СЕРОВ Валентин Александрович
СЕРОВ Валентин Александрович (1865-1911) - русский живописец. Учился в детстве у И.Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской Академии художеств (1880—1885) у П.П. Чистякова. Преподавал в МУЖВЗ (1897-1909); среди учеников - П.В. Кузнецов, Н.Н. Сапунов, М.С. Сарьян, К.С. Петров-Водкин, Н.П. Ульянов, К.Ф. Юон. Большое влияние на Серова оказали живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М.А. Врубелем, а позже с К.А. Коровиным и творческая атмосфера абрамцевского кружка, с которым был тесно связан молодой Серов. Лучшими произведениями раннего периода ("Девочка с персиками", 1887, "Девушка, освещенная солнцем", 1888 ), в которых Серов утверждал идеал юности и красоты, счастливого и радостного бытия, присущи непосредственность восприятия натуры, интерес к разработке световых и цветовых эффектов, к передаче световоздушной среды. С начала 1890-х годов портрет, ставший основным жанром в творчестве Серова, приобрел новые черты: психологически заостренную характеристику человека и активно выявленное в нем артистическое начало. Серов много работал в различных графических техниках - акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900), пастели, литографии и пр. Рисунок Серова постепенно становился все более изысканным и экономным в использовании изобразительных средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В.И. Качалова, 1908, Т.П. Карсавиной, 1909; многочисленные рисунки к басням И.А. Крылова, 1895-1911,). В 1890 - начале 1900-х годов. Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Небольшие картины, выдержанные в единой теплой серо-коричневой гамме, лишены повествовательных элементов - скромный пейзажный мотив передает настроение тихой и грустной сосредоточенности ("Октябрь. Домотканово", 1895, ; "Баба в телеге", 1899 ). С 1900-х годов Серов, член объединения "Мир искусства" с момента его возникновения, в своем творчестве все более сближается со стилистикой "модерна". Он создает серию портретных образов, в которых раскрывает общественную значимость художественной личности (портреты - М. Горького, 1904, Музей A.M. Горького, Москва; М.Н. Ермоловой, 1905, Ф.И. Шаляпина, 1905 ). Острую, иногда гиперболизированно-гротескную и социально окрашенную психологическую характеристику модели дает Серов в портретах М.А. Морозова (1902), Г. Л. Гиршман (1907), В. О. Гиршмана (1911), И. Рубинштейн (1910) и O. K. Орловой (1911). В годы революции 1905—1907 гг. Серов создал ряд сатирических рисунков, разоблачающих царское правительство и карателей; будучи действительным членом петербургской Академии художеств (с 1903 г.), в-1905 г. ушел из нее в знак протеста против расстрела 9 января. Большое место в позднем творчестве Серова заняла историческая живопись, отличающаяся глубиной постижения исторического содержания эпохи ("Петр I", 1907), богатством оттенков в характеристике героев и обстановки ("Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту", 1900, ГРМ). В картинах на мифологические сюжеты ("Одиссей и Невзикая", 1909—1910; "Похищение Европы", 1910 ) Серов, своеобразно стилизируя искусство греческой архаики, дал собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства.