ЛИСИПП
ЛИСИПП (2-ая пол. 4 в. до и. э.) - древнегреческий скульптор. Родился в Сикионе, небольшом городе с богатыми художественными традициями. Работая подмастерьем в одной из мастерских, осваивал классическое наследие, считал себя «учеником Дорифора». Позже испытал влияние Скопаса, что в итоге помогло ему найти собственный путь. Л. жил в эпоху, когда рушился давний уклад греческих полисов и складывалась империя Александра Македонского, где соседствовали разные народы, божества, художественные стили. Скульпторы этого времени уже не могли и не стремились создавать статуи, подобные прежним, величественным и уравновешенным священным изваяниям. Они вносили в произведение больше личного отношения, внутреннего волнения и внешней динамики, чувства неустойчивости и драматизма жизни. Л. был одной из ключевых фигур этого периода. Иногда говорят, что он завершает искусство классической Эллады и кладет начало эллинистическому искусству. По некоторым данным, Л., работая с помощниками, оставил 1500 произведений из бронзы. Его знаменитый «Апоксиомен» (атлет, счищающий с тела грязь после борьбы) отличается от классического «Дорифора» более динамичной позой, удлиненными пропорциями. Эксперименты реставраторов показали, что бронзовый оригинал «Апоксиомена» обладал необычайной красотой, которую лишь в малой мере передает мраморная копия. Преобладающие сюжеты Л. — деяния героев, война, охота, Геракл, совершающий подвиги или отдыхающий. Л. был спутником в походах и придворным скульптором Александра Македонского. Созданный им портрет царя несет черты героя, «второго Ахилла», и в то же время — реального, ни на кого не похожего человека, которому не чужды тревоги и сомнения. В трактовке портрета Александра Л. развивает традицию, идущую от Скопаса. Л. выполнил также портретные изображения великих людей прошлого, в т. ч. Сократа, Эврипида. Эти произведения, и в особенности голова атлета-бойца, видимо, дошедшая до нас в оригинале, ставят Л. в ряд крупнейших портретистов в истории скульптуры.