Культура первобытного общества
Культура первобытного общества.
Сначала в стаде первобытных людей, а затем с формированием Homo sapiens на протяжении всего развития родового строя в процессе трудовой деятельности человека шло накопление полезных знаний, вырабатывались формы духовной культуры.
Люди хорошо знали географические условия своей местности, свойства растений, полезных и вредных, различные минералы. Австралийцы, индейцы Америки, бушмены Африки умели читать следы животных, предсказывать погоду, ориентироваться по звездам. Умели лечить простуду, нарывы, переломы и вывихи, змеиные укусы и др. Использовали массаж, компрессы, делали даже ампутацию конечностей.
Мышление человека было очень конкретным. В связи с этим числовые величины, которыми оперировал первобытный человек, ограничивались вполне определенными предметами (два дерева, три куска мяса, пять пальцев и т.д.). Числа свыше десяти обозначались понятием «много». Расстояние измерялось днями пути, размерами частей человеческого тела (пальца, локтя, ступни), полетом стрелы и др.
В верхнем палеолите развиваются религиозные представления. Появляется тотемизм, то есть представление о сверхестественной связи определенной группы людей (большей части рода) с каким-либо животных или растений или другим элементом окружающей природы.
Проблема происхождения тотемизма является трудной. Часть отечественных исследователей объясняет его происхождение условиями материальной жизни общества. Занимаясь охотой на какого-либо зверя или собирая наиболее распространенные в той или иной местности растения, человек стал считать животных или растения своими сородичами, имевшими с людьми общих предков. Эти животные и растения становились тотемами. В честь них совершались обряды. Впоследствии возникло запрещение (табу) убивать тотемных животных, появился культ священных животных и растений. Идея коллективного родства людей с тотемом-предком отразила процесс становления основанной на экзогамии родовой организации с ее общественным производством.
Составной частью религиозных верований явилась также магия, т.е. волшебство, колдовство. Палеолитические охотники перед тем как отправиться на охоту совершали различные колдовские обряды, долженствующие сделать охоту удачной.
С.А. Токарев выделил промысловую, вредоносную, военную. Половую (любовную), лечебную и предохранительную, метеорологическую магию.
Рекомендуемые материалы
Одной из древнейших форм религиозных верований является анимизм. Окружающая живая и неживая природа считалась способной мыслить, делать добро и зло людям. Она наделялась душой, одухотворялась. Это представление возникло в связи с верой в сверхестественные существа –души и духов. После смерти тела душа превращается в бесплотный дух. Для духов стали изготавливать специальные вместилища – фетиши.
Фетишизм также считается древнейшей формой религии. Это культ неодушевленных предметов, наделенных сверхестественными свойствами. В фетишизме переплетаются анимистические и магические верования. По представлениям жителей Западного Судана, обладание фетишем делает их храбрыми, помогает в различных делах.
Фантастическим отражением процесса развития первобытного общества явился культ предков. Предки рассматривались как хранители опыта производственной деятельности, так как передача его шла от старших поколений к младшим. Поскольку души умерших, по представлениям первобытных людей, могут обитать среди людей или навещать «страну мертвых», считалось, что связь между живыми и мертвыми не прекращалась. Поэтому человек стремился задобрить предков.
В период формирования матрилинейности рождается культ женских предков – прародительниц. С возникновением земледелия он получает дальнейшее развитие. Вместе с тем появляется культ «матери-земли» и космических сил природы. Человек начинает обожествлять дождь, небо, небесные светила. Солнце становится воплощением света, тепла, плодоносящих сил. Заход солнца рассматривается как нисхождение в царство мертвых, восход – новое рождение, воскресение.
На природу стремились воздействовать колдовскими приемами, молитвами и жертвами.
Вместе с покойником в погребение клали орудия труда, пищу, украшения, Человек представлял, что все это пригодится умершему «на том свете».
Первобытные космические верования развиваются дальше в эпоху патриархата. Боги, олицетворяющие силы природы, начинают почитаться в образе человека. Дальнейшее развитие получает культ предков. Преимущественно почитались предки по мужской линии. В патриархальных семях большое значение приобретают культы домашнего очага и семейных богов-покровителей (домовые).
Изменяется погребальный обряд. Покойникам придается поза спящего человека (скорченное трупоположение); погребение посыпается красной охрой, так как красному цвету приписывалась животворная сила. В могилу наряду с обычным инвентарем, начинают помещать насильственно умерщвленную жену.
Распад родового строя и формирование классового общества сопровождались изменениями и в религиозной идеологии. В моногамной семье особенное значение приобретает культ предков богатых и знатных людей.
Особое значение придается культу вождя. Успехи в войне приписываются сверхестественной силе вождя, покровительству духов. У народов Полинезии вожди могли наложить табу на любой предмет, делая его неприкосновенным для народа. Владыки племен превращались после смерти в антропоморфных богов.
Сверхестественный мир стал представляться как иерархия богов, имевших свои сферы действия в природе и обществе. У каждого племени были свои боги. Возникло многобожие, или политеизм.
Развиваются религиозные обряды, которые первоначально совершались вождями. Затем в связи с делением общества на классы в руках вождя оставались светские функции, а религиозные передавались жрецам, владеющим искусством магии.
Информация в лекции "8 - Комплексирование методов" поможет Вам.
В честь богов люди начали строить храмы, где жрецы производили отправление религиозных обрядов.
В эпоху верхнего палеолита развивается искусство. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники наскальной живописи. Изображались животные, сцены охоты. (файл «Ласко») Живопись связана с охотничьей магией. К памятникам искусства и проявлению культа матери-прародительницы относятся статуэтки женщин из камня и кости, находимые на верхнепалеолитических стоянках. С самого начала искусству были присущи реалистические черты. Первобытное искусство, с одной стороны, удовлетворяло эстетические потребности людей, с другой, имело связь с первобытными религиозными верованиями. (рис.15 – файл «Альтамира»)
Наскальные рисунки эпохи неолита стали глубже и шире по содержанию. Это сцены охоты и сражений. Центральной фигурой становится человек (стрелок из лука). (рис.16 – файл «Африка.фреска») Животные небольших размеров. Происходит стилизация изображаемого. (рис.17 – файл «Африка.Анжер»)
Развивается искусство орнаментики. С помощью штрихов, ямок, кружочков, отпечатков веревок, а затем и с помощью красок украшались глиняные сосуды. Орнаментация имела смысловое значение.
Большое внимание уделялось украшению собственного тела, как женщинами, так и мужчинами. Для украшений использовались шлифованные каменные браслеты, ожерелья из кусочков камня, кости, зубов животных, тело окрашивалось охрой, гипсом, углем, наклеивали цветной пух. С помощью кремневых ножей наносили рубцы, делали татуировку. У многих народов Океании считалось, что чем больше рубцов на теле человека или чем обильнее и замысловатее татуировка, тем большее уважение должно ему оказываться.
В первобытном обществе появились различные обрядовые танцы, песни, музыка. Первобытные люди надеялись плясками умилостивить духов. Многие пляски носили и светский характер. Исполнителями чаще были мужчины. Женщины хлопали в ладоши, отбивая такт, или сопровождали пляску пением, ударами бубна, игрой на трубе или свирели. Наряду с плясками распространялись спортивные игры (игра в мяч, метание тех или иных видов оружия и др.).