Духовная культура
Духовная культура.
Это культура, обеспечивающая духовные потребности человека. Иногда говорят, материальная культура – культура средства, а духовная – культура цели. Эти два определения не дают возможности жестко выделить явления духовной культуры из культуры вообще. Вся культура является продуктом духовной деятельности человека. Т.о. на первый план выдвигается критерий «больше-меньше». Явлений материальной культуры, в которых не было бы духовного вообще, не существует. Всё является произведениями не только рук человека, но и его души. С другой стороны, нет духовных явлений в чистом виде. Все эти явления существуют для нас постольку поскольку они воплощаются в материальном. Прежде всего, психическое опосредуется словом. Духовную культуру структурируют по ряду оснований:
1. По формам:
1) религия
2) философия
1) мифология
2) искусство
3) мораль
4) наука
Рекомендуемые материалы
Между этими формами существуют взаимоотношения, которые могут носить враждующий характер. В 20 веке позитивисты начали противопоставлять науку – философии и т.п. в настоящее время все формы духовной культуры признаются как сосуществующие и взаимно дополняющие друг друга. Критика науки – антисцийнентизм. Это характерная черта культуры 20 столетия, наравне с сцийентизмом – противопоставлением науки всем другим формам духовной культуры. Антисцийентизм возник как противодействие сцийентизму.
Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич.
2. По уровням:
1) Ценности высшего уровня: идеалы
2) Ценности среднего уровня: нормы, рамки
3) Мотивы индивидуального поведения человека (духовные регулятивы), которые могут не совпадать ни с первыми, ни со вторыми.
Часто говорят, что ориентация на высшие нормы – черта традиционной культуры и с этой точки зрения ведётся критика современной либеральной культуры, что она ориентируется на нормы традиционной культуры. Современная западная традиция ориентируется на нормы, рамки – ограничение определёнными пределами поведения человека. Западная культура не требует ориентации на идеалы, а просто требует соблюдение элементарных правил поведения. Здесь есть основания для упрёков в адрес нашей отечественной культуры. Характерные отличия английской и российской литературы 19 века: в английской литературе страдания героя связаны с нарушением по отношению к герою норм среднего уровня и герой борется за то, чтобы эти нормы восторжествовали (Диккенс, например); в российской литературе основные герои борются против норм той социальной группы к которой они принадлежат (не обязательно соглашаясь с нормами другой группы) – например, «Герой нашего времени», «Евгений Онегин». Многие психологи считают, что эта черта – негативное отношение к нормам – характеризует и современного человека. Проблема права в русской культуре – вторична, первична – проблема справедливости. Эта проблема всегда решается на пределе. Проблема заключается не в том, чтобы нам стать американцами или французами, а в том, чтобы приобрести уважительное отношение к нормам, принятым в данном обществе. Владимир Февр: уехал во Францию, изучал проблему ориентации культуры на высшие или средние нормы.
Разделение на высокие и средние ценности характерно для современной культурологи, позволяющее сопоставлять различные клуьтуры