РОССИ Карл Иванович
РОССИ Карл Иванович (I775-1849) - русский архитектор. Представитель позднего классицизма. С 1796 г. работал помощником архитектора В.Ф. Бренны, в 1802-1803 гг. учился в Италии. В 1804 г. назначен художником на стекольный и фарфоровый заводы в Петербурге в 1806 г - архитектором кабинета его величества, в 1809 г. направлен в "Экспедицию кремлевского строения" в Москву (московские постройки Росси не сохранились). В 1815 г. вернулся в Петербург. С 1816 г. - один из главных архитекторов "Комитета для строений и гидравлических работ". Создал на основе обширных градостроительных планов ряд монументальных ансамблей Петербурга, которые во многом определили облик центральной части города. После сооружения живописного дворцово-паркового комплекса на Елагином острове (1818-1822) Росси осуществил строительство величественного Михайловского дворца (1819-1825; ныне здание ГРМ) и торжественный ансамбль Михайловской площади (ныне площадь Искусств) и Михайловской улицы (ныне улица Бродского) соединяющей ее с Невским проспектом. Выполненные по проекту Росси интерьеры Михайловского дворца (сохранились частично, в том числе Белый зал) свидетельствует о его высоком мастерстве декоратора. В 1819-1829 гг. Росси возвел ансамбль Главного штаба, смело решив трудную композиционную и планировочную задачу и создав триумфальный въезд на Дворцовую площадь. Росси изменил направление Морской улицы (ныне улица Герцена), ориентировал ее на центр Зимнего дворца и перекрыл мощной двойной аркой. В 1816-1834 гг. в связи с постройкой Александринского театра Росси создал один из наиболее значительных ансамблей Петербурга, состоящий из Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси), Александрийской площади (ныне площадь Островского) и Чернышева моста площади (ныне площадь Ломоносова). Последней крупной работой - здания Сената и Синода - Росси в 1829-1834 гг. завершил формирование Сенатской площади. Отличающиеся грандиозным размахом, ясностью объемно-пространственной композиции, разнообразием и органичностью решений петербургские ансамбли Росси составили вершину градостроительного искусства русского классицизм. Для творчества Росси, одного из создателей русского ампира, характерны широта в решении архитектурных задач (от планировки крупнейших ансамблей до разработки в деталях убранства интерьеров), выразительность и богатство ордерных композиций, гармоничное сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, новаторские конструктивные приемы (например, металлические перекрытия). Подчеркнуто триумфальный характер сооружений Росси отражал патриотические идеи величия России - победительницы в Отечественной войне 1812 г Росси также построил в Павловске библиотеку дворца (1822-1824) и Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в Новгороде – колокольню Юрьева монастыря (1838-1841), в Петербурге в Зимнем дворце оформил Галерею Отечественной войны 1812 г. (1826; после пожара 1837 г. восстановлена В.П. Стасовым).