Связь в человеке мышления и деятельности
Связь в человеке мышления и деятельности. Человек есть существо деятельное. Деятельность есть приложение теоретических воззрений к окружающей среде. Какова философия культуры, где живет человек, такова и структура деятельности, которая считается обязательной, престижной, почетной или позорной. Нет единого определения деятельности, как нет единого представления о человеке или о философии. В каждой культурной среде характер и смысл человеческой деятельности качественно различен.
Человек устроен так, что обязательно проецирует свое понимание мира на внешнюю среду.
Вся человеческая деятельность делится на две области – теоретическая и практическая. В отличие от расхожих представлений о различиях между «теорией» и «практикой», «теория» также представляет собой вид деятельности, причем более центральный и определяющий человека, нежели любой другой. Человек как существо мыслящее, более всего ориентирован на «теоретическую практику». Основная работа проходит в сознании, в душе и духе человека. Философский труд является наиболее достойным видом «праксиса», где человек соприкасается со своей сутью как человека. Мысля, человек творит.
6в. Программное обеспечение систем управления - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.
Но верно и обратное: творя, делая какую-то работу, человек мыслит. Основное различие между физическим трудом и мыслью состоит лишь в качестве среды: физическое действие расходует телесные силы и оперирует с плотными предметами, которые выступают как знаки; духовная деятельность потребляет силы души и осуществляется в тонкой стихии мыслей и интуиции, результатом чего является речь или текст, а иногда интуитивное понимание или волевая решимость.
Есть несколько теорий происхождения деятельности. Некоторые из них, например, христианская, воспринимают императив труда как наказание за грехопадение, т.е. труд сам по себе видится как нечто негативное, но, тем не менее, служащее делу спасения и искупления грехов. В евангелическом сюжете повествуется о том, как палачи заставили Христа нести крест, на котором Он был распят, на Голгофу. Так, воплотившись в человека, даже Бог взял на себя тяжесть непосильного труда. Отсюда выражение – «нести крест свой». Это обязанность каждого христианина – мужественно трудиться и справляться с препятствиями, так как это входит в условия человеческого существования. В рамках православной культуры честный труд становится путем ко спасению.
В марксистской философии природа труда осмысляется в духе дарвинизма, как следствие борьбы за выживание древними людьми. Вместе с тем, трудовая природа человека здесь наделяется позитивным нравственным началом: труд сам по себе есть благо, а отчуждение результатов труда – в форме присвоения прибавочной стоимости – есть зло. Так труд («праксис») становится этической и ценностной категорией, предопределяющей структуру всей марксисткой идеологии.
Гедонистическая теория (учение о «наслаждении» как о высшей цели жизни – от греч. «гедоне», «наслаждение») рассматривает труд как чисто негативное явление, в котором выражается чисто внешняя необходимость, ограничивающая человеческую свободу, а высшей ценностью, напротив, является отдых и свободное время. Свобода в таком случае есть не свобода труда, но свобода от труда.
В разных философских учениях труду придается разное значение: где-то он воспринимается как нечто принудительное и внешнее, где-то как форма свободного выражения творческого начала, где-то как жизненная потребность человека, где-то как нравственный долг.
Единой теории деятельности не существует, в силу разнообразия культурных кодов и цивилизационных контекстов.