Развитие исторических знаний
Развитие исторических знаний.
Историография – процесс развития исторической науки. Также, когда говорят об историографии какого-либо вопроса имеют в виду то, как то или иное историческое явление изучалось предыдущими учёными-историками.
На древнем Востоке существовали записи событий по годам, а также произведения о деяниях правителей. Одним из известных древневосточных историков является китаец Сыма Цянь (3 в. до н. э.). «Отцом истории» традиционно считается греческий учёный Геродот Галикарнасский, автор труда «История» в 9 книгах. Другими выдающимися греческими историками являлись Фукидид, автор «Истории Пелопонесской войны», Ксенофонт и Полибий. В древнем Риме существенный вклад в развитие исторической науки внесли Тит Ливий, Светоний, Саллюстий и Корнелий Тацит. В период античности произошло становление рационализма при рассмотрении истории. Греческие и римские историки искали прежде всего разумное, рациональное объяснение исторических событий, исключая всё сверхъестественное, чудесное. В древности возникает жанр исторической биографии, выдающимся представителем которого, считается Плутарх. В целом в древних цивилизациях господствовал циклический подход к историческому процессу. Все события считались следующими в вечном круговороте (подобно смене времён года), что лишало исторические события уникальности и неповторимости.
С победой христианства утверждается линейное понимание истории. История представляется как линия, отрезок, имеющая начало и конец. Каждое событие признавалось неповторимым и уникальным. Главное из этих событий – рождение Христа – стало считаться как бы центральной точкой истории. Развитие исторической науки в средневековье следует признать шагом назад по сравнению с античностью. Из исторических произведений можно назвать в первую очередь погодные записи событий, осуществляемые, как правило, монахами-хронистами в монастырях. Такие записи в Европе назывались анналами, а в средневековой Руси – летописями. Характерным примером летописи и самым древним из дошедших до нас исторических русских памятников является «Повесть временных лет », написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Причиной осуществления событий считался божественный замысел, провидение или козни дьявола. Стихийные и социальные бедствия (наводнения, неурожаи, нашествия кочевников) считались «казнями Божьими», наказаниями, посланными за грехи людей.
Восстановление светской исторической науки и нерелигиозного объяснения исторических событий началось в эпоху Возрождения. В качестве причин исторических событий стали рассматриваться воля и желания людей. Историки обратились к влиянию географических условий, экономики, государственного строя на ход истории. Из историков эпохи Возрождения стоит отметить Н. Макиавелли и Ж. Бодена. Выдающимися историками 17 – 18 вв. являлись Ж. Боссюэ, Ф. Вольтер, Д. Юм, дж. Вико, И. Гердер. В России полноценная историческая наука берёт начало с петровских реформ. Первым историком, предпринявшим попытку создать на базе изучения древних источников историю России был один из сподвижников Петра 1 – Василий Никитич Татищев. Из русских историков 18 в. следует отметить М. В. Ломоносова и М. М. Щербатова.
В 19 в. история становится полноценной наукой, одной из дисциплин гуманитарного цикла. В университетах появляются исторические факультеты и соответствующие кафедры. Историки целенаправленно прибегают к археологическим раскопкам, совершенствуют технику исследования источников. В русской историографии огромную роль сыграло появление труда Н. М. Карамзина «История государства Российского. Следует также упомянуть исторические изыскания А. С. Пушкина, Н. А. Полевого, Т. Н. Грановского. В середине 19 в. выходит капитальная «История России с древнейших времён» С. М. Соловьёва. Она до сих пор остаётся самым подробным изложением русской истории. Жанр психологического исторического портрета развивал Н. И. Костомаров. В трудах выдающегося историка В. О. Ключевского можно уже отметить не столько описательный, сколько аналитический уклон. Он занимается не только изложением событий (после труда Соловьёва это было уже излишним), а аналитическим размышлениями над закономерностями российской истории.
На развитие отечественной историографии 20 в. наиболее существенное влияние оказала марксистская идеология, ставшая в советские годы обязательной основой осмысления истории. Первым марксистским историком в России стал М. Н. Покровский. Историки-марксисты уделяли значительное внимание исследованию экономических и социальных факторов, но часто теряли личностную компоненту истории и часто неправомерно рассматривали все события сквозь призму классовой борьбы. Из немарксистских историков советского периода наибольший интерес представляют идеи Л. Н. Гумилёва, одного из ярких представителей евразийства, автора теории пассионарности этносов. Интерес Гумилёва сосредотачивался на изучении взаимоотношений Руси и степных народов.