарисовки семейного быта, очерки милых лиц: мамы, сестры, знакомых. Есть пейзажи Москвы и Тарусы:

В небе – вечер, в небе – тучки,

В зимнем сумраке бульвар.

Наша девочка устала,

Улыбаться перестала.

Держат маленькие ручки синий шар.

В этой книге впервые появилась у Марины Цветаевой тема любви.

Любовь для Цветаевой и ее героини – «пожар в груди», та самая «единственная новость, которая всегда нова». Эта любовь всеобъемлюща. Любовь открывает поэзию мира. Она раскрепощает, «расколдовывает». Невозможно привыкнуть к вечно новому чуду любви. «Откуда такая нежность?» – восклицает героиня стихотворения 1916 года.

В предисловии к сборнику «Из двух книг» (1913) она призывает: «Записывайте точнее! Нет ничего не важного!». Это своего рода литературный манифест молодого автора: «Мои стихи – дневник, моя поэзия – поэзия собственных имен». М.И. Цветаева не отделяет «внешнее» от «внутреннего», видя во «внешнем» выражение и проявление внутренней сути. Поэту, по ее мнению, необходимы неспешность взгляда, подробность восприятия, пристальное внимание к миру при освоении житейского и духовного пространства. Слово должно запечатлеть все, что дорого и любимо поэтом, – «все это будет делом вашей оставленной в огромном мире бедной, бедной души». И не случайно позднее, в 30-е годы, обратившись к прозе и мысленно возвращаясь в прошлое, во времена своего детства и юности, к людям, окружающим ее тогда, М.И. Цветаева напишет: «…Я хочу воскресить весь тот мир – чтобы все они не даром жили – и чтобы я не даром жила!». В этом она видит свой художественный долг – долг, продиктованный любовью.

Стихи М.И. Цветаевой 1913 г. По сравнению с предыдущими – более взрослые и эмоционально более выразительные. Во многих проявляется дар ее поэтического прозрения.

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

А вот отрывок из другого стихотворения той поры:

Но помните, что будет суд,

Разящий, как стрела.

Когда над головой блесну,

Два пламенных крыла.

Эти крылья – появившийся впервые образ крылатого Гения вдохновения, парящего над поэтом. Этот образ пройдет через всю поэзию М.И. Цветаевой. Но это прозрение – лишь на минуту. М.И. Цветаева еще не изведала трагедий. Она живет окруженная пониманием и любовью.

С ранних лет М.И. Цветаева была по природе абсолютно, до крайности, беспощадно и вызывающе искренна. В 1913 году внешняя жизнь М.И. Цветаевой, то, что она именована бытом, благополучна; внутренняя, духовная, или то, что называется бытием, – драматична. Она не умела жить благополучно в смысле душевного комфорта. Недаром сказала Анастасия Цветаева, ее сестра: «Вряд ли я ошибусь, что основной тон ее жизни был – тоска». Об этом говорят и такие стихи:

Захлебываясь от тоски,

Иду одна, без всякой мысли,

И опустились и повисли

Две тоненьких моих руки.

В 1913 – 1915 годы М.И. Цветаева создаёт свои «Юношеские стихи», которые никогда не издавались. Сейчас большинство произведений напечатано, но стихи рассыпаны по различным сборникам.

4. Стихотворные посвящения в лирике поэта.

В 1914 – 1915 годах М.И. Цветаева много пишет. Например, стихи, посвящённые рано умершему брату мужа Петру Эфрону; цикл, посвящённый близкой подруге Софье Парнок, отношения с которой были непростыми.

Осень и зима 1915 года были творчески плодотворны для Цветаевой. По стихам видно, как растёт у поэта драматическое ощущение себя в мире. Строки, написанные 22 декабря, как бы подводят итог юношеским стихам:

Летят они, написанные наспех,

Тяжёлые от горечи и нег.

Между любовью и любовью распят

Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век.

В 1916 году Цветаева ощущает себя иной, обновлённой. В её лирической героине проснулась московская и немного фольклорная русскость. В её стихах её русская «Московская» героиня предстаёт во всех гранях мятежного характера.

В то же время пишется цикл стихов к А.А.Блоку – прославлений, песен, молитв. В первом из них звукопись сливается с голосом души, звучавшим непривычно смиренно и кротко:

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке,

Одно – единственное движение губ.

Имя твоё – пять букв.

А.А. Блок М.И. Цветаевой – нездешний, бесплотный, «нежный призрак, рыцарь без укоризны», «снеговой певец», вседержатель души. Ангел, случайно залетевший к людям:

Думали – человек!

И умереть заставили.

Умер теперь, навек.

-Плачьте о мёртвом ангеле!

Создаётся ею ряд и ряд стихов, посвящённых А.А. Ахматовой, ставший восторженным гимном любви и восхищения,

В певучем граде моём купола горят,

И Спаса светлого славит слепец бродячий,

И я дарю тебе свой колокольный град,

Ахматова! – и сердце своё в придачу!

Образ А.А. Ахматовой М.И. Цветаева наделила чертами своей лирической героини. Иными словами: творя А.А. Ахматову, М.И. Цветаева в большей степени творила также и саму себя, свой литературный образ.

Одно из лучших стихотворений 1916 года:

Руки даны мне – протягивать каждому обе –

Не удержать ни одной – губы – давать имена,

Очи – не видеть, высокие брови над ними -

Нежно дивиться любви и – нежней – нелюбви.

А этот колокол там, что кремлёвских тяжеле,

Безостановочно ходит и уходит в груди, -

Это – кто знает? – не знаю, – быть может,– должно быть –

Мне загоститься не даст на российской земле!

Нигде М.И. Цветаева так не говорила о себе-поэте, как в этом стихотворении. Слепота к видимой реальности, ясновидение к скрытой сути, абсолютное душевное бескорыстие, «сокрытый двигатель» души – неутомимое сердце поэта и недолгий его век.

Многие стихи М.И. Цветаевой пронизаны настроением романтической мечтательности:

В огромном городе моём – ночь.

Из дома сонного иду – прочь.

Июльский ветер мне метёт путь.

И где-то музыка в окне – чуть.

        Или:

После бессонной ночи слабеют руки,

И глубоко равнодушен и враг и друг.

Целая радуга – в каждом случайном звуке,

И на морозе Флоренцией пахнет вдруг…

Марина Цветаева писала: «Всякий поэт, так или иначе, слуга идей или стихий. Бывает – только идей. Бывает и идей, и стихий. Бывает только стихий». М.И. Цветаева – поэт стихий. Но её страстность, напор чувств, эмоционально соединены со способностью к самоанализу. Она выработала свой чёткий моральный кодекс и с фанатичным упорством следовала ему, хотя часто ей приходилось сдерживать бурные страсти, клокотавшие в душе. Отсюда в её поэзии противоречия между стихией и разумом, бытием и бытом, Психеей (душа) и Евой (тело), земным и небесным. В жизни из двух одинаково сильных и противоположных начал победил разум, но в поэзии – стихия:

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,

Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,

Оттого что я о тебе спою – как никто другой…

И совсем другая тональность у одного из последних стихотворений 1916 года; посвящённого Р.М. Рильке:

Я бы хотела жить с Вами

В маленьком городе,

Где вечные сумерки

И вечные колокола.

И в маленькой деревенской гостинице –

Тонкий звон

Старинных часов – как капельки времени.

И иногда, по вечерам, из какой- нибудь мансарды –

Флейта,

И сам флейтист в окне.

И большие тюльпаны на окнах.

И, может быть, вы бы даже меня не любили…

Литература:

1. Баевский В.С. История русской поэзии 1730 – 1980. – Смоленск, 1994.

2. Басинский П., Федякин С. Русская литература конца XIX – начала XX века и первой эмиграции. – М., 1998.

3. История русской литературы: В 4 т. Т. 4. Литература конца XIX – начала XX века (1881 – 1917). – Л., 1983.

Люди также интересуются этой лекцией: Батур-хунтайши, Ормон-хан, С. Чокморов.

4. Минералов Ю.И., Минералова И.Г. История русской литературы XX века 1900 – 1920-е годы. – М., 2004.

5. Программа по истории русской литературы 20 века для студентов стационара и заочного отделения факультета русского языка и литературы. – Армавир, 1996.

6. Саакянц А. Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества (1910 – 1922). – М., 1986.

7. Серебряный век русской поэзии. – М., 1993.

8. Фейлер Л. Марина Цветаева / Пер. с англ. – Ростов н/Д., 1998.

9. Шаповалов М. О серебряном веке русской поэзии // Литература в школе. – 1991. – №2. – С.102.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее