Популярные услуги

Главная » Лекции » Культурология » Лекции о культуре » Особенности русской культуры на стыке веков

Особенности русской культуры на стыке веков

2021-03-09СтудИзба

5.1. Особенности русской культуры на «стыке веков»

Конец XIX века в европейской культуре характеризуется проявлениями, которые позднее Оствальд Шпенглер назвал «закатом Европы» /1/. Тогда подобные «закаты», «сумерки» еще не рассматривались как закономерность, но веяние но­вого чувствовалось вполне определенно. В публикациях и научных исследованиях социальных процессов с небывалой быстротой распространялось понятие «кризис» — в естествен­ных науках и философии, в экономике, искусстве, морали. Европа переживала своеобразную «опустошенность» — креп­ло убеждение, что почти во всех областях знания сделано все, что под силу человеческому разуму. Оставались частно­сти, но это могло воодушевлять немногих.

XX век ознаменовался явлением, именуемым научной ре­волюцией, и уже начало нового века свидетельствовало об ошибочности бытовавших ранее убеждений. Век минувший накопил достаточно открытий для того, чтобы человечество в 1905 году (год публикации работы А. Эйнштейна «К элект­родинамике движущихся тел») узнало о новой модели мира. Речь шла не о частных исправлениях, не о деталях прежней картины мира, а о новой модели Вселенной.

В период научных революций резко меняется весь строй представлений человечества об окружающей природе. И не только о природе. Изменение мировоззренческих принципов такого уровня, далее если оно не осознано и не зафиксиро­вано теоретически в границах духовной культуры, всегда предполагает смену типов культур.

«Стык веков» оказался благоприятной основой периода, называемого «серебряным веком» русской культуры. «Век» продолжался недолго — около двадцати лет, но он дал миру замечательные образцы философской мысли, продемонстри­ровал жизнь и мелодию поэзии, воскресил древнерусскую икону, дал толчок новым направлениям живописи, музыки, театрального искусства. «Серебряный век» стал временем формирования русского авангарда.

Период «переходных» культур всегда драматичен, и всегда сложны и противоречивы отношения между традиционной, классической культурой прошлого — знакомой, привычной, но уже не возбуждающей особого интереса, и формирующей­ся культурой нового типа, настолько новой, что ее проявле­ния непонятны и порой вызывают негативную реакцию. Это закономерно: в сознании общества смена типов культур проходит достаточно болезненно. Сложность ситуации во мно­гом определяется изменением ценностных ориентиров, идеа­лов и норм духовной культуры. Старые ценности выполнили свою функцию, отыграли свои роли, новых ценностей еще нет, они только складываются, и историческая сцена остает­ся пустой.

В России сложность состояла в том, что общественное сознание складывалось в условиях, еще более драматизирующих ситуацию. Послереформенная Россия переходила к но­вым формам экономических отношений. Рвутся традиционные общинные связи, процесс маргинализации1 захватывает все большее и большее количество людей. Российская интел­лигенция оказалась почти беспомощной перед новыми тре­бованиями политического развития: неотвратимо развивалась многопартийность, и реальная практика значительно опере­жала теоретическое осмысление принципов новой политиче­ской культуры. Русская культура в целом теряет один из основополагающих принципов своего существования — «со­борность» (А. Лосев) — ощущение единства человека с дру­гим человеком и социальной группой.

На этой почве развивается ощущение «внеземного» суще­ствования человека. Характерной чертой новой культуры выступает космологизм — элемент и новой картины мира, и нового соответствующего осмысления ее. Космологичность русской культуры формируется как насущная необходимость времени, как выражение общего настроения. В философии этого периода космологизм оформляется теоретически — он присущ  Вл. Соловьеву, В. Розанову, Н. Лосскому. Космиче­ская направленность (осознанно либо нет) положена в осно­ву новых поисков русской поэзии (В. Брюсов, А. Белый, А. Блок), новых направлений русской живописи (М. Вру­бель) и русской музыки (А. Скрябин).

В переходные периоды закономерно возникают пессими­стические настроения, крепнет чувство наступления конца мира. Последние десятилетия XIX века в России характери­зуются глубоким разочарованием в путях истории, неверием в существование плодотворных исторических целей. Некото­рые полагали, что ожидаемый конец мира связан с предчув­ствием конца русской империи, русской государственности, почитавшихся священными. В философии и публицистике, в художественной прозе и поэтических произведениях о при­ближающемся «веке-волкодаве» писали многократно. «Аго­нию мира» чувствовали Н. Бердяев и В. Брюсов. Чувство «надтреснутости мира» характерно для представителя «фило­софии всеединства» С. Франка, русского экзистенциалиста Л. Шестова, известного борца с западноевропейским рацио­нализмом В. Эрна. Наиболее полно эти настроения выраже­ны Владимиром Соловьевым: «Наступающий конец мира веет мне в лицо каким-то явственным, хоть неуловимым ду­новением — путник, приближающийся к морю, чувствует морской воздух прежде, чем увидит море» /2, с.381/.

Люди также интересуются этой лекцией: 5 Монашеская литература востока.

Н. Бердяев считал эти настроения закономерным итогом всей русской духовной культуры XIX века. «Есть два пре­обладающих мифа, которые могут стать динамическими в жизни народов, — миф о происхождении и миф о конце, — писал он.  У русских преобладает второй миф — миф эсха­тологический. Так можно было определить русскую тему XIX в.: бурное стремление к прогрессу, к революции, к по­следним результатам мировой цивилизации, к социализму и вместе с тем глубокое острое сознание пустоты, уродства, бездушия и мещанства, всех результатов мирового прогрес­са, революции, цивилизации» /3, с.70-71/.

Новый тип культуры формируется на основе критицизма: духовная культура строится на фундаменте переосмысленно­го опыта и далеких, и совсем близких лет. Казалось, за два десятилетия русская интеллигенция пытается решить вопро­сы, волновавшие ее веками, полностью использовав преиму­щества и недочеты культуры предшествующего периода. На стыке культур находит предельное выражение характерная черта русской психологии — религиозность, включая, по сло­вам Л. П. Карсавина, «и воинствующий атеизм». Главным в формировании нового типа культуры выступает вера, а не разум. Оствальд Шпенглер тонко подметил эту характерную черту русского духа: «Молодые люди довоенной России, бледные, возбужденные, все созерцающие глазами веры, хотя бы речь, по видимости, шла об избирательном праве, о химии или о женском образовании, — ведь это же... ран­ние христиане эллинистических больших городов» /4, с.31/. Поэтому в России ищут не просто новые ценности и новые идеалы. Ищут ценности «вечные» — «абсолютное добро», «вечную и нетленную красоту», внеисторическую мудрость. Критицизм, основанный на вере, вызвал к жизни специ­фическое отношение к культуре и цивилизации. К концу XIX века русское сознание ставит вопрос о цене культуры и даже, замечает Бердяев, «о грехе культуры». С позити­вистских позиций пытается осветить взаимосвязь культуры и цивилизации Петр Лавров в неоконченных «Исторических письмах». Цивилизация дает «условную ложь» человеческого существования», а идеалом его является «неприкрашенная правда». Разоблачение «возвышенной лжи» привело к фор­мулировке мировоззренческого тезиса: «в природе больше истины и правды, больше божественного, чем в культуре».

В девяностых годах различные взгляды выразили два тео­ретических подхода к духовной культуре. Надо отметить, что эти теории были связаны с людьми необыкновенными, пред­ставляющими особый интерес не только своими теоретически­ми принципами. Каждый из них значим как субъект культу­ры, как самобытная творческая личность, характеризующая свое время и вышедшая за его пределы. Это — публицист, социолог и естествоиспытатель Николай Яковлевич Данилев­ский и Константин Николаевич Леонтьев — видный куль­туролог и социолог.

Ни Данилевский, ни Леонтьев не были современниками деятелей культуры «серебряного века». Но они выразили — каждый по-своему — стремление проанализировать культуру как исторический процесс, выявили такие противоречия это­го процесса, которые стали объектом пристального внима­ния не только в России, но и далеко за пределами этого време­ни. Тем самым Данилевский и Леонтьев подготовили «сереб­ряный век» русской культуры.

Русская философия и публицистика конца XIX — начала XX века неоднократно обращалась к Данилевскому и Леонтьеву. Это закономерно: теории культурно-исторических ти­пов, сформулированные ими, явились этапом становления отечественной культурологии. Русские философы во многом предвосхитили основные направления западноевропейской культурологии  XX века.



1 Маргинализация (лат. marginalis — находящийся на краю) — процесс выхода из какой-либо социальной группы, разрыв с культурой и бытом этой группы; маргиналы не усваивали новые культурные ценности и образ жизни и оставались «на границе» старой и новой социаль­ных групп.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5173
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее