Материальная и духовная культура
Материальная и духовная культура.
В рамках системного подхода выделяют два основных несущих элемента культуры: материальная культура и духовная культура. В современной литературе существует несогласие с таким делением. Эти несогласия связаны с:
1) Материальное и духовное – это два общих принципа, которые нельзя превращать в особые сущности, они абстрактны
2) Даже если мы погрешим против истины и опрокинем эти принципы на реальность, то возникает другая сложность. Все явления культуры с одной стороны являются продуктом целесообразной деятельности человека, а с другой стороны, все они становятся очевидными для нас благодаря предметной форме.
3) Постмодернистская критика дуальных оппозиций. Есть мнение, что всякая культура строится на дуальных оппозициях. В каждой культуре есть ряд понятий, которые противопоставляются друг другу. Эти дуальные оппозиции были открыты древними греками. Постмодернисты подвергают критике культуру, созданную на дуальных оппозициях. Деление на две части как правило, связано с оценкой. Одна сторона рассматривается позитивно, другая – негативно. Дуализм приводит к одностороннему отношению к культуре. Само по себе деление на материальное и духовное предполагает негативную оценку одного и позитивную оценку другого.
Материальная культура обеспечивает материальные потребности человека. Прежде всего, биологические. Материальная культура – это культура средств.
Духовная культура определяет цели человеческого поведения.
Это различение весьма условно.
Понятия материальной и духовной культуры конкретизируются через их структурирование.
Рекомендуемые материалы
Материальная культура разделяется на следующие элементы:
1. Техника и технология. Техника – это совокупность средств целесообразной деятельности человека. Технология – способ использования этих средств (навыки, умения, правила). 20 век: техника – основной несущий элемент общества – технологический детерминизм (Америка, 60-70е гг. 20в.). первая половина 20 века –господство пессимистических концепций. 2я половина – господство технологического детерминизма, который вновь вводит идею прогресса. С развитием техники связывают решение всех человеческих проблем. Топлер – публицист, которому принадлежит работа «третья волна или футурашок».
2. Мир вещей, в котором живёт человек. Проблема вещизма – человек начинает утрачивать себя в мире вещей и начинает судить о себе как о вещи или о собственнике тех или иных вещей. Философский экзистенциализм – критика человека, растворившего себя в вещи. Это общеевропейское явление. Развивают идею о том, что к вещи нужно относиться не потребительски.
Функции вещи:
1) вещь – это одно из условий комфортной жизни человека.
2) Вещь может быть хранителем социальной памяти, также она выполняет функцию престижа, символического капитала. По вещи мы судим о людях.
3) Последняя функция: вещь в современной культуре всё чаще и чаще выполняет функцию подмены, т.е. не несёт в себе никакого рационального содержания. Она чаще выполняет функцию социальной и личностной идентификации. Симулякр – используется для обозначения тех явлений, которые выполняют функцию симуляции.
Точка зрения Демокрита: «ценность вещи определяется необходимостью». Эту точку зрения мы можем найти в немецкой литературе 20 столетия (Зомборт): в эволюции вещи, в том какими вещами люди окружали себя, прослеживается критерий необходимости.
Другая точка зрения говорит о том, что вся история культуры, многие ее рывки, задавалась погоней за редкой вещью. Эта точка зрения отражается Фернаном Броделем (французский историк). Находился под влиянием Маркса. История погони за вещью может быть представлена как классовая борьба. Эта арена прежде всего борьба за обладание вещью.
Бесплатная лекция: "14 Конспекты" также доступна.
В 20 веке появляется понятие «редкого» в жизни человека, экзотического и стремления к нему, к чему-то особенному.
3. Физическая культура. Культура человеческого тела, здоровья. Культура, которая измеряется средней продолжительностью жизни населения.
1) Нормы воспроизводства населения (первичные) – способы пеленания, научения ходить и т.д.. На различия этих норм у разных народов впервые обратили внимание специалисты-психологи, имеющие дело с первобытными культурами. Это различие было предметом длительной рефлексии. М.Мид впервые проблему детства сделала предметом этнографического исследования. Она в частности много думала о первичных различиях в воспроизводстве и пришла к выводу о том, что эти нормы обусловливают специфику психологии людей. Различия психологии вытекают из различия этих первичных норм. Пересмешники назвали эту точку зрения «пелёночным детерминизмом». Но эта точка зрения означала некоторый поворот в вопросе о соотношении психического и культурного. Начиная с этого направления, психическое начинает выводиться из культуры и эта точка зрения доминирует в современной литературе. Психическое задаётся культурой на самых ранних этапах развития человека. К этой точке зрения примкнули многие фрейдисты. Она задала принципиально новые подходы и пробудила мысль в этом направлении. Эта точка зрения просуществовала до середины 20 столетия, была раскритикована, она интересна только тем, что дала толчок к исследованию психологических сторон детства и впервые обратила внимание на то, как окультурация человека может сказываться на психике.
2) Гигиена. успехи в развитии гигиены привели к резкому сокращению смертности населения и увеличили среднюю продолжительность жизни. В Германии на всех предприятиях были созданы департаменты гигиены и занимались реализацией мер гигиены в быту и на производствах. это мероприятие было продолжено в советское время. Нарком здравоохранения Семашко – система Семашко. В 20-30 годы она так и называлась в Европе, а потом система, которая вводилась на западе по советскому образцу, потеряла имя Семашко. Когда речь шла о проблеме здоровья, то с самого начала она была сформулирована таким образом: это борьба , связанная с предупреждением болезней. Это направление дало большой сдвиг. За 5 лет была решена проблема средней продолжительности жизни в России. Это очень впечатлило европейцев. Тогда была создана система туалетов, обеспечение кипятком на станциях, системы водоснабжения. Сейчас появилась экопроблема, которая не решена до сих пор – отсутствие в наше время бесплатных туалетов.
3) Система здравоохранения, которая обеспечивает здоровье человека. Это большая проблема и её решают не столько на уровне теории, сколько на уровне практики. Это проблема всего населения и возникает вопрос о том, кто должен ей заниматься. У нас это медики. В США этим тоже занимались медики, что привело к появлению медицинской мафии. Большинство американцев не имеют полисов и в мыслях не представляют, как они могут решить проблему здоровья. Последний президент Америки поставил в качестве программной приманки задачу создания демократической системы медицинского обслуживания. Делаются выводы о том, что проблема медицинского обеспечения – не дело медиков, а дело всего общества. Наше министерство состоит главным образом из медиков. Они решают все проблемы.
Другой вопрос – за счёт чего возможно увеличение средней продолжительности жизни. При решении этого вопроса возникают разные точки зрения: нужно делать акцент на предупреждение болезней и вернуться к институтам диспансеризации; нужно обратить внимание на переориентирование некоторых форм поведения человека (одна из причин заболеваний – неконтролируемая масса тела и курение).