Популярные услуги

Кому на Руси жить хорошо

2021-03-09СтудИзба

Поэма Н. «Кому на Руси жить хорошо»

1. Жанрово-худ. своеобразие поэмы.

2. Композиционные особенности поэмы. Система образов и проблематика.

1. Поэма «К» занимает центральное место в тв-ве Н. Она стала своеобразным худ. итогом более чем 30-летней работы автора. Все мотивы лирики Н. развиты в поэме. Н. не только создал особый жанр соц-филос. поэмы. Он подчинил его сверхзадаче: показать развивающуюся картину России в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав писать сразу после реформы, в 1862 г. поэму об освобождающемся, возрождающемся народе, Н. бесконечно расширил первоначальный замысел. Поиски «счастливцев» на Руси увели его от современности к истокам: поэт стремится осознать не только результаты отмены кр. права, но и саму философскую природу понятий: счастье, свобода, честь, покой.

Принципиальная новизна жанра объясняет фрагментарность поэмы, построенной из внутренне открытых глав. Объединенная образом-символом дороги, поэма распадается на истории, судьбы десятков людей. Каждый эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом песни, легенды или романа. Все вместе, в ед-ве своем, они составляют судьбу русского народа, его историч. путь от рабство к свободе. Именно поэтому лишь в последней главе появляется образ нар. заступника Гриши Добросклонова – того, кто поведет людей на волю.

Лишь к этому моменту сам автор полностью увидел композиционное и худ. решение своей поэмы и, умирая, сожалел, что не успевает воплотить его: Единственное, о чем я жалею, что не успеваю дописать «К». Теперь я вижу, что это такая вещь, которая только целиком будет иметь свое значение».

Авторская задача определила не только жанровое новаторство, но и все своеобразие поэтики пр-я. Н. многократно обращался в лирике к фолькл. мотивам и образам. Поэму о нар. жизни он строит на фолькл. основе. В ней в той или иной мере задействованы все основные жанры фольклора: сказка, песня, былина, сказание.

У фольклора свои особые идеи, стиль, приемы, своя образная система и худ. средства. самое же основное отличие фолькл. от худ .лит-ры – отсутствие в нем авторства, а авторскую позицию занимает иное – общенародная мораль.

Поэтому привлечение фольклора в лит-ру ощущается как соприкосновение с чужеродным элементом. Обращение к фольклору в лит-ре всегда носит осознанный х-р, входит в худ. замысел пр-я. Лихачев: Это использование инородного худ материала, при котором сознание чужеродности не утрачивается».

Рекомендуемые материалы

Авторская лит-ра обращается к фольклору, когда необходимо глубже проникнуть в суть общенародной морали; когда само пр-е обращено не только к интеллигенции, но и к народу. Обе эти задачи ставил перед собой Н. в поэме «К».

И еще один важнейший аспект отличает авторскую литературу от фольклора. Изустное тв-во не знает понятия «канонич. текст»: каждый слушатель становится соавтором пр-я, по-своему пересказывая его. К такому активному сотворчеству автора и читателя стремится Н. Именно поэтому его поэма написана «свободным» языком, максимально приближенным к простонародной речи. Свободный и гибкий стихотворный размер, независимость от рифмы открыли возможность щедро передать своеобразие нар. языка, сохранив его меткость, афористичность и особые поговорочные обороты; органически вплести в ткань поэмы деревенские песни, поговорки, причитания, элементы нар. сказки (волшебная скатерть-самобранка) потчует странников; искусно воспроизвести и задорные речи подвыпивших на ярмарке мужиков, и выразительные монологи крестьянских ораторов, и вздорно-самодовольные рассуждения самодура-помещика.

Но голос автора не исчезает; это только иллюзия. Поэму Н. отличает твердая авторская позиция, проявляющаяся не только в лирич. отступлениях, он и выборе героев, в ходе сюжета, в отчетливых авторских симпатиях и антипатиях.

Особенно ярко это проявляется проблематике поэмы. Как традиционные герои русских сказок, некрасовские семеро мужиков, ищут счастье народное (все та же жар-птица). Но проблема народного счастья рассматривается автором не только в философском ключе, но и в соц-политич. весь пореформенный период Н. искал ответ на вопрос, сформулированный им в «Элегии» (1874): «народ освобожден, но счастлив ли народ?» Формальное освобождение кр-н не сняло проблемы духовного рабства России. Гриша Д. говорит: «Всему виной крепь». Но это мнение — не т.зр. автора, считающего, что кр. пр. при всем своем уродстве не в силах свалить народ. Н-ву мужик представляется скорее возвышенным, чес униженным: в поэме нет ни ужасного рассказа Ивана Карамазова о затравленном собаками мальчике, ни ужасов обращения Салтычихи. Все, что переносит кр-н от помещика – он терпит с достоинством былинного богатыря. Слова Н. «Иди к униженным, Иди к обиженным» — не собственно авторские. Они принадлежат ангелу-хранителю, незримо пролетающему над Русью. У Н. — и это тоже характерная древнеэпическая черта – действуют не только ратники (русские мужики), но и высшие силы (духи добра и зла), помогающие или мешающие людям:

Довольно демон ярости

Летал с мечом карающим

Над русскою землей.

И птичка, «пичуга малая», подсказавшая странникам, где они могут найти волшебную скатерть самобранную, выступает как явление сверхземной силы, словно богиня-покровительница, принявшая вид пеночки.

Но, разумеется, ни демонам, ни ангелам, ни сказочном птицам не отводится главной роли. Иногда высшие духи обнаруживают бессилие что-либо изменить на земле: Так, сам Бог забыл и не в состоянии вспомнить, куда затерялись «ключи от счастья женского, от нашей волной волюшки». Люди предоставлены сами себе.

Н. много говорит о кр. терпении. Мужик то и делает, что трудится и терпит. Его «богатырство», как объясняет Савелий — труд и терпение. Это и христианское терпение, и тот случай, когда оно становится боевым качеством ратника, делом чести и славы. Поэтому и терпеливы некрасовские ратники созидательного труда. Ср. В «Жел дороге»:

Все претерпели мы, Божии ратники,

Мирные дети труда.

«К»:

Рать поднимается

Неисчислимая–

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Нетрудно найти привычные смысловые связи мэтими стихами и общим контекстом некрасовской поэзии: рать неисчислимая – рать-орда крестьянская, Божии ратники и дети труда; сила несокрушимая – сила нравственных стоев трудящегося народа. Однако эти некрас. стихи зазвучали в ином ключе – как призыв к кр. рев-ии, к топору. в «К» револ. значение некр. образов проступает сквозь специфич. жанровую оболочку нар-эпического сказа. Жанр обязывает, но и ограничивает. Былина перестает быть былиной, если русский богатырь вместо внешних врагов начинает свергать князя Владимира. Н. это понимал. Не случайно в его эпопее классовое чувство кр-н — ненависть к угнетателям — лишь тогда выливается в акт расправы, когда угнетатель является не только классово антагонистическим, но и национально чуждым русском кр-ву субъектом. Фогель, которого мужики закопали в землю живьем — «немчура». Народно-эпич. сознанию легче расправиться с таким врагом, который вынес из иной нац. среды непонятные привычки и хитроумие. Пан Глуховский, убитый бывшим разбойником Кудеяром тоже не русский.

Но эта жанровая окраска не снижает рев-демократич. пафоса сцены, явившейся откликом на призыв Черн.: «К топору зовите Русь». Фогель-немец отнюдь не заслоняет собой Фогеля-эксплуататора. Мотивировка эпическая, национальная совпадает с мотивировкой социальной. Жанровые требования и содержательная нагрузка уравновешены в худ. мире эпопеи.

Ненависть мужиков к угнетателям-помещикам обозначена достаточно четко. Некр. кр-н умеет внятно и толково объяснить, за что он не любит барина. Но все другие соц. симпатии и антипатии кр-на кажутся менее определенными. Чем, напр., мужикам не угодили попы, за что их зовут «породой жеребячьею» и кричат им вдогонку «го-го-го»? Губины, Иван и Митродор, смущенно отвечают на этот вопрос:

Не сами…по родителям

Мы так-то.

Этот ответ эпичен: дети наследуют от родителей, те – от дедов и т.д. в глубь веков. Так и проявляется одна из черт русского нар. х-ра. Личность в эпосе не рук-ся личными мнениями, а причастна общим правилам и решениям. Так, «миром велено» бить Егорку Шутова, где он ни покажется. Так наказано, хотя неизвестно за что бить.

В «К» есть глава, в которой эпич. начало уступает место стихии нар. театра. Это гл. «Последыш». В ней кр-не выступают уже не как былинные богатыри, а как актеры, разыгрывающие «камедь». Действующие лица — князь Утятин, его семья (наследники) и мужики. Тема — крепостное право. Освобожденные кр-не прикидываются крепостными рабами; им обещана хорошая плата за это представление – заливные луга старого князя после его смерти.

Одни выполняют свою роль лучше, другие хуже. Легче всех самому Утятину: он не подозревает, что нах-ся в театре, будучи убежденным, что крепостное право не отменено. Задача всех остальных — удержать князя в этом мнении, чтобы он спокойно дожил свой век и оставил наследство сыновьям, а они часть его должны передать кр-нам за лицедейство. Если же Ут. узнает правду, то рассердится на сыновей за то, что они не воспрепятствовали отмене кр. права, и вообще лишит их наследства. Поэтому есть смысл постараться.

Т.о. разыгрывается комедия – с пением и плясками, с декорациями, имитирующими крепостную идиллию на лоне природы. Мужики выступают как люди иск-ва, наиболее талантливые из них добиваются главных ролей: так, роль бурмистра выполняет не серьезный Влас, а бойкий, находчивый Клим (в жизни пьяница и беспутный чел-к).

Иск-во, к которому приобщились кр-не, как и всякое подлинное иск-во поглощает, а иногда и губит. Губит тех, кто нарушает его законы. Система условностей, принятых театром, в данном случае нар. театром, дает о себе знать на каждом шагу. Пренебрегать  ими нельзя, иначе комедия обернется трагедией. И действительно, в отчаянном положении оказался мужик Агап Петров, который, рассердившись на Утятина, наговорил ему грубостей. Разъяренный князь требует высечь бунтовщика. Кр-не ловко обманывают, Утятина: ведут Агапа на конюшню, поят вином, а тот кричит, как под розгами. Но Агап умирает: это возмездие за то, что он смешал жизнь и вымысел.

Эпизод с Агапом напоминает эпизод убийства Фогеля: в обоих случаях у кр-н кончается терпение.

Кр. право, показанное до Н. как чудовищно, обрело новые смеховые черты Каждый вправе смеяться на собой. Н., помещает в начале эпопеи следующие слова:

Мужик что бык: втемяшится

В башку какая блажь —

Колом ее оттудова

Не выбьешь…

 Здесь нет автора- интеллигент, смеющегося над народом. Напротив сам автор вовлекается в нар. социум и тоже смеется над собой.

И только тогда Автор мечтает о счастливом и разумном будущем народа, когда мысленно отделяет себя от кр-н.

2. Поэму начинает Пролог – самая насыщенная фольклорными элементами глава. Уже сам сказочный зачин настраивает чит. ля на определенный лад. Н. мастерски воспроизводит фолькл. символику: сошлися именно 7 мужиков. Герои лишены реальной атрибутики, у них нет фамилий — либо имена, либо прозвища (Губины), нет реальных адресов – любую деревню можно назвать Гореловым, Нееловым, Неурожайкой. Лишены некрасовские мужики и инд. характеров. Все они воспроизводят  один общенародный тип. Семеро мужиков. заспоривших в Прологе, наделены лучшими качествами народа: болью за него, бескорыстием, правдивостью. И в то же вр. они не идеализированы: смекалисты, не прочь подраться. Создав великолепную стилизацию под нар. сказ, Н. вводит в пролог элементы, подчеркнуто противостоящие всему тону сказа. Так звучит словечко «временнообязанные», так звучат названия деревень. Все это придает сказу приметы времени

Традиционно герой русских сказок отправлялся в путь ради какого-то общего дела. Так и герои Н. отправились искать общее счастье. Это странничество в высшем своем значении, ибо он свидетельствует, что жива и бессмертна тяга народа к истине. Появление скатерти-самобранки давало возможность обретения личного счастья: полного обеспечения, спокойной жизни. Но не этого ищут мужики и не в этом счастье. Потому герои и дают обет: не возвращаться по домам, пока не решится их спор. Так начинается их путь по святой Руси.

1 гл. «Поп» открывается образом широкой дороженьки. Это один из важнейших поэтич. символов русской лит-ры, в котором воплощена идея движения, стремления вперед. Это и образ жизненного пути, и дух пути чел-ка.

Дорога, открывающаяся странникам — и обычный тракт, и воплощение непройденного еще, только начатого пути к счастью. Велика в 1 гл. роль пейзажа. Автор насыщает эти образы иносказаниями

Пришла весна — сказался снег!

Он смирен до поры:

Летит – молчит, лежит, молчит,

Когда умрет – тогда ревет

Вода – куда не глянь!

Во всем стремится поэт увидеть решение мучающей его проблемы народного долготерпения. Снег и народ 2 стихии, действующие одинаково. С надежды на бурю и начинается 1 гл. поэмы .

Она посвящена рассказу бедного сельского священника о жалкой и убогой жизни. Как и у мирян, высшее дух-во живет хорошо. Эта жизнь недостойна его назначение: быть дух. отцом своих прихожан. Теперь священники — те же чиновники, мелкие и бесправные.

Гл-ы «Сельская ярмонка» и «Пьяная ночь» сотканы из отрывков разговоров, из горьких и комических рассказов. Н. создает картину, в кот. сам народ заговорил и рассказал о себе, раскрыв самые лучшие и неприглядные черты. Кр-ка говорит о себе без жалобы, буднично, привычно, хотя речь идет о трагедии прожитой жизни.

В калейдоскопе лиц появляется фигура Веретенникова — собирателя фольклора. Но желание его поучать мужика, считая себя более нравственным неприемлемо давтора. Его поучения встречают гневную отповедь: «Мы до смерти работаем, до полусмерти пьем».

Натуралистические подробности пьянства страшны:

Какой-то парень тихонький

Большую яму выкопал.

— Что делаешь ты тут?

— Да хороню я матушку.

— Дурак, какая матушка!

Гляди, поддевку новую

Ты в землю закопал.

Автор сам ужасается эти картинам, заставляя увидеть, на какое сущ-е обречен народ. А он пребывает в 2 ипостасях: толпа и трудящиеся мудрые люди, кормящие Русь. Особенно важен образ Якима Нагого – мужицкого поэта и философа. Мужиков смешит его тяга к красоте, но и внушает уважение. В Якиме много от юродивого, одной из важнейших фигур русского нар. бытия. История Якима, спасавшего из горящего дома не серебро, а картинки, оказывается не курьезом, а одним из центральных эпизодов поэмы. Важно не то, что это лубочные картинки, а то, что бессмертна тяга души к прекрасному, само чувство красоты в чел-ке.

В гл. «Счастливые» Н. вновь возвращается к проблеме терпения и смирения народного, не знающих меры. Образы кр-на, солдата, старухи, искренне считающих себя счастливыми, одновременно забавны и трагичны. В их жалкой жизни крохотная удача уже кажется счастьем. Сочувствие к этим персонажам сменяется у 7-х странников о окружающей их толпы презрением к лакейскому счастью.

Центральное место в гл. занимает образ Ермилы Гирина — сильного чел-ка, которого сам кр. мир избирает из своей среды и добровольно вручает ему власть. Ч-з образ и судьбу Гирина автор рассматривает суть кр. общины, ее истинные нр. законы. Безусловная вера людей справедливо избранному главе, отступничество Гирина и его покаяние доказывают нравственность кр.

В гл. «Помещик» автор создает своеобразную энциклопедию помещичьего сословия. Образ Оболт-Оболдуева — эпический. Он нарочито усложнен Н-вым. Поэт стремится собрать воедино все достоинства и недостатки дворянской России. О-о сам рассказывает о своей жизни, хотя его рассказ как бы проецируется на нар. восприятие: мужики-странники то сочувственно, то критически комментируют его.

О-О любит родину, чувствует поэзию родной природы, трагически переживает наступающие времена. Его угнетает не просто утрата власти креп-ка. Он осознает глубину наступившего кризиса: ведь разоренные дв. гнезда — это и гибель культ. ценностей. Но при всех достоинствах О-о не может отличить рожь от пшеницы, и говорит: «;Кулак — моя полиция!».

Судьба русской кр-ки становится особой темой поэмы. Долгий, подробный рассказ Марфы Тимофеевны, еще на редкость удачливой — и ода красоте души русской кр-ки, и обвинение тем, кто обрек ее на муки.

В особую подглавку выделен рассказ ее о дедушке Савелии. Само название «Савелий, богатырь святорусский» настраивает на былинный лад. Савелий — воплощение нар. силы, – сравнивается с И.Сусаниным.

Стоит из меди кованной,

"50. Действие простое и запутанное" - тут тоже много полезного для Вас.

Точь-в-точь Савелий дедушка,

Мужик на площади.

Чей памятник? — Сусанина.

Поэзия бунта, убийства звучит в образе Савелия. Его присказка «Клейменый, а не раб», поднимает проблему дух рабства. Сам Савелий свое каторжное клеймо считает не позором, а знаком избранности; именно он дух свободен.

Гл. «Пир на весь мир» оказалась последней, кот. успел написать Н. Поэтому в поэме остаются нерешенными вопрос и поиски героев. В 8 гл. автор стремится к филос. осмыслению странничества. Встреча странников, пришедших разными дорогами,– один из самых поэтич. эпизодов. Автор погружается в стихию нар. тв-во, показывает, какими путями движется нар. слово. Среди легенд, рассказанных странниками, особое место занимает «Легенда о 2 великих грешниках». Идея искупления греха – основная в хр. морали. Но, сохраняя стиль и и образность религиозных сказаний, автор вкладывает в «Легенду» антихрист. смысл., ибо Кудеяр свои грехи убийства, грабежа и насилия искупает не смирением, а убийством злодея – пана Глуховского., декларируя оправданность убийства тирана.

В последней подгл «Доброе время, добрые песни» Н. рисует светлый образ нар. заступника — Гриши Добросклонова., не без умысла придав ему известное сходство с фигурой Добролюбова. Этот образ придает неоконченной поэме известную композиционную завершенность: можно полагать, что Гриша и есть тот счастливец, которого столь долго искали странники.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее