Популярные услуги

Гуга Гроций

2021-03-09СтудИзба

Гуга Гроций (1583-1645)

Юрист, государственный деятель. Это очень крупная фигура, очень много написал, выдающийся юрист. Основная сфера его интересов- международное право. считается, что он один из основоположников МП.

В 11 лет поступает в университет, в 15 лет заканчивает его, а в 16 лет начинается заниматься адвокатской практикой, в 20 с лишним лет- государственный казначей. Потом включается в политическую борьбу. Были две партии- одна на буржуазной основе, а вторая феодальная. Та группировка, к которой он примкнул, терпит поражение. Его посадили на пожизненное, но ему помогли сбежать. Он живет в Европе, потом шведский король поручает ему быть шведским послом в Париже.

Однажды корабль потерпел крушение, он заболел и умер.

Главная его работа «О праве войны и мира». Он написал больше 90 работ.

Гроций- выдающийся мыслитель, очень крупный автор. Это серьезное явление. Наш предмет интересует право и государство в философском смысле. Гроций на эту тему очень мало написал. Это приходится «выковыривать» из его работ.

Право в теоретическом рассмотрении появляется у немцев в 19 веке.

Он написал много, пишет ярко. В голове он держит огромное количество фактов. У него отдельные идеи о праве и государстве расположены фрагментарно, в разных местах. В этом смысле он смотрится послабее, чем Локк или Гоббс.

Мировоззрение и методология

Рекомендуемые материалы

Он деист. Для него характерен рационализм. Для него важны аргументы разума. Он использует доводы самого разума. Для него присущ принцип историзма- он историк и международник, а для международника история важна, т.к. для этого нужны факты.

Для него характерно рассматривать социальные отношения- мир политики через призму права.

Он пытается провести четкую грань между политикой и юриспруденцией.

Концепции человека у Гроция

Человек понимается исходя из концепции естественного состояния. Человек- это не тварь Божья. У него есть некие естественные потребности. Он живет с нормами, которые заданы природой. Он противопоставлял человека естественного человеку, который включен в феодальные отношения. Нет просто человека. Человек включен в какой-то слой и жестко привязан к своей среде. Это вело к тому, что на человека начинают смотреть прямо, что действительно человеку нужно.

Гроций говорит, что в человеке очень важен разум. Разум- это часть природы, он содержит законы природы.

Право

В теоретическом смысле говорит очень мало. Он сторонник естественного права.

Он различает два вида права- естественное и воле установленное. Воле установленное делится на два вида права:

1) Божественное;

2) Человеческое.

Человеческое право делится на:

1) Внутригосударственное право-устанавливается общегражданской властью;

2) Право семьи;

3) Право народов- международное право.

У него естественное право противостоит божественному, т.е. анти теологическая концепция. Бог не может отменить и изменить законы природы. Даже Бог не может изменить эти законы. Это полная ересь для католика или протестанта. Но он светский человек, поэтому ему это важно показать.

Характеристика естественного права

Он понимает его типично, характерно. Источник естественного права человека- разум. Естественное право имеет идеальную природу. И такое право не может быть ограничено Богом. Общество и культура должны освобождаться от влияния церкви.

Естественное право выступает в качестве критерия должного поведения человека.

Оно должно быть критерием права человеческого и даже Божественного (т.е. нормами природы меряются нормы Бога).

Соотношение права и силы

Свойственна демагогия. Сила должна быть основана на праве. Существует естественная связь права и силы, а сила должна быть естественным продолжением права. Но в жизни право и сила всегда противостоят друг другу.

Сила всегда служит обоснованию права. В Западных государствах правое государство опирается на силу, которая с правом никак не связана.

Сила- основа всякого государства, государственного суверенитета.

Естественное состояние и общественный договор

О естественном состоянии он говорит очень мало. Для него это аксиома. Он берет  это не в истерическом плане, а как некую рационалистическую догму.

В естественном состоянии отсутствует частная собственность, общность имущества. В отношения между людьми простота и некая чрезвычайная приязнь, т.е. люди по-доброму относятся друг к другу. Но в обществе возникают противоречия, конфликты, которые некому решать. Слабый человек подвергается насилию. Поэтому, слабое, бедное большинство общество договариваются между собой учредить государство, чтобы спастись от богатых.

Государство

Определение государства по Гроцию (заимствует частично от Аристотеля и частично от Цицерона)- государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Это в значительной степени определение Аристотеля и Бодена.

Государство- это свободные люди (это Аристотель). Это совершенный союз. Государство создается для того, чтобы право и  законы соблюдались.

Он дает признаки государственного суверенитета. Государство обладает качествами всеобщего подчинения на определенной территории. Признаки:

1) Издание законов;

2) Правосудие;

3) Назначение должностных лиц и руководство их деятельностью;

4) Взимание налогов;

5) Вопросы войны и мира;

6) Заключение международных договоров.

Государственная власть по своей природе едина, нераздельна. В основе государства лежат два принципа:

1) Принцип справедливости- это принцип естественного права;

2) Принцип целесообразности- это принцип пользы.

Ключевой принцип- это принцип справедливости. Принцип целесообразности ему подчинен.

Форма государства

Специально Гроций мало чего говорит. В целом форма государства у разных народов разная и каждый народ создает ту форум, которая ему ближе. Он называет разные формы, которые мы знаем из Платона, Аристотеля. Своей классификации он не дает.

Он негативно относится к тирании. Преимущество отдает аристократии. Это преимущественно то, что сложилось в Голландии.

Отношение к народному суверенитету

Это то время, когда возникает теория народного суверенитета- народ источник власти, источник и носитель суверенитета. А теория гос суверенитета появляется чуть раньше.

У Гроция теория народного суверенитета развернутого охвата не приобретает.

Гроций отвергает идею народного суверенитета. Эта теория ему не нравится, т.к. она ведет к свержению власти. Если в сознании народа обоснуется мысль, что они источник власти, то это приведет к революции.

Право сопротивления власти, идея революции

Это актуальная вещь. Позиция Гроция противоречива- он отвергает идею народного суверенитета. Если власть использует методы, противоречащие законам, у народа есть право сопротивляться такой власти. Но он делает оговорки. Первая оговорка-по первоначальному договору народ отдает власть целиком монарху без права изменения этого договора. Гроций служит европейским монархам, поэтому он так говорит. У народа нет прав пересматривать договор. Вторая оговорка- у государства есть право запретить народные восстания. Вот они учредили государство, чтобы обеспечить порядок, а люди хотят его свергнуть, и в результате пострадают невинные люди. Поэтому, у государства есть право такие беспорядки подавлять. Эти аргументы действуют и до сих пор. Нет ни одной Конституции, где есть право свергнуть власть. Где та черта, когда восстание становится закономерным?

Международные отношения

О них он больше всего говорит. Гроций пытается эти отношения (а это война) встроить в рамки права, урегулировать, подчинить эти отношения праву. Он пытается упорядочить их, подвести естественно-правовую базу под международные отношения.

Война- это в природе вещей, это неизбежность, но она должна быть встроена в правовые рамки, она должна иметь благо, благо большинства.

Она различает войны частные и публичные. Частные- войны, которые ведутся между разными лицами (герцоги начинают воевать между друг другом). Публичные- само государство начинает воевать.

Война также делятся на справедливые и не справедливые. Справедливая- та, которая ведется против насильственного захвата. Несправедливая- которая захватывает территорию, людей.

Бенедикт (Барух по еврейски) Спиноза (1632-1677)

Философ и политический мыслитель. Это очень крупный автор.

Он родился в купеческой, еврейской семье. Евреи в Европе живут общинами. Они изгои, живут без прав. Еврейские погромы в Европе- это норма.

Он получает еврейское образование- Талмуд, Тора. Он свобода любивый человек. Начинает заниматься философией и отлучается от еврейской общины.

Он шлифует линзы. Он уезжает в деревню. Но у него появляются ученики, известность. Он публикует работы. И потом он довольно неплохо живет.

Умирает он от туберкулёза, который был у него 20 лет.

Написал он относительно немного, но это тексты выдающиеся:

1. Богословско-политический трактат;

2. Политический трактат;

3. Этика.

Эти названия не должны вводить в заблуждение. Он там говорит о политике, о праве, но это нужно читать  между строк. Основное, о чем он говорит- это о религии. Это его основная тема. Он больше философ.

Его рассуждения о государстве и праве нужно аккуратно выстраивать, и реконструировать, а потом систематизировать.

Идейные истоки

Еврейская и арабская средневековая философия. Иудаизм сказался на философских взглядах.

Также это пантеизм Джордано Бруно, философия Декарта (это рационализм, разбавленный интуитивизмом).

Это механистически и математически истолкованное естествознание и их математические и механистические принципы понимания естествознания.

А также оказала влияние политическая философия Гоббса.

Мировоззрение и методология

Это светский пантеизм, религиозный пантеизм. Для религиозного пантеиста природа растворяется в Боге, а для светского- Бог в природе.

Он рационалист, оперирует чистыми понятиями.

Механистический детерминизм. Детерминизм- это наличие причинно-следственных связей.

Этика- для Спинозы это основа и конец его философских рассуждений. Он начинает со смысла жизни и заканчивает этим. Остальное- промежуточное звено.

Ключевая идея- идея инстинкта самосохранения. Это свойственно любым живым веществам.

Соответственно, именно инстинкт самосохранения определяет силу, мощь человека. чем сильнее инстинкт, тем больше он себе позволяет, чем слабее- тем меньше его деятельность.

Проблема свободы

Абсолютной свободы нет. Она подчинена необходимости и всегда детерминирована. Единственный способ освободить человека- познать причинно-следственную связь. Т.е. свобода- это познанная необходимость. Эта идея вырастает из иудаизма, а именно- из течения каппалы. Свобода предопределена внешними причинами. Человек только думает, что он свободен. О какой-то случайности говорить не приходится.

Проблема социального зла

Социальное зло неизбежно- такова природа человека. человек считается заложником своих страстей и общество обречено на конфликты. Он предлагает метод познания. И такое понимание сделает человека более моральным и смягчит социальную среду

Отношение к религии

Не понятно, кто он- иудей, протестант или просто философ. Он признает, что Иисус Христос был, но не признает бессмертие человеческой души. Он сводит религию к морали.

Методологические основания теории политики

Оценивая политику, государства, права нужно трезво оценивать природу человека. Нужно строить политику на механизме выгоды. Человеку должно быть выгодно заключать договор.

Естественное состояние,  общественный договор

Спиноза сторонник общественного договора. Здесь он тяготеет к Гоббсу.

Естественное состояние: ключевая идея- инстинкт самосохранения. Ведущий мотив его поведения- удовлетворение его собственных интересов. Термин война всех против всех он берет у Гоббса.

Такое состояние не может устроить. И люди приходят к выводу, что нужно создать государство, чтобы оно установило порядок. Договор- результат действия законов природы и инстинкта самосохранения.

Общественный договор должен основываться на выгоде. Человек, оказываясь в условиях договора, не передает свои права государству. Есть часть прав, которые остаются с ним как с природным существом.

Два пути возникновения государства:

1) Из договора свободных лиц;

2) Из завоевания.

Более предпочтительный- из договора он более надежный. А принуждение рано или поздно падет.

Право

Говорит он очень мало.

Он сторонник естественно-правовой теории.

Он говорит о законах природы- это то, что исходит от Бога, а с другой стороны- это мощь, сила природы. Для него нормы естественного права сама сила природы, которая появляется в человеческом поведении.

Он различает право естественное и исходящее от государство, позитивное, политическое право. Это то право, которое устанавливает государство. Политическое право- это часть естественного права. право- это то, что установлено государством и ничто другое. Всякое другое поведение будет рассматриваться как правонарушение.

Государство

В значительной степени он идет от Гоббса. Суть власти- подчинение. Одни подчиняют других. Это сущность власти.

Границ государственной власти нет. Он отстаивает теорию государственного суверенитета- государство суверен и не знает своих границ.

Государство и личность- продолжение теории государственного суверенитета. Личность абсолютно полностью подчиняется власти. Человек не может противопоставлять себя целому. Для него общество, государство- одно и то же. Даже если власть делает нелепые приказы, то человек должен этому подчиняться. Такая логика продолжает действовать до сих пор. Например, пока государство не отменило налоги, какие бы они не были, нужно платить, иначе посадят.

Границы у государства всё-такие есть. Какие это границы?

1) Разум, разумная природа государства. Основание государства- общественный договор, а это требование разума. И если государство действует в противоречии  с этим, то оно разрушает свою основу;

2) Свобода совести- основа взаимоотношений государства и личности;

3) Свобода мысли и слова- то, что является природным качеством человека.

Государство и церковь

Он считает, что государство и церковь должны быть едины. Это такая кальвинистская установка. Государство- это результат творения Бога, власть- от Бога, а должностные лица- носители воли Бога.

Форма государства

Различает монархию, аристократию, демократию.

Монархия- это форма правления, которая приемлема, но он видит её как ограниченную монархию должен быть совет при монархе.

В аристократии тоже есть совет- коллективный, коллегиальный орган.

Демократия ближе всего по духу к первоначальному договора. Демократия всегда- это жесткое, сильное государство.

06.03.2012 г.

Англия

Английская революция и Гоббс и Локк.

Английская революция – в ее ходе формируется идеология, которая потом тиражируется во Франции, а потом во всем мире, в том числе и в США.

Французская революция интересная не по идеям, а по влиянию.

Английская революция – 17 век, начинается с деревень. Когда сгоняли людей с земли, выращивали овец, стригли их и продавали шерсть.

Основные политические силы:

1. Пресвитериане (пресвитер – руководитель религиозный общины). Это крупная буржуазия, земельная аристократия, которая встала на путь капитализма – за конституционную монархию.

2. Индепенденты –  мелкая и средняя буржуазия за конституционную монархию, а потом за республику.

3. Левеллеры – ремесленники и свободные крестьяне – выступали за республику.

Английская революция шла на фоне реформации. В основном эту революция делали пуритане – протестанты-кальвинисты, они боролись со сторонниками англиканской церкви.

Сейчас в Англии около 40 млн – представители англиканской церкви. Пуритане боролись за то, чтобы половинчатую реформацию Генриха VIII довести до конца.

1640 гг. Долгий парламент.

Война между монархом и сторонниками Парламента.

Потом выигрывает буржуазия. Возникает вторая буржуазная война – между пресвитериане и индепендентами. Потом был О. Кромвель.

1659 г. – Реставрация, конец диктата Кромвеля. Яков II. Билль о правах 1689, акт об устроении 1701 (тут принцип контрасигнатуры устанавливается).

(Реставрация) Карл II – выкопал из могилы Кромвеля и вешает его на всеобщее обозрения. Выкопал убийцу своего отца и повесил на всеобщее обозрение.

Основные идеи

1. Роялисты – за монархию.

Яков I (1603 г. рождения?) и Роберт Филмер.

Что можно сказать об их идеях? Довольно стандартные. Монарх – помазанник божий. Монархия от бога, нельзя ее менять, она же от Бога! Это значит восставать против Бога.

Монарх – источник власти и закона. Монарх – обладатель абсолютной власти, ограничить ее значит устроить анархию.

Филмер говорил – Адам – первый царь. Он передал свою власть всем остальным монархам.

Монархическое направление в идеологии что еще можно сказать? Вот эти две фигуры – крайнее проявление абсолютизма.

Остальные роялисты не столь радикальные. Говорят, что Парламент нужен! Яков I говорил, что Парламент просто фиксирует акты говоря. Но другие идеологи даже с уважением относились к Парламенту.

2. Сторонники Парламенты:

a. Пресвитериане

Отделение государства от церкви, но не последовательное. Надо, чтобы государство не назначало церковных деятелей (но контролирует церковь – все равно государство). И заметь – именно государства от церкви

b. Индепенденты

i. Умеренные (Гранды)

Оливер Кромвель, Айротон (его дядя?), Джон Мильтон.

Вначале за конституционную монархию, а потом и за республику. Были против вмешательства государства полностью. Потом у них просматривается идея народного суверенитета.

ii. Левеллеры.

Это та среда, где формируются идеи либерализма (Декларация прав и свобод человека и гражданин). Тут то же самое, что касается Грандов + то, что суверенитет всегда остается у народа, обязательные принцип разделения властей, свобода торговли, от военной службы, равенства перед законом и судом и т.п.

1. Диггеры – истинные левеллеры.

Тут был силен социалистический компонент. Земля – общая, коллективизм, стремление к первоначальным христианским общинам.

Томас Гоббс

1588 – 1679 гг.

Философ, политический мыслитель, сын сельского священника. Это писатель. Он после того, как встал на ноги и получил образование, стал домашним учителем к аристократу и через него вошел в высший свет.

Когда начинаются 1640 г. революционные события, ему 52 г. Он уезжает в Европу (Францию). 10 лет там пребывает и дает уроки Карлу II – будущему монарху в Париже.

Когда Кромвель делает диктатуру свою – Гоббс делает реверанс в его адрес, чем обижает монархов. Когда Карл II стал монархом – Гоббс делает реверанс монархам и обижал этим республиканцев. Это был человек, который держал нос по ветру – он просто приспосабливался.

Сочинения

1642 г. «О гражданине»

«Левиафан» - библейский персонаж (более полное название иное – см. учебник). Туда входит 3 блока. И писал там о государстве, хотя и по мелочи он там много написал.

Гоббс крупная фигура, хоть он написал и не много. Эти сочинения до сих пор не утратили свою актуальность. Невеликий автор с течением своего времени устаревает. Про Гоббса такого не скажешь. Обилие интересных мыслей. И пишет достаточно ясно и просто. Англичане вообще на фоне немцев не плохо пишут.

Методология

Он деист.

Сторонник механического (механистического) материализма. Это материализм, который основан на механике Ньютона. Отдельные его философские рассуждения не всегда предполагали Бога. Деист же – вначале Бог есть, а потом общество по своим законам развивается.

У Жукова язык не повернется назвать его атеистом. 10-ки страниц про Бога писал. Но это советская интерпретация. Есть у него тенденции к материализму, но не более. 3- я часть Левиафана посвящена религии, церкви – для него это выдающаяся книга.

Антиклерикализм – тоже свойственен ему – не нравится ему влияние церкви на обществу.

Концепция человека у Гоббса

Ну к человеку он относится с подозрением (как Платон) – все крупные и прочные людские сообщества берут свою начало не во взаимной доброжелательности, а во взаимном страхе людей. Люди друг друга боятся, от этого и договариваются.

Что такое советская коммуналка? Это коллектив, где ты стараешься никого не задеть. Если на тебя затаили злобу, то на тебя точно напишут. Особенно при Сталине. Потом были товарищеские суды – Жуков курировал один из судов.

Причина равенства людей? Причина взаимного страха! Люди равны, поэтому между ними такая нездоровая конкуренция, когда каждый пытается жить за счет другого. Инстинкты человеческой жизни.

1. Естественная потребность добиваться для себя права собственности;

2. Естественный разум (в силу чего человек хочет избежать насильственной смерти).

Естественное состояние он выводит из собственной концепции человека.

Люди от природы равны. Люди эгоисты. Заканчивается войной всех против всех. Для него это некая умозрительная конструкция. Эта некая аксиома, от которой он отталкивается. В войне всех против всех ничто не может быть несправедливым отсутствует всякое представление о справедливости. В государстве есть мораль, которая исходит от власти. А в естественном состоянии нет справедливости.

Теория общественного договора

Гоббс сторонник теории естественного права.

Что заставляет людей заключить договор общественный? Страх смерти и стремление безопасности. Цель договора – обеспечить мир и собственную защиту. Нужно создать условия для счастливой жизни граждан.

Есть идея единой воли в его концепции общественного договора (потом Руссо это разработает).

Договор заключается и возникает государство, т.к. у всех людей возникает стремление создать для всех государство.

Важная особенность договора – механизм принудительности. Договор заключается для того, чтобы государство помогло принуждать людей. Гоббс эмоционально сравнивает естественное и государственное состояние.

Естественное состояние – одиночество, варварство, невежество, дикость. А государство – взаимопомощь, благонадёжность, доброжелательность и т.п.

Становление государства:

1. Путем войны;

2. Путем договора

Оба пути законны. Власть обладает суверенитетом.

Государство – это единое лицо, сложившееся из многих лиц, чья воля, на основании заключенных ими заключений, является волей всех и это лицо может использовать эту силу для защиты [всех].

Основные черты государства:

1. Государство – следствие договора (и из войны и из договора возникает государство, но лучше, чтобы оно возникало из договора);

2. Единое лицо – это некое единство;

3. Основано на единой воле граждан, заключающих договор и выражает эту единую волю;

4. Обладает верховной властью – это принуждение, способность принуждать;

5. Цель государства – мир и безопасность граждан.

Гоббс – это не какой-то монстр, хотя часто из него делают родоначальника деспотической мысли.

Что надо сказать еще о Гоббсе – для него характерно органическое понимание государства (государство – как организм, и у Платона это проскакивает).

Левиафан – это совокупность многих людей, сил и воль. Верховная власть – душа государства, справедливость и закон – разум государства, деньги – кровь государства. Для него государство – единое целое!

Теория государственного суверенитета

Это у Гоббса центральной нитью идет. Идет это от Жана Бадена, но есть много своего.

Суверенитет – абсолютная, неограниченная власть государства. Есть меч войны – право вести войну и применять силу, и меч справедливости – это юстиция.

Признаки суверенитета:

1. Абсолютность (власть суверена не ограничена);

2. Незаконность (суверен сам их устанавливает);

3. Неделимость;

4. Непередаваемость (другим органам).

Проявление суверенитета (повторяет Бадена):

1. Устанавливать и отменять законы;

2. Налги;

3. Объявление войны и заключение мира;

4. Назначает должностных лиц и т.п.

Отношение к разделению властей: категорически против. Почему? Английская революция – он сам постоянно при власти, вон учит Карла II и с точки зрения политической его понять можно.

Его основной аргумент – разделение властей дробит государственный суверенитет! Для него это не просто разделение функций между органами. Разделение властей – это когда власти друг друга контролируют – это ослабляет государство и дробит его.

Он по своему прав. Одно дело – США, а другое дело – в Англии или Германии. Гоббс прав в том, что это дробление суверенитета.

Граница власти – государство. Это вытекает из теории гос. суверенитета. Государственная власть – абсолютная, а значит у него границ нет и быть не может.

Но есть оговорки – границы есть. Это божественные и естественные законы. Что имеется в виду? Общественный договор – это требование разума! Требование естественных норм, требования природы – если государство нарушает эти требования, оно идет против своей природы.

Государство и общество

Эта тема дал повод считать Гоббса реакционера, который «ненавидит демократию». Но не со всем можно согласится.

1. Государство не связано обязательствами перед гражданами;

Этот тезис может показаться недемократичным. Государство – это проявление воли граждан, результат заключения договора. Если это так, то граждане не могут брать обязательства в отношении самих себя, а это нелепо. Вроде бы это демагогия, но это действительно так. Государство – это мы, люди! И государство – это часть общества, государство – это мы! И мы даем государству ровно столько ,сколько можем потом потребовать от государства.

2. Граждане не вправе сопротивляться верховной власти.

Карла I обезглавили. Идея Гоббса понятна – он при власти был в это время, а значит он за власть. Но есть и мысль другая – что государство – это воля всех граждан, а сопротивляться самим себе – глупо! Государство – это трансформированное мы. С точки зрения практики – это демагогия. Но вопрос такой – может ли восставать народ против государство? Гоббс – нет. Все Европейские революции потом сопровождались откатом назад. Т.к. государство и общество имеют одно корневую систему. Поэтому Гоббс во многом прав.

Тем не менее Гоббс говорит, что граждане в ряде случаев могут оказывать сопротивление. Какие это случае?

a. Если кто-то нападает на человека с целью лишить его жизни, здоровью или заключить в тюрьму.

Обладание этой свободой подразумевает даже возможность сопротивляться законному заключению. Вроде бы это противоречит п. 2, но так он говорит.

3. Проблема расторжения договора – можно ли расторгнуть договор или нет?

В ряде случаев можно:

a. Отречение от власти правящих лиц;

b. Завоевание государства врагами;

c. Отсутствие наследников в монархии.

Это те случаи, когда общество как бы вновь попадает в естественное состояние и общество по-новой заключает договор.

4. Обязанности государства перед гражданами?

У государства нет обязательств перед гражданами. Но есть ряд обязанностей:

a. Обеспечение соблюдения законами в отношении всех граждан;

b. Государство должно бороться с учениями

c. Государство борется с партиями;

d. Государство борется с бездельем и непомерным потреблением

e. Должно просвещать народ

f. Заниматься благотворительностью

Права и свободы граждан

Гоббс считает, что люди от природы одинаковы равны и одинаково свободны. При возникновении государства он сохраняют за собой столько свободы, сколько необходимо.

Люди могут делать все, что они хотят, за исключением того, что запрещено законом (это демократическая западная установка). Идея государственного суверенитета нельзя понимать в лоб.

Идея народного суверенитета

Гоббс сторонник. Народ – источник власти. Верховная власть учреждается народом. Из договора вытекают все права и способности верховного лица. Эта идея у него идет фоном.

А у Локка и у Руссо это вырастает в целую теорию.

Форма государства

· Монархия – одному человеку

· Аристократия – группе лиц

· Демократия – всему народу принадлежит власть.

Он критикует вслед за Баденом концепция Платона и Аристотеля – правильные и неправильные – не правильно. Неправильные формы – это просто их оценка субъективная, а не форма государства.

· Анархия

· Олигархия

· Тирания

Лучшая форма – монархия. Но эта монархия, основанная на теории общественного договора, модернизированная монархия. Это монархия нового времени, но там нет парламента, нет разделения властей, но нет такого радикализма в понимании абсолютной монархии, как у Якова I.

Религия, церковь и государство

Эти вещи тождественные, т.к. их возглавляет одно лицо – монарх.

Гоббс о праве пишет очень МНОГО. И там много мыслей интересных.

Есть естественное право и естественные законы.

Естественное право – свобода делать все, что ты хочешь. Естественные законы – это норма, которая ограничивает поведение человека.

Классификация законов:

I. Первая

a. Божественные          

i. Естественные – существующие сами по себе, по природе

ii. Установленные [проверить]

b. Человеческие

II. Вторая

a. Естественные – исходят от Бога, но существуют сами по себе

b. Положительные

i. Человеческие – от человека исходят

ii. Божественные – от Бога исходят.

Он сторонник теории естественного права. Он различает помимо естественных законов и естественного права еще человеческий закон- то, что от власти исходит.

Естественный закон – открывает человек своим разумом, он там и хранится. Естественный закон – это и божественный закон. Он называет 19 естественных законов: главный звучит так – нужно стремиться к миру и следовать ему (люди должны найти язык для совместного проживания).

Гражданские законы. Основные черты:

1. Закон – это приказ суверена (монарха, или республики при О. Кромвеле);

2. Законы должны быть обнародованы;

3. Законодатель должен быть известен;

4. Закон должен быть направлен на благо народа;

5. Должна быть понятная цель принятия закона (кратко, точно, выразительно, понятно)

6. Человеческие законы должны соответствовать божественному закону.

Либеральные мысли. Гоббс – один из тех, кто начинает традиция юридического позитивизма. Право – это то, что исходит от суверена. Т.е. у него дуализм права и закона.

Человеческие законы исходят от власти – вот в отношении них дуализма нет.

Джон Локк

Годы жизни: 1632-1704

Английский философ, политический мыслитель. Очень крупная фигура, оказавшее влияние на очень многих – 18 и 19 века.

Своего направления не создал, но написал много.

Закончил Оксфорд – с ним там связана вся его сознательная жизнь. Занимался там наукам естественными

1667 г. – с Лордом Эшли (Лорд – Канцлер) знакомится и вступает в политическую борьбу. При Реставрации занимает не последние должности. Потом бежит вместе с ним. Потом при Вильгельме Оранском – занимает должность.

Основные сочинения: «Два трактата о правлении». Относительно небольшая работа – вначале монархическую теорию критикует, а потом говорит как должна быть организована власть. Актуальности не утратил по сей день, ясно пишет и Богатство идей.

Это деизм и сенсуалист (познание с по) агностик (мир до конца познать нельзя), рационалист (мир до конца познать нельзя).

Концепция человека

Библейская. Природа человека не такая плохая, но сильно подпорчена – отсюда все конфликты.

Естественное состояние по Локку. Куда более оптимистичное. У Гоббса – война всех против всех. У Локка – состояние, которое может к этому привести. Но это неизбежно, т.к. нет судьи – каждый человек – сам себе судья, сам наказывает преступников.

Чем это плохо:

1. Нет четких законов;

2. Нет судьи над всеми

3. Нет силы для поддержания естественного закона;

4. Велика вероятность войны

Теория общественного договора

Гоббс говорит об этом МАЛО, Локк БОЛЬШЕ, а Русо – ЦЕЛУЮ КНИГУ.

Причина заключения договора – это избежание состояния войны. Это главное почему необходим договор.

Он пишет о механизме заключения договора. Цель – это взаимное сохранение своей жизни, свобод и владения. Мир, безопасность и общественное благо для народа.

· Условие договора – добровольность.

· Это значит, что люди потом могут выйти из этого договора.

· Наличие законов в этом договоре.

· Наличие принудительной силы в этом договоре

· Решение большинства является обязательным

Исторические пути происхождения государства

· Либо договор

· Либо война

Для Гоббса оба приема законные. У Локка – только договор, т.к. война не порождает права.

Локк – антипод Гоббса по многим пунктам.

Понимание свободы

Об этом говорит много Локк и Гоббс, но понимают ее по разному.

Гоббсу – свобода – это нечто принадлежащее человеку. Если ее не ограничить, она разрушительная. Следовательно, нужно подавить человека с его звериным началом.

Локк больше доверяет человеку – свобода – фундаментальнейшее начало человека. Человек не вправе отказаться от свободы, т.к. это разрушает его как личность.

Суверенитет народа

Локк – последователь этой идеи. Более определенно чем Гоббс говорит (хотя и меньше, чем Руссо).

Понятие государства

Гоббс, Локк и их современники не делают различия между государством и общество – для них это понятия тождественное.

Признаки государства (гражданского общества):

1. Появляется в результате договора (если это не договор, то это уже не государство, а что-то другое);

2. Учреждается единая для всех законодательная и исполнительная власть, а также осуществляется единая для всех правосудие, на основе единых для всех законов

3. Независимость (внешняя независимость)

Пределы государственной власти.

Одна из центральных идей Локка. Если у Гоббса государственная власть не имеет предела, как правило, то Локк считает иначе.

1. Общее благо;

2. Законы (естественные, человеческие);

3. Собственность и свобода совести;

Одной из центральных идей учения Локка – это принцип разделения властей. Об этом он пишет очень много – принцип разделения властей.

Когда говорят о разделении властей вспоминают Монтескье. Но детально об этом писал еще Локк!

Власть нужно разделить для того, чтобы поддержать режим законности, защитить человека и его свободу.

Соединение законодательной и исполнительной власти создают условия, в которых создается деспотизм.

Виды властей:

1. Законодательная (главная – идет от народа);

2. Исполнительная (возглавляет монарх);

3. Федеративная (занимается внешними делами – как часть исполнительной).

Формы государства:

1. Демократия – власть многих;

2. Олигархия – власть нескольких;

3. Монархия – власть одного.

Его идеал – конституционная монархия. Он же Гранд, умеренный левеллер.

Он критикует абсолютизм – по его мнению это вводит общество в естественное состояние, это произвол. Не жалеет черной краски!

Право сопротивления власти

Локк много говорит по этому поводу и отстаивает право народа на сопротивление – народ договор учредил, ему же и отменять договор. Когда можно сопротивляться власти:

1. Действия власти противодействующие свободе

2. Превышение должностным лицом своих полномочий

3. Если монарх препятствует созыву парламента

4. Произвол власти и т.п.

Сторонник теории разделения властей, сторонник конституционной монархии – ограничение власти монархия.

Право

Сторонник теории естественного права, пишет много, но несколько сумбурно. У Гоббса стройная система – естественные законы и то, как он их анализирует. Нужно у Локка систему реконструировать.

Один из ключевых терминов – это закон природы, т.е. тот же самый естественный закон. Нет четкого деления на закон/право.

1. Источник естественного закон – Бог

2. Содержится в разуме человека

3. Ему подчиняются все люди, т.к. они часть природы

Виды законов

1. Закон природы (естественный закон/естественное прав)

2. Божественный закон;

3. Человеческий закон

Эти законы должны гармонично сочетаться.

Проблема законности

Очень важная тема на тот момент – он говорит о том, что законность – это то, что необходимо для поддержания режима свободы и равенства, чтобы поддерживать государство в пределах закона. Власть должна находится в пределах человеческих законов, а они должны соответствовать естественным законам.

Собственность

Он сторонник абсолютного права собственности.

Лекция "Профессиональное самоопределение" также может быть Вам полезна.

Государство и церковь

Он сторонник разделения государства и церкви. Он ставит вопрос так – государство не должно влезать в дела церкви. И это тоже будет поддерживать режим законности, режим ограничения власти государства. Веротерпимость ко всем, кроме католиков – они враги (по той причине, что они политические враги, а не потому что он не признает католицизм).

07.03.2012.

Основатели праздника 8 марта- Роза Люксембург и Клара Цеткин. Это немецкие коммунистки- была права за права женщин и свободу любви. Ленин против свободы любви.

Праздник 8 марта находится на втором месте после Нового Года.

Это праздник не только для женщин, но и для мужчин. Женщина- это праздник для мужчин и наоборот.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее