Популярные услуги

Творчество В.А. Жуковского

2021-03-09СтудИзба

Творчество В.А. Жуковского

План

  1. Элегии и элегические стихотворения  - песни, романы, послания в творчестве В.А. Жуковского.
  2. Балладное творчество поэта.
  3. Поэмы В.А. Жуковского.

1. Элегии и элегические стихотворения  - песни, романы, послания в творчестве В.А. Жуковского.

Элегиям принадлежит первое место в творчестве Жуковского, но не по количеству, а по значению, по содержательной наполненности, глубине самовыражения и по влиянию этого жанра на другие. В основном элегии лежат у истоков его творчества.

Элегии Жуковского - большие лирические произведения, в которых описательное и медитативное начала находятся в глубо­ком взаимопроникновении благодаря тому, что центром произве­дения оказывается элегическая личность. В прославленных элеги­ях «Сельское кладбище», «Вечер», в стихотворении элегического тона «Певец» в центре — образ юноши. Элегическая личность в поэзии Жуковского — совсем юный человек, он «Едва расцвел — и жизнь уж разлюбил» («Певец»). Горести, сомнения, раздумья юного сердца изливает поэт в стихах. Лирический конфликт в том и состоит, что юное существо оказалось не принятым жизнью: «Здесь пепел юноши безвременно сокрыли...» («Сельское кладби­ще»); «Придет сюда Альпин в час вечера мечтать // Над тихой юноши могилой!» («Вечер»); «И рано встретил он конец, // За­снул желанным сном могилы...» («Певец»).

Знаменательная особенность центрального элегического обра­за Жуковского в том, что поэт разрушал грани между жизнью и смертью своего героя, его бытием и небытием. В «Сельском клад­бище» применен своеобразный, именно элегический прием ком­позиции образа и всего стихотворения. Юноша-поэт вначале пе­редает впечатления, вызванные сельским кладбищем, а затем он как бы видит себя умершим, похороненным и уже глазами других людей, как бы со стороны, смотрит на себя и читает эпитафию на собственном надгробии. Элегическая личность Жуковского, живя на свете, переносится в «мир иной», представляет себе жизнь без себя; герой живет и не живет одновременно. Такого рода разруше­ние границ между бытием и небытием, странные посещения жи­вущим «мира иного», его погружения в могилы — первые роман­тические предвестия в элегиях Жуковского, на первый взгляд вы­держанных в традициях сентиментализма.

В ранних элегиях «переселения» лишены мистики, они — ре­зультат необычной игры воображения поэта или его грустных пред­чувствий. «Переселения» имеют не мистический, а этический ха­рактер. Юный поэт размышляет о судьбе тех, чьи надгробия ли­шены пышности, а имена канули в Лету. Не прославленные герои отечества, а простые сельские жители привлекли внимание элеги­ческого человека. Их судьбы побудили его (в элегии «Сельское кладбище») сформулировать целый моральный кодекс, основанный на принципах гуманизма: всегда следовать голосу совести и чести, не раболепствовать перед сильными мира сего, не прельщаться лестью и не служить своей гордыне, не быть жестоким и равнодушным к тем, кто страдает, ценить в жизни не успех славу, наслаждения, а добросердечие, отзывчивость, способность чувствовать чужую боль, готовность прийти на помощь нуждающемуся в ней.

Главный интерес Жуковского как романтика вызывают особые переживания, эмоциональные и интеллектуальные: воспоминания, мечты, надежды, сны, чувства природы (весеннее чувство, вечернее и утреннее чувства), чувство грусти, но и утешение в слезах, атакже «невыразимое», но существующее в душе — мир пред­чувствий.

Рекомендуемые материалы

Воспоминания, а их мир больше всего представлен в его элегиях и близких им стихотворениях, для Жуковского имеют глубокий философско-этический смысл:

О милых спутниках, которые наш свет

Своим сопутствием для нас животворили,

Не говори с тоской: их нет;

Но с благодарностию: были.

Поэт стремится найти для человека нравственную опору, которая сделала бы его морально стойким перед лицом активного зла.

В элегическом стихотворении «Теон и Эсхин» — этическая про­грамма поэта, размышляющего о счастье человека. Автор убежда­ет в необходимости не внешней активности, а нравственной. Странствователю Эсхину был противопоставлен домосед Теон, на­шедший истинный путь к счастью в нравственно чистом сущест­вовании и стремлении к возвышенным целям. Только духовные ценности, открытые в человеческом сердце, нетленны, утвержда­ют автор и его любимый герой. Звание человека — лучшее среди всех званий и санов: «При мысли великой, что я человек, // Всег­да возвышаюсь душою». Гуманность Теона позволила ему пере­жить тяжелые личные утраты, примириться с ними и сохранить просветленное, хотя и не лишенное меланхолии, сознание.

В поэзии Жуковского обнаруживается романтическое пережи­вание красоты. У него прекрасному синонимичны слова: «очаро­вание», «обаяние», «обворожение», «невыразимое»: «Минувших дней очарованье», «Прошли, прошли вы, дни очарованья», «оча­рованный поток», «очарованная тишина», «очарованное Там».

Романтическое мироощущение поэта, собственно, и выражается в его элегиях в этом очаровании. Другие свойства романтического вой­дут в его баллады. Элегическая личность отделена от повседневности состоянием очарования, которое вызывают и природа, и собствен­ные воспоминания, мечты, безотчетные стремления.

2. Балладное творчество поэта.

Жуковский вошел в историю русской поэзии как балладник. Жанр баллады появился в русской литера­туре задолго до Жуковского, но только он придал ему поэтическую прелесть и сделал популярным. Больше того, он срас­тил поэтику жанра баллады с эстетикой романтизма, и в результате этот жанр превратился в характернейший знак романтизма.

Главная эстетическая тональность баллад Жуковского — ро­мантика ужасов. Сохраняется меланхолическая прелесть стихов, но она существует теперь на почве сюжетов фантастических, тра­гических, странных.

Основная тема его баллад — преступление и наказание. Жуковский-балладник обличал различные проявления эгоцентриз­ма. Постоянный герой его баллад — сильная личность, сбросив­шая с себя нравственные ограничения и выполняющая личную волю, направленную на достижение сугубо эгоистической цели. Варвик (из одноименной баллады) захватил престол, погубив свое­го племянника, законного престолонаследника, — ведь Варвик хо­чет царствовать. Жадный епископ Гаттон («Божий суд над епис­копом») не делится хлебом с голодающим народом. Рыцарь Адельстан, как новый Фауст, связывается с дьяволом, страшной ценой покупая у него личную красоту, рыцарскую доблесть и любовь красавицы. Разбойники убивают безоружного поэта Ивика в лесу. Поэт указал на аморальность и в семейных отношениях: когда муж-барон участвует в сражениях, жена изменяет ему с тем, кто тоже называется рыцарем. Но барон убивает своего соперника не в чест­ном поединке, не по-рыцарски, а из-за угла, тайно, трусливо, обе­регая себя самого от опасности. Каждый думает только о себе, только о своем благе.

Балладный мир Жуковского утверждал: в жизни совершается поединок добра со злом. В нем в конечном счете побеждает добро — нравственное начало. В балладах развер­нута идея не всепрощения, а справедливого возмездия. Поэт ве­рит, что порочный поступок обязательно будет наказан. Ничто зло­дейское не остается безнаказанным. Таков закон мирового поряд­ка, нравственный закон, которому, по мысли поэта, подчинено все бытие. Главная идея баллад Жуковского на тему преступления и наказания — идея торжества нравственного закона.

Среди баллад Жуковского особое место занимает цикл о люб­ви: «Людмила», «Светлана», «Ленора», «Алина и Альсим», «Эльвина и Эдвин», «Эолова арфа», «Рыцарь Тогенбург». Жуковский формировал ту теорию романтической любви, от которой оттал­кивались другие поэты: романтики развивали ее, углубляли, обо­гащали или показывали образцы романтических антитез; реалис­ты пародировали, возражали, опровергали. Но Жуковскому при­надлежала заслуга создания определенного этического эталона.

Сентиментальный идеал верной и счастливой любви или люб­ви, прошедшей через испытания жизни и нравственно вознаграж­денной, значительно дополняется в балладах Жуковского новыми нравственно-психологическими коллизиями. Любовь в его балла­дах окрашивается в трагические тона. Задача поэта — наставить человека, оказавшегося в трагической ситуации утраты страстно любимого. Исходный нравственный тезис поэта всегда один и тот же, Жуковский верен себе. Он требует обуздания эгоистических желаний и страстей.

Его несчастная Людмила (и Ленора) из одноименной баллады жестоко осуждена потому, что она предается страсти, желанию быть во что бы то ни стало счастливой со своим милым; любовная страсть и горе утраты жениха так ослепляют ее, что она забывает о других своих нравственных обязанностях — по отношению к другим людям, к самой себе, к жизни в целом. Поэт считал, что для нравственного человека целью жизни отнюдь не является достижение счастья. «...В жизни много прекрасного и кроме счастья», — говорил поэт, по воспоминаниям современника. Грех Людмилы, ропщущей на Бога, в том и состоял, что она хотела личного счастья вопреки всему и всем, а по концепции баллады — вопреки воле Про­видения.

Баллада «Светлана» по сюжету близка «Людмиле», но и глубо­ко отлична. Оригинальная баллада Жуковского имеет конкрет­ный адрес, она посвящена юной А.А. Воейковой (младшей сестре Маши Протасовой), которой в 1808—1813 гг., когда писалась бал­лада и публиковалась, было 13—18 лет. Весь стиль баллады в женственном, девичьем ореоле. Поэт передал очарование юности. Героиня — «милая Светлана» (Людмила не была ни разу на про­тяжении всей баллады «милой», синонимом к ее имени служили слова «дева» и «девица»), а Светлана рисуется в окружении дру­гих девушек и тоже «милых», так как все, связанное с ними, вызы­вает ласковое чувство поэта: «башмачок», «песенки», «локоток», и весь «крещенский вечерок», и сами девушки — «подружки», «под­руженьки». Поэт воспроизводит привлекательный и изящный де­вичий мир, в котором значимы и «башмачок», и «серьги изумрудны», и «перстень золотой», а особенно зеркало; даже у коней, на которых приехал жених-мертвец, «поводья шелковы», красивы. Но внешние атрибуты девичьей жизни не столь важны в балладе, сколько внутренние: грусть о женихе, мечты, гадания, сны, слезы о нем же «тайная робость», внутренний трепет, разговор со своим «вещим сердцем» о будущем: «Что сулишь душе моей, // Радость иль кручину?». Но девичьи слезы не вечны, и настроения изменчивы.

Баллада рассказала не только об эпизоде из жизни юного существ; (гадании молоденькой девушки о женихе), но представила внутренний мир героини. Баллада полна жизни, движения, и внутреннего, ивнешнего, какой-то девичьей суеты («За ворота башмачок, // Сняв с ноги, бросали; // Снег пололи; под окном // Слушали; кормили / Счетным курицу зерном; // Ярый воск топили...»); во сне продол­жается это мнимо серьезное действие — безудержная скачка на кот с приснившимся женихом. Мир баллады динамичен, и душевный мир героини подвижен, полон колебаний. Страхи легко сменя­ются улыбками:

Улыбнись, моя краса,

На мою балладу;

В ней большие чудеса,

Очень мало складу.

Страшная фантастика в балладе разрешается в шутке, в мягкой улыбке самого поэта.

Стиль баллады «Светлана» отличается цветовой гаммой. Люд­мила нарисована на фоне черной, видимо, летней ночи: она в тем­ноте дубрав и лесов или на буграх, на равнинах, освещенных туск­лым лунным светом. Баллада «Светлана» выдержана скорее в бе­лом цвете, который побеждает страшную темноту ночи. Источник белого цвета в балладе — прежде всего снег, образ которого воз­ник в первой строфе и сопутствует сюжетной линии до конца. Девушки, гадая, «пололи снег». Светлане снится снег: «вьюга над санями», «метелица кругом», «снег валит клоками», кони, «снег взрывая», мчатся, а когда она проснулась, «снег на солнышке блестит», «на дороге снежный прах». От строфы к строфе переходит образ снега, наполняя балладу белизной. Она подкрепляется и об­разами «белого платка», используемого во время гадания, стола, покрытого белой скатертью, «белоснежного голубка» и даже «белого полотна», которым накрыт мертвец. Белый цвет (но, конечно, не савана, а снега — лейтмотивного образа) ассоциируется с именем героини: Светлана, светлая, а по-народному свет «белый». Белый цвет — символ чистоты и непорочности.

Второй, контрастный, цвет в балладе не черный (в ней только «черный вран»), а скорее темный: «темно в зеркале» (во время гадания), «темна даль» дороги, по которой мчатся кони, «одино­кая, впотьмах», Светлана перед избушкой. Черный цвет страшной балладной ночи, ночи преступлений и наказаний, в этой балладе смягчен, высветлен.

Только баллада «Светлана» наполнена «огоньками» — еще одна особенность живописного рисунка поэта в знаменитом стихотво­рении.

Очарование баллады — в образе юной, влюбленной Светланы. Ее страхи рассеялись, она ни в чем не повинна. Но поэт, верный своим этическим принципам, предупредил юное существо против порока самолюбия. Смирись, человек, и покорствуй Провидению — вот позиция автора. Вера в Провидение оборачивается верой в жизнь: «Здесь несчастье — лживый сон; // Счастье — пробужденье».

Баллады «Людмила» и «Светлана» выразили человеческую потребность в любви. К ним примыкает и «Эолова арфа» — шедевр Жуковского, в котором он предстает как романтический поэт-художник и поэт-музыкант. Музыкальное начало в этой балладе особо акцентировано в самом названии произведения, в его поэтической теме. Любовь -прекрасная мелодия, прозвучавшая в сердце человека; в балладе соз­дан образ арфы любви. Арфа у Жуковского — широкий романти­ческий символ, подчинивший себе всю поэтику стихотворения.

«Эолова арфа» может служить образцом романтической музы­кальности. Все стихотворение основано на ассоциациях со звука­ми арфы: название, содержание стихотворения, его образы, дви­жение стихов, лексика и ритмы призваны заставить читателя ус­лышать музыку, издаваемую арфой. Главные же мелодии баллады, взаимосвязанные и сливающиеся, — это музы­кальные темы Минваны и Арминия. Сходные несчастные судьбы, взаимная любовь, общее горе разлуки как бы заложены в сходно звучащих именах, содержащих слог «мин». У Жуковского родные души имеют и родственные имена. В словах-образах, в звуковых повторах-вариациях — целая философия жизни и любви: идея очарования молодой любви, ее хрупкости и ненадежности, порицание грубой силы, разрушаю щей человеческое счастье, идея трагической невозможности оста­новить прекрасное мгновение юной любви, грустного примире­ния с неумолимым законом изменчивости жизни, но и утвержде­ние торжества любви как высшей духовности, не поддающейся грубой силе.

3. Поэмы В.А. Жуковского.

Эволюция поэзии Жуковского состояла в усилении лироэпического начала в его творчестве. В 30—40-х годах эпика преобладала в его творчестве, хотя она, как правило, была стихотворной. Жуковский в 40-х годах верен традициям «золотого века» поэзии. Делая переводы, он нередко прозаический текст переводил стихами. Терминология эпических жанров в первой половине XIX в. не была упорядочена, и слово «поэма» в то время связывали с высоким жанром классицизма и античности, поэтическим повествованием о возвышенном. Сни­женный стихотворный жанр, повествующий о простом, житейс­ком, об обыкновенных людях, называли «повестью» или «былью». В этом смысле и Жуковский обозначил свои поэмы «повестями» и «былями». В то же время, постоянно называя свои произведе­ния «повестями», он сближался с главным руслом литературного развития 30—40-х годов. Это был третий вместе с элегиями и бал­ладами ведущий жанр, в котором формировался художественный метод первого романтика.

В ранней поэме «Аббадона» (перевод второй песни поэмы Ф.Г. Клопштока «Мессиада») — космический масштаб решения излюбленной темы. Серафим Аббадона восстал против Бога и при­соединился к сатане. Но бунт против мирового Добра и единение со Злом губят саму душу падшего серафима, в ней воцаряется «вечная ночь», он погружается в «жилище мученья» и ждет лишь самоуничтожения. Поэма лежит у истоков романтического вопло­щения «демонической темы» в лироэпическом жанре русской ли­тературы, и если Кюхельбекер в разработке ее близок Жуковско­му, то Пушкин и Лермонтов вносят в нее особую психологичес­кую и философскую глубину.

В поэмах Жуковского выделяется мотив суда: «Суд Божий» (из Ф.Шиллера), «Суд в подземелье» (из В.Скотта), к ним примыкает баллада «Божий суд над епископом» (из Саути).

Более глубоко индивидуальность русского романтика прояви­лась в его шедевре — поэме-сказке «Ундина» (перевод и стихо­творное переложение прозаической повести Ф. де ла Мотт Фуке). Многозначность, символика старинной сказки (хотя в произведе­нии скорее стилизация под средневековый фольклор, нежели под­линный фольклоризм) переплелись с романтической таинствен­ностью, недоговоренностью, намеками; сказочные ситуации погру­жены в лирическую стихию авторского сочувствия героине, сопе­реживания, восхищения ею. Идея поэмы, философская позиция автора воссоздаются в анализе фантастических происшествий: здесь этический пантеизм (одухотворение природы, обнаружение в ней добрых и справедливых начал, истоков любви). Ундина, рож­денная водной стихией, не холодная русалка, а воплощение люб­ви; дитя природы — олицетворение самоотверженного чувства. В поэме сближены любовь и совесть, последняя требует верности в любви и служения ей, памяти о ней. Рыцарь, муж Ундины, заглу­шил голос совести, оскорбил любовь и тем разрушил ее и погу­бил. Дар природы — Ундина, а это сама любовь, исчезает и по воле той же природы в своих слезах топит рыцаря. Снова у Жу­ковского торжество нравственного закона.

Поэмы иной идейно-эстетической тональности: «Орлеанская дева» (Шиллера), «драматическая поэма», по определению Жуков­ского, «Слово о полку Игореве», «Сид» (из Гердера), «Рустем и Зораб» (отрывок из поэмы «Шахнаме» Фирдоуси, переложение пере­вода Рюккерта) — несут в себе героическую тему, рисуют людей му­жественных, одушевленных высокими патриотическими идеалами.

Особенность переводов Жуковским эпических произведений, созданных в 40-е годы, «Рустем и Зораб», «Одиссея», первая и вторая (в отрывке) песни «Илиады» Гомера, — обращение поэта к глубинам истории, к временам мифологических героев. От рус­ского и западноевропейского средневековья, отраженного в «Сло­ве о полку Игореве», «Сиде» и «Орлеанской деве», утверждаю­щих величие и красоту героического подвига, поэт-романтик, сле­дуя принципу ретроспекции, уходит все дальше от современнос­ти, осмысливая истоки общественного бытия. «Одиссея» была со­звучна философским устремлениям поэта, понимающего жизнь как странствие. Странствования Одиссея получали аллегоричес­кий подтекст; также близок этическим идеалам поэта образ вер­ной Пенелопы; образ Одиссея, влюбленного в свое отечество, в свой дом родной и родные берега Итаки, любовь и верность кото­рого выдержали многие испытания, бесспорно импонировал поэ­ту и находился тоже в глубинной перекличке с другими его про­изведениями. Он обнаружил в «Одиссее» близкую его сердцу ме­ланхолию. «Успокаивающее», «увеселяющее» действие «Одиссеи» на душу человека новой эпохи Жуковский связывал с нравствен­ной чистотой младенчества человеческого рода, поселяющего на­дежду на возможность оздоровления и очищения. Поэт готовил «Одиссею» и для юношеского и детского чтения.

Поэма произвела большое впечатление на читателей и крити­ков. Прогрессивный журнал 40-х годов «Современник» заметил: «"Одиссея" В.А. Жуковского, бесспорно, самое замечательное ли­тературное явление 1849 года».

Значение Жуковского. Романтизм Жуковского следует определить как этико-психологический, философские проблемы добра и зла, преступления и наказания, смысла жизни, дружбы и любви, нравственного долга, совести, возмездия, счастья, глубоко волнующие поэта, придали его лирике подлинную содер­жательность и идейность. Романтическая лирика Жуковского — до­стойная предшественница поэзии Пушкина и поэтов гражданствен­ного романтизма; она страстно утверждала нравственный пафос творчества и высокую ответственность поэта за свое искусство («что он сам, то будет и его создание», «жить, как пишешь»), нравствен­ное единение личности поэта и его творчества. Эстетический мир ли­рики Жуковского — меланхолический и романтически-таинствен­ный; поэт заглядывает в нравственные глубины человеческой души, ему доступны утонченные переживания, лирика утверждает само­ценность личности. Его поэзия направляла литературу в область пси­хологического анализа.

Литература:

Жуковский В.А. (Любое издание)

Ещё посмотрите лекцию "15. Виды безопасности эксплуатации ТС" по этой теме.

Семенко И.М. Жизнь и творчество Жуковского. М.,1976.

Иезуитова Р.В. Жуковский в Петербурге. М.,1976.

Афанасьев В. Жуковский. М.,1985.

Иезуитова Р.В.  Жуковский и его время. Л.,1989.

Земорова И.Б. В.А. Жуковский и немецкие просветители / Под ред. Ф.З. Кануновой.- Томск, 1989.

Канунова Ф.З. Вопросы мировоззрения и эстетики В.А. Жуковского.- Томск,1990.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее