Споры о перспективах
Вопрос 4. Споры о перспективах.
Концепция «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона — это новая парадигма для теоретического исследования и прогнозирования миропорядка на рубеже XX—XXI вв. Убедительнее всего полемизировать с концепцией «столкновения цивилизаций» (и это понимает сам Хантингтон) было бы с помощью выдвижения иной целостной теории, альтернативной не только его идеям, но и устаревшей парадигме «холодной войны», которую, по его мнению, «драматические события последнего пятилетия превратили в достояние интеллектуальной истории». Однако отдельные аспекты концепции Хантингтона вызывают критические вопросы. Цивилизации существуют испокон века. Почему же только сейчас они бросают вызов мировому порядку Как бы то ни было, но версия новой парадигмы теоретического осмысления и прогнозирования мирового порядка на рубеже третьего тысячелетия предложена научному, политическому и информационному сообществу. Отечественные оппоненты С. Хантингтона А.С. Панарин и Е.Б. Рашковский отмечают, что тезис о грядущем конфликте цивилизаций скорее постулируется, нежели обосновывается. Возникает вопрос: почему же цивилизационные конфронтации не имели места раньше, допустим, пятьдесят или сто лет назад? Лидером мировой модернизации по-прежнему является западный регион. Тем не менее в западном типе общества накапливаются серьезные проблемы. Это и экология, и гипертрофированный культ потребления, и растущая примитивизация жизни в рамках массовой культуры и многое другое. И, наконец, еще один вопрос: каким образом могут быть связаны пророчества Хантингтона с концепцией перехода от индустриального общества к постиндустриальному, информационному? Современный человек существует в двух измерениях, он, по словам А.С. Панарина, гетерогенное образование. С одной стороны, это «почвенный» человек, носитель своей культуры и традиции, а с другой стороны, любой современный человек несет в себе мировые импульсы, импульсы всеобщего духовного производства, т.е. выступает как всемирно-исторический индивид. Каждый из нас включает эти две «половины»: первая — это человек своей культуры, и вторая — всемирно-исторический человек. Выдвинув концепцию «столкновения цивилизаций», С. Хантингтон спорит с ф. Фукуямой, который выступил с концепцией «конца истории». В обеих работах, по мнению отечественного ученого В.Л. Цымбурского, прозрачны знаки времени: спорящие идеологии состязаются в оспаривании классического имиджа «открытого общества».