Популярные услуги

А-игры порядка 2х2, 2хm, nх2

2021-03-09СтудИзба

§ 6. а-игры порядка 2 × 2, 2 × m, n × 2

А-игра порядка 2 × 2. Рассмотрим А-игру порядка 2 × 2, котрая задается матрицей потерь первого игрока.

Для решения этой игры следует сначала найти верхнюю и нижнюю цены  в простой А-игре:


Рассмотрим вариант, когда а*≠ a*. В этом случае, оптимальные стратегии игроков следует искать среди смешанных стратегий: x = (x1,x2),  y = (y1,y2).

Согласно леммам § 4 для их нахождения составим  систему:

    a11 x1 + a21 xã,                 a11 y1 + a12 y2ã,

    a12 x1 + a22 x2 ã,                 a21 y1 + a22 y2ã,

    x1 + x2 = 1,                            y1 + y2 = 1.

Введем обозначение: d = a11 + a22a12a21.

Рекомендуемые материалы

Определить величину оборотных средств в производственных запасах по i– тым комплектующим, если годовой объем выпуска изделий, в каждом из которых применяются i– тые комплектующие на сумму 3 д. е., составляет 36000 шт. Договора с предприятиями-поставщ
В предшествующем году заводом было изготовлено 60 тыс. изделий по себестоимости 90 д.е./шт. В текущем году, в результате удорожания ком-плектующих, переменные затраты на производство продукции увеличились по сравнению с предыдущим годом на 187,5 тыс.
Оборотные активы фирмы составляют 26 млн. д. е. внеоборотные – 52 млн. д. е. Соотношение заемного и собственного капитала 1 : 5. Заемный капитал представляет собой краткосрочную задолженность. Определить сумму собственного капитала и показатель полно
Какова величина уставного капитала акционерного общества, если известны остальные статьи бухгалтерского баланса: Денежные средства 10000 тыс. д.е. Ценные бумаги 5000 тыс. д.е. Запасы сырья и готовой продукции 60000 тыс. д.е. Основные средства 25000 т
В отчетном году предприятие реализовало продукции на 600 д.е., по-лучив при этом 200 д.е. прибыли. Определить затраты на одну денежную единицу реализованной продукции и рентабельность производства.
Домашнее задание "Планирование инновационного процесса" (вариант №16)

Лемма 1. Если а*≠ а*, то d ≠ 0 (докажите самостоятельно).

Если d ≠ 0, то легко проверить (см. задачу 6.1.), что следующие векторы

и число


являются соответственно оптимальными стратегиями и ценой в расширенной А-игре, то есть удовлетворяют приведенным выше системам линейных равенств и неравенств.

Пример 1. Пусть матрица первого игрока имеет вид


Поскольку a* = 0,4; a* = –14, то в простой А-игре нет цены и, стало быть, нет чиcтых оптимальных стратегий. Вычислим константу d.

d = –14 – 10,4 – 0,4 – 0,85 = –25,65


По предложенным выше формулам находим смешанные стратегии и цену игры.


2. А-игра порядка n × 2. Игру порядка n × 2 изучим на следующем примере.

Пример 2. Фермер может выращивать две культуры (т.е. имеет две чистые стратегии θ1, θ2). Состояния погоды можно считать стратегиями природы:

δ1 = {лето жаркое, сухое};

δ2 = {лето жаркое, влажное};

δ3 = {лето теплое, сухое};

δ4 = {лето теплое, влажное};

δ5 = {лето холодное, сухое};

δ6 = {лето холодное, влажное}.

Пусть матрица доходов фермера (т.е. матрица потерь природы, которую считаем первым игроком) имеет вид:


Требуется найти цену игры ã и оптимальные стратегии                     x = (x1, x2, x3, x4, x5, x6) и y = (y1, y2) первого и второго игроков соответственно.

Сравнивая строки в матрице потерь видим, что четвертая стратегия доминирует над третьей. Третью строку вычеркиваем, а вместо x3 подставляем 0.

Воспользуемся графическим способом решения, для этого составим линейные функции, которые выражают ожидаемые выигрыши фермера, соответствующие чистым стратегиям первого игрока, оставщимися после проведения процедуры доминирования:


Эти линейные функции имеют вид:


Рис.1

При каждом фиксированном y1 первый игрок, выбравший стратегию δi, несет потери gi (y1). Первый игрок минимизирует свои потери, поэтому мы рассматриваем ломаную (ломаная (рис.1) выделена жирной чертой).

Mаксимизируя далее доходы второго игрока, находим


Таким образом, мы графически построили оптимальную стратегию второго игрока y = (y1, 1–y1), где y1 есть точка пересечения функций g4(y1), g6(y1); цена игры ã есть значение функций g4, g6 в точке их пересечения. Составим уравнение для y1:

4y1 + 3(1–y1) = 3y1 + 6(1-y1).

Находим: ã = g4(0,75) = g6(0,75) = 3,75.

Итак, стратегия y = (3/4, 1/4) второго игрока является оптимальной.

Определим оптимальную стратегию первого игрока. На рис.1 видно, что для i = 1, 2, 3, 5 выполняются строгие неравенства

gi(0,75) > ã.

Это значит, что в силу леммы 3 (§4) справедливо x1 = x2 = x3 = = x5 = 0. Решением будет являться вектор x = (0,0,0,x4,0,x6).

Найдем x4, x6.

x = (0, 0, 0, x4, 0, 1–x4)

1∙0 +2∙0 + 4∙0 +3x4 + 12∙0 + 6(1– x4) = 3,75

3x + 6 – 6x4 = 3,75

x4 = 0,75

Решение:  x = (0, 0, 0, 3/4, 0, 1/4),   y = (3/4,1/4),   ã = 3,75

Фермер может интерпретировать полученный ответ двояко: либо а среднем 3 года из 4-х сеять первую культуру, 1 год – вторую, либо в среднем 3/4 площадей отводить под первую культуру, 1/4 под вторую.

3. А-игра порядка 2 × m. Игру порядка 2 × m изучим на следующем примере.

Пример 3. При выращивании картофеля фермер может вносить удобрения в почву по следующей схеме:

θ1 = {количество удобрений на 1 га соответствует определенной норме};

θ2 = { количество удобрений на 1 га больше этой нормы на 30%};

θ3 = { количество удобрений на 1 га меньше нормы на 40%}.

Для природы рассмотрим два вида погоды:

δ1 = {лето сухое};

δ2 = {лето влажное}.

Предположим, что матрица потерь первого игрока (доходов второго игрока – фермера) имеет вид:


ã* = 4,  ã* = 2,5,   ã* ≠ ã*

Рассмотрим смешанные стратегии игроков:

x = (x1, x2),    y = (y1, y2, y3)

Составим функции:

которые имеют следующий смысл: fJ(x1) – это доход фермера, если он использует чистую стратегию Θj, а природа отвечает ему смешанной стратегией x = (x1, 1–x1). Эти линейные функции имеют вид


Рис.2


Максимизируя функции fj(x1), получаем функцию (см. рис. 2)

которая определяет максимальный доход фермера при стратегии природы (x1, x2), где x2 = 1–x1.

Поэтому цена игры такова:

Как видно из рис.2 цена игры ã есть значение функций f1, f2 в точке их пересечения. Составим уравнение для x1:

2x1 + 2 = –2x1 +4

x1 = 1/2.

Оптимальной стратегией первого игрока будет - x = (1/2, 1/2), а ценой игры ã = f1(1/2) = 3. Для нахождения оптимальной стратегии второго игрока воспользуемся леммой 3 §4


По второй части леммы 3 (§3):

f3(1/2)<3   => y3 = 0.

Следовательно, оптимальная стратегия второго игрока будет иметь вид: y = (y1, y2, 0) = (y1, 1– y1, 0). Составим уравнение

4y1 + 2(1– y1) + 3∙0 = 3,

y1 = 1/2.

Итак, получили решение:

x = (1/2, 1/2),   y = (1/2, 1/2, 0),  ã = 3.

Задачи к § 6

6.1. Имеется матрица

,

причем а* ≠ а*. Доказать, что решением игры будет:

.

6.2. Рассмотрите игры 2×4 и 5×2 с матрицами потерь первого игрока соответственно

,     .

Решите эти игры графически.

§ 7.  A – игра порядка 3 ´ 3

Рассмотрим метод решения данной игры на следующем примере: дана матрица потерь первого игрока


        

Поскольку  a* = 2,   a* = 0, то простая A–игра не имеет цены. Перейдем   к   отысканию цены       ã   и   оптимальных стратегий x = (x1, x2, x3),   ∑xi = 1; y = (y1, y2, y3),   ∑yj = 1 в расширенной A – игре. Для этого рассмотрим три линейных функции

fj(x1, x2) = a1jx1 + a2jx2 + a3j(1 – x1x2),   j = 1, 2, 3,

т.е.

f1(x1, x2) = x1 + 2x2 – (1 – x1x2) = 2x1 + 3x2 – 1,

                      f2(x1, x2) = 2x1 + 0x2 + (1 – x1x2) = x1x2 + 1,

f3(x1, x2) = -3x1 + x2 + 2(1 – x1x2) = -5x1x2 + 2.

Число fj(x1, x2) равно потерям первого игрока, если он применяет свою смешанную стратегию x = (x1, x2, 1 – x1x2), а второй игрок – чистую стратегию qj.

Попарно приравниваем эти функции:

f1(x1, x2)  = f2(x1, x2),

f1(x1, x2) = f3(x1, x2),

f2(x1, x2) = f3(x1, x2).

Получаем три линейных уравнения  для переменных x1, x2:

l1: x1 + 4x2 = 2,

l2: 7x1 + 4x2 = 3,

l3: 6x1 = 1.

На плоскости переменных x1, x2 построим эти прямые, предварительно определив область определения:

x3 = 1 – x1x2 ³ 0,   Þ   x1 + x2 £ 1;   xi ³ 0

Рис.1

Находим координаты точек, входящих в область определения и находящихся на пересечениях прямых (между собой, а также с границей), затем подставляем их в функции и находим потери. Для более наглядного представления составим таблицу, где первая колонка – это номер точки; следующие три – значения функций f1,  f2,  f3 в этой точке; последняя – значение максимума в этой точке, т.е.

f­(x1, x2) = max{ f1(x1, x2),  f2(x1, x2),  f3(x1, x2)}

N

x1

x2

x3

f1

f2

f3

f­

1

0

0

1

-1

1

2

2

2

1

0

0

1

2

-3

2

3

0

1

0

5

0

1

2

4

0

3/4

1/4

1

5/4

5/4

5/4

5

0

1/2

1/2

1/2

1/2

3/2

3/2

6

1/6

0

5/6

2/3

7/6

7/6

7/6

7

3/7

0

4/7

-1/7

10/7

-1/7

10/7

8

2/3

1/3

0

4/3

4/3

-5/3

4/3

9

1/6

5/6

0

11/6

1/3

1/3

11/6

1/6

11/24

3/8

17/24

17/24

17/24

17/24

Далее находим минимум чисел, стоящих в восьмом столбце; это и будет искомая цена ã в расширенной А–игре (у нас ã = 17/24). Координаты соответствующей точки определяют оптимальную стратегию первого игрока (у нас x = (4/24, 11/24, 9/24)).

Осталось найти оптимальную стратегию y = (y1, y2, y3) второго игрока. Это можно сделать с помощью лемм 2, 3 (§ 4), однако мы поступим иначе.

Возьмем три линейные функции

gi(y1, y2) = ai1y1 + ai2y2 + ai3(1 – y1y2),   i = 1, 2, 3,

т.е.                       g1(y1, y2) = y1 + 2y2 – 3(1 – y1y2),

g2(y1, y2) = 2y1 + 0y2 + (1 – y1y2),

g3(y1, y2) = -y1 + y2 + 2(1 – y1y2),

и составим три линейных уравнения, приравняв их попарно:

g1(y1, y2) =  g2(y1, y2),

g1(y1, y2) = g3(y1, y2),

g2(y1, y2) = g3(y1, y2).

На плоскости переменных y1, y2 построим  прямые, соответствующие уравнениям l1, l2, l3, предварительно определив область определения  (y3 = 1 – y1y2 ³ 0,   Þ   y1 + y2 £ 1;   yi ³ 0).

l1: 3y1 + 6y2 = 4,

l2: 7y1 + 6y2 = 5,

l3: 4y1 = 1.

Рис.2

Находим координаты точек, входящих в область определения и находящихся на на пересечениях прямых (между собой, а также с границей), затем подставляем их в функции и находим потери. Заполним следующую таблицу, где

g¯(y1, y2) = min{ g1(y1, y2),  g2(y1, y2),  g3(y1, y2):

N

y1

y2

y3

g1

g2

g3

g¯

1

0

0

1

-3

1

2

-3

2

0

1

0

2

0

1

0

3

1

0

0

1

2

-1

-1

4

5/7

0

2/7

-1/7

12/7

-1/7

-1/7

5

1/4

0

3/4

-8/4

5/4

5/4

-8/4

6

0

2/3

1/3

1/3

1/3

4/3

1/3

7

0

5/6

1/6

7/6

1/6

7/6

1/6

8

1/4

3/4

0

7/4

2/4

2/4

2/4

9

2/3

1/3

0

4/3

4/3

-1/3

-1/3

6/24

13/24

5/24

17/24

17/24

17/24

17/24

Далее находим максимум чисел, стоящих в восьмом столбце (это, очевидно, цена игры ã = 17/24; попутно получаем проверку вычислений, так как полученное число совпало с найденным ранее). Координаты точки, стоящей в этой строке, соответствуют искомой оптимальной стратегии второго игрока y = (6/24, 13/24, 5/24). Итак, мы получили ответ:

 ã = 17/24, x = (4/24, 11/24, 9/24), y = (6/24, 13/24, 5/24).

Вам также может быть полезна лекция "О том, как работает Internet".

Задачи к § 7

7.1. Найти графическим методом решения следующих А-игр:

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5184
Авторов
на СтудИзбе
436
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее