Становление массовой культуры
Тема 27. Становление массовой культуры.
Искусство ХХ в. началось с подлинных художественных открытий. Одним из таких открытий явилось направление в искусстве - импрессионизм. Все импрессионисты - К.Моне, А.Сислой, Э.Дега, О.Ренуар и другие были очень разными художниками, но все ставили во главу угла свое настроение, свое видение. Эстетические установки этого направления характеризовало желание соединить познавательные задачи с поиском новых форм выражения неповторимого субъективного мира художника, передать свои мимолетные восприятия, запечатлеть реальный мир во всей его изменчивости и подвижности. Импрессионизм можно рассматривать и гораздо шире, как стиль, в котором отсутствует четко заданная форма, предмет запечатлен в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое мгновение штрихах, обнаруживающих скрытое единство и связь. Они творили в соответствии с принципом: «я так вижу». Было удивительно, что из загадочных точек и мазков на расстоянии вдруг возникал «живой образ». Глубинная красота открывалась во всем своем великолепии, красота и живое ощущение воздуха, света, жизни. Это проявилось не только в живописи, но и в скульптуре. Скульптура имеет текучую форму, приобретает как бы незаконченный характер, и в то же время создает впечатление рождения форм из аморфной материи.
Затем, вслед за импрессионистами последовали модернисты, популярные, в основном, благодаря скандальности своих картин. А эта скандальность, как правило, раздувалась СМИ.
Торжество прессы в XX в. сменило все культурные ориентиры. Пресса стала для современного человека не просто источником информации, но и средством воздействия на подсознание, формируя однотипный образ мышления, развивая массовую культуру. Мощный рост пласта массовой культуры был вызван, прежде всего, техногенными процессами в обществе, унификацией, стандартизацией условий труда и быта, достаточно быстрым ростом народонаселения и некоторыми другими факторами, Немецкий теолог Р. Гвардини (1885-1968гг.) полагал, что в центре техногенного общества, оказывается «человек массы» Масса же - это множество людей, каждый из которых сам по себе способен к развитию, но в условиях индустриального общества они подчинены структуре и закону, функционирующим по образцу машины. Информационные системы, единая система образования стандартизируют повседневную жизнь и штампуют «людей массы», Массовая культура - это доступность для самых широких слоев населения шедевров всех эпох и подлинно высокое творчество в жанрах, популярных и любимых в самой широкой аудитории - мелодрама, фарс, оперетта, лирическая песня и т.д. Массовая культура никогда не требует никаких умственных, нравственных, физических усилий, а только развлекает. В этом ее чрезвычайная притягательность для аудитории, не жаждущей ничего кроме удовольствий и отдыха от тяжелой, нервной, перенасыщенной информацией, стрессовой современности. Задумываться в такой жизни порой опасно. Сознание начинает раздваиваться, появляется потребность в искусственных стимуляторах, подпитывающих интерес к жизни - алкоголе, наркотиках и так далее.