Творчество Александра Сергеевича Грибоедова
Творчество Александра Сергеевича Грибоедова
(1790, 1795 - 1829)
План.
1.Общественно-политическая проблематика комедии «Горе от ума».
2.Своеобразие конфликта.
3.Структура действия.
4. Система образов. Образ Чацкого.
5. Принципы создания комического.
Рекомендуемые материалы
«Горе от ума» - одна из вершин русской комедиографии, одно из немногих произведений, относящихся к жанру общественной комедии, комедии идей, созданной Аристофаном (в русской традиции существует несколько комедий этого типа – прежде всего относящихся к эпохе классицизма – «Ябеда» Капниста, «Недоросль» и «Бригадир» Фонвизина). Грибоедовское «Горе от ума» - новаторское по поэтике произведение: оно определило тенденции развития русской общественной комедии ХIХ и ХХ вв. – от «Ревизора» Гоголя и «Смерти Тарелкина» Сухово-Кобылина до «Самоубийцы» и «Мандата» Н. Эрдмана.
Судьба создателя «Горя от ума» - классический пример автора одного произведения. Место А.С. Грибоедова в русской литературе определяется его гениальной комедией, хотя он написал несколько одноактных пьес, которые можно отнести к популярной в начале столетия «колкой» комедии.
Достоверных сведений о жизни Грибоедова нет. Даже дата рождения определяется условно, с погрешностью в 5 лет – 1790 или 1795 год. Смерть Грибоедова, посланного Николаем I с дипломатической миссией в одну из тогдашних горячих точек – Тегеран – также овеяна легендами. Тело поэта не было найдено. Считается, что Грибоедов был зверски убит религиозными фанатиками. Его смерть была установлена по руке с брильянтовым перстнем. В наше время возникла легенда о том, что Грибоедов сбежал из Тегерана и закончил свою жизнь в секте огнепоклонников. После смерти он был причислен к святым этой секты, и якобы его изображение видели в одном из храмов этой секты. Официально датой смерти Грибоедова считается 1829 год.
Возникновение легенды закономерно. Масштаб личности Грибоедова должен был породить мифы. Грибоедов был человеком возрожденческого темперамента. В 14 лет он окончил несколько отделений Московского университета: словесности, юридических, математических и естественных наук. Знал несколько языков – причем не только обязательный для русского дворянства французский, но и немецкий, английский, итальянский, турецкий, древнегреческий и латынь. Прославился как виртуозный пианист, талантливый композитор (два вальса Грибоедова исполняются до сих пор). Был выдающимся дипломатом. Легендарна и история любви Грибоедова и юной грузинской княжны Нины Чавчавадзе, которая будучи лишь год женою Грибоедова, всю жизнь хранила ему верность. И, наконец, Грибоедов создал гениальную комедию в стихах, новаторское для русской литературы произведение.
Над «Горем от ума» Грибоедов работал около 10 лет – с 1816 (по другим сведениям с 1818 г.) по 1828 г. Черновой вариант был завершен к 1823 г., с этого момента, не имея надежд опубликовать комедию официально (не допускала цензура), Грибоедов способствует ее распространению в списках. Первое полное издание комедии вышло только в 1858 году в Лейпциге. В России же полный текст комедии появился лишь в 1862. До этого публиковались отрывки – Ф. Булгарин в альманахе «Русская Талия» в 1824 г. напечатал 4 явления I действия и III действие.
Любопытно, что несмотря на огромную популярность комедии в русском театре – провинциальные труппы набирались, исходя из количества актеров и амплуа, необходимых для постановки «Горя от ума», - в советском театре пьеса была запрещена с 1930 по 60-е годы. Скорее всего, это связано с идеологическим содержанием комедии – Чацкий обличает не только фамусовскую Москву, но любое закрытое общество, враждебно относящееся к инакомыслию. Можно сказать, что «Горе от ума» - это в какой-то степени антитоталитарное произведение. А если вспомнить, как развивается сплетня о безумии Чацкого, которого, потому что он не танцует, как все, записывают в карбонарии и фармазоны (франкмасоны – члены запрещенной в России в правление Николая I масонской организации, карбонарии – итальянские революционеры), то есть придают его бытовому поведению политический характер, становится ясно, что могло насторожить в этой классической пьесе в ХХ веке.
«Горе от ума» - такое же таинственное произведение, как и его создатель. По легенде замысел комедии пришел Грибоедову во сне. Название противоречит классицистической традиции и логике – горе приносит не глупость, а ум. И, наконец, почему пьеса о разбитых надеждах с драматическим финалом названа комедией. Неоднозначна и трактовка личности главного героя. Кто он? Один умник на 25 дураков (Грибоедов) или сумасброд, чудак, комическая фигура, традиционная для светской «колкой» комедии (Дмитриев, Писарев)? В общую неразбериху свой вклад внес и Пушкин, написав в письме к Вяземскому от 28 января 1825 г.: «Читал я Чацкого – много ума и смешного в стихах, но во всей компании ни плана, ни мысли главной, ни истины. Чацкий – совсем не умный человек, но Грибоедов - очень умен».
Ответы на все эти вопросы можно найти лишь в поэтике, в структуре комедии. Причем тайна грибоедовской комедии не потеряла своей актуальности, доказательством чему служат огромное количество научной литературы, современные исследования по творчеству поэта. Каждые 3 года проводятся гибоедовские конференции, посвященные проблемам творчества Грибоедова, прежде всего «Горе от ума».
I. Новаторство комедии начинается с того, что это общественно-политическая комедия. Один день действия сконцентрировал 10-летия общественной жизни. Центральная проблема пьесы – трагедия интеллектуала, высококультурного, думающего человека в России. Образ Чацкого корреспондирует с декабристами, первыми в русской истории интеллигентами, и с литературным типом «русских мальчиков». Комедия отражает атмосферу гражданской экзальтации, характерной для 20-х гг. ХIХ столетия, процесс вызревания в недрах дворянского общества оппозиции. Старый конфликт архаистов и новаторов приобрел новое, политическое содержание, трансформируясь в столкновение реакционеров и свободной личности. Конфликт отражает ощущение необходимости общественных преобразований, охватившее русское общества после войны 1812 г. Ю.Н. Тынянов в статье «Сюжет «Горя от ума» пишет: «Героическая война 1812 г. прошла, ее ближайшие задачи кончились, ожидания, что в ответ на подвиги народа последует падение рабства, не сбылись». Напомню, что в 1816 г. (это одна из предполагаемых дат возникновения замысла) в России создается первая тайная организация будущих декабристов «Союз Спасения».
Русская абсолютная монархи даже в Европе воспринималась как анахронизм. Неслучайно на Европейском сейме 1818 г., где присутствовали главы держав, победивших Наполеона, прозвучало требование ввести в Российской империи конституцию, ограничивающую власть самодержца. Александр I дал торжественные заверения, но ничего не предпринял для выполнения своих обещаний. Более того, боясь проникновения «французской революционной заразы», Александр I удалил от себя Сперанского, разрабатывающего проект конституции. Внутренняя политика приобрела репрессивные формы: началась эпоха «аракчеевщины». Неслучайно идею свободы воплощает в комедии лишь один персонаж – Чацкий.
Принципиально важно для понимания образа Чацкого, характера конфликта, что герой возвращается в Москву после 3-летнего отсутствия. За эти 3 года утихло послевоенное ликование, поэзия военных подвигов сменилась прозой обыденных дел. И большинство радо вернуться к довоенным заботам – карьере, протекциям, доходам, выгодным бракам и т.д. Попав «с корабля на бал» Чацкий не разобрался, что москвичи живут другими интересами, иллюзия близких общественных преобразований для них давно развеялась. Конфликт архаистов и новаторов приобретает политическую трактовку и качественно новый уровень. Зародившись во времена Фонвизина на уровне идеи, в эпоху Грибоедова он перешел на уровень быта. Главной характеристикой конфликта у Фонвизина было качественное соотношение героев:
Простакова, Скотинин, Простаков – Митрофанушка – 3:1,
Стародум – Милон, Софья, Правдин - 1:3.
Следовательно, будущее – за «новыми» людьми, молодыми героями. Причем Простакова погружена в быт, в то время, как ее оппоненты, «новые» люди, принципиально внематериальны. Чацкий – преемник фонвизинских новаторов: на это указывает сфера его интересов, далекая от быта. Но на смену количественной характеристике конфликта приходит качественная. Грибоедов писал, что в его комедии «25 дураков на одного умного человека», Чацкого. Чацкий воплощает комплекс идей, связанный с декабризмом – он предпочитает жизнь в деревне как более нравственную городской жизни, выполняя тем самым один из пунктов программы декабристов, как это позже сделает Онегин – «ярем он барщины старинный оброком легким заменил», высказывается за просвещение умов, за свободный выбор. Гончаров в статье «Мильон терзаний» пишет: «Его идеал свободной жизни определен: это свобода от всех цепей рабства которыми оковано общество, свобода вперить в науки «ум, алчущий познаний», или предаваться «искусствам творческим, высоким и прекрасным», свобода служить или не служить, жить в деревне или путешествовать».В тоталитарном обществе все эти решения выходят за пределы личной свободы. Личная жизнь гражданина неотделима от его политических убеждений, и стремление жить по-своему, наперекор норме, уже само по себе вызов. Именно эта идея, на мой взгляд, обусловливает новаторство действия комедии.
Грибоедов нарушает единство действия. По словам Гончарова, в «Горе от ума» «две комедии как будто вложены одна в другую». Грибоедов вводит две параллельно развивающиеся сюжетные линии – любовную и общественную. В этом заключается специфика действия комедии, композиционными принципами которой являются четность, симметричность, двойственность. Эти принципы определяют образную систему и соотношение сюжетных коллизий.
Традиционно драматические произведения состоят и 1 («Маленькие трагедии»), 3-х или 5 актов (классицистические комедии и трагедии). Комедия Грибоедова включает себя 4 акта, то есть делится на 2 симметричные части:
I – II акты - изображение родственного, домашнего круга, что характерно для светской или «колкой» комедии;
в III – IV актах появляется «народ действующих лиц» (П.А. Вяземский). Жанровой моделью этой части является общественная, идеологическая комедия.
У Грибоедова эти 2 линии пересекаются. Чацкий в своих речах перемежает гражданские проблему с личными: от шутливых словесных пикировок с Софьей, от обсуждения домашних дел, общих знакомых он переходит к политическим проблемам (разговор Ч. и Скалозуба о знакомых – монолог «А судьи кто?»). Любовные сцены предшествуют общественным: в I акте Чацкий врывается в дом с любовном чувством, разочарован холодным приемом Софьи – злость выливает на московских знакомых и т.д. Условно схему развития действия по актам можно изобразить следующим образом:
I II III IV
V -- / -- V // V -- / -- V
Возникает принцип зеркальной симметрии, или энантиоморфизм. Выражением композиционной модели комедии являются слова Молчалина, произнесенные в конце II акта, когда он предлагает Лизе подарок взамен свидания: «Снаружи зеркальце и зеркальце внутри». Маленьким внутренним зеркальцем является сон Софьи, который она рассказывает Фамусову в Iакте. Сон – иллюзия реальности, в русской литературной традиции («Недоросль») – пророчество. Сон Софьи придуман. В нем смешаны атрибуты Молчалина и Чацкого. Сон, выдуманный о Молчалине, сбывается о Чацком. Сбываются все словесные мотивы – «не люди и не звери» - гости, старуха Хрюмина называет гостей Фамусова – «уроды с того света». Сон – маленькое зеркальце внутри комедии, отражающее все содержание комедии, большое зеркало реальности.
Принцип зеркальности организует и сценическое действие:
1. Два любовных треугольника - Фамусов – Лиза – Молчалин -(Петруша), Чацкий – Софья – Скалозуб - (Молчалин).
2. Отношения между Чацким и Софьей развиваются в зеркальном отражении: Софья слепа по отношению к Молчалину, ясно видит Чацкого, но не одобряет его, в финале С. прозревает – видит Молчалина таким, каков он есть. Чацкий в начале комедии ослеплен любовью к Софье, считает ее слишком умной, чтобы питать иллюзии по поводу мнимого благородства Молчалина, в конце комедии – открывает для себя истинную ценность Софьи – ей, как и всем московским дамам, нужен муж-слуга.
Принцип зеркальности лежит и в основе системы образов:
Обратите внимание на лекцию "Публицистика Жана-Поля Марата (кратко)".
1. Чацкий появляется в комедии как представитель некой общественно-политической силы, а не как одинокий чудак, благодаря введению внесценических образов, своеобразных отражений Чацкого.Неслучайно Софья говорит о Чацком: «В друзьях особенно счастлив», а Фамусов в спорах с ним о своих противниках говорит во множественном числе – вы. К сторонникам Чацкого можно отнести племянника княгини Тугоуховской Федора, который уехал в деревню, профессоров педагогического института, приверженце ланкастерской системы обучения, двоюродного брата Скалозуба, который не понимает поведения своего родственника: «Чин следовал ему – он службу вдруг оставил». Чацкий – знак, символ новой силы, появившейся в русском обществе. Одиночество Чацкого, противостоящего многочисленным фамусовым, подчеркивает качественную природу этого образа. Чацкий – фитиль. Который способен взорвать пороховую бочку русской действительности. Чацкий – личность, индивидуальность которой становится ярче на фоне похожести других персонажей – г-д N и D, 6 княжен Тугоуховских, которые в тексте появляются по номерами. Тем самым создается ощущение безликости героев, которые живут по одним законам – Фамусова волнует в финале не судьба своего семейства. А общественное мнение: «Ах, боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Мнение света создается женщинами (отражение общественных прорцессов – большей внутренней свободы женщин, которые не обязаны служить) – Татьяной Юрьевной, Хлестовой, графиней бабушкой и др.
2. Все персонажи отражаются друг в друге определенными гранями. Фамусов уподобляется Молчалину, без меры угождая Скалозубу, льстя ему. Он обращается к дворянину, равному себе по происхождению с лакейским постфиксом – с: «Сюда-с, прошу». Софья соотнесена с образом московской дамы – ей, как и Наталье Дмитриевне Горич, нужен «муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей». Соотнесена она и с Хлестовой – обе благодарят Загорецкого.
Чацкий уподоблен Репетилову, который представляет собой сниженный вариант поведения Чацкого. Их поведение совпадает до мелочей: появляясь, Чацкий падает к ногам Софьи: «Чуть свет уж на ногах и я у Ваших ног», Репетилов спотыкается на лестнице, входя в дом Фамусова: «Грянул вдруг, как с облаков». В финале комедии они уходят, повторяя одну реплику: Чацкий: «Сюда я больше не ездок, / Карету мне, карету!». Репетилов, видя, что все его покинули, собирается уезжать и обращается к кучеру: «Вези меня куда-нибудь».
Сближение Чацкого и Репетилова не только внешнее. Встретив Репетилова, Чацкий понимает, что именно так он выглядит в глазах общества, ведь никто не знает об истинной причине его раздражительности – о любви к Софье. Репетилов отождествляет себя с Чацким. И Чацкий, и Репетилов говорят о приметах нового времени – о тайных обществах, где толкуют «о камерах, присяжных, о Бейроне, ну, об матерьях важных». Самому Чацкому Репетилов представляется кривым зеркалом. Репетилова от Чацкого отличает лишь высокая тема любви. Характер отношений Чацкого и Репетилова становится понятен благодаря семантике имени последнего: фамилия Репетилов образована от французского, означающего «повторять». Репетилов карикатурно повторяет Чацкого – Чацкий: «Я странен», «Я вам, не правда ли, смешон?» - ему вторит Репетилов, доводя его мысль до гротеска: «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак». Общество одинаково не понимает, не принимает всерьез и не слушает и Репетилова, и Чацкого. Репетилов для Чацкого – инструмент самопознания. Глядя в репетиловское кривое зеркало, Чацкий начинает рефлектировать и понимать, что он чужой всем. Начинается процесс внутреннего прозрения.
Образ Чацкого играет важную роль в комедии. Чацкий выполняет функцию катализатора. Он связывает 2 линии развития сюжета – общественно-политическую и любовную. С появлением Чацкого события начинают бурно развиваться. Чацкий как внутренне свободный человек. Индивидуальность, высвечивает скрытые противоречия московского общества. Дом Фамусова –модель русской действительности – потенциально запрограммирован на беду, потому что отношения в нем строятся на лжи: Фамусов пытается обмануть Лизу, а затем, лжет, скрывая свой порок, дочери, Молчалин лжет и Фамусову, и Софье, откровенен он лишь с Лизой. Чацкий – единственный правдивый человек, он обнаруживает духовное одиночество обитателей дома. Любая замкнутая система, включая тоталитарное общество, перестает существовать с появлением духовно свободной личности. Такой личностью в комедии является Чацкий. Именно поэтому Грибоедов изменил первоначальное название комедии «Горе уму», то есть единственному умному человеку в комедии, Чацкому, на «Горе от ума», вводя тем самым вариативность понятия «ум». Ум в понимании Чацкого означает высокую гражданственность, честность, в понимании других персонажей – способность выгодно устроиться в обществе. Примером последнего может служить Скалозуб – «И золотой мешок, и метит в генералы».
В финале комедии москвичи теряют гораздо больше, чем Чацкий: Фамусов – репутацию, Молчалин – карьеру, Софья – настоящую любовь Чацкого и мнимую Молчалина, перспективу выгодного брака, уважение к себе.