Популярные услуги

Гегель

2021-03-09СтудИзба

Гегель

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

1770 – 1831 (годы жизни)

Философ, политический мыслитель. Он из семьи довольного крупного чиновника. Особой биографии у него нет. Закончил теологический институт, был домашним учителем некоторое время, потом был директором гимназии, потом приват-доцентом Берлинского университета.

Довольно поздно женился в 42 года. Когда понял, что есть достаток, чтобы содержать семью и детей.

Это философ, который довольно поздно созрел. К 36-37 годам написал «Феноменологию духа» - приличную книгу.

Георг Лукич – «Молодой Гегель» - пишет: «Понять Гегеля нельзя, сплошная абстракция – крайне мутный, туманный текст». Он довольно поздно созрел – Кант и Шиллинг созрели раньше.

 И слава к Гегелю пришла позднее.

Главные работы

Рекомендуемые материалы

1821 г. – «Философия права». Есть более мелкие работы, но они не имеют для нас большого значения.

Какое место занимает философия права у Гегеля – далеко не первое. Гегель написал много. «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа», «Эстетика» и полно всяких мелких работ.

Наука логики – вот там вот Гегель! Без нее Гегель не Гегель.

Он создал метод – диалектику – систему логических категорий. Остальные его работы – это просто приложение его метода к другим сферам – к природе и т.п.

Философия Гегеля

Гегель – это прежде всего философ. Значит, он объективный идеалист – считает, что первично идеальное, существующее помимо человека (а не субъективный идеалист).

Что важно понять для его философии – он панлогист и пантеист. Он все мироздание – природу, общество, человека, социальные институты подает ка проявление мирового разума (панлогист).

Пантеист – он отождествляет природу и Бога.

Он изобрел такой метод «диалектика». Многие элементы этого метода можно найти у древних греков и у Канта.

В чем суть диалектики – это метод который предполагает рассмотрение всей действительности в развитии и во всеобщей взаимосвязи.

Гегель – сложный автор. Он слово творец – много терминов, которые он создал сам – понимай как хочешь. Когда Гегеля начали впервые переводить в начале 19 века – это совсем не то, что в 20 веке – так как философская мысль на русском зыке успела обогатиться.

Сложность философии Гегеля в том, что у него сложный понятийный аппарат – свой собственный. Вкладывает в него свой смысл. У Канта же по другому – слова известные, а смысл – свой.

Поэтому читать Гегеля – это просто мука. Хотя есть и те, которым это нравится. Есть люди, которые читают Гегеля и ничего не понимают, но говорят «Ах, какая мысль».

Гегеля не каждый может понять. Не надо притворяться. Даже на кафедре истории зарубежной философии не все понимают Хайгера – скажи – я понимаю, что понять это нельзя.

Туманный очень стиль у Гегеля. Но у него есть четкая, жесткая система. У Канта нет жесткой системы – тяжелее в этом плане. У Гегеля может читать текст и понимать не все, но понимаешь, куда это все движется.

Хотя Гегель – выдающийся философ – он создал направление, как и Кант.

Говорят, что Гегель – гений. Жуков не может так сказать точно. Маркс и многие школы в Германии вырастают из Гегеля. Что еще надо сказать о философии – есть такая манера у него – выдвигает тезис, потом антитезис, а потом синтез. Очень часто искусственно это делает – всю действительность загоняет в эту схему. Сильно искажает тем самым действительность.

Кант отличается от Гегеля тем, что Кант – ученый. Его читали современники и понимали, что это мозг! А у Гегеля нет такого – Философия природы – пытается обобщить то, что есть в то время. И его современники ученые (естествознание) смелись над ним (мол, то не понял, се не понял).

Система Гегеля

Есть 3 раздела:

1. Наука логики;

2. Философия природы;

3. Философия духа.

Он начинает свою философию с науки логики. Логика у Гегеля – это система понятий, а не формальная логика. Есть у него термины – мировой разум и т.п. Из системы категорий (логики) вырастает весь мир.

Философия духа распадается на 3 основные части:

1. Субъективный дух (куда входит);

a. Душа

b. Сознание

c. Психология

2. Объективный дух (куда входит):

a. Право

b. Мораль

c. Нравственность

3. Абсолютный дух

a. Искусство

b. Религия

c. Философия

Философия духа важна для Гегеля. В методологическом плане Гегель возвращается в античность. Аристотель, Платон мыслили циклически. Развитие мироздания – это развитие мирового разума.

Все начинается с субъективного духа ( с мировой души), а заканчивается все философией духа – конечная точка (стадия полного развития – дух сам себя познает). Кому – то схема понравится интересной, а кто-то подумает, что это словоблудие.

Гегель считал, что его система – вершина мировой философии, его система все познала. Нерсесянц, академик, автор либертарной теории. Он считал, что его либертарная теория – это венец развития правовой теории в мире.

Философия права Гегеля

Труд может быть не самый сложный, если сравнить с Наукой Логики. Есть четкая схема, хотя и не без туманностей.

3 элемента:

1. Абстрактное право;

2. Мораль;

3. Нравственность.

Гегель рассматривает каждый из этих элементов. Что лежит в основе этой схемы? Что лежит в основе философии права Гегеля?

Лежит в основе идея свободы.

Стадия объективного духа – то, что возникает у отдельного человека и общества-  все это пронизано идеей свободы.

Что понимает Гегель под правом.

1. Право – это идея свободы (в самом общем плане).

Для Гегеля право это свобода. Это первое философское понимание права.

2. Второе понимание – это позитивное право (то, что исходит от власти).

3. Право, как некая ступень права.

Это тоже право, это тоже саморазвитие права.

Вот в самом общем плане, что Гегель понимает под правом.

Философия права Гегеля – он безбрежно расширяет – там и экономика, и гражданское общество, и война и т.п.

У Канта нечто похожее – деление на частное (ГП, СП) – публичное (государство, международные отношения, война).

Абстрактное право

Что это такое? Это право абстрактно взятой личности. В трех аспектах проявляется:

1. Собственность;

2. Договор;

3. Правонарушение.

Что надо сказать в целом о Гегеле – Гегель – это про буржуазно настроенный философ. Когда он был в Вене Наполеон как раз завоевывал этот город. Казалось бы для нормального немца это трагедия – по твоей земле идет враг! Как оценивает Гегель Наполеона – восторженно! Он смотрит на проезжающего Наполеона – «Я видел сегодня Бога»! А другие немцы на него покушались.

Для Гегеля Наполеон – тот кто ломает старый феодальный порядок, оттого и Бог.

Но он подданный Пруссии, а Пруссия – это полуфеодальное государство. Поэтому его политические взгляды половинчатые – про буржуазные и про феодальные местами.

Философия права Гегеля – это развитие идеи свободы. Начинается все с собственности. Почему? Для буржуа – собственность – это основа существования. Имущество, собственность – освобождает человека! Но все по разному понимали свободу – полная свобода у йогов – никакой собственности.

Для нормального буржуа, немца-  свобода – это обладание собственностью.

Мораль

Что понимается под моралью? У нас мораль нравственность – вкладывается особый смысл.

У Гегеля все по другому.

У него достаточно сложная, в значительной степени туманная мысль – «это субъективное отношение саморазвивающегося разума к самому себе» (в самом широком смысле).

Более конкретно – люди на этой стадии оценивают свое собственное поведение со стороны.

Нравственность

В значительной степени идет от Древних Греков. От Аристотелю ( у него там в этике проблематика государства). У Канта этика и политика тоже взаимосвязаны.

Нравственность – это синтез.

Абстрактное право – это тезис.

Мораль – антитезис.

Нравственность:

1. Семья – тезис;

2. Гражданское общество – антитезис;

3. Государство – синтез.

Семья – это основа для буржуа нормального, это некий эгоизм немногих, которые собираются в первичном коллективе.

Гражданское общество и государство.

Что такое гражданское общество – в этот термин вкладывает содержание не то, что мы сейчас. Сейчас ГО – это некий средний класс, который противостоит государству.

Что такое ГО по Гегелю:

1. Наличие системы потребностей;

2. Это отравление правосудия, которое покровительствует свободе и собственности частных лиц;

3. Это наличие полиции и корпорации (общественных объединений разного характера).

Т.е. это достаточное аморфное и рыхлое образование. Система потребностей – общество – совокупность индивидов, цель которых – потреблять. Их цель – удовлетворить свой эгоистический интерес, а это порождает противоречия в ГО.

Структура ГО:

1. Субстанциональное сословие (субстанция – основа чего либо) – землевладельцы и крестьяне;

Это то, что было в Пруссии на тот момент;

2. Промышленное сословие – фабриканты, торговцы и наемные работники.

3. Всеобщее сословие - чиновники, профессора.

Философия права Гегеля – прикладывает свой метод диалектики и смотрит как оно работает. Но работает он не как ученый (т.е. идет по небольшим закономерностями и приходит к выводу). Гегель тут создает идеальную модель (отталкивается от истории Пруссии, Европы).

Почему субстанциальное сословие такое? Потому что феодальная Пруссия – это феодальная страна. Объект, предмет, средство производства – это основное средство производства.

Сословие № 2 –промышленное – Гегель заметил, что Европа движется в сторону капиталистических отношений.

Почему чиновники все общее сословие? Чиновники – это ткань государства. Государство – объединяет всех в единое целое. Оттого и всеобщее сословие.

Гегель – это пожалуй первый (вместе с Лонштейном)
начинают отделять государство от общества

Такое деления нет ни у Локка, ни у Монтескье. Почему это появляется у Гегеля? В самой жизни это появляется.

Его время – эпоха гражданской эволюции. Строится по модели дуалистической. Почему на западе государства правовые – власть может ограничить государство и сделать это государство правовым. Ядром этого общества – буржуазия.

Буржуазии надо, чтобы государство не влезало в дела экономические. Эта дуалистическая модель вырастает из этого дуалистического типа. Ф. Лассаль  - государство – ночной сторож, а буржуазия – на другому полисе. Возникает дуализм.

И дуализм этот фиксирует впервые Гегель. Делает это очень последовательно. Но в гражданском обществе у него оказывается правосудие, полиция и т.п.

Он хочет подчеркнуть, что эти институты направлены на защиту собственника! Поэтому эти институты в гражданском обществе.

Гегель хочет подчеркнуть, что институты государства направлены на защиту собственности.

Он говорит о юридических гарантиях:

1) Правопорядок- обеспечивает личную свободу и право частной собственности;

2) Равенство граждан перед законом;

3) Обнародование законов;

4) Согласованность законов со свободой. Законы должны быть основаны на свободе;

5) Публичность судопроизводства;

6) Введение суда присяжных.

Эти принципы должны быть в гражданском обществе.

Шопенгауэр- это время Гегеля. Он снимал жилье у хозяйки. Ему казалось, что ему хозяйка мешает заниматься. Они часто скандалили. Он её столкнул с лестнице, она повредила ногу. Суд присудил компенсацию. Второй суд назначил ей пожизненную выплату со стороны Шопенгауэра. Он ездил по Европе, и везде его преследовал исполнительный лис. Когда она умерла, то он в дневнике написал «Это самый счастливый день моей жизни». Это Европа- начало 19 века. Это уровень юстиции.

У нас женщина сейчас идет в суд с требованием о выплате элементов, и судья говорит, чтобы женщина нашла, привела бывшего супруга, и тогда суд назначает алименты.

Государство

Он рассматривает его в трех элементах:

1) Внутренне устройство государства;

2) Государство в международных отношениях;

3) Государство во всемирной истории.

У Гегеля философия права заканчивается государством. У него философия права начинается с собственности и заканчивается государством. У него государство завершает идею свободы, идею объективного духа.

Для Гегеля государство является абсолютной ценностью. Государство- это торжество свободы. Свобода находит свою полную реализацию в государстве. Маркс считает, что в условиях коммунизма государство отмирает и там проявляется свобода. И становятся выстраивать отношения по реализации этой свободы. Свобода- это возможность не встречать препятствий на пути удовлетворения своей воли. Европеец понимает свобод как самоограничение. Это позиция, которая позволяет бесконфликтно существовать. Но это извращенное понимание свободы. Это значит наложит на себя какие-то запреты.

Для Гегеля торжество свободы то, что есть государство. В общем плане государство для него- это абсолютная ценность. Нет больше ценности, чем государство. У Канта наибольшая ценность- это личность. У Гегеля личность находит свое существование в государстве, она часть государства.

Нормальный, средний немец- всегда человек коллектива, порядка. Гегель в этом смысле типичный немец.

Внутреннее устройство государства: он говорит о феодальной Пруссии. Для него- это совершенная модель, к которой надо стремиться. Он разделяет три вида власти:

1) Княжеская;

2) Правительственная;

3) Законодательная

Он следует за Монтескье и за Кантом, которые выделяли систему разделения властей. Но для них нужно, чтобы власти контролировали друг друга и защищали права человека. т.е. У Гегеля системы сдержек и противовесов нет, а идея защиты прав человека звучит глухо.

Главная власть- это княжеская. Монархия- это источник власти. Он противник идеи народного суверенитета.

Правительственная власть: состоит из администрации, суда, полиции. Это власть, которая выполняет основную работу. Судебная и исполнительная власть соединены. Для него- это нормально.

Законодательная власть- это двух палатный парламент: верхняя- землевладельцы, знать, а нижняя- промышленное сословие. Это совещательный орган. Он должен сформулировать идеи народа и подать их монарху. Верхняя палат должна быть буфером между монархом и нижней палаты.

Гегель под государством в теоретическом о понятийном смысле понимает: государство есть действительность нравственной идеи, это нравственный дух, как очевидная, само себе ясная субстанциональная воля. Для него государства- это идея свободы, реализованная идея свободы. Идея свободы начинается с появления собственности и заканчивается государством.

Государство в международных отношениях

Главная проблематика здесь- война. Гегель говорит, что война находится в природе вещей. Отсутствие войны- это в принципе плохо. Для отдельного человека война- это плохо, а для нации, для государства- это благо. Он сравнивает состояние без войн со стоячим болотом, а войну со свежим ветром, который освежает всё.

Это традиция немцев. Немцы- этот войны. Это традиции прусского духа.

Кант стоял на службе у польского монарха. Значит, в этой оценке войны он во многом порывает с духом просвещения (17-18 век- это век гуманизма, просвещения). Он во многом прав. Война для отдельного человека- это негативная вещь. Человек- это всегда средство, пушечное мясо. Война предполагает концентрацию усилий, воли. Все средневековые страны возникли из-за войны. Война играет позитивную роль.

Государство во всемирной истории

У Гегеля есть работа- Философия истории.

Всемирная история- присутствует идея прогресса. Она приходит вместе с христианским мировоззрением, сменяя циклическую идею, которая была в античности. Реализуется идея свободы. Она проявляет себя и в истории. Она идет по пути освобождения. Чем больше государств, тем больше свободы.

Гегель делит всю человеческую историю на 4 этапа:

1. Восточный мир;

2. Греческий мир;

3. Римский мир;

4. Германский мир.

На первом этапе господствует теократия- власть принадлежит одному, свобода одного, свободна для одного.

Греческий мир- преобладает демократия.

Римский мир- аристократия. И в Греции, и в Риме господствует свобода нескольких лиц.

Германский мир- преобладает конституционная монархия, господствует свобода всех. Свобода становится свойством каждого отдельного человека.

Германский мир- скорее всего имеются в виду не только немцы, прусские монархи. Германские племена- это и англосаксы¸ и Норвегия, и Шведы. Там формируется демократия, там возник капитализм. Он считает, что именно эти народу ведут человечество вперед.
Гегель делит все народы на исторические и не исторические. Исторические- те народы, которые создав свое государство ведут человечество вперёд, определяют ход истории человечества, и  оставляют свое место в истории. Не исторические народы- те, которые живут в тени других народов и никакого влияния на ход истории не оказывают.

Это идея абсолютно не полит корректная. Это значит, что есть полноценные народы, есть не совсем полноценные. Все народы составляют многообразие, которое называется человечеством. И делить народы на то, что они исторические и не исторические- не совсем корректно.

Гегель говорит очевидную вещь. Историческим народ может быть только тот, кто способен создать сильное государство. Государство- это бронированный кулак, с помощью которого народ прорубает себе место в истории, с помощью которого он отодвигает другие народы и идет в перед. Сегодняшнее США-исторический народ. Он ведет человечество вперед. Английский язык универсальный, мировой.

Гегель в значительной степени порывает с идеологией эпохи просвещения о том, что воин- это плохо, человек- это ценность, что народы равны. Гегель говорит, что народы не равны. Есть народы, которые способны стать ведущими и создать государство, а есть народы, которые ни к чему этому не способны и живут в тени других народов.

Гегель продолжает этатистскую традицию, которая идет от Платона: это Платон, Гоббс, Гегель, Маркс, Ленин. Есть книга Поппера «Общество и его враги», и он считает, что Гегель- тот автор, который оказал влияние на советский тоталитаризм. Гегель не может отвечать за то, что нацисты его использовали.

21.03.2012.

Мы закончили с эпохой буржуазных революций.

Переходим к 19 веку.

Есть такое понятие, как эпоха свободной конкуренции. Это до 70- гг. 19 века.

Общая характеристика периода

Утверждается в Европе капитализм. В 30-40 годы происходит промышленный переворот- резкий скачок технологий капиталистического производства. Возникает очевидно два класса- буржуазия и пролетариат. Раньше можно было говорить, что они появлялись, но сейчас можно говорить, что они появились. Остаются также ещё два класса- дворянство и крестьянство и появляются буржуазия и пролетариат, которые начинают доминировать.

Эпоха просвещения развивалась под лозунгом, что будет общество всеобщей гармонии. Но в первой половине к одним противоречиям добавились новые- были по поводу земли между крестьянами и феодалами, а сейчас между буржуазией и пролетариатом.

Европейцы начинают переосмысливать опыт Великой Французской Революции. Кровь, террор, которую породила Якобинская диктатура была осмыслена и Наполеон был тем, кто остановил этот террор. Весь 19 век обсуждается великая французская революция.

Европа бурлит, весь 19 век она бурлит. Демократия в Европе начинается строится под влиянием негативного опыта Великой Французской революции. Была пролита неоправданная кровь. Это не та цена, которую нужно платить за демократию. Есть некоторое ощущение усталости от  революции.

Буржуазия создала свою собственную государственную машину. Буржуазия становится революционной силой. Она за реализацию. У Огюста Конта стабильность и прогресс. Анти-революционные настроения в Европе.

Политическая и правовая идеология

17-18 век, переход в 19 век- это качественный скачок на Запада в развитии политической идеологии. Возникают качественно новые концепции. Например, концепция Локка- это качественная концепция. Но это не сравнить с теми теориями, которые появляются в 19, 20 веке. Там нет такой осмысленности, завершенности, какая есть в концепциях 19 века.

Направления:

1. Консерватизм

Возникает буржуазия, капитализм¸ идут буржуазные революции: английская и французская. После французской революции Европа хочет вернуться назад. Возникает европейский консерватизм. Консерватизм- слово многомерное. Но если брать политический аспект, то это желание опереться на традиции, ценности. Консерватор смотрит назад и пытается опереться на те ценности,  институты, которые были созданы и могут быть реализованы сейчас.

Есть разница между терминами  консерватизм и реакционность. Реакционер- это человек, который предлагает институты, которые когда-то были, но они свое отжили и реанимация этих институтов будет восприниматься как болезненный процесс, который может привести к социальным катаклизмам. Реакционер пытается привнести в сегодняшний день то, что уже отжило. Например, в Афганистане есть движение Талибан- они хотят уйти в 7-10 век. Они воспринимают прогресс как деградацию. Когда они были у власти, они запретили телевидение, радио. И афганское население оказалось к этому не готово. Вот движение Талибан- это реакционеры.

Консерватор- это человек, который обращен в прошлое, но он пытается применить нормы и ценности, которые могут работать позитивно, к чему люди готовы. Например, Англию называют консервативной страной- прецедентное право- это консерватизм: чем древнее прецедент, тем он и считается приоритетнее. Сегодня в США также ВС обращается к отцам-основателям Конституции США- пытаются понять, что они вкладывали в ту или иную норму.

А какие ценности, нормы, институты, которые возникли в эпоху императорской Руси можно использовать? Возможно, работает ценность великодержавия России. Это лежит в сознании именно русского народа. Коренные нерусские народы воспринимают русское государство как захватника. Например, что такое российское государство на Кавказе?

Идея великодержавия сейчас обыгрывается во внешней политики. Но такая идея не поддерживается нерусскими коренными народами.

Т.е. мы можем говорить, что Россия в глубоком кризисе, не на что опереться, нет глубоких корней.

В Европе консерватизм был: идея реставрации монархии. Больше всего монархии именно в Европе.

2. Социализм

Это направление не совсем новое для 19 века. Первые социалистические идеи мы находим в эпоху накопления капитала: Томас Мор 16 век. Именно в 19 веке социализм оформляется в развитую концепцию. Это некий качественный скачок. Возникают партии в классическом понимании. Социализм дожил до нашего дня.

Консерватизм 19 века- консерватизм дворянства, которые хотят вернуть феодализм. А потом, когда возникает социальное государство, то многие говорят, что нужно вернуться в эпоху свободной конкуренции. Например, консервативные либералы- Рейган, Тэтчер, Гайдар. Они за свободный рынок.

3. Анархизм

В Европе они возникают в религиозных движениях. Анархизм появляется к середине 19 века. Это качественный значок.

4. Либерализм

Возникает не с начала 19 века, возникает в 17-18 веках в ходе буржуазной революцию. К середине 19 века либерализм заканчивает свободную фазу. Это правовое государство, идея прав человека, идея свободного рынка.

Классический либерализм заканчивается в середине 19 века, до эпохи капитализма.

У Руссо была идея господства меньшинства над большинством, но французская революция показала, что большинство может быть деспотично. И в 19 веке возникает идея защиты прав меньшинства и идея защиты прав отдельного человека.

Либерализм из революционной силы становится консервативным. Буржуазии, которая пришла к власти, нужно совершенствовать свой аппарат, создавать свое государство, свое право.

Методология идеологии либерализма меняется. В 17-18 веках методология либерализма- это идея естественного права. В 19 веке возникают разные философские школы- гегельнианство, кантианство. Начинает обосновываться идея народного суверенитета, защита прав личности.

Исторический метод начинается использовать либеральная идеология. На либерализм начинает работать и возникшая историческая наука.

Эпоха свободной конкуренции- государство занимает позицию полного невмешательства в экономику. Буржуазия создает себе прибыль. Государство должно не мешать и установить надежную юстицию для разрешения споров. По Лассалю государство должно выполнять функцию ночного сторожа. С конца 19 века государство активно вмешивается в экономику.

Констант и Бертан формировали идеологию либерализма

 Анри Бенджамин Констан- 1767-1830

Это французский политический деятель, политический мыслитель.

Родился в дворянской семье в Лозанне. Отец был командир полка в Голландии. В 1795 году приобретает французское гражданство и включается в политическую жизнь. Он приветствует приход Наполеона к власти. Он активно участвует в политической жизни Наполеона. Но когда он становится императором, Констант бежит в миграцию. В 14 году Наполеон предлагает ему написать Конституцию. Он её пишет. После свержения Наполеона он член Парламента во Франции, участвует в либеральной партии.

Основные работы:

1) Очерк Конституции;

2) Принципы политики;

3) О свободе древних народов по сравнению со свободой новых

В центре внимания Констана- проблема свободы. Он рассматривает французскую революцию. С одной стороны, он приветствует, что революция поломала феодальный порядок, установила равенство, свободу. Но он осуждает Якобинский террор.

Он рассуждает, есть ли разница между пониманием свободы в народах Древней Греции и новых народов. Он говорит, что разница есть. Древний грек или римлян понимал свободу как свободу политическую. В Древней Греции, в Древнем Риме разделение между государством и имуществом смазано. Гражданин- это лицо, который выполняет государственные функции. Человек и чиновник- это одно и то же. Для современного европейца, француза характерен дуализм в понимании свободы. Он четко понимает, что есть свобода личная и свобода политическая.

Руссо рассуждает о правах человека и о свободе. Руссо- это начало классического либерализма. Свобода человека у Руссо – это часть народного суверенитета, она подчиняется свободе большинства. Невозможно разделять свободу личную и свободу политическую. Потому, нельзя передать суверенитет гос. органу.

Констан говорит, что есть свобода личная, которая неотчуждаемая, и есть свобода политическая, которая есть в политике. Т.е. он стоит на такой идее дуализма.

Причины перехода к новому пониманию свободы:

1) Прогресс- индивидуализация сознания. человек начинается себя воспринимать как индивид. В Европе культура- это индивидуализм. Человек воспринимает себя как ценность, зафиксированную государством. Человек противопоставляет себя обществу, государству.

2) Современные народы имеют коммерческий дух. Это народы, которые предпочитают не воевать, а заниматься промышленностью и торговлей. Торговля и промышленность создают особый слой- буржуа. Им война не нужна. Создание такого слоя влечет выделение частных интересов от интересов государства.

Промышленность подчинена политическим деятелям. Это жёстко структурированная система, где каждый знает свое место. В целом при феодализме этого не было.

Только буржуазия создает среду, которая не требует государственного участия.

3) Отменяется рабство- возникает всеобщность и дифференциация труда. Огромное количество людей включаются в общественное производство. Возникают разные сферы деятельности, которые выходят из сферы политики. Возникает сфера политики как автономная сфера деятельности, где заняты профессионалы. Политика становится уделом профессионалов.

4) Увеличение территории населения ведет к профессионализации политики. Нужны мобильные, постоянные органы гос. власти. Меры политики отчуждаются от общества и формируется автономная сфера.

По этим причинам человек раздваивается. Нужна свобода личная, нужна свобода политическая, чтобы отстаивать личный интерес. Констан указывает на противопоставление личной и политической свободы. И это противопоставление решается в пользу личной свободы. Политическая свобода нужна за тем, чтобы отстоять свободу личную. В эпоху средневековья в результате произошла одного лица человек мог быть казнен. Вот зачем нужна была демократия- чтобы такого не было и человек сам пользовался своей свободой.

У Руссо такой идеи нет. Он говорит, что парламент  придуман за тем, чтобы люди не занимались политикой, а это проявление человеческой деградации, чтобы люди не занимались политикой.

По Констану демократия нужна, чтобы человек себя комфортно, удобно чувствовал независимо от власти.

Французская революция показала, что не имеет значение, какая форма правления. Нужно ограничить власть как таковую.

Права и свободы- основные черты:

1) Субстанциональная основа государства- права человека должны быть фундаментом всего государства. Государство существует для человека, а не наоборот.

2) Личная свобода имеет абсолютную ценность. Нет ничего выше прав человека. Ни ценность коллектива, ни ценность государства не могут быть выше прав человека;

3) Права человека- это предел осуществления гос. власти;

4) Права человека- это основа законодательной политики и государства. При издании законов нужно руководствоваться идеей прав человека;

5) Подчиненность свободы политической свободы личной. Главное,- это свобода личная. Политическая свобода носит прикладной характер.

Государственное устройство

Констан сторонник конституционной монархии. Идеал для него- Англия. Он различает следующие системы властей:

1. Королевская власть

Речь идет о конституционной монархии. Монарх- это отец нации, должен следить за равновесием властей. Он вправе смещать и назначать министров, распускать нижнюю палату, объявлять войну, заключать мир, назначать судей, назначает выборы.. Правило контрасигнатуры- акты короля скрепляются подписью министра.

2. Исполнительная власть

Правительство. Не несет ответственности перед Парламентом. А в Англии есть вотум недоверия Правительству.

Но отдельные министры могут нести ответственность, в т.ч. уголовную.

3. Власть верхней палаты Парламента

Это аристократия.

4. Власть нижней палаты Парламента

Выборная палата, как палата Общин.

Нужно, чтобы между палатами была система сдержек и противовесов. Верхняя палата- это буфер между верхней палатой и монархом. Наследственная палата- это орган, который вносит позитивный баланс властей. Культурный смысл палаты- естественный резервуар национальный ценностей. Это хранитель традиций. В Европе создавали государство и они  сформировали традиции.

Нижняя палата- это популизм, желание избраться.

5. Судебная власть

Вместе с этой лекцией читают "10 Виды движения жидкости".

Должна быть независимой, сильной

6. Муниципальная власть

Это МСУ. Это давняя, важная традиция Европы.

У нас была община. Община разрушена. Земства разрушены вместе с императорской России. У нас традиции МСУ нет. Это проблема для нашей страны.

Демократия на западе во многом вырастает снизу. На низовом уровне люди учатся ответственности, власти.

И вот Констан пишет, что МСУ-важная власть, дополнение демократии

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее