Популярные услуги

Содержание понятия культура

2021-03-09СтудИзба

1. Содержание понятия «культура». Культурология, как и любая другая наука, имеет свою систему понятий, среди которых главным является понятие «культура». Данное понятие является универсальным и фундаментальным понятием не только для культурологии, но и многих других наук – истории, этнологии, социологии и т.д. Кроме того, без этого понятия невозможно рассмотреть феномен человека – его бытие, сущность и природу.

Чтобы разобраться во множестве смысловых оттенков и определений культуры и понять, что же все-таки представляет собою культура, необходимо рассмотреть возможные варианты использования этого понятия.

1. Больше двух тысяч лет прошло с тех пор, как латинское слово «colere» было использовано для обозначения обработки почвы, земли. Но память об этом до сих пор сохранилась в языке в многочисленных сельскохозяйственных терминах – агрокультура, культура картофеля, окультуренные пастбища и т.п.

2. Уже в I в. до н.э. Цицерон применил это понятие к человеку, после чего культура стала пониматься как воспитание и образование человека, идеального гражданина. При этом считалось, что признаками культурного человека являются его добровольное самоограничение, подчинение правовым, религиозным, моральным и другим нормам. Распространяя это понятие на общество в целом, имели в виду такой порядок вещей, который противостоял естественному состоянию с его спонтанными действиями в ответ на ничем не ограниченные импульсы и склонности. Поэтому термин «культура» используется для обозначения общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития человека и общества, при этом подчеркивается его специфика, выделение мира, созданного человеком, из мира природы.

3. Используя слово «культура» в повседневной жизни, мы обычно вкладываем в него выражение одобрения, понимаем как наличие идеала или идеального состояния, с которым мы сравниваем оцениваемые факты или явления. Поэтому мы часто слышим или говорим о высокой профессиональной культуре, о культуре исполнения какой-то вещи. С тех же позиций мы оцениваем поведение людей. Поэтому неудивительно услышать о культурном или некультурном человеке, хотя на самом деле мы имеем в виду воспитанных или плохо воспитанных, с нашей точки зрения, людей. Так же иногда оценивают и целые общества, если они основаны на праве, порядке, мягкости нравов – в противовес состоянию варварства.

4. Не стоит забывать и о том, что в обыденном сознании понятие «культура» в основном ассоциируется с произведениями литературы и искусства. Поэтому данным термином обозначают формы и продукты интеллектуальной, и прежде всего художественной, деятельности.

5. И наконец, словом «культура» мы называем культуры разных народов в определенные исторические эпохи, указываем на специфику способа существования или образа жизни какого-то общества, группы людей или определенного исторического периода. Поэтому очень часто можно увидеть на страницах учебников словосочетания – культура Древнего Египта, культура эпохи Возрождения, русская культура и т.д.

Таким образом, понятие «культура» выступает как многозначное и довольно аморфное определение, которое можно применять в самых разных ситуациях.

Все это и обусловило многочисленность определений культуры, число которых продолжает постоянно расти. Так, в 1952 г. американские культурологи А. Кребер и К. Клакхон впервые систематизировали известные им определения культуры, насчитав 164 определения. В 1970-е годы число определений достигло 300, в 1990-е годы – более 500. И это не удивительно, ведь культурой является все, созданное человеком, весь человеческий мир. В окружающем человека мире трудно найти какой-либо предмет или явление, которые не относятся к культуре.

Рекомендуемые материалы

Можно отметить, хотя и довольно условно, следующие основные тенденции культурологической мысли на пути поиска ведущего принципа в определениях своего предмета:

– определения культуры через результаты человеческой деятельности (например, культура – это все, что создано человеком, вся система материальных и духовных явлений);

– определения культуры на основе процесса этой деятельности (например, культура – это внебиологически выработанный способ деятельности);

– определения, рассматривающие культуру как систему коммуникаций (например, культура – это совокупность знаков и знаковых систем, которые являются своеобразными носителями человеческой деятельности);

– определения системного характера (например, культура – это особый образ жизни человечества, включающий в себя систему производства, связанные с ним способы деятельности, организации отношений в обществе, особенности менталитета, уровень знания, мораль, искусство, религию, право и другие).

К числу важнейших проблем современного культурологического знания необходимо отнести вопрос о сущности и взаимоотношениях таких феноменов, как культура и цивилизация. Термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй. Таким образом, термин цивилизация был введен в обществознание для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Такая трактовка цивилизации не утратила своего значения и продолжает сохраняться в современном обществознании. Отечественный историк Ю.Н. Яковец определяет «цивилизацию как качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества, социально-политических отношений и духовного мира»[1].

Вместе с тем широкое распространение получила трактовка цивилизации как определенного, достаточно высокого уровня духовно-культурных и технологических достижений общества, социального и политического развития и т.д. В словаре «Американское наследие» цивилизация истолковывается как продвинутое состояние интеллектуального, культурного и материального развития в человеческом обществе, отмеченное прогрессом в искусствах и науках, интенсивным использованием письменности, появлением комплекса политических и социальных институтов. В соответствии с такой трактовкой понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду, пришедшему на смену первобытному обществу.

Становление цивилизации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, образованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры, системы мер и весов, развитой общей религией и т. д.

Такому истолкованию понятия цивилизации не противоречит и ее понимание как характеристики конкретного типа культуры и общества. Цивилизация с позиций этого подхода – это конкретный социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры духовного (технологического) экономического и политического развития.

В культурологии существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Продолжая эта традиции, Н.А. Бердяев (1874-1948) писал о цивилизации как «смерти духа культуры». В рамках его концепции культура – символична, но не реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, «к жизни, к практике, к силе». На этих путях «совершается переход культуры к цивилизации», «цивилизация пытается осуществить жизнь», реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни средствами жизни, орудиями жизни».

В западной культурологии последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил О. Шпенглер (1880-1936). В своей книге «Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок. Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления.

Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - Часть 28.

Однако в культурологии имеется и противоположный подход, по сути дела отождествляющий культуру и цивилизацию. Эта точка зрения нашла свое отражение в работах выдающегося голландского историка XX века Й. Хейзинги (1872-1945). Для Хейзинги в понятии «цивилизация» главное – формирование человека как гражданина, подчинение единому правопорядку, возросшее осознание человеком своего достоинства; исключение варварства. В исторических процессах культуры для Хейзинги важен тот же элемент: очеловечивающий, цивилизаторский.

В ряде работ Хейзинга обращается к многолетней полемике в научной литературе по поводу термина «культурах и «цивилизация». По его убеждению, спор вокруг терминов «культура» и «цивилизация», не идентичных в различных языках, несущих исторически различное содержание, фактически лишен смысла. Сам Хейзинга видит наиболее точное, близкое к идеалу воплощение содержания понятия культуры в латинском. Данный термин выражает наиболее сущностные черты понятия культуры, осознание высокого достоинства гражданина. Этот термин имеет право и должен преобладать среди понятий, принятых для обозначения понятия культуры.

Итак, между цивилизацией и культурой нет ни абсолютной гармонии, ни полной несовместимости. Реальные связи между ними существуют в трех основных формах. Первая из них – генетическая, так как именно культура создает цивилизацию, объективируется в ней. Генетический код культуры воплощается в материальном теле цивилизации. Вторая форма связи – структурно-функциональная, так как культура и цивилизация воплощают в себе разные стороны человеческой деятельности, духовную и материальную, которые немыслимы друг без друга. И, наконец, третья, дисфункциональная связь, когда цивилизация стремится подчинить себе культуру. При этом происходит забвение ценностей культуры и утрачивается ее душа. Это означает, что должны появиться новые ценности, которые лягут в фундамент новой культуры, должна будет появиться новая цивилизация, в которой объективируются эти ценности.

С нашей точки зрения, проблема отношения понятий «культуры» и «цивилизации» может найти приемлемое решение, если понимать цивилизацию как некий продукт культуры, ее специфическое свойство и составляющую: цивилизация – это создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств его функционирования и совершенствования. Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д., культура же — способ освоения достижений. Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, культура же – отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев.

Различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных социальных системах к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер. История показывает, что гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих культурных смыслов.



[1] Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы. России. – М., 1999. – С. 18.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5160
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее