Популярные услуги

Эммануил Кант

2021-03-09СтудИзба

Продолжаем эпоху буржуазных революций

Германия- это Кант и Гегель.

Эммануил Кант- 1724-1804

Это родоначальник немецкой классической философии. Потом был Фихт, Шеренг, Гегель, Фейербах.

Кант- это философ права, политический мыслитель. Для него философия права- это боковая тема, он пишет под конец жизни. Кант также ученый.

Кант типичный книжный червь. Он из протестантской семьи, учился в университете, подрабатывал учителем, не хватало средств. Работал помощником библиотекаря. Он становится профессором, ректором Кёнигсбергского университета, всемирно известным философом.

Наполеон о философах говорил, что они мошенники, т.к. с помощью умозрительных конструкций обманывают людей.

В эпоху 7-летний войны всех прусских преподавателей заставили присягнуть императору.

Кант не воспринимал искусство: музыку, живопись, архитектуру.

Рекомендуемые материалы

Кант- автор, который написал много. Он всю жизнь писал. Кант- это философский гений. Таких в общем-то немного. Он основатель направления- кантианства. В рамках кантианства возникает 5 мощных направлений, которые определили философию в 20 веке, а также оказали влияние на политическую мысль. По влиянию его можно сравнить с Платоном и Аристотелем.

Кант- это Титан. Это человек, у которого обилие мысли, веер мысли.

Если сравнить Канта и Гегеля, то специфика Гегеля- у него много терминов, которые чисто немецкие, его собственные, они предельно абстрактные. Кант употребляет слова простые, и вкладывает в них свой смысл.

Кант- очень сложный автор и в отличие от Гегеля- очень приметный автор. Он немного мутный, неясный автор. Кант идет в своей философии от естествознания, от науки.

Жуков поступил в РГГУ на факультет государственного производства, а там три семестра математики и физики. Он посещал лекции по математике и преподаватель за лекцию 3-4 раза исписывает её формулами.

У Канта длинная цепочка рассуждений. У Гегеля такого нет. У него логика своя. У Канта логика объективная, научная. Он очень сложный автор. Но великий автор.

Сочинения:

1) Основы метафизики нравственности: 1785 год;

2) Критика практического разума: 1788;

3) Работа к вечному миру: 1795 год;

4) Метафизика нравов: 1797 год. Там две части. Нас интересует первая: метафизические начала учения о праве. Это и есть его философия права. Книга относительно небольшая. Ему было 71 год, когда он опубликовал книгу. У него уже плохо соображала голова, когда он писал эту книгу. Философия права для него- это не самое главное.

Кант- это переходная фигура от эпохи просвещения к 19 веку, которая открывается пессимизмом после французской революции. И люди задаются вопросом- век просвещения шел к крови, которая пролилась после французской революции.

Кант верит в разум, в гуманизм, но у него есть перелом в пессимизм относительно человека, его будущего. Шопенгауэр вырастает из Канта. Его философия- философия пессимизма.

Кант- вершина европейской философии на тот момент. Наибольшее влияние на него оказали Монтескье, Гоббс, Руссо. Больше всех повлиял Руссо. Философию Канта называют рациональным метафизическим разъяснением, обобщением идей Руссо.

Философия Канта

Кант- философ. Его политические и правовые взгляды вырастают философию. Нужно это знать.

Исследователи различают два периода философских воззрений Канта:

1. Докритический период- до 1770 года

Здесь Кант работает по большей части как ученый. Он сильно занимается математикой, астрономией, биологией, антропологией. Он выдвинул гипотезу появление вселенной из тумана.

Он развивается под влиянием европейского рационализма. Влияние на него оказывает философия Юма.

Он верит в человеческий разум, верит в то, что мир познаваем, вещи познаваемы. Он верит в то, что можно установить гармонию в мире.

2. Критический период- с начала 70-х годов

Он развивает критическую философию. Он ставит перед собой задачу критически осмыслить человеческое сознание. Он пишет 3 книги:

a) Критика чистого разума- 1781 год;

Исследует возможности познания.

b) Критика практического разума- 1788 год;

Исследует нравственность.

c) Критика способности суждения- 1790 год.

Исследует эстетику

Эти три критики- это главные работы Канта. Он их пишет после 50 лет.

Если бы Кант не написал бы эти работы, это был бы великим философом, но он не создал бы направлений.

Главная работа Канта- Критика чистого разума.

В чем суть критического периода?

Кант поставил задачу перед собой проверить, а есть ли границы человеческого познания. Он говорит, что такие границы есть. Он погружается в скептицизм.

Он считает, что предмет познания распадается на две вещи: на феномены (явления) и наомены (вещи в себе). Феномены- это то, что человеку открывается эмпирически. Человек может это пощупать, а наомены- это то, что человек в принципе познать не может, это предел человеческого познания.

Всё мироздание делится на феномены или наомены. Есть феноменальная часть, которую мы можем понять, и есть наоменальная, которую мы понять не может. Человек принадлежит  к двум мирам- к миру эмпирическому, который мы можем познать и миру наоменальному, который не поддается познанию, это вещь иррациональная.

Кант в данном случае порывает с эпохой просвещения. Говорили, что человек может рационально построить жизнь. Кант говорит, что невозможно построить общество всеобщей гармонии. Человек в своей сущности иррационален. Человек никогда не будет удовлетворен насущным порядком. Не будет такого состояния, когда бы не было противоречий. Это рационалистический, правильный подход.

Внешне мы можем назвать причины войны, за что человек одевает шинель и идет погибать.

Чтобы легче умирать, человек думает о том, что он умирает за народ, за Родину, за семью.

И вот если человек остается один, то ему не понятно, почему он должен умирать.

Во втором периоде Кант агностик- он говорит, что есть часть мира- непознаваемая. Он субъективный идеалист. Есть изначальная форма рассудка. Мы оцениваем реальность. Мы можем подумать, что митр такой, какой он есть. Но на самом деле это не так. Мир мы воспринимаем таков, каким мы его воспринимаем. А такие вещи, как пространство и время- это априорные формы рассудка. Они объективно не существуют. Их создает наш разум.

Кант рационалист. Он продолжает развивать линию рационализма. Он ищет основания и морали, и права, и государства в сознании человека. Он считает, что основы человеческого поведения лежит в сознании человека.

Этика Канта

Концепция человека. У него двойственная природа человека. С одной стороны, человек- существо эмпирическое, т.е. он живет страстями, интересами. И зло в человеке- неотъемлемое природное начало. Человек постоянно стремится использовать свободу другого человека в своих интересах. С другой стороны, человек разумное существо. В сознании человека есть априорные принципы, которые делают человека человеком. Человек- это высшая этическая ценность. Вот такая противоречивая концепция: с одной стороны, в человеке есть зло, а с другой стороны у него есть сознание, человек- это высшая ценность, лучшее, что создал Бог и природа.

Кант  ставит вопрос, а что делает человека человеком и что его принципиально отличает от животного. Человек ничем не отличается от животного и даже хуже. Человек создает печи для уничтожения евреев. Животное этого делать не будет. Человека делает человеком разум. У Фрейда другая аксиома- человека делает человеком коллектив, а не он сам.

Теория морального закона

Неотъемлемая идея в сознании человека- это моральный закон. Он существует от рождения, до опыта. Он заложен в каждого человека. Это некая формула разума. Моральный закон сводится к тому, что человек- это высшая этическая ценность.

Кант различает все поступки человеческие на 2 вида:

1) Легальные- которые соответствуют нравственному, моральному закону, но мотивированы не им, но ему соответствуют;

2) Моральные- те поступки человека, которые он делает по требованию морального закона.

Кант вводит такое понятие как максима- субъективный принцип воления. Это принцип, которым руководствуется сам человек для себя. Есть императив. Это закон, это объективный принцип воления- то, что задается обществом.

Он выделяет два вида императивов:

1) Гипотетический- та норма, которая должна выполняться человеком в связи с наступлением каких-либо условий;

2) Категорический- норма, которой человек должен руководствоваться независимо от того, в каких условиях он находится. Это конкретизированная форма морального закона. Кант дает две формулировки категорического императива. Первая- поступают согласно такой максиме, руководствуясь которой ты можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. Вторая- поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице другого также как к цели и никогда не относился к нему как средству. Человек- это не только средство, это по преимуществу цель. Государство- это такой институт, когда человек является и целью, и средством. Не может человек выступать только средством. Он цель самого себя. И государство, и право должны понимать это, уважать и защищать человека.

Этика и религия

Кант протестант. Он не очень верит в Библию, Иисуса Христа. Он считает, что верить в Бога необходима, т.к. человек зол, он в грехе. Вера в Бога- это то, что создает человеческий порядок. Он местами отождествляет мораль и религию.

Право

Специальная работа- Метафизические начала учения о праве

Он выделяет частное и публичное право. Когда он говорит о публичном праве, то он рассуждает собственно о государстве. Учение о государстве как один из элементов учения о праве.

Это самая ранняя теоретическая, философская работа по философии права. Следующая работа будет у Гегеля- Философия права.

Главное, что Кант пытается построить свою правовую теорию на своей этике, на базе категорического императива.

Право и этика у Канта:

1. Кант говорит о пересечении этики и права. Он считает, что право, правовые законы полностью входят в этику. Право- часть этики. Источник и этики и права один и тот же- это моральный закон. Человек- высшая ценность. На него должно быть направлено право.

2. Различие этики и права: юридические законы регулируют внутреннюю природу, а этические- и внутреннюю, и внешнюю природу регулируют .

3. Критерий подлинной этики и права лежит в сознании человека.

Эгоизм коллектива создает норму, которая заставляет кого-то быть альтруистом. Этика вырастает из эгоизма коллектива- Плеханов («Старуха Изергиль»).

Кант говорит, что в основе поведения лежат категорические императивы. А Маркс говорит, что человек- это страшное животное. И не ясно, в какой части мозга у него находятся такие инстинкты.

Если Канта отправить калмыкские лагеря, то чтобы он сказал о моральных законах, есть они или нет.

4. В основе правовой этики лежит категорический императив, т.е. категория свободы человека. Свобода- такое понятие, которое лежит у многих авторов. Свобода- это некий атрибут сознания. Человек стремится к свободе. Это типичные тезисы эпохи просвещения.

Определение права- право есть совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы.

Это нетипичное определение права. Это наиболее рациональное определение права на тот момент.

Совокупность условий: Кант хочет понять для себя, человек- это существо, которое по природе злое, у которого в голове категорический императив, свобода, какие должны быть условия для этого? Право- это и есть эти условия. Совокупность условий- это условия гражданского общества, которые возникают из естественного состояния.

Из определения права вытекает идея равенства. Свобода одного человека равна свободе другого человека. И оба человека не должны нарушать свободы друг друга. Буржуазные революции выдвигают на первый план две идеи- свободу и равенство.

Классификация права: Кант дает 4 классификации права, они не простые, они не очень стройные, они пересекаются:

1) Различает право прирожденное и право приобретенное

Право прирожденное- это категорический императив, это идея свободы. Это дается с рождения.

Право приобретенное- то право, которое дает власть в результате юридических актов.

2) Право в узком смысле и в широком смысле

В узком смысле- нормы, которые предполагают правомочие принуждать. Т.е. это нормы, которые принуждают человека.

В широком смысле- правомочие принуждать не может быть определено никаким законом, т.е. это не обязательно узаконенное принуждение.

Это справедливость (это право без принуждения) и это право крайней необходимости (принуждение без права).

3) Различает право естественное и положительное

Естественное вырастает на априорных принципах разума.

Положительное вытекает из воли законодателя. Оно должно соответствовать естественному.

4) Различает право частное и публичное

Частное право- это то, которое существует в естественном состоянии. Естественное право- это собственность.

Публичное право- возникает в гражданском состоянии и оно гарантирует частно право. Это власть, общественные отношения.

Кант рисует естественное состояние так- это война всех против всех. Человек сам себе судья и это рождает войну всех против всех. Нужно переходить в новое состояние, а в гражданское, и поэтому люди заключают договор.

Гражданское состояние и естественное состояние. Он их постоянно сопоставляет. Гражданское- значит государством образованное. Он считает, что право и государство появляется потому, что потенциально они существуют в естественном состоянии. В сознании человека уже заложена и идея права, и идея государства. Именно поэтому, он приходит к выводу, что нужно создать новое гражданское общество.

Государство

О нем Кант говорит в разделе публичное право. Он государство рассматривает через призму права.

Государство- это объединение множества людей, подчиненных правовым законам.

Он говорит не просто о государстве, а о государстве должного, т.е. государство, которое должно быть. Он создает некую модель государства. Он здесь работает как философ, как этик, утопист.

Основные черты государства по Канту:

1. Природа государства: это идея права, априорно присущая сознанию.

Государство возникает, т.е. у человека есть идея свободы, идея права.

2. Идея права, лежащая в основе государства,- это идея свободы.

3. Государство возникает в результате договора. Государство имеет договорную природу.

4. Договор, общая воля, лежат в сознании человека, в категорическом императиве. Люди создают государство, т.е. есть разум, категорический императив, который защищает человека.

Кант один из первых, кто создает концепцию правового государства. Современная трактовка- это государства, которое связано с законом и правом, которое вырастает из закона и права, и высшая ценность которого- это права и свободы человека.

Государство- это институт, созданный людьми для людей на основе права.

Он пытается государство обосновать через этику. Государство необходимо людям не для того, чтоб удовлетворять их эмпирические нужды, не для того, чтобы делать человека счастливым, а государство нужно для того, чтобы удовлетворять принципы категорического императива. Поведение человека должно быть моральным. Требование моральности всегда влечет за собой решения.

Например, муж и жена живут десяток лет. Кто- то из них влюбился. И возникает вопрос, что делать: поступить по долгу и бросить любовника, или нужно уйти к любовнику. С точки зрения Канта нужно руководствоваться чувством долга, а не похотливыми чувствами.

Задача государства в том, чтобы человек был не счастливым, а моральным.

Разделение властей- Кант идет за Монтескье. Он сторонни к разделения властей. Он выделяет:

1) Законодательная власть- принадлежит народу;

2) Исполнительная- подчинена законодательной;

3) Судебная- независимая власть.

Разделение властей нужно, чтобы защитить права человека. он говорит, что власть вырастает из общей воли, которая вырастает из категорического императива.

Граждане  государства- это человек, который подчиняется только тому закону, на который он дал свое согласие. Это тот человек, который воспринимает государство как равноправного партнера. Гражданин должен воспринимать власть самостоятельно.

В правовых делах человек может быть представлен самим собой. Человек сам себя представляет в отношениях.

Человек способен голосовать. Кант различает граждан на активных и пассивных. Активные- те, которые могут голосовать, а пассивные- которые не могут (наемные работники, которые живут за счет своего наемного труда: наёмные рабочие, прислуга, женщины, домашние учителя).

Кант разделяет граждан и людей. Люди как нравственные сущности, как носители категорического императива- равны.

Государство и граждане

Кант следует за Гоббсом. Люди даже помышлять о том, почему эта власть, какие истоки у неё, почему она такими-то методами  осуществляет власть. Иначе этот ведет к смуте, к революции.

Право на сопротивление власти, проблемы революции

У него отношение двойственное:

1) Сопротивляться власти нельзя ни в каком случае, т.к. иначе человек преступник и его следует казнить. Такой же довод и у Гоббса- если власть у народа, то как же можно против себя выступать.

2) У народа тем не менее есть право менять свою власть, но эволюционно, путем реформ. И между сувереном и правителем должно быть согласие;

3) Если революция всё-таки произошла, то нужно подчиняться той власти, которая установилась

Форма государства

Идеал для Канта- строй чистой республики. Она базируется на идее свободы, господствует принцип разделения властей, народного представительства. В жизни такого нет. республика соответствует духу первоначального договора, а это формы, которые первоначально существуют. У него две классификации таких форм.

20.03.2012

Закончим с Кантом потом Гегель

Формы государства у Канта

Тема эта у него не центральная, но она такая показательная.

Политический идеал Канта – Республика. Нерсесянц – «видимо Конституционная монархия». Он наверное почему так думает? Кант – поклонник Фридриха II – но у него нет ни слова о Конституционной Монархии. Но много очень речи идет о Республики.

Еще раз – РЕСПУБЛИКА! КАНТ – РЕСПУБЛИКА!

Это следствие категорического императива. Основные отличительные черты – то, что там есть разделение властей и народное представительство. Есть 3 формы:

По числу лиц у власти.

1. Автократия – власть принадлежит одному

2. Аристократия - нескольким

3. Демократия - большинству

По способу правления (способу осуществления государственной власти):

1. Республиканский;

2. Деспотический.

Вот эти вот 3 формы они в той или иной мере должны двигаться в сторону Республики.

Он не называет монархию. Но он говорит о ней, упоминает о ней – различие между монархией и автократией. Отличия 2

· Автократия – власть принадлежит целиком главе, правителю (вся власть целиком);

· В монархии – монарху принадлежит только верховная власть.

В автократии – правитель – суверен.

В монархии – суверен – народ, а монарх – доверитель народа.

Демократия сплошь и рядом стремится к деспотизму (к демократию). Республика и демократия по Канту – разные вещи.

Республика – идеал. А вот демократия – часто стремится к деспотии – там воля большинства и она подминает под себя личность (там категорический императив нарушается – человек уже не такая ценность там).

Отношение к сословиям

Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - 28 Польско-венгерская уния.

Про буржуазен.

Дворяне себя уже изжили. Да, они чего-то достигли в свое время, но передавать заслуги из поколения в поколение нельзя – это приводит к вырождению.

Международные отношения

Вырастают из его этики, идеи категорического императива. Человек – это всегда ценность. Кант – сторонник идеи вечного мира (противник войны). Кант считает, что вечный мир невозможен, но война вступает в противоречие с категорическим императивом – а следовательно противоречит разуму. К этому идеалу надо стремиться.

Все государства должны стремиться к тому, чтобы стать Республикой и они должны войти в некий союз – Федерацию (где все государства сохраняют свою самостоятельность). И такая организация – будет гарантом против войны.

Есть целый ряд условий, которые нужны для того, чтобы предотвратить войну.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее