Художественная обработка изделий из металла и кожи
Художественная обработка изделий из металла и кожи
Воин и охотник на коне во всем великолепии боевом убранства — любимый и очень распространенный образ в башкирском фольклоре. Истоки формирования его теряются в глубинах столетий истории тюрков. Уже в середине I тысячелетия н. э., когда древние тюрки отчетливо заявили о на исторической арене, создав свое государство — Тюркский каганат, они имели высокоразвитое ремесленное производство, связанное, прежде всего с изготовлением оружия и предметов боевого убранства коня.
В художественной обработке изделий из металла башкирские мастера использовали различные приемы: насечку серебром по железу, гравировку, чеканку, штамповку и литье, воронение и чернение, шлифовку, филигрань. В изготовлении и украшении предметов убранства коня и вооружения применялись не все указанные приемы: бляхи для конской упряжи, колчанов и налучий декорировались гравировкой, насечкой, штамповкой; удила и стремена отливали в формах, а затем орнаментировали чеканкой или гравировкой; наиболее излюбленным способом декоративного оформления металлических изделий конского убора и вооружения было серебрение, в том числе насечка, гравировка и чеканка.
Производство вооружения, воинского снаряжения и предметов убранства коня у башкир опиралось на сравнительно развитое кузнечное ремесло и традиции выделки кожаных изделий. Колонизаторская политика царизма, опасавшегося вооруженных восстаний башкир, ударила, прежде всего, по кузнечному делу. На протяжении XVII—XVIII вв. периодически возобновлялись запреты иметь башкирам кузницы и производить изделия из металла.
Сегодня об искусстве башкирских мастеров по художественной обработке металла и кожи можно судить главным образом по тем замечательным образцам старинных изделий, которые сохранились в музейных собраниях страны и за рубежом.