РЕРИХ Николай Константинович
РЕРИХ Николай Константинович (1874-1947) - русский живописец, археолог. Учился в петербургской Академии художеств (1893-1897) у А.И Куинджи, затем в Париже (1900-1901). Секретарь ОПХ (с 1901 г.) и директор Рисовальной школы при нем (1906-1918). Член объединения «Мир искусства» (председатель в 1910-1919 гг.). С 1920 г. жил в основном в США и Индии. Совершил две большие экспедиции (1924-1928 и 1934-35) по Центральной и Восточной Азии, собрал ценные археологические и этнографические материалы. Тематику творчества Рериха определяли сначала интерес к славянскому язычеству ("Дозор" 1905 ГРМ), а с 1920-х годов к буддизму ("Тибет. Монастырь", 1942 ГРМ) представление об историческом развитии как о цепи мировых катаклизмов ("Небесный бой", темпера, 1912, ГРМ). Произведения Рериха отличаются напряженной эмоциональностью, лапидарностью выразительных средств (контурный рисунок, локальные контрастные тона), а в поздний период усложненным аллегоризмом замысла ("Знаки Гэсера", 1940 "Помни», 1945). В 1910-е годы оформлял спектакли антрепризы С.П. Дягилева (балет И.Ф. Стравинского "Весна священная", 1913 и др.), работал в области монументальной живописи (эскизы росписей церкви св. Духа в Талашкине, 1914, и др.). С 1920-х годов Рерих занимался обширной просветительной деятельностью по международной охране памятников мировой культуры; в 1954 г. на основе так называемого пакта Рериха в Гааге был подписан заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.