Введение
Введение
Литературный жанр антиутопии сформировался в XX веке во время бурных социально-политических и культурных катаклизмов. Становление жанра приходится, с одной стороны, на время мировых войн и тоталитарных режимов, с другой стороны, на период, отмеченный интенсивным развитием науки и техники.
Антиутопия XX века представлена литературами многих стран: самые известные романы-антиутопии принадлежат английским авторам О. Хаксли «О дивный новый мир» (1932), Д. Оруэллу «1984» (1949); в России дань жанру отдал Е. Замятин («Мы», 1923), в Америке - Р. Брэдбери («451° по Фаренгейту», 1953). Особым типом антиутопического романа стала книга Уильяма Голдинга «Повелитель мух» (1954).
Одной из актуальных проблем современного литературоведения является создание типологии антиутопического романа XX века, в основу которой могут быть положены в том числе и выявляемые специфические национальные разновидности последнего. Особый интерес представляет исследование разнообразных форм художественной условности, иносказания, отмечаемых в современном романе-антиутопии.
В произведениях антиутопической направленности выстраивается особый идейно-художественный универсум, в котором возможное выступает как данное, идея превращается в реальность, мечта человека - в действительность. Как верно замечает М. Мид, «мечты одного человека - это кошмары другого».
Для понимания специфики антиутопии прежде всего необходимо выявить архетипические признаки утопии. Отдельные темы, приемы, присущие жанру антиутопии, мы встречаем в мировой утопической литературе предшествующих эпох. В ходе исторического развития общества, с одной стороны, и жанра утопии, с другой стороны, отмечается накопление негативных элементов в утопической литературе, что и приводит к их обособлению в рамках жанра антиутопии, ярким примером которого являются романы Уильяма Голдинга «Повелитель мух» и Дж. Оруэлла «1984».
В качестве основных черт, характеризующих антиутопию как литературный жанр, ученые выделяют следующие: «Структурный стержень антиутопии - псевдокарнавал. Принципиальная разница между классическим карнавалом, описанным М.М. Бахтиным, и псевдокарнавалом, порожденным тоталитарной эпохой, в том, что основа карнавала - амбивалентный смех (то есть смех, содержащий в себе как экзистенциальный страх, так и освобождение от страха посредством его осмеяния), основа псевдокарнавала - абсолютный страх». Наиболее приемлемым представляется понимание "антиутопии" как пародии на жанр утопии либо на утопическую идею в целом.
Вера в силу и непобедимость разума, руководствуясь которым человечество построит гармоничное общество, способное удовлетворить материальные потребности каждого и в конечном итоге осчастливить всех, превратилась в утопию. Социальная справедливость по-прежнему остается недостижимым идеалом, а неудачные социальные эксперименты лишь способствуют росту числа литературных произведений, диаметрально противоположных утопии, - росту литературы антиутопической, базирующейся на тех же основах, что и литература утопическая. Характеризуя жанровое своеобразие романов Дж. Оруэлла и У. Голдинга, мы исходили из положения Тынянова о том, что «каждый термин теории литературы должен быть конкретным следствием конкретных фактов».
Жанр антиутопии получает различное толкование, что определяется сложностью его идентификации. Наряду с термином "антиутопия" в работах отечественных и зарубежных литературоведов встречаются такие обозначения, как: "дистопия" - искаженная, перевернутая утопия; "какотопия" - «страна зла»; "роман-предупреждение" - критика социальной действительности, жанр, к которому обращался в своем творчестве Г. Уэллс. Каждый из предлагаемых терминов связан с обозначением частных особенностей отдельных антиутопических произведений.
Рекомендуемые материалы
Термин же "антиутопия" имеет наиболее общий характер, что позволяет объединить разнообразные антиутопические жанровые модификации. В своем реферате мы будем использовать термин "антиутопия" в качестве рабочего.
В настоящее время жанр антиутопии является объектом рассмотрения в рамках различных научных дисциплин. В реферате учитываются философские и культурологические работы отечественных и зарубежных исследователей и литеоатуроведов: А.Ф. Лосева, Э. Фромма, A.M. Зверева, М.М. Зинде, В.В. Ивашевой, Б.А. Ланина, Н.П. Михальской, Л .Я. Гинзбург, Ю.И. Кагарлицкого, C.Л. Кошелева.
Объектом рассмотрения в реферате являются романы У. Голдинга «Повелитель мух» и Дж. Оруэлла «1984».
Предмет - антиутопический мир, созданный авторами..
Цель работы заключается в выявлении специфических жанровых черт произведений У. Голдинга «Повелитель мух» и Дж. Оруэлла «1984» как антиутопического романа.
Достижение поставленной цели предполагает решение частных задач:
• рассмотреть общие истоки утопии и антиутопии как литературных жанров;
• выявить особенности антиутопического мира в романах У. Голдинга «Повелитель мух»
Структура реферата определена его задачами: реферат включает Введение, главу, состоящую из тоех параграфов, Заключения и Библиографического списка.
"Культура и цивилизация" - тут тоже много полезного для Вас.