ЛИ БО
ЛИ БО ( 701-762) - китайский поэт. Родился в провинции в семье купца. А это означает, что он не обладал необходимыми связями и не занимал высокого положения в китайском обществе. Тем не менее Ли Бо был образованным человеком: сохранились сведения, что ещё ребенком он увлекался чтением классиков и даже комментировал их. В юности поэт удалился на гору Миньшань, где вместе с отшельником изучал даосизм. Он много путешествовал по стране, писал стихи. Созданный им литературный кружок носил название «Шесть бездельников из бамбуковой рощи». Такое пренебрежение общественным мнением звучало как открытый вызов. Будучи известным поэтом, Ли Бо, впервые оказался в столице. Он был представлен ко двору и понравился самому императору Сюань-цзуну. Его обязанности состояли в том, чтобы по приказу императора писать стихи и проекты указов. Похоже, что эти обязанности не слишком тяготили поэта — у него оставалось достаточно времени наслаждаться обществом друзей. Однако Ли Бо не удержался на придворной службе слишком долго — говорили, что у него в спине засела «кость гордости», которая мешала ему гнуть спину. После трёхлетнего пребывания при дворе Ли Бо снова пустился в странствия. Путешествия были тогда для китайского поэта делом обычным. Однако большинство поэтов, будучи чиновниками, отправлялись в дорогу по служебным делам, а Ли Бо — исключительно по собственной воле. Сам Ли Бо говорил про себя, что он сянь, т. е. даосский отшельник, небожитель. Пьянство Ли Бо вошло в поговорку. Связь поэзии и вина в творчестве Ли Бо, безусловно, не случайна — другие китайские поэты тоже любили воспевать вино и как средство бегства от суетного мира, и как напиток, приносящий вдохновение. Несмотря на свою «кабацкую жизнь», Ли Бо был в курсе событий политической жизни. В духе своего времени он часто жаловался на неудачную карьеру, клеветников и завистников, окружавших императора. Потомкам Ли Бо достались не только его превосходные стихи, но и его новое, вполне романтическое представление о поэте, который не следует привычным нормам поведения и стихосложения, а может и должен быть уникальным (даже эксцентричным), должен отличаться от «толпы» учёных мужей, а те не смеют судить его. В эпоху строжайшего поэтического канона Ли Бо смело игнорировал общепринятые стихотворные размеры, что воспринималось как литературное хамство.