Хореографическое искусство Башкортостана
Хореографическое искусство Башкортостана
Веками создавались формы народного танца. Они кровно связаны с жизнью и бытом народа и, подобно сказаниями, являются художественным выражением его характера.
Народная инструментальная музыка всегда была связана с танцем. Народное танцевальное искусство в Башкортостане богато и разнообразно. Ни один народный праздник, ни одно семейное торжество не обходится без плясок.
Народные танцы башкир отличаются ярким своеобразием, большой выразительностью и эмоциональностью. Важное место отводится в них воспроизведению трудовых движений и картинок быта: охоты, верховой езды, старинных обрядов и обычаев, забавных происшествий. Многие башкирские танцы до сего времени сохраняют изобразительный характер. За последнее столетие народная башкирская хореография обогатилась выразительными лирическими танцами, групповыми и массовыми игровыми молодежными плясками.
В темпераментных мужских танцах воплощен целый мир чувств и переживаний. В них выражаются мужество, удаль, молодечество, сознание собственного достоинства и нередко живое чувство юмора. В мужском танце много экспрессии, сложных движений, разнообразных ритмов: притоптывания, похлопывания одной ногой о другую, различных наклонов корпуса и головы. Важную роль играет в мужских плясках мимика, всевозможные возгласы, восклицания, прибаутки.
В женских плясках преобладает грация, изящество, легкое лукавство, застенчивое кокетство. Танцуют женщины плавно, мягко переступая, тихо кружась на одном месте, слегка пощелкивая пальцами. Движения их рук гибки и свободны. В парном и групповом танце девушки то манят к себе партнера, то, при его приближении, застенчиво закрывают лицо платком и отворачиваются, потупив глаза и склонив голову.
Цели и задачи архитектурной композиции - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.
Во многих девичьих танцах воспроизводятся трудовые движения. Таковы, например, сольный танец «Бишбармак», в котором изображается весь процесс приготовления башкирского национального блюда, или групповой танец «Игры бурзянских девушек», рассказывающий о том, как девушки помогают охотникам управляться с принесённой с охоты дичью. Девушки «ощипывают» убитых птиц и тут же затевают игры, изображая токующих тетеревов.
Файзи Агдамович Гаскаров - первый профессиональный башкирский танцовщик. Весной 1939 года был создан Башкирский ансамбль народного танца. Первым его художественным руководителем стал Файзи Гаскаров.
Ансамбль был организован из талантливой молодежи, бывших участников художественной самодеятельности. Многие артисты ансамбля заслужили широкую известность не только в пашей стране, но и далеко за её пределами. Солисты М. Р.Идрисов, А. Ф.Фахрутдинов, М.Шамсутдинов - лауреаты IV Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Во многих странах выступал ансамбль, и всюду зрители восторженно благодарили башкирских танцоров, восхищались самобытностью их искусства, оригинальностью каждого танца, высоким мастерством артистов ансамбля. Умение отобрать типическое из сокровищницы народного танца и сохранить всю поэзию, свежесть и непосредственность подлинника отличают стиль творчества Ф.А.Гаскарова, который изучил не только башкирскую народную хореографию, но хорошо знаком и с танцевальным творчеством других народов, населяющих Башкирию: русских, татар, марийцев, чувашей.
К числу лучших работ Гаскарова, кроме названных выше, следует отнести такие танцы, как девичья поэтическая пляска «Семь девушек», искрящаяся теплым юмором хореографическая сценка «Три поколения», лирические дуэты «Дружба», «Свидание», жизнерадостная молодёжная пляска «Гюльназира».
Материал, собранный во время фольклорной экспедиции по районам БАССР в 1939 году, Ф. А. Гаскаров использовал не только для постановочных работ в ансамбле народного танца, но и при написании первых национальных балетных либретто: «Журавлиная песня» и «Горная быль».
Старые хореографические традиции народа стали основой для развития национальной балетной профессиональной школы. Соединение классической хореографии с народными танцевальными движениями - плодотворный путь для творческих поисков создателей национального башкирского балета.